Скачать 143.6 Kb.
Дата11.08.2019
Размер143.6 Kb.

Младший школьный возраст. Психологическая готовность к школьному обучению



Младший школьный возраст.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Как показывает практика, на прием к психологу приходят обеспокоенные родители школьников с различными проблемами и вопросами, на которые, в контексте Интернета, хотелось бы попытаться дать наиболее универсальные варианты ответов.



Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?

I -й класс (начиная со второго полугодия) не больше одного часа
2-й класс — до полутора часов;
3-4-й классы — до двух часов.
Специалисты отмечают, что ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков. Поэтому желательно, чтобы ребенок, придя из школы, сначала пообедал и погулял.

Какие уроки лучше делать сначала - письменные или устные?

Лучше готовить уроки днем, после прогулки, а не поздно вечером.


Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1—4-х классов таков:
1) чтение - выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
2)письмо;
3)математика;
4) более легкие предметы.
Но если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех в работе, ребенок с большим удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов.

Сколько должен гулять ребенок?



Не менее 2—З часов в день. Это должны быть подвижные игры со сверстниками на улице; прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах.

Очень полезна спокойная прогулка перед сном. Однако если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными , ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.


В наше время, когда у детей велика тяга к занятиям и играм на компьютере , многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но если мы, взрослые, несмотря на свою занятость, позовем ребенка и вместе с ним отправимся на улицу, скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.

Что делать, если ребенок смотрит телевизор часами и невозможно оторвать его от этого занятия?

Многие родители сетуют на то, что их дети часами смотрят телевизор, причем все передачи подряд. Родители жалуются, что ни просьбы, ни угрозы на детей не действуют. Однако бывает, что иногда родителей очень устраивает такое положение дел. Например, когда сын смотрит телевизор, он не бродит безнадзорно на улице, не мешает маме заниматься её делами или не дерется с сестренкой. Но на следующий вечер их почему-то вдруг огорчает, что сын портит себе зрение, не отрываясь от экрана. Ребенок же просто-напросто не понимает, почему сегодня нельзя делать то, что можно было вчера ???!!!
Кроме того, если родители предложат ребенку вместо просмотра передач заняться чем-либо интересным вместе (погулять, поиграть в волейбол, приготовить вместе ужин, сделать сюрприз для папы и испечь кекс и т. д.), он, скорее всего, согласится.
Если же все-таки ребенок отказывается выполнить просьбу родителей (что бывает крайне редко), мама или папа могут сесть (или даже прилечь) с ним рядом и посмотреть какую-то передачу вместе, не поучая ребенка на каждом шагу, но высказывая свое отношение к увиденному. Если ребенок захочет, можно поспорить с ним по поводу того или иного эпизода. Это поможет взрослому лучше узнать своего ребенка, наладить с ним взаимоотношения, направить интересы сына или дочери в другое русло (если в этом есть необходимость).

Конечно, лучше не «перегибать палку» и соблюдать определенные правила просмотра телепередач, чтобы ребенок не переутомился и не испортил зрение.


в выходные дни, так же как и в будни, рекомендуемое время просмотра телепередач для учащегося начальной школы составляет от 40 до 60 минут в день

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бывает, что ребенок нервничает, боится идти в школу, но почему - не объясняет. Он отчаянно рыдает, у него может случиться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно забывает что-то дома и возвращается. Причиной всего этого может быть страх, непонятный, но сильный, который называют фобией. Для начала ребенка необходимо показать детскому врачу. Если ребенок здоров, то постарайтесь разобраться, в чем же конкретная причина такого упорного страха и нежелания идти в школу. Может, в классе сложилась тяжелая обстановка. Может, ребенок поссорился с лучшим другом или у него возник конфликт с учителем.


Бывает, что ребенок боится школы, а причина его страха - не школа сама по себе, а, например, собака, которая лает на него по дороге на занятия. А может, ребенок просто стесняется читать стихи у доски? А может, его обижает кто-то из старших учеников на переменах?

В любом случае с ребенком надо поговорить о причине его нежелания ходить в школу и постараться найти пути преодоления сложившейся неблагополучной и травмирующей ребенка ситуации.



Что делать, если ребенок старается завоевать расположение класса, нарушая при этом дисциплину?

В этом случае ребенку может помочь учитель, который ведет уроки в этом классе, или классный руководитель. Надо просто помочь ребенку добиться успеха в социально одобряемых поступках, направитъ его энергию в позитивное русло. Например, он может помочь учителю в организации классного вечера, викторины, выступить на смотре художественной самодеятельности. Он вместе с родителями может стать организатором загородной прогулки или похода. Его энергия может быть направлена на спортивные тренировки. Родители ребенка могут расширить круг его возможностей для занятий, которые могут заинтересовать ребенка, повысить его самооценку и упрочить положение среди одноклассников.


Очень часто гиперактивные дети, стремясь обратить на себя внимание учителя и сверстников, исполняют роль «классного шута». Постарайтесь дать такому ребенку возможность реализовать потребность во внимании, в двигательной активности.

