страница1/4
Дата25.12.2018
Размер0.64 Mb.

Модель формирования системы «обратной связи» с участниками образовательного процесса для принятия управленческих решений


  1   2   3   4





Модель формирования системы «обратной связи» с участниками образовательного процесса для принятия управленческих решений







ГБОУ школа № 81 Калининского района Санкт-Петербурга




Санкт-Петербург

2016





Модель формирования системы «обратной связи» с участниками образовательного процесса для принятия управленческих решений

  1. Теоретические основания построения модели эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса

В настоящее время представления о коммуникации как о характеристике самого общества приобрели новый смысл. Наиболее актуальными в современном мире являются теории «коммуникативного действия» Юргена Хабермаса, «коммуникативной рациональности» (Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Н. Луман).

Коммуникативное образование в современной мировой педагогике - это вид социального опыта, который включает в себя множество методологических подходов, отражающих специфику социальных контекстов и образовательных традиций той или иной страны, культуры и ее социальных институтов. Формирование содержания и структуры коммуникативного образования происходило под воздействие исследований моделей коммуникации как поиска путей решения социальных и политических задач.

Коммуникативными действиями называются такие социальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Взаимопонимание является условием и целью коммуникативной рациональности. Коммуникативная рациональность – это совокупность условий коммуникации, обеспечивающих достижение взаимопонимания.

В социальных теориях выделяются понятия «коммуникативности», «коммуникативного акта», «коммуникативной общности», «коммуникативного пространства», «коммуникативной среды», «коммуникативного действия», «коммуникативного процесса», которые имеют определяющее значение в практике образования.

Одним из главных результатов коммуникативных действий в образовании, согласно теории «социальных эстафет» (Розов М. А., 2008.) являются «воспроизведение деятельности по образцам, т.е. социальные эстафеты, - это самый глубинный и фундаментальный механизм существования культуры, на который опираются все остальные социокультурные программы».  «Действия каждого участника выступают в двух функциях: с одной стороны, они - образец для подражания, норматив, которому должны следовать остальные участники, но с другой - сами действия тоже нормированы и представляют собой продукт уже состоявшегося акта копирования, реализацию некоторой продукцией нормы.

Системы такого типа, функции которых закреплены, занормированы на базе отношения подражания или копирования называются нормативными системами. Нормативные системы, распространяясь в определенной среде, включают в себя все новые и новые элементы. Каждая такая система предполагает наличие некоторых исходных элементов и участников. Но с другой стороны, каждый участник в составе системы приобретает дополнительные свойства, он начинает осуществлять определенные последовательности действий.

Одним из основных свойств нормативной системы является ее способность «помнить» текст независимо от индивидуальной памяти участника - функция памяти передается по цепочке, как эстафета. Хотя участник, воспроизводя полученный образец, больше о нем не помнит, тем не менее, вся система в совокупности обладает памятью о нем. Таким образом, «нормативные системы - системы, в рамках которых свойства отдельных элементов «записаны» в некоторой внешней по отношению к ним памяти».

Основой коммуникативного действия, ее инструментом является риторика, то есть публичное выступление. Результатом выступления становятся его последствия.

Отдельно выделяются риторические акты и риторические артефакты. Риторический акт предназначен для конкретной аудитории. Риторический артефакт – последствия риторического акта. Так как речь разрабатывается для конкретной аудитории в конкретном месте и в конкретное время, то процесс коммуникативного обучения строиться не только на изучении теорий, но и кейсов. Важна не столько структура речи, сколько авторский замысел, способы его воплощения, культурный и социальный фон.



Методологическая основа

Теоретические работы отечественных ученых по проблемам:

- высшего образования в США (А.М. Белякин, А.И. Галаган, Т.С. Георгиева, Н.В. Дюжакова, Ю.В. Ерастов, О.В. Коренькова, С.В. Кохановская, О.А. Леонтович, Е.Г. Савиных, Д.Н. Сухиненко, Л.Д. Филиппова, А.В. Ширикова, Е.А. Штокман, А.Е. Штокман и др.);

- коммуникативного образования (М.А. Василик, Л.М. Землянова, О.И. Матьяш, Г.Г. Почепцов, И.Н. Розина и др.);

- мультикультурного образования (И.С. Бессарабова, М.Л. Воловикова, О.К. Гаганова, М.Л. Геворкян, Н.Д. Зингер, Л.П. Костикова, И.Л. Краснов, Ю.А. Манжосова, И.Л. Плужник и др.);

- медиаобразования (А.А. Новикова, И.Н. Розина, А.В. Федоров).

