страница1/4
Дата04.09.2019
Размер0.77 Mb.
ТипДиссертация

Мустафина камила равильевна интернет-технологии в педагогической деятельности учителя


  1   2   3   4

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»



МУСТАФИНА КАМИЛА РАВИЛЬЕВНА



ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
540.200 – Информационные технологии

в физико-математическом образовании

540.604. – высшее образование
Диссертация

на соискание академической степени магистра

по направлению «Информационные технологии

в физико-математическом образовании»

Научный руководитель: к. ф.-м. н.,

доцент Алиева Л. М.


Махачкала – 2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕРНЕТ –ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………......8
1.1. Модернизация образования, как фактор развития содержания деятельности учителя. Возможности использования Интернет- технологий в образовании………………………………………………8

1.2. Развитие содержания профессиональной деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий………………………26

Выводы по главе 1……………………………………………………………….50
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ…………………………………………………………….51


1.2. «Сеть творческих учителей», как средство сетевого взаимодействия педагогов…………………………………….......…....51

2.2. Методика использования Интернет-технологий на уроке информатики……………………………………………………………..69

Выводы по главе 2……………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…………76
ПРИЛОЖЕНИЕ………………....……………………………………………….81



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Информатизация образования сегодня является необходимым условием поступательного развития общества. В обществе создаются материальные и организационные предпосылки для развития единой информационной образовательной среды, способствующей овладению учащимися основами информационной культуры, создающей условия для модернизации содержания образования, развития новых образовательных технологий.

В последние годы новые перспективы совершенствования образовательной системы открыло развитие глобальной компьютерной сети Интернет. С одной стороны, этот фактор обусловил новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дал мощный импульс к развитию содержания деятельности учителя, использованию им новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве, самообразование.

Исследованиям в области создания образовательных сетей, дистанционного обучения, учебных телекоммуникационных проектов посвящены работы М. Ю. Бухаркиной, А. Н. Тихонов, А. В. Могилева, М. В. Моисеевой, Е. В. Огородникова, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, Т. А. Полиловой, А. Ю. Уварова, Д.И. Тиффинова, Д. Т. Рудаковой, М. Ю. Монахова и других.

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному человеку, диктуют новые


задачи образования. При организации обучения информационным технологиям важно уйти от «кнопочно-технологической идеологии», речь должна идти не столько о подготовке «информационного потребителя», который умеет в нужный момент найти нужную информацию, сколько о человеке, умеющем организовать информацию в систему, соотносить ее с личным и общественно-историческим опытом и на этой основе вырабатывать адекватную и целенаправленную линию поведения. Гораздо важнее и сложнее научиться и научить учащихся работать с информацией, понимать сущность информационных процессов.

В отдельных регионах и школах в последние годы активно используются интернет-технологии в образовательной деятельности: проводятся телекоммуникационные проекты, учителя-предметники вместе со школьниками создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, работают созданные по инициативе учителей-энтузиастов сетевые методические объединения, проводятся уроки с использованием ресурсов Интернет, организуются теле-, видеоконференции и семинары в Интернет, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса.

В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Необходимость совершенствования подготовки учителя, нацеленной на развитие содержания компонентов педагогической деятельности на основе использования Интернет-технологий, является чрезвычайно актуальным в условиях современного информационного общества, что и обусловливает выбор темы данного исследования.

Возможности использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматривались в работах В. Олифер, С. В. Симоновича, Ю. А. Семенова, А. Д. Иванникова, М. П.Лапчика, Е. В. Алексеева, Г. А. Андрианова, С.А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Б.С. Гершунского, С. Г. Григорьева, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Н. Тихонова, А. Ю. Уварова и других, но в их работах не отражены многие аспекты проблемы использования Интернет-технологий в деятельности современного учителя.

Исследования в этой области касались в основном подготовки студентов к использованию средств НИТ в обучении. При этом ряд аспектов этой подготовки, например, подготовка к применению интернет-технологий в деятельности учителя разработана далеко не в полной мере. Таким образом, целостного системного анализа развития деятельности учителя на основе использования Интернет-технологий и обоснования методики его подготовки в этой области проведено не было.

Все вышеизложенное указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Существующие противоречия между потребностью в использовании Интернет-технологий в деятельности учителя и непроработанностью этих вопросов в педагогических исследованиях определили тему нашего исследования «Интернет-технологии в профессиональной деятельности учителя».