Что влияет на формирование правильной самооценки у ребенка?

Важнейшая характеристика каждой личности это ее самооценка, которая оказывает влияние на любое решение. Высокая адекватная самооценка дает ребенку возможность идти на риск, исследовать неизведанное, иногда терпеть неудачи, но в конце концов побеждать.

Уметь принимать детей такими, какие они есть, - это очень важно, но этого недостаточно. Одной любви родителей бывает слишком мало для формирования высокой самооценки ребенка, ему необходимо одобрение и признание окружающих.


Ребенок должен уметь преодолевать трудности, справляться с ними. Родители должны научить его этому. Ребенок должен знать, что он не беспомощное существо и от него самого многое зависит.
И еще у каждого ребенка должен быть близкий друг - взрослый или сверстник, просто хороший человек, который его любит, а родители могут помочь в укреплении этой дружбы.
На формирование самооценки большое влияние оказывает характер детско-родительских отношений в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, последовательность в воспитании, поэтому именно родители могут оказать ребенку наибольшую пользу в формировании адекватной самооценки.


Со старшим сыном намучились в школе, неужели младший будет учиться так же?

Многие родители обращаются к психологам с опасениями, что подрастающие в семье малыши доставят им столько же хлопот и неприятностей, как и старшие дети. Чаще всего эти опасения безосновательны:


младший ребенок практически никогда не повторяет пути развития старшего. Но опасения могут принести свои негативные плоды: у ребенка развиться комплекс неудачника, Если все время твердить: «Один двоечник и ты таким же станешь!», , то это может привести к неосознанному формированию у ребенка установок на неудачи в учебе.
Всякий раз, когда он будет стоять перед выбором, то будет вспоминать: «От меня не ждут ничего хорошего» и совершать именно те поступки, которых боялись его родители. Предоставьте ребенку возможность быть самим собой.

Однако опасна и другая крайность: если старший ребенок был успешен в учебе, а младший не оправдывает ожиданий окружающих, у него также может развиться комплекс неудачника. «Лекарство» от этого только одно: не надо сравнивать детей, у каждого из них свой неповторимый путь развития и достижений.




Как заинтересовать ребенка учебой?


Очень часто дети, не очень замотивированные на учебу или боящиеся трудностей, возникающих при обучении, отказываются выполнять какое- либо учебное задание или выполняют его нехотя. Взрослые (как учителя, так и родители) способны помочь им преодолеть эту трудность таким образом:
а) Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.
б)
Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).
в) Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.

Основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающих познавательные элементы. К сожалению, если у ребенка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, причиной тому часто оказывается отсутствие познавательных ценностей в семье, и в таком случае стимуляция отсутствующего у самих взрослых познавательного интереса может решить проблему у ребенка. Например, взрослые могут живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты.

Причина отсутствия познавательных интересов может быть и обратной: когда родители чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить писать, читать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься подобными вещами.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком младшего школьного возраста- это наблюдение за прорастающими растениями (напр. фасоль), фиксация изменений в природе, попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными( с обязательными записями своих открытий). Кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если уже увлеченный занятиями в кружке, старший ребенок вовлекает младшего в подобную деятельность.

Что лучше поощрение или наказание?
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Если проступок серъезен, и без наказания не обойтись, оно должно быть не унизительным!!! Важно не стыдить ребенка в присутствии других людей.
Простейшей формой поощрения является похвала. Более простой вариант: «Спасибо». Более сложный: «Ты все-таки добился успеха! Ты две недели учил правила и наконец получил “5” по русскому языку» Возможно одобрение в виде жеста.
Похвала должна быть конкретной: не просто «Молодец» и ребенок не понимает, за что хвалят - комнату убрал или оценки хорошие получил? Лучше так: «Мне нравятся краски, которые ты подобрал для своего рисунка. Я думаю, учителю будет интересна твоя работа».


Похвала лучше своевременная: например, слова «Мне очень понравилась твоя прическа на прошлой неделе» могут быть восприняты ребенком как «На прошлой неделе ты выглядел лучше, Что у тебя с прической сегодня?».
Похвала должна быть искренней. Дети очень остро чувствуют ложь. кроме того, похвала должна отражать действительное достижение ребенка. Если мы похвалим ребенка за то, что на самом деле не считаем достижением, у него может сложиться впечатление, что мы неискренны. Тогда похвала может иметь «эффект горькой конфеты», который ухудшит взаимоотношения «взрослый—ребенок» и исчерпает «кредит доверия» ко взрослому.

Хроническая неуспешность и школьная тревожность.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае,- это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо соблюдать правила оценивания ребенка: не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (образцами взрослых или достижениями более успешных одноклассников), а сравнивать его собственные достижения и неудачи, акцентируясь на улучшении его собственных результатов.