2) теоретические труды и учебные пособия зарубежных ученых по проблемам:

- теории коммуникации (Э. Барноу, Д. Белл, Ч. Бергер, Э. Гриффин, Дж. Джибсон, Франк И. Дэнс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, Г. Лассуэлл, У. Шрамм, У. Риверс, Джон Пэрриш-Спраул, М. Ханн, Эдвард Холли и др.);

- коммуникативного образования (Стивен А. Биби, Кэтрин Миллер, Роберт Крейг, Джоанн Кейтон, Моурин Минелли, Шервин П. Морриэл, К. Тайнер, Мэрилин Янг и др.);

- мультикультурного образования (Б. Петерсен, Дж. Бэнкс, У. Хантер, Д. Хупс и др.);



Отличительной особенностью сформировавшегося образовательного пространства является появление в образовательных учреждениях (ОУ) ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основных образовательных программ. Важную роль в этой системе играют информационные, аналитические, коммуникативные и организационные средства коммуникации, используемые в образовательном процессе. 
С позиций информационного подхода образовательный процесс рассматривается как информационная система, оптимальность функционирования которой обеспечивается ее управлением на основе анализа результатов обратной связи между обучающим и обучающимися. 

Анализ научной литературы показал, что исследованием отдельных аспектов влияния обратной связи на процесс обучения занимались как российские ученые В.П. Беспалько. Г.С. Никифоров, Н.Ф. Талызина, Л.И. Фишман, так и зарубежные Н. Винер, Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайки др. 

Однако, несмотря на очевидность наличия обратной связи в любом коммуникативном взаимодействии, попытки объяснить ее влияние на эффективность управления образовательным процессом до сих пор не получили однозначного толкования. 

Понятие «обратная связь» в науке ассоциируется с кибернетикой и, прежде всего, с работами Н. Винера. Представление об обратной связи как неотъемлемой составляющей любой целенаправленной деятельности отражено практически во всех существующих схемах обработки информации человеком. Чаще всего, по мнению Н.Ф. Талызиной, обратная связь рассматривается в качестве обратной информации о соответствии выполняемого действия заданному. 

К основным теоретическим моделям обратной связи, известным современной науке, относятся:

  • физиологическая, рефлекторная (П.К. Анохин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов);

  • бихевиористическая (Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толиен и др.); 

  • когнитивная (Дж. Кэролл); 

  • кибернетическая (Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, С.В. Яблонский); 

  • коммуникативная (О.Д. Лукьяненко). 

В рефлекторной модели обратная связь рассматривается с позиций физиологии как принцип процесса отражения в живой материи и построения деятельности биологических систем. П.К. Анохин определил обратную связь как информацию об ответных действиях организма. 

В бихевиористких теориях обратная связь рассматривается учеными как форма подкрепления ответа обучающегося. Наиболее завершенный вид бихевиористическая модель обратной связи имеет в работах Б.Ф. Скиннера, разработавшего теорию оперантного обусловливания, согласно которой результаты учения находят свое выражение не в изменениях в мышлении, а в повышении вероятности правильного ответа на определенный стимул.

Обратная связь в когнитивной модели рассматривается как важный вид информации в процессе учения о соответствии выполняемого действия заданному.

С кибернетической точки зрения обратная связь характеризуется как способ управления, основанный на заранее заданных признаках, устанавливающих прямое сравнение промежуточных и конечных состояний регулируемого процесса. Обратную связь в кибернетике воспринимают как контрольную, корректирующую информацию, в содержание которой входит не только процесс, идущий от управляемого объекта к управляющему, но и корректирующее действие последнего. 

Под обратной связью в коммуникативной модели педагогической психологией понимается средство общения - операция, с помощью которой осуществляется действие общения, функция педагогической диагностики, средство педагогической рефлексии. 

Эти модели различаются в основном только им присущими функциями обратной связи. 

Исходя из этого, основными задачами обратной связи в информационной системе «обучающий - обучающийся», являются: информирование обучающегося о выполнении определённых действий (о допущенной ошибке, причинах возникновения ошибки, способах её устранения) с помощью основных суждений о результатах его деятельности. 

Задачами обратной связи в информационной системе «обучающийся - обучающий» выступают: информирование педагога о процессе, результате решения предложенной ему учебной задачи, самоанализ учащимся причин возникновения трудностей, самостоятельное определение им выбора вспомогательных обучающих средств и способов.

По результатам многолетних наблюдений за эффективностью влияния обратной связи на управление образовательным процессом можно констатировать, что учреждения образования не в полной мере учитывают перемены, происходящие в современном обществе. 

В частности, недостаточное внимание уделяется вопросам сотрудничества школы и родителей, хотя новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. ФГОС ориентирован на становление личностных качеств обучающихся, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса.

Полученные данные послужили основанием для усовершенствования модели обеспечения обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса в условиях здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения. Эта модель представляет собой информационную систему, включающую административно-управленческий аппарат (АУП) образовательного учреждения, обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров и внутреннюю коммуникативную сеть (сетевое взаимодействие в рамках реализации программы по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни), обеспечивающую межгрупповую коммуникацию, внешние и внутренние информационно-коммуникативные каналы связи.

