Скачать 60.81 Kb.
Дата15.03.2019
Размер60.81 Kb.

На базе факультета информатизации социальных систем нами было проведено эмпирическое исследование мотивации выбора профессии, многофакторная диагностика личности



ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Павлова Н.А., Машанов А.А.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
In modern psychology there are many studies on various psychological aspects of students’ personal development, professional training and the professional formation of the individual. There are studies on the competencies that ensure the effectiveness of future specialists. However, the effectiveness, studies, issues of personal development and professional development of students are not studied enough.

Прослушать

На латинице

 

Словарь - Открыть словарную статью


Инновационные процессы, происходящие в социально-политической и экономической сферах общества, вызвали необходимость исследования проблемы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студента в высшем учебном заведении. Высшее образование сегодня нацелено на решение важнейших задач: сохранения и приумножения культурного наследия общества, развития ценностных ориентаций личности на ответственном этапе ее формирования, достижения высокого уровня готовности к труду и профессиональной деятельности, ее модификации в постоянно меняющихся условиях.

Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим подготовку будущих специалистов. В связи с этим актуальна проблема личностно развития студентов.

Одной из важнейших задач обучения в вузе является становление профессионала, которое состоит из формирования его профессиональной ментальности, самосознания и т. п. Большое значение в процессе становления имеет мотивация выбора профессии и личностное развитие студентов.

В современной психологии имеется достаточно много исследований посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. В ряде работ рассматривались особенности личностного и профессионального становления студентов. Есть исследования, посвященные изучению профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность работы будущих специалистов. Однако, несмотря на результативность, проведенных исследований, проблемы личностного развития и профессионального становления студентов изучены недостаточно.

Целью данного исследования было изучение динамики личностного развития студентов специальности «информатик- психолог».

Мы предположили, что у студентов при выборе профессии доминирующим является внутренний мотив, и личностные качества студентов совпадают с качествами необходимыми при становления будущего специалиста.

Основные задачи заключались в изучении: 1) индивидно-личностных характеристик. 3) мотивации при выборе профессии; 2) изучение типологических особенностей личности студентов;

На базе факультета информатизации социальных систем нами было проведено эмпирическое исследование личностных характеристик у студентов (1-4 курсов) на этапе обучения в ВУЗе

В работе использовались следующие методики:


  1. Многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелом .

  2. Методика «Мотивы выбора профессии», предложенная Очаровой Е.М.

  3. Тест Д. Голланда по определению типа личности.

Первое направление нашего исследования было изучение индивидно-личностных характеристик студентов. На рисунке 1 показана динамика наиболее значимых показателей по методики Кеттела.



Рисунок 1 - факторные показатели по методике Кеттела

По результатам исследования получены следующие результаты студенты 3-4 курса имеют высокие показатели по ряду параметров «высокий интеллект», «доминантность» в сравнении со студентами 1-2 курса.

Студенты 1-2 курса самоутверждающиеся, независимые, упрямые, подозрительные, имеющие собственное мнение, не поддающиеся обману, самоудовлетворенные, предлагающие собственное решение, контролируемые и социально значимые.

К четвертому курсу студенты быстрее воспринимают и усваивают новый материал, утверждают свое «Я», самоуверенные, независимо мыслящие, заинтересованные во внутренней психической жизни, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Студенты имеют тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Являются социально внимательными и проявляют заботу о социальной репутации.

Второе направление нашего исследования, было посвящено изучению мотивов выбора в профессии рисунок 2.

По результатам исследования отмечается, что ведущими мотивами выбора для студентов 1-3 курса являются: внутренние индивидуальные мотивы.

Ведущим мотивом выбора для студентов 4 курса являются: внутренние социально значимые мотивы и внешние положительные мотивы.

Выбирая профессию, первокурсники ориентируются на две задачи: во первых решение личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствования, и.т.д; во- вторых, получение определенных знаний и умений , способствующих становлению конкурентноспособного специалиста в данной сфере. Отмечается все возрастающая от курса к курсу адекватность представления студентов своей будущей профессии

Исходя из вышеизложенного, можно сделать предварительный вывод : в течении четырех лет обучения на факультете ФИСС у студентов внутренние мотивы связанные с удовлетворением собственных потребностей, остаются достаточно высокими, но в процессе обучения формируются внутренние и внешние социально значимые мотивы. Таким образом, можно отметить, что второй и третий обучения в вузе является важным этапом в формировании мотивации и личностном самоопределении студента, как будущего специалиста.
Рисунок 2 – Результаты обследования студентов по методике «Мотивы выбора профессии»
Следующим этапом нашего исследования было изучение типов личности студентов по методике Д. Холланда, рисунок 3.

По результатам проведенного исследования нами выявлено, что у студентов первого и четвертого курсов доминирующим типом личности является социальный. У студентов второго курса ярко выражены артистичный и социальный типы. А у студентов третьего курса доминирует предприимчивый тип личности.

Таким образом, студенты первого и четвертого курса обладают социальными умениями, нуждаются в контактах с людьми, что немаловажно для дальнейшей профессиональной деятельности. Они активны, гуманны, стремятся поучать и воспитывать. Решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства и на умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями.

Для студентов второго курса, представителей артистического типа личности характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Они независимы в решениях, имеют сложный взгляд на жизнь, оригинальны. Также им свойственно опираться на эмоции, воображения и интуицию. У них высоко развиты моторные и вербальные способности. Предпочитают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

Студенты 3 курса доминантны, любят признания и любят руководить. Они избирают цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любят приключения. Им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны и предприимчивы, обладают хорошими вербальными способностями.
Рисунок 3 – Результаты обследования студентов по опроснику Голланда
Заключение

Проследив динамику личностного развития студентов можно сделать предварительные выводы, что большая часть студентов факультета сделали выбор своей профессии осознанно, а не по совету третьих лиц и, несмотря на свои собственные интересы.

Выбирая профессию, первокурсники ориентируются на две задачи: во- первых, решение своих личностных проблем, познание самого себя , самосовершенствование и.т.д; во вторых, получение определенных знаний и умений , способствующих становлению конкурентноспособного специалиста в данной сфере.

Обучение для них – это, прежде всего, возможность стать высококвалифицированным специалистом в профессиональной области



В процессе обучения на факультете у студентов более адекватно формируются профессиональные представления: создается образ специалиста.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



На базе факультета информатизации социальных систем нами было проведено эмпирическое исследование мотивации выбора профессии, многофакторная диагностика личности

Скачать 60.81 Kb.