Скачать 73.45 Kb.
Дата16.11.2018
Размер73.45 Kb.

Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения 8 класс



Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ

с родным (нерусским) языком обучения
8 класс


  1. На примере 2-3 произведений раскройте разные варианты изображения образа зимы в русской литературе.




  1. Проанализируйте стихотворение Константина Симонова «Родина»:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,


Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.





  1. Назовите автора и название произведения:

  1. Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...


  1. «… Один и без цели по свету ношусь давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».


  1. Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.


  1. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


  1. И пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось –

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.


Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ

с родным (нерусским) языком обучения
9 класс


  1. Назовите 2-3 произведения, в которых русские писатели обращаются к «эзопову языку». Дайте краткое объяснение понятия «эзопов язык» и цели его использования в произведении.

2. Проанализируйте стихотворение Евгения Евтушенко «Ожидание»:

В прохладу волн загнав

стада коров мычащих,

сгибает стебли трав

жара в застывших чащах.


Прогретая гора

дымится пылью склонов.

Коробится кора

у накаленных кленов.


Изнемогли поля,

овраги истомились,

и солнцу тополя

уже сдались на милость.


Но все-таки тверды,

сильны и горделивы

чего-то ждут сады,

и ждут чего-то нивы.


Пусть влага с высоты

еще не стала литься,

но ждут ее сады,

и ею бредят листья.


Пускай повсюду зной,

и день томится в зное,

но все живет грозой,

и дышит все грозою.


3. Откуда вылетело «крылатое слово»? Назовите автора и название произведения:

1) А поворотись-ка, сынку!

2) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

3) А ларчик просто открывался.

4) Блоху подковать.

5)Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною…


Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ

с родным (нерусским) языком обучения

10 класс


  1. Назовите наиболее характерные жанры для эпоса и лирики. На примере 2-3 произведений русских писателей охарактеризуйте эпический и лирический роды литературы.

2. Проанализируйте стихотворение Евгения Евтушенко «Третий снег»:

Смотрели в окна мы, где липы

чернели в глубине двора.

Вздыхали: снова снег не выпал,

а ведь пора ему, пора.


И снег пошел, пошел под вечер.

Он, покидая высоту,

летел, куда подует ветер,

и колебался на лету.


Он был пластинчатый и хрупкий

и сам собою был смущен.

Его мы нежно брали в руки

и удивлялись: «Где же он?»


Он уверял нас: «Будет, знаю,

и настоящий снег у вас.

Вы не волнуйтесь – я растаю,

не беспокойтесь – я сейчас...».


Был новый снег через неделю.

Он не пошел – он повалил.

Он забивал глаза метелью,

шумел, кружил что было сил.


В своей решимости упрямой

хотел добиться торжества,

чтоб все решили: он тот самый,

что не на день и не на два.


Но, сам себя таким считая,

не удержался он и сдал.

и если он в руках не таял,

то под ногами таять стал.


А мы с тревогою все чаще

опять глядели в небосклон:

«Когда же будет настоящий?

Ведь все же должен быть и он».


И как-то утром, вставши сонно,

еще не зная ничего,

мы вдруг ступили удивленно,

дверь отворивши, на него.


Лежал глубокий он и чистый

со всею мягкой простотой.

Он был застенчиво-пушистый

и был уверенно-густой.


Он лег на землю и на крыши,

всех белизною поразив,

и был действительно он пышен,

и был действительно красив.


Он шел и шел в рассветной гамме

под гуд машин и храп коней,

и он не таял под ногами,

а становился лишь плотней.


Лежал он, свежий и блестящий,

и город был им ослеплен.

Он был тот самый. Настоящий.

Его мы ждали. Выпал он.


3. Откуда вылетело «крылатое слово»? Назовите автора и название произведения:

1) Служить бы рад, прислуживаться тошно.

2) И крестьянки любить умеют.

3) С Пушкиным на дружеской ноге.

4) У сильного всегда бессильный виноват.

5) И какой же русский не любит быстрой езды.



Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения

11 класс

  1. Раскройте на двух-трех примерах роль и смысловую функцию образа героя-странника и мотива странничества в русской литературе.

2. Проанализируйте стихотворение Евгения Евтушенко «О творчестве»:


Я не сдаюсь, но все-таки сдаю,

Я в руки брать перо перестаю,

И на мои усталые уста

пугающе нисходит немота.


Но вижу я как с болью и тоской

Полны неизреченности людской

Дрожат на стенках комнаты моей

Магические контуры ветвей.


Но слышу я, улегшийся в постель,

Как что-то хочет сообщить метель.

И как трамваи в шуме снеговом

Звенят печально каждый о своем.


Пытаются шептать клочки афиш,

Пытается кричать железо крыш.

И в трубах петь пытается вода.

И так мычат бессильно провода.


Вот также люди, если плохо им

Не могут рассказать всего другим.

Наедине с собой они молчат

Или вот так же тягостно мычат.


И мне не зря не спится в эту ночь

И для того, чтобы им всем помочь,

Я должен быть по долгу и любви

Деревьями, трамваями, людьми.


И вот я снова за столом своим.

Я как возможность высказаться им.

А высказать других, борясь, любя,

И есть возможность высказать себя.


3. Откуда вылетело «крылатое слово»? Назовите автора и название произведения:

1) Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.
2) Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

3) Человек создан для счастья, как птица для полета.

4) Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.



5) Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Муниципальная олимпиада по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения 8 класс

Скачать 73.45 Kb.