Она характеризуется: 

системностью: включает в себя подсистемы, осуществляющие информационный обмен между участниками образовательного процесса; 

комплексной направленностью на повышение уровня профессиональной готовности педагогического коллектива ОУ к реализации обратной связи; формирование у обучающихся опыта ее осуществления в процессе коммуникативного взаимодействия с обучающим; 

динамичностью: поэтапное совершенствование обратной связи должно способствовать качественным изменениям в управлении образовательным процессом; 

гибкостью: система спроектированных условий делает возможными изменения в организации и осуществлении обратной связи; 

технологичностью: осуществление обратной связи предполагает уровни конкретных последовательно выполняемых педагогических и познавательных методов, приёмов; информационных средств, алгоритмически объединённых между собой, не исключая личностные контакты; 

управляемостью: модель управляема со стороны субъектов осуществления обратной связи с использованием современных средств коммуникации. 

В рамках опытно-экспериментальной работы мы разработали комплекс необходимых средств обратной связи (визуальных, аудиальных и кинестетических); описали методику их использования; определили перечень требований к материальным средствам, обеспечивающим коммуникацию между участниками образовательных отношений. 

Количественный и качественный анализ результатов проделанной работы в целом показал эффективность усовершенствованной модели обеспечения обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса.

  1. Типы и виды взаимодействия

Специалисты в сфере общения выделяют его следующие виды: межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое, межгрупповое, массово-групповое, планетарное (глобально-массовое). В межличностном общении различают двустороннюю направленность: с одной стороны, инструментальную - на дело, на выполнение социально-значимой задачи и на результат; такое общение часто называют формальным, или деловым; с другой — личностную направленность на удовлетворение потребностей самих участников общения, чаще осуществляемого в рамках неформальных контактов.

Ключевыми понятиями общения считаются коммуникация и межличностные отношения. Коммуникация - это процесс обмена информацией между обучающими и обучаемыми. Межличностные отношения сконцентрированы в основном вокруг психологических проблем, интересов

и потребностей, которые касаются личности человека. Делoвое общение возникает между людьми, которых связывают интересы какого-либо определенного дела, в нашем случае - педагогической деятельности. Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружественного, межличностного (неформального), деловое общение относится к межличностному общению, направленному на достижение какой-то предметной договоренности, на решение профессиональных задач.

Многофункциональность и разная направленность общения позволяют выделить следующие его аспекты:



  • информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

  • интерактивный (общение анализируется как взаимодействие людей в процессе кооперации и сотрудничества);

  • гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);

  • аксиологический (изучает общение как процесс обмена ценностями);

  • нормативный (выявляет местo и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения людей).

Общее и специфическое в понятиях «взаимодействие», «общение», «деятельность»

Общение занимает важнейшее место в педагогической практике и оказывает серьезное влияние на мотивацию обучаемых. Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, социальной психологией, философией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Термин «общение» происходит от латинского communis, означающего общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь взаимопонимания. В психологической литературе практически отсутствует четкое разделение понятий, включаемых в общение, что приводит к определенной путанице; также нет четкого разделения между понятиями «общение» и «деятельность». Среди специалистов по проблеме существуют следующие точки зрения:



  • общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая деятельность;

  • общение - это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно включено в любую деятельность, в то время как сама деятельность выступает в качестве условия общения;

  • деятельность и общение - две разные и самостоятельные стороны социального бытия человека, его образа жизни.

В психологическом словаре общением называют «…процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание и сo-радость.

Мы рассматриваем общение как вид профессиональной (педагогической) деятельности для взаимодействия с обучаемыми, обмена информацией и достижения взаимопонимания на основе поставленных целей обучения и воспитания. Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели, в числе которых:



  • передача информации от обучающего к обучаемому;

  • формирование компетентностей, т.е. профессиональных умений и навыков, развитие личностных и деловых качеств обучаемых;

  • формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

  • обмен деятельностью, разнообразными приемами и техниками, средствами и технологиями;

  • осуществление коррекции, изменение мотивации обучения и личностного поведения;

  • обмен эмоциональными состояниями и чувствами.

Диалектика общения отражается в том, что, с одной стороны, люди при контактах вступают в противоречия, в конфликты интересов и мнений и получают отрицательные эмоции, а с другой стороны, природа позаботилась о самоценности общения, о том, чтобы люди получали удовлетворение, порой даже комфорт и удовольствие от общения и тянулись друг к другу. Эффективное межличностное общение возможно лишь в ситуации, когда обе стороны стараются приложить все интеллектуальные и психологические усилия, чтобы понять позицию и поведение друг друга. Это имеет прямое отношение и к процессу взаимодействия во время обучения. Никогда прежде навыки эффективного общения не были столь важны и актуальны для педагогов. Сегодня от них требуется умение эффективно взаимодействовать с обучаемыми, а также с большим, чем раньше, многообразием других людей: руководителей, коллег, родителей, социальных партнеров и т.п. Кроме того, взаимодействовать необходимо не только достаточно часто и с разными людьми, но и более оперативно, с учетом бесконечно изменяющейся информации.

Дебрифинг и развитие обратной связи

Дебрифинг – это обсуждение с обучаемым того, что было сделано и какими способами, что можно улучшить, а что необходимо поддерживать в своём поведении.

