Скачать 41.45 Kb.
Дата03.01.2018
Размер41.45 Kb.

Мотивация учения



СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»



Мотивация учения

Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за столы- парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают педагоги различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности и в конечном итоге качество образования зависят от мотивации внутренней. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.


Пути формирования учебной мотивации.

Формированию мотивации в целом способствуют:

· общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

· включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

· построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

· занимательность, необычное изложение нового материала;

· образная, ярко звучащая речь;

· использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

· построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

· развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.




Методы мотивации

Эмоциональные методы мотивации:

1.Поощрение.

2.Порицание.

3.Учебно- познавательная игра.

4.Создание ярких наглядных образных представлений.

5.Создание ситуации успеха.

6.Стимулирующее оценивание.

7.Свободный выбор задания.

8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации:

1.Опора на жизненный опыт.

2.Познавательный интерес.

3.Создание проблемной ситуации.

4.Побуждение к поиску альтернативных решений.

5.Выполнение творческих заданий.

6. «Мозговая атака».

7.Развивающая кооперация.



Волевые методы мотивации:

1.Предъявление учебных требований.

2.Информирование об обязательных результатах обучения.

3.Формирование ответственного отношения к учению.

4.Познавательные затруднения.

5.Самооценка деятельности и коррекция.

6.Рефлексия поведения.

7.Прогнозирование будущей деятельности.



Социальные методы мотивации:

1.Развитие желания быть полезным Отечеству.

2.Побуждение подражать сильной личности.

3.Создание ситуации взаимопомощи.

4.Поиск контактов и сотрудничества.

5.Заинтересованность в результатах коллективной работы.

6.Взаимопроверка.

«Словесные поощрения ученика»
1. Ты на верном пути.

2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

3. Замечательно!

4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

5. Так держать!

6. Это успешное начало!

7. Отлично!

8. Фантастика!

9. Поздравляю!

10. Ты прав.

11. Превосходно!

12. Умничка!

13. Молодчина!

14. Большое тебе спасибо!

15. Твои успехи всё заметнее1

16. Это твоя победа!

17. Красивая мысль!

18. Это интересно!

19. Я верю в тебя.

20. Спасибо!



Подготовила:

педагог-психолог Новикова Елена Борисовна