Скачать 234.45 Kb.
Дата24.08.2019
Размер234.45 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Министерство спорта россйской федерации



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА

Направление подготовки


32.04.05 «Спорт»
Профиль подготовки
«Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения


Очная, заочная

Москва - 2014


Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом ИНПО

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

Протокол №____от «____»___________2014 г.

Программа подготовлена д.б.н. профессором Тамбовцевой Риттой Викторовной, заведующей кафедрой биохимии и биоэнергетики спорта им. Н.И.Волкова РГУФКСМиТ, доцентом Мелиховой Маргаритой Андреевной (кафедра биохимии и биоэнергетики спорта), Юриковым Романом Викторовичем, старшим преподавателем (кафедра биохимии и биоэнергетики спорта)

Рецензент д.б.н., профессор

/Панасюк Т.В./

Программа дисциплины ……… для магистрантов, обучающихся по направлению 32.04.05 «Спорт», составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОПП ВПО



  1. Цель освоения дисциплины

Цель преподавания курса по выбору «Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола» в высших учебных заведениях физической культуры вооружить будущих специалистов в области физической культуры и спорта точными знаниями о закономерностях преобразования энергетики мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола, занимающихся физическими упражнениями и спортом.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Курс «Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола» основывается на знаниях и умениях, которые обучающиеся получили при прохождении базовых дисциплин – биохимии и физиологии спорта, и он является завершающим на заключительном этапе внедрения полученных знаний в практику спорта.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола»

Освоение курса «Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола» позволяет магистру внести вклад в овладении следующими компетенциями:

ОК-1.Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2.Способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профиля своей профессиональной деятельности ;

ОК-4.Готовностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

ОК-6.Способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях научных знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-7.Готовностью к использованию современного научного оборудования (в соответствии с целями ООП…..);

ПК-1.Способностью и готовностью самостоятельно анализировать состояние и динамику объектов деятельности, выявлять актуальные проблемы и ставить конкретные задачи их решения;

ПК-4.Способностью проводить патентный поиск и исследовать патентноспособность и показатели технического уровня разработок, использовать процедуры защиты интеллектуальной собственности;

ПК-5.Способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований;

ПК-6.Способностью планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способностью критически оценивать данные и делать выводы;

ПК-11.Способностью интегрировать знания комплексного характера, формулировать заключения на основании неполной или ограниченной информации, при этом принимая во внимание социальную и этическую ответственность, связанную с применением;

ПК-15.Способностью к непрерывному самообразованию;

ПК-21.Способностью и готовностью организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия со спортсменами высокой квалификации;

ПК-23.Способностью и готовностью использовать современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса и оценивать эффективность их применения;

ПК-24.Способностью и готовностью корректировать тренировочную и соревновательную нагрузку на основе контроля состояния спортсмена;

ПК-26.Способностью и готовностью использовать эффективные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности;

ПК-28.Способностью и готовностью осуществлять выбор и эффективно использовать современные средства материально-технического обеспечения с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий проведения тренировочной и соревновательной деятельности;

ПК-29.Способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать программы предсоревновательной, соревновательной подготовки и постсоревновательных мероприятий.

В результате освоения курса «Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола» обучающиеся должны:

- знать важнейшие закономерности развития биоэнергетических процессов у детей, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков;

- понимать организацию энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и ее изменения с возрастом;

- уметь оценить уровень развития биоэнергетических процессов, определяющих физическую работоспособность у детей, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков при занятиях различными видами мышечной деятельности;

- уметь подбирать адекватные методы контроля за ходом тренировочного процесса с учетом возрастных особенностей энергообеспечения мышечной деятельности;

- осуществлять направленный поиск эффективного использования различных методов и эргогенических средств для сохранения здоровья, спортивного долголетия, повышения уровня физической работоспособности и потенцирования тренировочного эффекта используемых физических нагрузок разных поколений;

- уметь составлять программы различных видов тренировочных упражнений, ориентированные на повышение физической работоспособности детей, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков на занятиях физической культурой и в избранном виде спорта;

- уметь организовывать эффективные исследования и мониторинг для оценки энергетики мышечной деятельности у детей, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков в избранном виде упражнений;

- владеть различными методами в определении работоспособности и энергетики мышечной деятельности в возрастном диапазоне.



  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины оценивается в 36 часов, из них 10 часов – лекции, 10 часов – практические занятия, 6 часов – контрольные работы, 10 часов – самостоятельная работы обучающихся.
Темы курса

Тема 1. Биохимические особенности энергообеспечения мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола как научная дисциплина

Предмет возрастной биоэнергетики спорта. Методы исследования энергетики мышечной деятельности, применяемые у детей младшего школьного возраста, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков.