Дебрифинг полезен для закрепления результатов теоретических и практических занятий. В этом случае необходимо обсуждение мнений обучаемых по поводу возможностей применения полученной информации, новых умений. Дебрифинг не только помогает улучшать умение (знание, навык), но и полезен для работы с установками обучаемых по поводу применения этих умений, знаний, навыков.

Дебрифинг может использоваться для оценки эффективности обучения. В этом процессе ведущие и организаторы тренинга меняются ролями с обучаемыми, обратная связь подаётся от участников к ведущим и организаторам, а темой дебрифинга является процесс тренинга, его эффекты и результаты.

Цель дебрифинга – подвести участников тренинга к способам решения проблемы с различных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей действия в ситуациях, сходных с продемонстрированными на тренинге. В дебрифинге принимают участие как человек, играющий центральную роль (таких людей может быть несколько), так и все участники



Дебрифинг как способ обратной связи с точки зрения соответствия характеристикам общения-диалога

Равенство психологических позиций участников диалога. При проведении дебрифинга равенство позиций ведущего и участника обеспечивается тем, что ведущий на равных с остальными, добавляя и обобщая полученную от них информацию. В свою очередь, эти остальные не ждут готовых ответов от ведущего, а активно участвуют в процессе анализа ситуации и поиске правильного решения.

Принятие партнёра по общению. А.Б. Орлов в предисловии к книге К. Роджерса и Д. Фрейберга, описывая установки учителей, работающих в рамках гуманистического подхода, отмечает, что установка на принятие и доверие представляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. При проведении дебрифинга на первое место встаёт не оценка кем-либо опыта, полученного его участником, а его собственное мнение о том, как этот опыт соотносится с его жизненными ориентирами и его представлением о правильном исполнении умения. При традиционной обратной связи для оценки поведения ведущему необходимо прибегать к установкам, сформированным ранее относительно как этого человека, так и способов поведения в подобных ситуациях.

Установка на партнёрство. При подаче обратной связи с помощью дебрифинга усилия участников и ведущего объединяются для достижения общего результата – понимания характера исполнения какого-либо умения. При традиционной подаче подразумевается, что ведущий уже владеет знанием и участники выступают «партнёрами», только если соглашаются с обратной связью и используют предоставленную им информацию. В дебрифинге же партнёрство начинается на этапе «создания знания» (варианта эффективного поведения, соответствующего ситуации), а продолжается на этапе его использования. В дебрифинге как у ведущего, так и у участника нет манипулятивных установок, у участников не возникает потребности спорить с ведущим (что часто случается при традиционной подаче обратной связи), поскольку авторами большинства суждений является они сами. У ведущего также нет необходимости доказывать что-либо участникам, потому как в центре дискуссии – их опыт, их восприятие этого опыта и его последствий, выводы, которые они могут сделать.

Инициирование работы участников по самопознанию. Процедура дебрифинга, основанная на постановке вопросов, запускает не только межличностный диалог в группе, но и внутриличностный у каждого участника. Традиционная подача обратной связи, предоставляющая информацию, мало способствует обдумыванию своего поведения и его опыт самостоятельному анализу. Во время дебрифинга участники получают опыт анализа поведения, который становится важным умением, используемым и в ситуациях вне тренинга. Одна из участниц после тренинга сказала: «Для меня было важно не только самой попробовать что-то сделать, но поанализировать своё поведение, потому что обычно в жизни ты или говоришь, или слушаешь, продаёшь или покупаешь, но редко есть возможность сделать для себя какие-либо выводы.

Новое понимание предмета общения как результат диалога. При обсуждении сложных коммуникативных умений в дебрифинге часто рождается новое как для ведущего, так и для участников понимание какого-либо аспекта исполнения умения, ситуаций его использования и многих других аспектов. С. Квале, обсуждая роль вопросов в процессе исследовательского интервью, отмечает, что во время ответа на вопрос респондент может обнаружить новые аспекты этого вопроса, внезапно увидеть связи, выводы не только делаются более «обобщённые» и содержательные, но и легче принимаются участниками тренинга. Например, С.И. Макшанов отмечает, что порождённые в процессе взаимодействия выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются в практическую деятельность каждым участником группы.

Можно сделать вывод о том, что в диалогической среде социально-психологического тренинга более соответствует обратная связь, поданная в составе дебрифинга, нежели традиционным способом.

Нами установлено, что для успешной реализации обратных связей участникам образовательных отношений необходимо соблюдать ряд условий:

- безоценочно принимать любые мнения, идеи и точки зрения;

- внимательно выслушивать каждого;

- позитивно подкреплять любые суждения;

- проявлять понимание и уточнять непонятные моменты;

- выражать благодарность за искренние, объективные оценки и суждения;

- обязательно использовать информацию, полученную в результате обратной связи;

- стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опыту и успешности других.