Соблюдение правил безболезненного оценивания должно сочетаться с поиском сферы наивысшей успешности, в которой ребенок сможет реализовать себя. Очень важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах и тогда ребенок сможет самоутвердиться и обрести утраченную веру в себя!!! Тревожным детям психологи советуют избегать заданий на время, особенно если возникает проблема выбора 1 ответа из нескольких. Очень вдумчиво следует выбирать сферу деятельности: не рекомендуется театральная самодеятельность(на сцене ребенок будет скован и не сможет выступить с успехом) , а наиболее удачно подойдут занятия семейного музицирования, литературная студия или кружок рисования.



Замедленность темпа деятельности.

Эту особенность необходимо просто учитывать, не осуждая при этом ребенка и понимая , что при его темповых характеристиках необходимо регулировать объем работы.



Психологическая готовность к школьному обучению.

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

(Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Готов ли Ваш ребенок к школе».)

К сожалению, многие родители думают, что для успешного обучения в школе достаточно, чтобы ребенок умел читать, писать и считать. Но этого не достаточно , важно чтобы ребенок достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития, а именно:



  1. Имел определенный запас знаний об окружающем мире и владел элементарными понятиями.

  2. Умел обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

  3. Умел планировать свою деятельность .

  4. Положительно относился к учению.

  5. Имел способность к саморегуляции и самоконтролю своего поведения и в нужный момент мог бы проявить волевые усилия для достижения поставленных задач.

  6. Обладал навыками речевого общения.

  7. Обладал развитой мелкой моторикой руки и зрительно-двигательной координацией.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

1.Свое имя , отчество и фамилию.

2.Свой возраст (желательно дату рождения).

3)Свой домашний адрес (включая город и страну, в которой живет).

4)Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

5)Времена года.

6)Домашних и диких животных и их детенышей.

7)Транспорт наземный, воздушный, водный.

8)Различать одежду, обувь и головные уборы; овощи, фрукты и ягоды.

9)Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

10)Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11)Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.

12)Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

13)Хорошо владеть ножницами (вырезать по контуру, резать полоски и геометрические фигуры).

14)Владеть карандашом (проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, закрашивать и штриховать, не заходя за контур).

15)Внимательно слушать, не отвлекаясь, в течение 30-35 минут.

Прошу учитывать, что развитие вышеперечисленных умений и навыков показывает в основном уровень психологической готовности к школьному обучению. Необходимо помнить и о наличие педагогической готовности к обучению в школе.

Уважаемые родители!

Начало обучения в школе - качественно новый этап в жизни ребенка и его родителей, когда ведущим видом деятельности становится - учебная. Реальная школа с ее классно-урочной системой и действующими программами ставит ребенка в весьма конкретные условия, отвечающие требованиям школьного обучения. Конечно, понадобится определенное время для того, чтобы ребенок смог полноценно вступить в стартовую точку следующего этапа своего развития- обучения в школе. Какой период времени понадобится ребенку , чтобы адаптироваться к школе, зависит от многих причин (психологическая и педагогическая готовность к учебной деятельности, мотивационная готовность, осознание важности обучения и развитие познавательных процессов) и от его индивидуальных особенностей и может длиться от нескольких недель до 2-3 месяцев (чаще всего) и в отдельных случаях до 1 года. Мы не в силах полностью снять адаптационный стресс, но возможно оказать определенную помощь, которая значительно облегчит и ускорит процесс адаптации к новым школьным условиям. Терпения Вам и успехов в школе Вашим детям!

Рекомендации родителям первоклассников.

Как помочь своему ребенку адаптироваться к школе?

1)Необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения (игровая деятельность может иметь место ).

2)Очень важно опираться на желание ребенка учиться и всячески поддерживать это желание.

3)Поощрение должно быть конкретным: хвалим какую-то черту поведения ребенка, результат его деятельности.

4)Используем прием «зато». ( Да, задачу ты решил неправильно, но зато у тебя получились красивые цифры!)

5)Главным для ребенка должны быть знания, а не оценки. Необходимо повысить ценность собственно знания. Когда ребенок приходит из школы интересоваться: «Что узнал нового?», «Чему сегодня научился?»

6)Важно чтобы ребенок понимал, когда у него что-то не получается, он сам при этом не становиться плохим. Для этого необходимо оценивать не самого ребенка, а лишь результат его деятельности ( он лишь плохо прописал букву, но при этом сам остался таким же , каким был).

7)Важно дать ребенку возможность выразить свои негативные чувства, предоставив подходящий для вас способ их выражения.

8)Ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка.

Чтобы избежать переутомления необходимо соблюдать щадящий режим дня

1)Обеспечить ребенку возможность краткого послеобеденного отдыха.

2)Время ,которое ребенок проводит за просмотром телевизора и у компьютера, не более 1,5 часа в день, в общем.

3)Уроки выполнять в следующем режиме: 30 минут-физминутка-30 минут .

4)Обязательно в режим дня должна быть включена прогулка.



5)Возможно применение в период первичной адаптации (первые 2-3 месяца в среднем) расслабляющих ванн с солями или травами.

6)Важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня, но не непосредственно перед сном. Это может быть плавание, бег, подвижные игры и т.п.