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя в условиях новой информационной образовательной среды, включающей в себя средства и ресурсы Интернет-технологий.

Предмет исследования – содержание Интернет-технологий и методика использования образовательного сообщества «Сеть творческих учителей» в образовательной деятельности.

Цель исследования – раскрыть педагогические возможности Интернет-технологий и методику использования их в учебной и внеклассной деятельности.

Гипотеза исследования – заключается в том, что применение Интернет-технологий должно усовершенствовать деятельность учителя, повысить качество образования, обеспечить решение задач модернизации образования.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:



  • выявить состояние исследуемой проблемы;

  • разработать методику использования учителем материалов сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» на уроках и во внеурочной деятельности;

  • разработать конспект урока по применению Интернет-технологий на уроке информатики.

Методологической основой исследования являются работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, А. Н. Леонтьева и других; работы в области теории, методологии и практики информатизации образования С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, М. П. Лапчика, А. С. Драхлер и исследования в области структуры и содержания профессиональной деятельности В. П. Беспалько, Т. В. Добудько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. В. Софроновой, С. В. Панюковой, Н. В. Щербакова, Е. Н. Шиянова.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: формально-педагогический, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.



Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что:

1) выявлены основные направления использования Интернет- технологий в педагогической деятельности учителя;

2) разработана методика использования материалов образовательного сетевого сообщества педагогов «Сеть творческих учителей».

Практическая значимость исследования заключается:


  • в представлении материала по содержанию Интернет-технологий, который ,может быть, использован учителями;

  • в разработке методики по использованию Интернет-ресурсов на уроках и во внеучебной деятельности.

На защиту выносятся:

  • Методика использования Интернет-технологий в урочной и внеклассной работе;

  • Технология использования ресурсов «Сети творческих учителей».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 50 наименований и приложения.

Первая глава «Основные направления развития содержания деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий» посвящена анализу педагогических возможностей Интернет-технологий, школьной практике их использования.

Во второй главе «Методика использования Интернет-ресурсов в учебной и внеучебной деятельности учителя» рассмотрена методика использования ресурсов образовательного сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» в деятельности учителя.

В заключении магистерской диссертации формируются основные результаты и выводы, полученные в процессе теоретического и практического исследования в соответствии с целями и задачами.

В приложении представлен конспект урока по теме «Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами».
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Модернизации образования как фактор развития содержания деятельности учителя. Возможности использования Интернет-технологий в образовании
Всемирная Паутина сейчас активно входит во все области науки, искусства и повседневной жизни. Естественно, не осталась в стороне и педагогика. Можно с уверенностью сказать, что в этой области успехи и перспективы развития Internet являются впечатляющими.

Для руководящих работников и специалистов образования Internet постепенно превращается в один из важнейших источников информации и удобное средство общения. С его помощью возможна непосредственная передача информационных массивов по компьютерным сетям, их просмотр и обработка на удаленных системах в соответствии с учебными, научными и управленческими нуждами. Без всякого сомнения, в ближайшем будущем компьютеры всех учебных заведений будут не только объединены в локальные сети, но и получат выход в Internet. В связи с этим все специалисты образования должны иметь представление о принципах поиска и обмена информацией в Сети.

Независимо от того, какая необходима информация, в Internet обязательно найдется соответствующий материал.

В Internet имеется огромное количество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует по следующим причинам: во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый ресурс, следовательно, ресурсы быстро обновляются и изменяются. За год в любом указателе сетевых ресурсов устаревает приблизительно четвертая часть сведений.

Описать ресурсы Internet в области педагогики также является крайне сложной задачей. Это педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература, дискуссионные группы, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения и многое другое.

Единого списка педагогических конференций, семинаров, проектов не существует. Привести сколько-либо осмысленный список педагогических и научно-педагогических учреждений не представляется возможным из-за его огромных размеров [18]

Под Интернет-технологиями мы будем понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: сервис WWW, электронную почту и листы рассылки, поисковые системы, ICQ, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, телеконференции, ftp-серверы и другие виды услуг. В некоторых источниках под Интернет-технологиями также понимают еще технологии ActiveX: броузер Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage, веб-совместимый пакет Office 2003, языки программирования VBScript, JavaScript и другие. Так или иначе, Интернет-технологии - это совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг Сети.

Рассмотрим наиболее распространенные Интернет-технологии, представляемые пользователю Сети Интернет.