  1. Локальные модели педагогической коммуникации

ВОЗ определила здоровье как "состояние полного физического умственного и социального благополучия". Таким образом, ВОЗ считает здоровье в равной мере и биологическим и социальным предметом. Мы считаем, что охрана здоровья тесно связана не только с достижениями медицинских наук, но и с социальными науками, основным предметом изучения которых выступают общество и поведение людей: социологией (социология семьи, социальная работа, и др.), а также педагогикой, психологией др.

Можно выделить массовый уровень коммуникации как форму коммуникации, основанную на использовании технических средств размножения и передачи сообщений. Применительно к здоровью - это государственные и межгосударственные программы, организации, в т.ч. образовательные по продвижению идеи здоровья и здорового образа жизни, распространение и интерпретация сообщений о здоровье.



Коммуникация здоровья в организации означает взаимодействие по нескольким поводам: управление образовательным учреждением, взаимоотношения между участниками образовательных отношений, внутренний климат организации.

Межличностная коммуникация - это взаимодействие, где и отправитель, и получатель - это отдельные индивиды.

Для анализа эффективности педагогических коммуникаций наиболее удобная форма разделения по уровням коммуникации, то есть участников образовательных отношений.



  1. Учитель – ученик

Обучаемость зависит от индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, универсальных учебных действий, выполнению учебных заданий.

Неуспевающие школьники - школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований образовательного процесса (Н.П. Локалова). Учение - это всегда активный процесс со стороны учащегося и активный процесс педагога по вкладыванию в голову учащегося знаний, умений и навыков.

Н.П. Локалова в книге «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика» рассматривает обучение как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. В результате формируются совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Джефф Петти в своей книге «Современное обучение. Практическое руководство» рассматривает обучение как двусторонний процесс.

Процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия обратной связи:

  • для ученика – возможность задавать вопросы;

  • для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает учебный материал.

Если бы обучение могло быть односторонним процессом, мы отлично бы учились, читая книги и смотря книги, а учителя были бы ненужным раздражителем.

Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение. Коммуникация в обучении предполагает, что хорошо налаженная работа соответствует следующей цепи: «Что я хочу сообщить учащимся – Что я говорю – Что они слышат – Что они понимают».

Р.С. Немов в «Психологическом словаре» даёт определение обратной связи:

  1. Получение источником информации сведений о том, дошел ли посланный сигнал до адресата и какой эффект этот сигнал в конечном счёте произвёл. Понятие обратная связь в данном её понимании используется в современной когнитивной психологии;

  2. В управлении организмом обратная связь означает физиологический процесс или механизм, который используется для того, чтобы корректировать, исправлять предпринимаемые организмом физические или физиологические действия, делать их более точными и эффективными.

  3. Обратная связь в социальной психологии означает получение одним человеком от другого информации о том, как он воспринимается этим человеком.

  4. Обратная связь отрицательная - характеристика обратной связи, которая не улучшает, а напротив, ухудшает процесс, в управлении которым она принимает участие.

Обучение и воспитание - это скрытый от нас внутренний процесс, над которым педагог не имеет прямого контроля. Каждый ученик формирует собственное понимание изучаемого материала и решает, что ему для этого необходимо.

В процессе обучения работа учащихся улучшается благодаря исправлению неточностей и пояснению изучаемого материала, учебных заданий. Каждый раз всё более приближаясь к идеальному результату. Этот процесс требует практики с обратной связью. При этом не только педагог исправляет работу учеников, а и школьники должны самостоятельно проверять и оценивать себя.

Обратная связь учителя и ученика предназначена для того, чтобы ученик мог время от времени сообщать учителю о том, как выполняется и какой результат дают полученные практические рекомендации, а сам педагог мог корректировать последующие практические действия ученика. Обучение и воспитание - это процесс самостоятельного решения проблемы, где под проблемой понимается формирование собственного знания, навыка или умения, личностных качеств.

Обратная связь помогает учащемуся отслеживать свой прогресс, планировать будущие достижения, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы. Педагог может оказать заметное положительное влияние на работу учащегося с помощью таких мер, как конструктивная критика, необходимая поддержка и обратная связь.

В своей книге «Работающие учебные стратегии: Научно-обоснованные стратегии для повышения качества обучения» Marzano, Pickering and Pollock называют обратную связь в числе девяти наиболее эффективных стратегий.

Эффективная обратная связь должна


  • быть «корректирующей». Обратная связь должна содержать объяснение того, что школьник делает правильно, а где ошибается;

  • быть своевременной. Чем более оперативна обратная связь, тем более она эффективна;

  • осуществляться в соответствии с заданными критериями. Обратная связь должна ориентироваться на достижение конкретным обучающимся предметных, метапредметных, личностных результатов реализации основной образовательной программы, а не на усредненные показатели по образовательному учреждению;

  • предоставлять возможность учащимся для осуществления их собственной обратной связи. Учащиеся должны уметь эффективно осуществлять мониторинг своего прогресса в процессе самооценки, основанной на обратной связи, предоставленной учителем.

