страница1/15
Дата12.12.2017
Размер1.95 Mb.

Модуль Организация государственной власти и местного самоуправления в РФ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Модуль 2. Организация государственной власти и местного самоуправления в РФ

Введение

В модуле 1 «Организация государственной власти и местного самоуправления в РФ» содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность организации государственной власти в РФ и субъектов РФ, организации местного самоуправления в РФ и основные формы его реализации, включая изучение форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления и анализ практики их реализации.

Целью изучения данного модуля является ознакомление с конституционными принципами и нормативно-правовыми основами организации государственной власти в РФ, с нормативно-правовыми основами федеративных отношений в РФ, особенностями конституционно-правового статуса субъектов РФ, с нормативно-правовыми основами местного самоуправления в РФ и основными проблемами его реализации, с нормативно-правовыми основами форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления обязательного и рекомендательного характера, особенностями их реализации.
Данная цель определила решение следующих задач, предполагающих формирование знаний, умений и навыков.

Формирование знаний


  • О конституционных и нормативно-правовых основах организации государственной власти в РФ.

  • О нормативно-правовых основах федеративных отношений в РФ, организации системы органов государственной власти субъектов РФ.

  • О нормативно-правовых основах местного самоуправления в РФ.

  • О нормативно-правовых основах форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления обязательного и рекомендательного характера.


Формирование умений:

  • анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие организацию государственной власти в РФ.

  • анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовой статус субъектов РФ и организацию системы органов государственной власти субъектов РФ.

  • анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в РФ.

  • анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления обязательного и рекомендательного характера.


Формирование навыков:

  • формулировки выводов при анализе организации системы органов государственной власти в РФ.

  • формулировки выводов при анализе особенностей федеративных отношений в РФ.

  • формулировки выводов при анализе практики реализации нормативно-правовых основ местного самоуправления в РФ.

  • формулировки выводов при анализе практики форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления обязательного и рекомендательного характера.


Структура модуля включает в себя 4 темы:


  1. Конституционные принципы организации государственной власти в РФ

  2. Особенности российского федерализма

  3. Проблемы развития местного самоуправления в России

  4. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в России

Методические рекомендации для лектора по теме

«Конституционные принципы организации государственной

власти в РФ»



Вопросы для обсуждения

  1. Конституционные характеристики российского государства.

  2. Конституционные принципы государственной власти в РФ

  3. Статус Президента РФ. Общие и специальные полномочия. Президента РФ.

  4. Состав, структура, полномочия Федерального Собрания РФ

  5. Исполнительная власть в РФ

  6. Судебная и контрольная власть в РФ

  7. Система сдержек и противовесов в системе органов государственной власти РФ

Краткий конспект лекций

Цель: ознакомление с конституционными принципами и нормативно-правовыми основами организации государственной власти в РФ.

Задачи:

  1. ознакомление с конституционными и нормативно-правовыми основами организации государственной власти в РФ.

  2. формирование умений анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие организацию государственной власти в РФ.

  3. формирование навыков формулировки выводов при анализе организации системы органов государственной власти в РФ.



  1. Конституционные характеристики российского государства.

Конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство.

Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:

• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Принципы федеративного государства конкретизируются в статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

РФ как правовое государство:

• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Республиканская форма правления означает:

•  государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

•  переход к другой форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

•  монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.



Разновидность республиканской формы правления: анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.

В дополнение ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.

Ст. 14 Конституции РФ, провозглашает Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. Конституционные принципы государственной власти в РФ

Основными принципами формирования системы государственного управления в РФ являются:


  • Принцип единства власти

  • принцип разделения властей;

  • принцип комплиментарности;

  • принцип субсидиарности;

  • принцип суверенности;

  • принцип демократизма;

  • принцип гомогенности.

  • Принцип законности

Принцип единства власти – (ст.1, 5 п.3, 18, 77 п.2) реализуется через:

  1. принадлежность власти народу. С. 3 Конституции – народ – единственный источник власти в РФ.

  2. Организационное единство власти – реализуя собственные полномочия, они составляют целостный механизм государственного управления

  3. Единые цели и задачи органов государства – ст. 2 – признание, соблюдение и защита прав и свобод; с. 4 – обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства и т.д.

Принцип разделения властей (ст. 10, гл 4, 5, 6, 7): разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.

Принцип комплиментарности (ст. 11 п. 1, ст. 11 п. 2, ст. 77, 78, ст. 12). характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций во всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок не оставляет места для появления нелегальных центров управления.

Принцип субсидиарности (ст. 5, 11, 12, 71, 72, 73, 78, 132 п. 2) определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Этот принцип имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местной уровнях. Идея субсидиарности реализуется в следующем:

- полномочия передаются на тот уровень публичной власти, где существуют наилучшие возможности для их реализации наиболее эффективно.

- ветви власти, их органы оказывают содействие друг другу при осуществлении функций государства, если это не противоречит Конституции и полномочиям органов государственной власти.

Принцип суверенности (ст. 3, 4, 5 п. 3, 67) предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

Принцип проявляется в двух признаках:



  1. верховенство государства внутри страны

  2. независимость государства в мировом сообществе

Принцип демократизма (ст. 1, 3, 32) нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития и т.д. Связан с концепцией разделения властей.

