Скачать 399.94 Kb.
страница1/2
Дата10.04.2018
Размер399.94 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное учреждение


  1   2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КОМПЛЕКСНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ТОРПЕДО»

г.ЧЕЛЯБИНСКА



СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления

по ФКСиТ Администрации

г.Челябинска
___________ Е.В.Иванов


УТВЕРЖДАЮ
Директор МКУ ДОД

КДЮСШ «Торпедо» г.Челябинска
___________ В.В.Лебедев




П Р О Г Р А М М А
ПО ПАУЭРЛИФТИНГУ

Образовательная направленность: Физкультурно-спортивная Возраст: 14 – 26 лет

Срок реализации: 12 лет
Утверждена:

Педагогическим советом

Протокол №____ от _________
Утверждена:

Тренерским советом

Протокол №____ от _________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для муниципального казённого учреждения дополнительного образования детей комплексной детско-юношеской спортивной школы «Торпедо» г.Челябинска, отделение пауэрлифтинг составлена на основе нормативных документов Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Управления по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Челябинска, регламентирующих работу спортивных школ с учётом многолетнего передового опыта работы, подготовки квалифицированных спортсменов и результатов научных исследований.

Учебный материал программы излагается по группам: начальной подготовки (НП), учебно-тренировочным (УТ), спортивного совершенствования (СС), высшего спортивного мастерства (ВСМ). Использование данной программы дает тренерам по пауэрлифтингу единое направление в учебно-тренировочном процессе от групп НП до ГВСМ.

Задачи отделения пауэрлифтинг КДЮСШ «Торпедо», поставленные в данной программе:



  • подготовка всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд города Челябинска, Челябинской области и России;

  • подготовка из числа занимающихся спортсменов-инструкторов и судей по спорту;

  • оказание помощи общеобразовательным школам по организации внеклассной работы по установленному виду спорта;

  • методическое руководство учебно-тренировочной работой по виду спорта.

В настоящее время в пауэрлифтинге проводятся соревнования в 11 весовых категориях у мужчин и 10 женских категориях, согласно правилам соревнований спортсменам разрешается участвовать в соревнованиях, начиная с 12 лет. Соревнования юниоров проводятся в двух возрастных группах: спортсменов 18-ти лет и моложе; атлетов 19-23 лет. Отдельно проводятся соревнования по одному из видов троеборья – жиму штанги лёжа (чемпионаты мира, Европы, России и Параолимпийские Игры).



  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

МКУ ДОД КДЮСШ «Торпедо» г.Челябинска

отделение пауэрлифтинг
1.1. Программа муниципального казённого учреждения дополнительного образования детей комплексной детско-юношеской спортивной школы «Торпедо» г.Челябинска отделения «пауэрлифтинг» разработана согласно нормативно-правовым основам, регламентирующим деятельность спортивных школ, в соответствии с основополагающими принципами спортивной подготовки в пауэрлифтинге, результатов научных исследований и передовой спортивной практики.

1.2. Программа разработана в соответствии с приказом Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму № 390 от 28 июня 2001 г. «Об утверждении типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и УОР).

1.3. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-­тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

- Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности пауэрлифтеров.

- Принцип вариантности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей пауэрлифтера, вариантность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

1.4. На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки по пауэрлифтингу и анализа ранее изданных программ определены следующие разделы учебной программы МКУ ДОД КДЮСШ «Торпедо» г.Челябинска отделения «пауэрлифтинг»:

- пояснительная записка;

- комплектование групп;

- организация учебно-тренировочного процесса;

- основные задачи многолетней тренировки;

- планирование и учет учебно-тренировочного процесса;

- учебный материал; теоретические занятия;

- общая физическая подготовка на этапах многолетней тренировки;

- специальная физическая подготовка на этапах многолетней тренировки;

- тренировка во время проведения учебно-тренировочных сборов и в спортивном лагере;

- организационные и методические указания;

- восстановительные мероприятия.
II. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП.
2.1. Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочного процесса, проведение учебно-воспитательной работы с учащимися осуществляется администрацией и тренерско-преподавательским составом в соответствии с программой деятельности МКУ ДОД КДЮСШ «Торпедо».
2.2. Комплектование учебных групп является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива. Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям пауэрлифтингом детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов, перешедших из других видов спорта, проявивших способности к пауэрлифтингу и отвечающих требованиям по спортивной и физической подготовке на данную специализацию спортивной школы.
2.3. Требования к комплектованию учебных групп по пауэрлифтингу:


группа

год обучения

возраст

разряд/звание

начальной подготовки

1

14-15

-

2

15-16

2 юн.