  1. Учитель – класс

Обратная связь позволяет придать новое измерение учебному процессу, делая акцент на плюсы, а не на недостатки. Отмечая сильные стороны работы учащихся, учитель мотивирует его на дальнейшее взаимодействие и заинтересованность предметом.

В процессе осуществления обратной связи, ученики отвечают на следующие вопросы:

- В правильном ли направлении я двигаюсь?

- Что я должен улучшить?

- Что я делаю хорошо?

- Как я в целом справляюсь с работой?

Обратная связь с классом может быть формальной и неформальной. В процессе осуществления неформальной обратной связи учитель может «присесть» за стол учащихся и прокомментировать его работу. С помощью этого вида обратной связи учащиеся могут получать необходимые советы и осуществлять немедленные изменения. Для получения формальной обратной связи, учащиеся участвуют в конференции, в процессе которой учитель проверяет их прогресс и ставит перед ними новые цели. Конференции способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся и защищают учащихся от страха неудач. Когда учащиеся получают обратную связь в учебном процессе, они учатся на своих ошибках, осуществляют необходимые изменения и оказываются способны к переходу на следующий уровень.

«Лучшая обратная связь содержит объяснение того, что является точным, а что неточным в ответах учащихся. Кроме того, продолжая работать над заданием, пока они не справятся с ним, учащиеся приобретают важные для их дальнейшего обучения навыки» (Marzano).

Учащиеся, как правило, ценят идеи и мнения своих сверстников. В большинстве случаев им нравится совместная работа. И если такая возможность им представляется, они могут и предлагать свои идеи, и получать их от своих сверстников. При правильной организации формы взаимодействия ученик-ученик являются хорошей возможностью для разработки идей, предложений и внимательной оценки работы учащихся. Если эти формы оказываются продуктивными, учащиеся начинают понимать, на что им следует обратить внимание, и осваивают специфические критерии для оценки этого вида деятельности. Хорошими средствами осуществления обратной связи, обеспечивающими положительную обратную связь, а также генерацию идей и предложений являются руководства по оцениванию и оценочные листы. Есть целый ряд причин, по которым учителям следует использовать эту стратегию на своих уроках, соединив ее с необходимой практикой и примерами.

Обратная связь с учителем и одноклассниками может осуществляться в любом классе и на любом предмете.

Включение формальной и неформальной обратной связи в практику школьного преподавания является эффективной и прогрессивной стратегией. Примеры использования этой стратегии на уроках:

Неформальная обратная связь с учителем.

Встречи и беседы с учащимся, позволяющие ответить на его вопросы, убедиться в росте его знаний и навыков и помощи ему советом.



Формальная обратная связь с учителем.

Предложения, комментарии, формулировка целей для каждого учащегося учителем осуществляется в процессе специальных учебных конференций.



Обратная связь с другими учащимися.

Учащиеся получают комментарии относительно своей текущей работы в процессе структурированных учебных конференций.

Неформальная обратная связь с учителем может принимать самые различные формы. Этот тип обратной связи предназначен для того, чтобы предоставить учащимся немедленные отклики на их работу, которую они выполняют. Таким образом, учитель может отвечать на вопросы, делать свои

предложения или просто наблюдать за тем, как учащиеся справляются с полученными заданиями.

Неформальная обратная связь может принимать следующие формы:

Обсуждения "на лету". В течение нескольких минут учитель проводит встречи с учащимися в ходе которых в течение нескольких минут они обсуждают текущие вопросы, связанные с деятельностью учащегося.

Беседа за партой. Учитель подходит к парте учащихся и обсуждает его текущую деятельность, отвечает на его вопросы, комментирует результаты.

Письменные рецензии в дневнике учащегося или в письменной работе. Отклики на записи учащегося в его дневнике. Комментарии на проверочные и исследовательские работы, отчеты, обращающие внимание на аспекты,

требующие доработки. Предоставление учащемуся возможности повторной проверочной работы.

Учителя могут осуществлять обратную связь с учащимися в ходе структурированных обсуждений. В их ходе могут делаться комментарии и предложения по работе учащихся, а также осуществляться процесс постановки целей и задач на формальном уровне. В течение дня или недели учителя могут встречаться с несколькими учащимися, в зависимости от сроков выполнения конкретных заданий, а также индивидуальных потребностей учащихся. Важно проводить эти обсуждения структурированным способом, для того, чтобы и учитель и учащиеся использовали время максимально эффективно.

Рекомендации по организации таких обсуждений.


    • Учитель должен ознакомиться с работой учащегося заранее.

    • Работа должна сопровождаться заполнением контрольного листа по обратной связи.

    • Комментарии должны носить специфический характер и быть донесены до учащегося в процессе обсуждения.

    • Учитель должен уделить особое внимание двум – трем аспектам, нуждающимся в улучшении и объяснить то, как их можно улучшить.

    • В процессе обсуждение учитель должен обратить внимание и на позитивные аспекты работы учащегося.

    • В процессе обсуждения у учащегося должны быть время и возможность задать свои вопросы.

    • По итогам обсуждения учащийся должен получить заполненную форму обратной связи, которую он сможет в дальнейшем использовать для улучшения свой работы.