Принцип гомогенности (ст. 15, ст. 72 п.1, ст. 76 п. 5, ст. 90 п. 3) отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.

Принцип законности (ст. 15) - означает, что государственные органы должны осуществлять свои полномочия только в рамках Конституции и законов, должны осуществлять только ту деятельность, которая соответствует их полномочиям, установленными законами.

В соответствии с данными принципами создана система органов государственной власти РФ.

В соответствии со ст. 11 - Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

• Президент Российской Федерации;

• Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

• Правительство Российской Федерации;

• суды Российской Федерации.

3. Статус Президента РФ. Общие и специальные полномочия. Президента РФ.

Нормативно-правовую базу, обеспечивающую порядок избрания, полномочия и функции Президента РФ составляют:

Конституция РФ

Федеральный закон №19 от 10 января 2003 г. « О выборах президента РФ»

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и др.

Выборы президента

В соответствии с ФЗ №19 «О выборах Президента РФ», Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому избирательному федеральному округу, включающему всю территорию РФ. Срок полномочий Президента РФ ограничен 6 годами. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд.



Требования к кандидату

В ст. 81 Конституции РФ зафиксирован ряд требований к кандидату в Президенты РФ.

• наличие гражданства РФ;

• достижение 35-летнего возраста;

• постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.

Также, к кандидатам применяются ограничения, существующие в избирательном праве граждан РФ

Ст. 32 Конституции:


  • не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

При этом, требования к кандидатам конкретизируются в ФЗ №19 «О выборах Президента РФ»

Не имеет права быть избранным Президентом РФ:



  • Гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

  • Гражданина, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

  • Гражданин, осужденный за совершение преступления экстремистской направленности.

  • Гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и голосование состоится до истечения указанного срока.

  • Гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешенный от должности, если выборы назначены в связи с досрочным прекращением им своих полномочий и т.д..

Процедура выборов:

Назначение выборов

В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы президента, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.



Образование избирательного округа, избирательных участков, формирование избирательных комиссий.

Выборы президента проводятся по единому избирательному округу. Избиратели, проживающие за пределами РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.



Выдвижение и регистрация кандидатов

Правом выдвижения кандидатов обладают политические партии и в порядке самовыдвижения.



Политическая партия вправе выдвинуть только 1 кандидата, решение принимается на съезде политической партии. Политическая партия не праве выдвигать кандидатом члена другой политической партии.

Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.



Исключения:

Не собирают подписи:



  • Политическая партия, допущенная к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ;

  • Политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в органах законодательной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации

Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Собранные подписи представляются для регистрации кандидата в Центризберком России (проверке подлежит не менее 20% подписей от необходимого для регистрации количества подписей).

Агитация

Голосование

На выборах президента используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, который получил 50% + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании – мажоритарная система абсолютного большинства. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.


Если ни один не прошел, на основании ст. 77 ФЗ №19 «О выборах Президента РФ» назначается повторное голосование через 21 день со дня первого голосования по двум кандидатам, получивших наиболее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей – мажоритарная система относительного большинства.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если после выбытия кандидатов, останется только один. Считается избранным, если получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если выборы Президента Российской Федерации ЦИК РФ признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца.

 Президент РФ вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае если ко дню истечения 6 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Статус и полномочия Президента РФ

В соответствии со ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебное власти самостоятельны. В соответствии с ст. 11 Конституции, государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды.

В РФ Президент не возглавляет ни одну из ветвей власти, вынесен за триаду властей, однако обладает, как глава государства и гарант конституции полномочиями в трех ветвях власти. Полномочия президента в конституции выделены в отдельную главу, с которой начинается изложение полномочий основных органов власти. Можно вести речь о четвертой власти, президент стоит над ветвями власти в качестве арбитра, оказывая равнозначное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти.

Согласно Конституции РФ, статус Президента РФ — глава государства и гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

Последняя составляющая его статуса означает особое положение президента РФ в системе государственной власти. Президент гарантирует соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина путем:

• обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

• обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ;

• принятия мер по борьбе с преступностью;

• принятия иных законных мер по защите Конституции РФ, прав и свобод личности.

Место Президента РФ в системе разделения властей отражает классификация его полномочий в отношении органов государственной власти.



Полномочия Президента в сфере законодательной власти.

  • Президент назначает выборы Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  • Назначает референдум РФ.

  • Обладает правом законодательной инициативы.

  • Подписывает и обнародует федеральные законы, принятые парламентом

  • Президент обладает правом вето на принятые Федеральные законы.

  • Президент РФ вправе присутствовать на заседаниях Государственной Думы

  • Президент РФ обладает правом роспуска Государственной Думы Полномочия президента в сфере исполнительной власти РФ:

  • Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

  • Структура Правительства РФ определяется Президентом РФ

  • Президент организует деятельность Правительства РФ. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

  • В соответствии со ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ осуществляет полномочия, возложенные Конституцией РФ, Федеральными законами и Указами Президента РФ;

  • В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречии Конституции РФ, Федеральным законам и Указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ.

  • Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

  • Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15