учебно-тренировочная

1

16-17

1 юн.

2

17-18

3

3

18-19

2

4

19-20

1

5

20-21

1 или КМС

спортивного совершенствования

1

21-22

КМС

2

22-23

КМС

3

23-24

КМС

высшего спортивного мастерства



25 и старше


МС



Примечание:

  1. В таблице установлены обязательные требования к уровню спортивной подготовки для комплектования учебных групп.

  2. В отдельных случаях, по решению тренерского совета, учащиеся, не имеющие соответствующих спортивных разрядов, могут быть зачислены, в порядке исключения, в учебную группу при условии, что эти учащиеся имеют предшествующий разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года.

  3. В том случае, если спортсмен имеет более высокий разряд по отношению к своей учебной группе и успешно справляется с тренировочными объемами, он может быть зачислен в группу более высокого уровня по ходатайству тренера-преподавателя, в соответствии с решением тренерского совета и разрешения врача.

  4. В том случае, если спортсмен входит в основной состав сборной команды края (области) и выше (в том числе и по жиму лёжа) и регулярно показывает высокие результаты, то независимо от возраста, он может быть зачислен в группу ВСМ.

2.4. При выполнении нормативов по специальной физической подготовке необходимо оценивать технику выполнения классических упражнений, в первую очередь, обращая внимание на скорость, силу, координацию движений.


2.5. Наряду с нормативами по специальной подготовке, при комплектовании учебных групп учитывается выполнение нормативов по общей физической подготовке.
2.6. Набор на отделение пауэрлифтинг осуществляется тренером-преподавателем, зачисление учащихся оформляется приказом о зачислении.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.
3.1. Учебная работа отделения пауэрлифтинг проводится круглогодично, на основании данной программы. Вновь поступившие на отделение учащиеся распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.

3.2. Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы отделения пауэрлифтинг спортивной школы:




Год обучения

Возраст

Рекомендуемое количество учащихся в группе

Учебная нагрузка в неделю

Группы начальной подготовки

1

14-15

15

8

2

15-16

15

8

Учебно-тренировочные группы

1

16-17

12

12

2

17-18

10

16

3

18-19

8

18

4

19-20

8

20

5

20-21

8

20

Группы спортивного совершенствования

1

21-22

6

24

2

22-23

6

24

3

23-24

6

28

Группы высшего спортивного мастерства




25 и старше

4

32

3.3. Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:

- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачёта);

- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;

- участие атлетов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

- учебно-тренировочные занятия, проводимые в оздоровительных лагерях и на учебно-тренировочных сборах;

- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;

- тренерская и судейская практика.
3.4. Учащиеся отделения обязаны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также – задания тренера-преподавателя по отработке отдельных элементов техники (дома).
3.5. При проведении учебно-тренировочных занятий, проведении и участии в соревнованиях, должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю и предупреждению травм, обеспечению должного технического и санитарно-гигиенического мест занятий и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.
3.6. В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.

IV. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ.



    1. В соответствии с общими требованиями для данной специализации определяются основные задачи многолетней тренировки:

Группы начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение техники пауэрлифтинга, формирование интереса к пауэрлифтингу, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях, а также начальных навыков работы в качестве помощника тренера и судьи, выполнение нормативов 1 и 2 юношеских разрядов.

Учебно-тренировочные группы: дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической подготовки, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники пауэрлифтинга, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов 3, 2, 1 спортивных разрядов.

Группы спортивного совершенствования: дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых троеборцу, совершенствование техники пауэрлифтинга, повышение волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, получение званий тренера-общественника и судьи по пауэрлифтингу, подтверждение нормативов 1 спортивного разряда и выполнение нормативов кандидата в мастера спорта и мастера спорта России.