История возрастных биоэнергетических исследований в спорте.

Современные проблемы и перспективы возрастной биоэнергетики спорта.


Тема 2. Организация энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и ее изменения с возрастом

Энергетические потребности и возможности скелетных мышц.

Регуляция энергетических процессов в клетке.

Основные характеристики энергетических источников: мощность, емкость, экономичность.

Развитие энергетики скелетных мышц в онтогенезе.

Формирование аэробного источника энергии.

Формирование анаэробного гликолитического источника энергии.

Формирование анаэробного алактатного (фосфагенного) источника.



Семинар: характеристика различных источников энергообеспечения у детей младшего школьного возраста, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков.
Тема 3. Структурно-функциональные свойства мышечных волокон и их изменения в процессе возрастного развития

Формирование мышечного волокна в онтогенезе.

Биохимическая и гистохимическая характеристика основных типов мышечных волокон.

Общие принципы развития скелетных мышц.



Семинар: биохимическая и гистохимическая характеристика различных типов мышечных волокон у детей младшего школьного возраста, подростков, юношей и взрослых.
Тема 4. Возрастные изменения энергетического и вегетативного снабжения скелетных мышц

Структурно-функциональная организация энергетических процессов.

Возрастное развитие физиологических и биохимических механизмов вегетативного и энергетического обеспечения мышечной деятельности

Развитие кислородного и вегетативного обеспечения в зонах аэробного и анаэробного диапазона нагрузок.

Влияние процессов полового созревания на развитие механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.
Тема 5. Возрастное развитие мышечной работоспособности

Факторы, определяющие предельные рабочие возможности у детей разного возраста и взрослых людей.

«Зоны мощности» и их возрастные изменения.

Особенности регуляции и последовательность включения аэробных и анаэробных преобразований при выполнении физических упражнений.

Влияние режима школьного физического воспитания на возрастную динамику показателей работоспособности.

Влияние половой принадлежности на возрастную динамику показателей работоспособности детей школьного возраста и людей разного возраста.

Нормирование физических нагрузок на основе биоэнергетических критериев у детей школьного возраста и людей разного возраста.

Биоэнергетические критерии выносливости и скоростно-силовой подготовки детей и подростков, занимающихся разными видами спорта, а также людей разного возраста.

Возраст и спортивная работоспособность.

Семинар: физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека.
Тема 6. Методическая оценка физической работоспособности и биоэнергетики мышечной деятельности детей и подростков и взрослых людей.

Способы дозирования нагрузки у детей и подростков и взрослых людей занимающихся и не занимающихся спортом.

Классификация тестов для оценки различных аспектов работоспособности

Подходы к исследованию работоспособности.

Методические особенности измерения величины РWС 170 у школьников и взрослых людей.

Лабораторная работа: изучение методов определения энергообеспечения мышечной деятельности.
Тема 7. Влияние типа конституции на возрастную динамику мышечной работоспособности и биоэнергетику мышечной деятельности

Гистохимическая характеристика мышечных волокон у представителей мужского пола различных типов конституций.

Особенности развития энергетики скелетных мышц в зависимости от соматотипа.

Биохимическая и физиологическая стоимость физической работы у мальчиков и девочек различных конституциональных типов в период от 7 до 17 лет и у взрослых людей.



Лабораторная работа: изучения методов определения различных типов конституции.

Тема 8. Биоэнергетические критерии возрастной периодизации школьного возраста

Подходы к периодизации онтогенеза человека.

Возрастные преобразования энергетического обмена, основного обмена и терморегуляции
Тема 9. Биоэнергетические основы рационального питания детей и подростков и взрослых людей, занимающихся разными видами спорта

Основные формы и принципы рационального специализированного питания детей, подростков и юношей спортсменов, взрослых людей.

Биологические активные пищевые добавки в специализированном питании детей, подростков и юношей спортсменов и взрослых людей разного возраста.

Эргогенические средства и методы, направленные на повышение спортивной работоспособности и сохранения здоровья детей, подростков и юношей спортсменов и взрослых людей разного возраста.



Семинар: критерии рационального специализированного питания детей, подростков, юношей, занимающихся спортом.

Распределение часов по видам работ


N

Темы курса

Всего часов по теме

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, трудоемкость (в часах)

Форма рубежного контроля успеваемости

Лекции

Практич.

Самост.

работа

Контр.

работы




1.

Биохимические особенности биоэнергетики мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола - как научная дисциплина

4

2




1





ЗАЧЕТ

2.

Организация энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и ее изменение с возрастом

4

2




1




3.

Структурно-функциональные свойства мышечных волокон и их изменения в процессе возрастного развития

4

2

1

1



















1




4.

Возрастные изменения энергетического и вегетативного снабжения скелетных мышц

4

2










5.