Всемирная паутина (WWW). По мере развития Internet в его оборот вовлеклись все большие и большие объемы информации и ориентироваться в Internet становится все труднее. Тогда и встала задача создать простой и понятный способ организации информации, размещаемой в узлах Интернета. С этой задачей в полном объеме справилась служба WWW (Word Wide Web, Web) – Всемирная Паутина.

История WWW начинается с того момента, когда в 1989 году сотрудник известной научной организации СЕRN Бернерс-Ли предложил своему руководству создать базу данных в виде информационной сети, которая состояла бы из документов, включающих в себя как саму информацию, так и ссылки на другие документы. Такие документы есть не что иное как гипертекст.

Идея организации информации в виде гипертекста не нова. Гипертекст «жил» задолго до появления компьютера. Простейший пример некомпьютерного гипертекста – энциклопедия. Некоторые слова в статьях помечаются курсивом.

Это означает, что мы можем обратиться к соответствующей статье и получить более подробную информацию. Но если в некомпьютерном гипертексте нам нужно листать страницы, то на экране монитора переход по ссылке гипертекста мгновенный. Нужно только щелкнуть мышью на слове-ссылке.

В компьютерном варианте гипертекст используется в справках, поставляемых с программами. Ссылки позволяют быстро отыскать ответ на интересующий вопрос.

Основная заслуга Тима Бернерс-Ли в том, что он не только выдвинул идею создания информационной системы на базе гипертекста, но и предложил ряд методов, которые легли в основу будущей службы WWW.

Создается новая организация – WWW-консорциум (W3С), призванная разрабатывать и утверждать стандарты WWW.

В 1994 году количество WWW-серверов начинает быстро расти, и новая служба Internet не только получает мировое признание, но и привлекает в Internet огромное количество новых пользователей [11].



Принципы WWW.

WWW – всемирно распределенное множество Web-страниц, размещенных на узлах Internet и связанных между собой гиперссылками (или просто ссылками).

Web-страница – структурная единица WWW, которая включает в себя:

  • собственно информацию (текстовую и графическую);

  • ссылки на другие страницы.

Web-страницы, физически находящиеся на одном узле Internet, образуют так называемый Web-сервер (или Web-сайт).

Итак, служба WWW построена на идее гипертекста.

Каждый компьютер, имеющий постоянное (то есть не коммутируемое) подключение в Internet, можно использовать в качестве Web-сервера и поместить на него документы, имеется в виду сделать общедоступными. А для просмотра содержимого любых серверов WWW пользователь должен иметь лишь программу просмотра WWW – Web-броузер. Подсоединившись к Internet, пользователь должен ввести лишь имя Web-сервера, и его содержимое появится на экране.

Взаимодействие клиент – сервер при работе на WWW происходит по протоколу, который называется HyperText Transport (или Transfer) Protocol – сокращенно HTTP. Для получения WWW-документов с сервера в запросе обязательно указывается протокол, адрес сервера, имя директории на сервере и файла с необходимым документом. Эта комбинация получила название Uniform Resource Locator (URL или Location). Типичный URL выглядит следующим образом: http:// www.vspu.ac.ru/tol/index.html.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет ссылка?

Внешняя ссылка – это фрагмент текста или рисунок, щелчок по которому вызывает переход на связанный с ним ресурс, написанный в формате URL. С помощью URL можно сделать ссылку на:

а) WWW – сервер или конкретную страницу этого сервера. Для этого используется следующий формат:

http://<адрес сервера>/<путь к странице>

Например, http://www.microsoft.com

Путь к конкретной странице можно не указывать. В этом случае вы попадете на начальную страницу, так называемый homepage.

б) FTP-сервер или конкретный файл на сервере:

ftp://<адрес сервера>/<путь к файлу>

Например, ftp://ftp.microsoft.com/internet/ic.exe

Путь к файлу можно не указывать. В этом случае откроется корневая папка сервера.

в) Телеконференцию:

nntp://<адрес конференции>/<номер сообщения>

Например, nntp:relcom.humor/60

г) Входящий почтовый ящик:

mailto: <электронный адрес>

Например, mailto:bar@glasnet.ru

д) Файл:

file:/// <адрес файла (путь)>

Благодаря наличию URL в Web-странице может находится ссылка не только на другую страницу, но и на любой другой ресурс Internet [4].

Просмотр WWW.