Группы высшего спортивного мастерства: дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовленности, совершенствование техники пауэрлифтинга и специфических качеств, необходимых троеборцу, повышение соревновательного опыта, высокого уровня развития волевых качеств и психологической подготовленности к участию в ответственных соревнованиях, совершенствование знаний и навыков тренера и судьи, получение звания судьи 1 категории, подтверждение норматива мастера спорта России.
4.2. Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся сдают в конце учебного года контрольно-переводные нормативы.

V. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

5.1. Учебно-тренировочный процесс отделения пауэрлифтинг планируется на основании данной программы.


5.2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.
5.3. Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.
5.4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей пауэрлифтинга, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения по технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, судейству соревнований.
5.5. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой выполнения упражнений пауэрлифтинга, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым учебным календарным планом.
5.6. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные и соревновательные месяцы. Может быть один или несколько подобных циклов. Если во время какого-либо из годичных циклов на соревновательный месяц календарем соревнования не предусмотрены – троеборец осуществляет прикидку в конце соревновательного месяца. Прикидкой называют качественное, техничное выполнение соревновательных упражнений (присед, жим, тяга) с максимальным весом в одном повторении. После каждого участия в соревнованиях или прикидки троеборцам необходимо снижение тренировочной нагрузки.
5.7. Для качественного планирования и учета работы отделение пауэрлифтинг должно иметь следующие документы:

По планированию:

  • годовой план работы (разделы – организационный, врачебно-педагогического контроля, воспитательной работы, подготовки общественных кадров и пр.)

  • план комплектования групп

  • перспективный план учащегося

  • учебная программа

  • учебный план

  • план учебно-тренировочных занятий на год

  • план работы на месяц или период подготовки

  • план уроков

  • учетная карточка показателей роста физической, специальной, технической подготовленности учащихся

  • расписание занятий

  • календарный план спортивно-массовых мероприятий

По учёту:

  • журнал учёта групповых занятий

  • личные карточки и заявления учащихся

  • дневники тренировки спортсменов

  • протоколы соревнований.



VI. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

6.1. Физическая культура и спорт в России



Для всех учебных групп:

- Физическая культура и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан. Значение физической культуры для трудовой деятельности людей и защиты Российского государства.

- Всестороннее развитие физических и умственных способностей – одно из необходимых условий развития государства.

- Органы государственного управления физической культурой и спортом в России. НОК и спортивные федерации.

- Физическая культура в системе народного образования. Обязательные занятия по физической культуре в школе. Внеклассная и внешкольная работа.

- Коллективы физкультуры, спортивные секции, детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства.

- Общественно-политическое и государственное значение спорта в России. Массовый характер российского спорта.

- Достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. Значение выступлений российских спортсменов в международных соревнованиях в деле укрепления мира между народами. Значение единой всероссийской спортивной классификации в развитии спорта в России и в повышении мастерства российских спортсменов. Разрядные нормы и требования спортивной классификации по пауэрлифтингу.


6.2. Краткий обзор развития пауэрлифтинга в России и за рубежом.

Для всех учебных групп:

- Характеристика пауэрлифтинга, место и значение его в российской системе физического воспитания. Возникновение и развитие пауэрлифтинга, как вида спорта.

- Силовые упражнения в дореволюционной России. Первые чемпионаты России по подниманию тяжестей. Сильнейшие атлеты дореволюционной России, их достижения, участие в международных соревнованиях, чемпионатах мира и Европы.

- Роль тяжелой атлетики, как вида спорта, и ее влияние на развитие пауэрлифтинга.

- Первые соревнования по пауэрлифтингу за рубежом и в России. Организация федерации силового троеборья (пауэрлифтинга) в России. Международная федерация пауэрлифтинга. Весовые категории и программа соревнований. Возрастные группы в пауэрлифтинге.

- Первые достижения российских спортсменов на международных соревнованиях. Российские спортсмены – чемпионы мира и Европы. Влияние российской школы на развитие пауэрлифтинга в мире. Сильнейшие троеборцы зарубежных стран, их достижения.


6.3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений с отягощениями на организм занимающихся.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных:

- Опорно-двигательный аппарат: кости, связки, мышцы, их строение и функции.

- Основные сведения о кровообращении, состав и значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения.

- Центральная нервная система и ее роль в жизнедеятельности всего организма.



Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

- Влияние различных физических упражнений и упражнений с отягощениями на организм человека. Изменения, наступающие в опорно-двигательном аппарате, органах дыхания, кровообращения, в деятельности центральной нервной системы в результате занятий пауэрлифтингом.