В ходе работы над проектом учитель должен встретиться для проведения индивидуального обсуждения с каждым учащимся не менее двух раз. Это дает возможность учащимся понять, что они двигаются в правильном направлении и скорректировать, в случае необходимости, свою учебную деятельность. Сочетание формальных обсуждений и неформальной обратной связи позволяет создать максимальные условия для обеспечения успеха учащегося.

В процессе структурированного обсуждения учащиеся комментируют работу друг друга. Наиболее важным компонентом взаимного обсуждения учащимися работ друг друга является представление им образца этой работы, которое происходит перед его началом. Прежде чем приступать к совместному обсуждению учащихся, учителю следует проиграть с ними эту ситуацию. Пропускать этот шаг ни в коем случае нельзя. Если вы просто дадите учащимся время на обсуждение, они вряд ли будут обсуждать свою работу надлежащим образом. Учащиеся должны чувствовать ответственность за комментарии, предложения и отклики, которыми они реагируют на работу друг друга и они должны знать, как делать это эффективно. Предоставляя учащимся форму для взаимного обсуждения, учитель тем самым задает его структуру. После того, как учащиеся научатся ей пользоваться и ознакомятся со всеми необходимыми требованиями, взаимные обсуждения станут органичной частью процесса осуществления обратной связи.

Взаимное обсуждение может проводиться в любой момент работы над проектом. Они могут использоваться как отправные точки для генерации идей или как способ скорректировать работу учащегося над проектом на основе откликов о уже проделанной работе его товарищей. Учащемуся следует получить отклики от своих товарищей до обсуждения работы с учителем, для того, чтобы работа находилась в более высокой степени готовности. Обратная связь с другими учащимися может осуществляться на всех этапах работы над большими проектами или при работе над письменными проектами. Форма рецензии учащегося необходима для того, чтобы сами учащиеся знали, какие отклики они могут получить от своих товарищей и что они, в свою очередь, ожидают от них.


  1. Учитель – родитель, группа родителей

Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Система работы складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе.



Первое требование — целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.

Второе требование — повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет особенностей микрорайона, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.

Третье требование — выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.

Четвертое требование — формирование действенной общественной родительской организации.

Вовлечение родителей в процесс обучения имеет особое значение для эффективного развития школьников. В таких условиях родители могут постоянно знать, чем их дети занимаются в школе, как учатся, могут оказать своевременную поддержку своему ребёнку.

Кроме того, они могут оказывать постоянное содействие формированию комфортной среды школы. Эффективность развития каждого отдельного ученика возможна только путем установления прочных и твердых связей между учителями и родителями.

Имеющаяся в школах система электронных журналов и дневников не позволяет выстроить доверительные отношения. В таких условиях вновь вся ответственность падает на учителей. Есть несколько Интернет-платформ, которые значительно облегчают взаимоотношения на уровне учитель-родитель



Инструменты, которые могут повлиять на развитие обратной связи между учителями и родителями.

ClassMessenger - инструмент, который облегчает общение между учителями, учащимися и родителями. Он разработан специально для школ, причём им можно пользоваться и в андроидах. Этот сервис предлагает следующие виды обратной связи с родителями:

  • сообщения с фотографиями и документами;

  • подробная информация о домашних заданиях;

  • календарь для назначения встреч, собраний;

  • совещания групп;

  • опросы на общественных началах;

  • и пожелания родителей.

Все номера и персональная информация хранятся скрыто: ни один из участников не может видеть номер телефона учителя или других родителей, в том числе и школьники не могут видеть номера друг друга. То есть могут обменяться номерами лишь на добровольной основе.

ClassTag. Чтобы начать работу в этом приложении, необходимо создать учетную запись и ввести некоторую базовую информацию о вашем классе или классах, которые вы учите.

Для более эффективной работы нужно ввести адреса электронной почты родителей учеников. После этого можно создать список родителей для взаимного общения. Можно создавать временные интервалы общения, как короткие, так и более продолжительные.



Doodle - это бесплатный инструмент для планирования групповых встреч с входом всех членов группы. Doodle является по существу платформой для опроса. Чтобы использовать Doodle, необходимо создать заголовок, выбрать ряд дат, назначить время для возможной виртуальной встречи, а затем пригласить людей, предложив им выбрать наиболее удобную дату. В качестве администратора планирования опроса можно установить конечное время совещания, основанное на наиболее часто упоминавшихся даты и времени.

Конечно, организация такой работы требует предварительной подготовки, обсуждения с родителями. А главное, готовности педагогов воспользоваться одним из инструментов.



  1. Учитель – учитель

Педагоги продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые средства для обеспечения обратной связи.  Коммуникация педагогов организуется по разным направлениям:

  • организация информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет-технологий. Это позволяет организовать общение педагогов, в ходе которого открыто и квалифицированно решаются многие профессиональные вопросы, при интерактивном общении идет интенсивный обмен педагогическими находками;

  • создание базы учебно-методических материалов. Данное направление методической работы позволяет систематизировать информацию о педагогическом опыте в разных направлениях, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет;

  • личные  блоги и электронные портфолио педагогов – относительно молодой компонент. На создание блогов педагогов подвигли различные конкурсы, в рамках федеральных сетевых сообществ. Это направление считается очень перспективным.

Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские - такая форма обучения имеет много положительных моментов:

  • обучение идёт без отрыва от работы, семьи;

  • учиться можно в удобное время суток и день недели;

  • повышаешь квалификацию не только в области своего предмета, но и в области применения ИКТ.

Участие в сетевых, дистанционных конкурсах и фестивалях в независимости от результата даёт возможность учителю опубликовать собственные методические разработки. Кроме того, по условиям большинства конкурсов работы участников комментируются, проходят профессиональную и общественную экспертизу, при этом сам учитель принимает активное участие в такой работе. В ходе мероприятий педагог также знакомится с опытом коллег, сравнивая свою работу с другими, выявляя пробелы в работе или наоборот, отмечает своё преимущество, делает выводы. Несомненно, такое взаимодействие помогает педагогу повысить своё профессиональное мастерство, и, что не менее важно, позволяет самоутвердиться: научно-практические конференции, интернет-конференция «Организация сетевого взаимодействия: опыт и перспективы»; интернет-конференция «ЭОР сегодня: актуальные вопросы»; интернет-конференция «Социальные сервисы WEB2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы.»; научно-практическая конференция «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии»  и т.д.), мастер-классы, тренинги ("Социальные сервисы WEB 2.0 в профессиональной деятельности педагога", «Элементы» (Intel® Teach Elements), курсы (курс Intel «Методы оценивания в классе XXI века»курс Intel «Методы сотрудничества в классе XXI века» и т. д.).

Сетевые сообщества педагогов можно найти на многих образовательных порталах: Открытый класс, Сеть творческих учителей и т.д. Каждый учитель может найти для себя самое интересное по содержанию и самое приемлемое по форме работы сообщество. Если такового не найдётся, можно самому создать нужное сообщество. Работа в сообществах может быть самой разнообразной: это и конкурсы для учителей и учеников, это и семинары, и конференции, и мастер-классы, и консультационные линии. Став членом образовательного портала, сообщества каждый учитель может создать свою персональную страницу, разместив на ней самую разнообразную информацию, загрузить файлы от плана-конспекта урока до собственного портфолио. Так же может стать экспертом. Работать экспертом не просто, но очень интересно. Среди сетевых сообществ, участников которых я являюсь хотелось бы выделить следующие:



  • Интер-Ника - открытое педагогическое сообщество;

  •  «СоцОбраз»;

  • Сеть творческих учителей;

  • Сообщество учителей Intel Education Galaxy;

  • Открытый класс;

  • Community Centersot;

  • ПроШколу.

Активному участию педагогов в работе различных педагогических сообществ способствуют следующие факторы:

наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;

постоянные нововведения, стимулирующие интерес к активности в сети;

использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;

наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;

учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;

использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;

поощрение, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;

толерантное, креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.

Таким образом, работа в виртуальных педагогических объединениях обусловлена самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему образования. Педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность, здесь педагоги чувствуют себя успешными, получают положительные переживания и видят результат своего труда.

Сайт учителя сегодня является наиболее удобным инструментом обратной связи для представления любых продуктов деятельности. Персональный сайт – это ещё одна форма сетевого взаимодействия и презентация собственных достижений и достижений учеников, и площадка для публикации собственного опыта, и возможность общения с коллегами, организации обратной связи. Наличие персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития современного педагога. Но ведение сайта - это и ответственность. Материалы сайта должны быть интересными пользователям, востребованными. Их нужно постоянно обновлять, добавлять новые. Сайт позволяет педагогу: 


  • найти единомышленников и расширить круг своего общения;

  • получить возможность представить свой педагогический опыт широкой аудитории; 

  • узнать мнение своих коллег-профессионалов, а также получить советы и рекомендации;

  • выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег; 

  • обсудить проблемы методики преподавания предмета, школы, образования в целом; 

  • познакомиться с опытом коллег и в дальнейшем использовать предложенные ими идеи в своей работе; 

  • планировать свое время и принимать участие в работе сетевых сообществ;

  • повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития; 

  • освоить самые современные сетевые сервисы и в дальнейшем использовать их возможности; 

  • приобрести  навыки дистанционной работы.

  1. Руководитель – педагогический коллектив, группа педагогов.

Обратная связь является необходимой частью работы с педагогическим коллективом. Всем руководителям нужны конкретные и полезные предложения по улучшению работы, но не каждый может наладить общение со своими сотрудниками.

Как руководителю обеспечить педагогическому коллективу развивающую обратную связь и получать обратную связь от педагогов?

Обратная связь: работа с командой педагогов

  1   2   3   4

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Модель формирования системы «обратной связи» с участниками образовательного процесса для принятия управленческих решений