При подключении к Web-серверу на экран выводится картинка (Web-страница), похожая на экран встроенного справочника Windows- программы. На Web-странице могут находиться надписи, тексты, рисунки и другие объекты. Как и в справочнике Windows-программы, щелкнув мышью любое выделенное (обычно подчеркнутое) слово (ссылку), вы перейдете к Web-странице, соответствующей этому слову (этой ссылке). Однако, в отличие от встроенных справочников программ, выведенная по ссылке Web-страница может находиться на любом другом Web-сервере (то есть может быть передана вам уже другим Web-сервером). Щелкая по различным ссылкам, вы можете в поисках информации за несколько минут проскакать по Web-серверам в десятке разных стран.



Web-броузеры. Из программ просмотра WWW (Web-броузеров) наиболее широко используются Netscape Navigator фирмы Netscape Communications и Internet Explorer фирмы Microsoft. Они очень удобны в использовании и обеспечивают просмотр почти всех видов информации, доступных в WWW [5].

Поисковые системы. Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователю не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).

Поисковые системы делятся на две группы систем: поисковые системы общего назначения и специализированные поисковые системы.

Поисковые системы общего назначения являются базами данных, содержащими тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины. Такие поисковые системы позволяют находить Web-сайты или Web-страницы по ключевым словам в базе данных или путем поиска в иерархической системе каталогов.

Интерфейс таких поисковых систем общего назначения содержит список разделов каталога и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, а в каталоге выбрать определенный раздел, что сужает поле поиска и таким образом ускоряет его [16].

Рассмотрим наиболее используемые российские поисковые системы общего назначения.

1. Aportодин из первых российских поисковых систем. По способу представления результатов поиска служба Апорт в настоящее время является одной из самых передовых не только в России, но и во всем мире.

2. Атрус(@Rus) – популярный каталог, при его наполнении активно используются средства поисковой системы Апорт, а результаты поиска могут представляться как через службу @Rus, так и в составе результатов Апорт.

3. Ramblerрейтинговая система, обладающая всеми основными функциями поисковых индексов. Она позволяет быстро выяснить круг веб-сайтов, содержащих информацию на заданную тему и оценить их популярность по количеству посещений за последние сутки.

4. Яndex – мощная поисковая служба, обладающая представительной базой данных по отечественным ресурсам Интернета.

Перечислим наиболее распространенные поисковые системы в мире.



1. AltaVista. Создана в 1995г., является одной из крупнейших поисковых систем в мире. Дает возможность поиска информации на многих языках мира, в том числе и на русском. Однако информация о русскоязычных ресурсах занимает лишь малую часть базы данных. Кроме того, имеет значение и территириальная расположенность поисковой системы.

2. Excite. Одна из самых популярных поисковых систем WWW. Создана в 1995г. Кроме поиска веб-страниц предоставляет услуги по поиску других материалов, например сведений о компаниях, спорте и т.д.

3.Google. Одна из старейших, наиболее мощных и известных поисковых служб(начала работу в 1994г.). первоначально работала как поисковая машина, но вскоре перешла на модель, основанную на каталогизации веб-узлов. В настоящее время Google появилась и в России, пытаясь конкурировать с известными российскими поисковыми службами.

4. MSN Search. Служба принадлежащая Microsoft, создана в 1998 г.и является порталом, на котором представлены и другие поисковые службы.

5. Yahoo! Одна из старейших и популярнейших поисковых служб, появившаяся в 1994г. Относится к тематическим каталогам. Высокая репутация данной поисковой службы определяется тщательностью отбора информации.

При входе на тот или иной поисковый сервер на экране обычно появляется окно для слова или фразы, которые надо искать. В течении нескольких минут будет найдено несколько сотен или даже тысяч вхождений искомых ключевых слов в документы во всей сети, которые просматриваются «вручную» и из которых большинство оказываются мало информативными [24].

Укажем современные тенденции развития поисковых систем.

Порталы. В настоящее время многие поисковые системы превращаются в порталы с главной страницей, предоставляющей возможность поиска с помощью других служб. Естественно, что такие услуги предоставляются на основе взаимной договоренности с владельцами других служб. Здесь же на главной странице можно создать бесплатный почтовый ящик и получить доступ к электронной почте, послать поздравительную открытку, познакомиться с новостями, пообщаться в форуме или чате и прочее.

Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто используемые сайты и порталы по преподаваемому предмету):

1.www.edu.ru – Центральный образовательный портал. Cодержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.

2.www.school.edu.ruРоссийский общеобразовательный портал. Рубрикатор сайта позволяет выйти на статьи и разработки уроков, размещённые на других сайтах.

  1   2   3   4