- Воздействие физических упражнений на развитие силы и других физических качеств. Режимы работы мышц: преодолевающий, уступающий, удерживающий.

- Условия задержки дыхания и натуживания при подъеме штанги.


6.4. Гигиена, закаливание, режим дня и питание спортсмена.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных:

- Понятие о гигиене. Личная гигиена троеборца, уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и места занятий пауэрлифтингом. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание, баня).

- Понятие инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболевания).

- Значение закаливания для юного троеборца. Гигиенические основы и принципы закаливания. Естественные средства закаливания: солнце, воздух, вода. Занятия пауэрлифтингом, как один из методов закаливания.

- Режим юного троеборца. Роль режима для спортсмена. Режим учёбы, отдыха, питания, тренировки, сна. Примерный распорядок дня юного троеборца.

- Весовой режим троеборца. Допустимые величины регуляции веса тела у троеборцев в зависимости от возраста. Показатели веса тела в зависимости от ростовых показателей. Набор веса и переход в более тяжелую весовую категорию.



Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

- Питание. Энергетическая и пластическая сущность питания. Особое значение питания для растущего организма. Понятие об основном обмене. Величина энергетических затрат в зависимости от возраста. Суточные энергозатраты. Энергозатраты в зависимости от содержания тренировочного занятия. Назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в жизни человека. Калорийность пищевых веществ. Суточные нормы питания троеборцев. Режим питания троеборца. Зависимость питания от периода, цели тренировки и участия в соревнованиях. Питьевой режим троеборца.


6.5. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи, основы спортивного массажа.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных:

- Понятие о врачебном контроле и его роли для юного троеборца. Значение данных врачебного контроля для физического развития и степени тренированности спортсмена. Понятие о тренированности, утомлении и перетренированности. Показания и противопоказания для занятий пауэрлифтингом. Профилактика перетренированности и роль в этом врачебного контроля.

- Самоконтроль – как важное средство, дополняющее врачебный контроль. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные показатели, отражаемые в дневнике: пульс, дыхание, спирометрия, масса тела, сон, работоспособность, самочувствие и пр. Методика ведения дневника самоконтроля.

Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

- Основы массажа. Понятие о массаже. Спортивный массаж. Значение массажа в спортивной практике.

- Влияние массажа на организм: кожу, связочно-суставный аппарат, мышцы, кровеносную и лимфатическую системы, дыхательную систему, обмен веществ, нервную систему.

- Показания и противопоказания к массажу. Помещение и инвентарь для массажа. Требования к массажисту. Смазывающие вещества.

- Виды и последовательность массажных приемов.

- Классификация спортивного массажа: гигиенический, тренировочный (частный и общий), предварительный (согревающий, успокаивающий, и пр), восстановительный, массаж при травмах. Самомассаж: приемы и техника.

- Оказание первой помощи. Понятие о травмах. Травматические повреждения, характерные при занятиях пауэрлифтингом, меры их профилактики. Страховка и самостраховка. Первая помощь при растяжениях, ушибах, вывихах, переломах, открытых ранениях. Оказание первой помощи: утопающему, засыпанному землей/снегом, при электротравмах, потери сознания, попадании инородных тел в глаза/уши. Приёмы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
6.6. Основы техники выполнения упражнений в пауэрлифтинге.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных:

- Техника выполнения упражнений в пауэрлифтинге – один из главных разделов подготовки спортсмена. Что такое техническое мастерство, от чего оно зависит. Необходимость всестороннего физического развития.

- Человек, как биомеханическая система. Биомеханические звенья человеческого тела. Роль нервно-мышечного аппарата в двигательной деятельности троеборца. Сокращение мышечных групп – причина вращения звеньев тела. Перемещение звеньев тела относительно друг друга – причина движения штанги.

- Основные параметры движения атлета и штанги. Усилия, прикладываемые атлетом к опоре и штанге. Ускорение, скорость и вертикальное перемещение штанги. Траектория движения снаряда. Характер изменения суставных углов, мышечная координация и характер возбуждения мышц при выполнении упражнений в пауэрлифтинге.

- Сила и скорость сокращения мышц – фактор, определяющий спортивный результат. Режимы мышечной деятельности: преодолевающий, уступающий, удерживающий. Скоростно-силовая подготовка троеборца.

- Особенности техники выполнения упражнений со штангой: большой вес снаряда, ограниченность в амплитуде движений, лимит времени, ограниченная площадь опоры, сложность коррекции движения.

- Влияние на технику анатомических и антропометрических данных атлета. Определение стартового положения в зависимости от антропометрических данных и развития двигательных качеств атлета.

- Характер приложения усилий к штанге в начальный момент выполнения упражнения. Взаимосвязь прикладываемых атлетом усилий с кинематикой суставных перемещений в процессе выполнения всего упражнения.

- Система «атлет-штанга». Движение общего центра тяжести (ОЦТ) системы при выполнении упражнений. Перемещение звеньев тела и снаряда относительно друг друга в процессе выполнения упражнений.

- Гибкость – одно из основных качеств троеборца, необходимых для успешного выполнения упражнений в пауэрлифтинге. Взаимосвязь гибкости и минимального расстояния подъема штанги, как одна из составляющих высокого спортивного результата.



Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

- Взаимодействие атлета со штангой до момента её отделения от помоста. Создание жесткой кинематической цепи сохранение её в процессе движения – один из важнейших факторов, предопределяющий успешное выполнение упражнения.

- Взаимообусловленность характеристик техники. Ведущие элементы координации. Граничные позы между фазами, как исходные моменты при выполнении двигательных задач по фазам движения.

- Неодновременность в изменении кинематических и динамических параметров техники движения атлета и штанги. Взаимосвязь усилий, прикладываемых троеборцем к штанге с кинематикой суставных перемещений, со скоростью движения штанги, временем выполнения отдельных фаз.

- Характер сокращения мышц при выполнении упражнения.

- Общие требования к выполнению отдельных элементов и фаз движения. Понятие структуры движения. Отличительная особенность ритмовой структуры приседаний и жима от тяги.

- Траектория движения штанги, как результат приложения усилий в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Оптимальность приложения усилий.

- Рациональное использование внутренних и внешних реактивных сил при выполнении упражнения.

- Основные методы оценки качества техники при выполнении упражнений в пауэрлифтинге. Оценка технического мастерства по траектории, реакции опоры атлета, по работе мышц, ускорению и скорости движения штанги, по изменению угла в суставах. Рациональные отношения характеристик техники.

- Управление системой «троеборец-штанга». Рациональное соотношение кинематики суставных перемещений с траекторией движения штанги. Экономичность движения.

- Основные ошибки в технике упражнений. Причинно-следственные связи возникновения ошибок. Методические приемы для устранения ошибок.
6.7. Методика обучения троеборцев.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных:

- Обучение и тренировка – единый процесс. Обучение классическим и специально-вспомогательным упражнениям. Последовательность изучения упражнений в пауэрлифтинге и компонентов техники. Физическое развитие занимающихся и эффективность обучения технике. Роль волевых качеств в процессе обучения. Страховка и самостраховка при обучении. Контроль и исправление ошибок при обучении технике.


Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

- Взаимосвязь обучения и воспитания в процессе тренировки. Влияние общей и специальной физической подготовки на процесс обучения технике.

- Использование принципов дидактики в процессе обучения. Этапы становления двигательного навыка. Содержание теоретического и практического материала в период обучения. Расчленение материала в логической последовательности.

- Использование технических средств в процессе обучения и контроля за усвоением материала. Приборы срочной информации. Виды срочной информации: зрительные, звуковые и тактильные. Методика исправления ошибок.

6.8. Методика тренировки троеборцев.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.

- Спортивная тренировка – как единый педагогический процесс формирования и совершенствования навыков, физических, моральных и волевых качеств занимающихся.

- Понятие о тренировочной нагрузке: объём, интенсивность (вес штанги), количество подъёмов, упражнений, максимальные веса, использование специальной экипировки. Методика их определения. Понятие о тренировочных весах: малые, средние, большие, максимальные.

- Понятие о тренировочных циклах: годичных, месячных, недельных. Отдельные тренировочные занятия. Урок – как основная форма занятий. Части урока. Разновидности уроков. Эмоциональность урока.


Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

- Понятие о тренировке. Влияние тренировочного процесса на организм занимающихся. Физическая, техническая, тактическая, моральная, волевая и теоретическая подготовка, их взаимосвязь в процессе тренировки. Принципы тренировки: систематичность, непрерывность, всесторонность, постепенное повышение нагрузки, сознательность, учёт индивидуальных особенностей организма.

- Тренировочные нагрузки. Взаимосвязь объёма и интенсивности тренировочной нагрузки в различные циклы тренировки: годичные, месячные, недельные, в отдельных тренировках.

- Роль больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Вариативность – как метод построения тренировки. Величина интервала между подходами и занятиями.

- Особенности построения тренировочных занятий перед соревнованиями. Применение специальной экипировки. Разминка на занятиях и соревнованиях. Количество подходов и величина поднимаемого веса в разминке на соревнованиях.
6.9. Планирование спортивной тренировки.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.

- Планирование и учёт проделанной работы и их значение для совершенствования тренировочного процесса. Понятие о планировании. Цель и задачи планирования. Круглогодичная тренировка – основа спортивных успехов.


- Понятие о тренировочной нагрузке и её параметрах.

- Групповое и индивидуальное планирование. Дневник тренировки атлета. Форма дневника и порядок его ведения. Значение ведения дневника.


Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

- Планирование тренировки и основные требования, предъявляемые к планированию.

- Виды планирования: перспективное(на несколько лет), текущее(на год), оперативное(на этап, месяц, неделю, занятие).

- Задачи тренировочных циклов и их содержание. Динамика тренировочной нагрузки в циклах: объём, интенсивность, количество подъёмов максимальных весов.

- Формы тренировочных планов: перспективного, годичного, месячного, недельного, план-конспект урока.

- Документы планирования учебно-тренировочной работы: программа, учебный план, годовой график учебно-тренировочной работы, рабочий план, конспект занятия. Расписание занятий.

- Календарный план соревнований. Дневник спортсмена. Методика ведения спортивного дневника и отчётов о тренировке.
6.10. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Для всех учебных групп.

- Мышечная деятельность – необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.

- Спортивная тренировка, как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.

- Понятие о физиологических основах физических качеств, необходимых троеборцу. Понятие о силовой и скоростно-силовой работе. Методы развития силы мышц.

- Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов кровообращения, дыхания при занятиях пауэрлифтингом. Продолжительность восстановления физиологических функций организма после различных по величине тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях. Повторяемость различных по величине физических нагрузок и интервалы отдыха.

- Явление задержки дыхания и натуживания. Энергозатраты троеборца.

- Понятие о снижении работоспособности, утомлении и восстановлении. Увеличение работоспособности выше исходного уровня (супер компенсация). Методы и средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления: активный отдых, водные процедуры, массаж, питание, витамины, фармакологические средства и др.

- Характеристика предстартового состояния троеборца в период подготовки и во время соревнований.

6.11. Психологическая подготовка.

Для всех учебных групп.

- Понятие о психологической подготовке. Основные методы развития и совершенствования моральных и волевых качеств спортсменов. Преодоление трудностей в процессе тренировки и соревнованиях, связанных с подъёмов предельных весов. Преодоление отрицательных эмоций перед тренировками и соревнованиями. Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности, темперамента, психологических особенностей троеборца.

- Психологическая подготовка перед, во время и после соревнований. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки и совершенствования моральных и волевых качеств. Влияние коллектива и тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы отдельных психологических качеств.
6.12. Общая и специальная физическая подготовка.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.

- Общая и специальная физическая подготовка юных троеборцев и её роль в процессе тренировки.

- Общая подготовка, как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Требования к общей физической подготовке троеборцев.

- Средства общей физической подготовки и их характеристика. Общая физическая подготовка, как средство восстановления работоспособности и активного отдыха спортсмена. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки троеборца. Контрольные тесты для выявления уровня развития общей физической подготовки.


Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

- Специальная физическая подготовка троеборца и краткая характеристика её средств. Взаимосвязь и соотношение общей и специальной физической подготовки троеборца.

- Характеристика физических качеств троеборца: мышечная сила, быстрота движений, выносливость, ловкость и гибкость. Методика развития этих качеств. Краткая характеристика применения этих средств специальной физической подготовки для различных групп занимающихся. Контрольные нормативы для выявления уровня развития специальной физической подготовки
6.13. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований.

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.

- Разбор правил соревнований по пауэрлифтингу. Виды и характер соревнований. Положение о соревнованиях. Программа. Права и обязанности участников. Требования к специальной экипировке. Представители, тренеры, капитаны команд. Весовые категории и возрастные группы. Порядок взвешивания. Правила выполнения упражнений. Вызов участников на помост.

- Количество подходов и надбавка веса на штангу. Определение личных и командных результатов соревнований. Условия регистрации рекордов. Помещение для соревнований. Оборудование и инвентарь.

Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

- Организация и проведение соревнований по пауэрлифтингу. Работа главной судейской коллегии. Работа судей и секретарей. Проверка мест соревнований, заявок, судейских документов. Распределение обязанностей между судьями. Взвешивание участников. Требования к экипировке. Процесс судейства.

- Управление судейской сигнализацией. Медицинское обслуживание соревнований. Работа со зрителями. Информация о ходе соревнований. Проведение торжественного открытия и закрытия соревнований. Награждение призёров соревнований. Отчёт о проведённом соревновании. Итоговые протоколы и подведение итогов командной борьбы.
6.14. Места занятий. Оборудование и инвентарь.

Для всех учебных групп.

- Требования к спортивному залу для занятий пауэрлифтингом и подсобным помещениям. Размеры зала. Освещение. Вентиляция. Покрытие пола, стен, помостов.

- Оборудование и инвентарь зала для пауэрлифтинга. Штанги:»лифтёрская», тренировочная, нестандартная. Устройство штанги. Специальная скамья для жима лёжа и стойки для приседаний. Вспомогательные тренажёры. Гири, разборные гантели, эластичные бинты, подставки.

- Специализированный помост. Видеомагнитофон. Наглядная агитация. Методический уголок. Справочные материалы.

- Правила технического осмотра, ремонта и хранения спортивного инвентаря.
6.15. Зачетные требования по теоретической подготовке.

Для групп начальной подготовки.

- Значение физической культуры и спорта для подготовки к труду и защите Родины. Зарождение пауэрлифтинга. Строение организма человека, личная гигиена и закаливание, режим дня и основы самоконтроля. Сведения о технике пауэрлифтинга, о спортивном снаряде-штанге, инвентаре и оборудовании зала. Техника безопасности. Ведение дневника спортсмена. Правила выполнения приседания, жима лёжа и тяги.


Для учебно-тренировочных групп.

- Значение физической культуры и спорта, как одного из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан, роль силового троеборья в физическом воспитании. Сведения о некоторых функциях организма человека, о регуляции веса тела троеборца. Понятие о врачебном контроле для оценки физического развития спортсмена, о влиянии развития отдельных мышц и мышечных групп на технику выполнения упражнений троеборца, о средствах общей физической подготовки. Понятие о начальном обучении, тренировочной нагрузке и необходимости её учёта. Правила соревнований по пауэрлифтингу. Понимание процесса воспитания моральных и волевых качеств спортсмена.


Для групп спортивного совершенствования.

- Органы государственного руководства физической культурой и спортом в России. Участие российских троеборцев в чемпионатах Мира и Европы. Сведения о влиянии физических упражнений и упражнений с отягощениями на организм человека, о питании троеборца, об основах массажа. Методы оценки качества техники при выполнении упражнений в троеборье, средства срочной информации. Принципы тренировки троеборцев и виды планирования, понятие о тренировочных циклах, о характеристике средств специальной физической подготовки. Основы организации и проведения соревнований по пауэрлифтингу. Понятие психологической подготовки троеборцев.


Для групп высшего спортивного мастерства.

- Значение спорта в деле укрепления мира между народами. Воздействие упражнений с тяжестями на развитие силы и других качеств спортсмена. Понятие об энергетической и пластической сущности питания, об энергозатратах троеборцев, о видах спортивного массажа, о самомассаже, о травмах и оказании первой помощи. Определение качества выполнения упражнений по траектории, ускорению, скорости штанги, реакции опоры атлета, использованию специальной экипировки. Этапы становления двигательного навыка при обучении, принципы тренировки троеборца. Документы планирования. Снижение работоспособности при утомлении, комплекс восстановительных мероприятий. Организация и проведение соревнований. Средства и методы развития отдельных психических качеств.

  1   2