Возрастное развитие мышечной работоспособности

4

2




2




6.

Методическая оценка физической работоспособности и биоэнергетики мышечной деятельности детей, подростков и людей взрослого возраста.

4

2

1

1




7.

Влияние типа конституции на возрастную динамику мышечной работоспособности и биоэнергетику мышечной деятельности

4

2

1

2




8.

Биоэнергетические критерии возрастной периодизации.

4

2




1




9.

Биоэнергетические основы рационального питания детей, подростков и взрослых людей, занимающихся разными видами спорта

4

2

1

2

2




ИТОГО:

36

18

4

12

2






  1. Образовательные технологии

Учебный процесс по курсу «Биохимические особенности биоэнергетики мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола» осуществляется путем чтения лекций по темам программы с их мультимедийным сопровождением, проведения лабораторного практикума, в процессе которого обучающиеся осваивают методы оценки энергетического обеспечения мышечной работоспособности в возрастном аспекте. Возможно использование компьютерных симуляций, рассмотрение конкретных ситуаций на основе экспериментальных данных, выявленных при изучении специальной литературы. При самостоятельной работе студентов предполагается использование методов программированного обучения и выполнения рефератов.



Текущая оценка знаний может осуществляться путем выполнения письменных контрольных работ или защиты подготовленных рефератов, организации компьютерного тестирования или тестирования с использованием заданий на бумажных носителях. Рубежный контроль предполагает сдачу устного зачета после завершения занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Темы рефератов:

  1. Возрастное развитие мышечной работоспособности.

  2. Организация энергетического обеспечения сократительных структур у лиц разного возраста и пола.

  3. Структурно-функциональные свойства различных типов мышечных волокон и их изменения в процессе возрастного развития.

  4. Возрастные изменения энергообеспечения мышечной деятельности.

  5. Эргометрический подход к исследованию работоспособности детей, подростков и юношей.

  6. Влияние возрастных изменений на работоспособность спортсменов.

  7. Влияние конституциональных особенностей на возрастную динамику мышечной работоспособности.

  8. Периодизация онтогенеза человека.

  9. Особенности базового питания детей, подростков и юношей.

  10. Особенности базового питания взрослых мужчин и женщин занимающихся и не занимающихся спортом.

  11. Особенности базового питания стариков.


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Биохимические особенности энергетики мышечной деятельности у лиц разного возраста и пола как научная дисциплина

  1. Что изучает предмет «Биохимические особенности энергетики мышечной у лиц разного возраста и пола»?

  2. Каково современное состояние исследований в этой дисциплине? Перспективы развития.

  3. Какие методы исследования биоэнергетики мышечной деятельности используют у детей, подростков, юношей, взрослых мужчин, женщин и стариков?

  4. Что такое законы термодинамики и как они проявляются в биоэнергетических процессах в процессе развития организма человека?


Тема 2. Организация энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и ее изменения с возрастом

  1. Какова организация энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и как она изменяется с возрастом?

  2. Как формируются источники энергии для жизнедеятельности человека. Их сравнительная характеристика?

  3. Что понимают под количественными характеристиками процессов энергообразования?

  4. Что такое максимальная мощность, метаболическая емкость и эффективность?

  5. Как происходит развитие энергетики скелетных мышц в онтогенезе?


Тема 3. Структурно-функциональные свойства мышечных волокон и их изменения в процессе возрастного развития

  1. Что Вы понимаете под структурными и функциональными свойствами мышечных волокон и как они изменяются в процессе возрастного развития?

  2. Опишите механизм сокращения мышечного волокна?

  3. Биохимическая и гистохимическая характеристика основных типов мышечных волокон.

  4. Как развиваются различные типы мышечных волокон в онтогенезе?

  5. По каким биохимическим критериям разделяют белые и красные волокна?

  6. Назовите общие принципы развития скелетных мышц?

  7. Что такое актин и миозин?

  8. Какую роль играет актомиозиновая АТФаза в процессе сокращения мышечного волокна?

  9. Если различия в кровоснабжении белых и красных мышечных волокон?

  10. Какие процессы энергообеспечения преобладают в младшем школьном возрасте?

  11. Какую роль играет пубертатный процесс в формировании энергетики мышечной деятельности?

  12. Какой гормон определяет развитие быстрых мышечных волокон на завершающих этапах пубертатного периода?


Тема 4. Возрастные изменения энергетического и вегетативного снабжения скелетных мышц

  1. Как изменяются энергетическое и вегетативное обеспечение скелетных мышц в постнатальном онтогенезе человека?

  2. Опишите структурно-функциональную организацию энергетических механизмов?

  3. Как развиваются биохимические механизмы энергетического обеспечения мышечной деятельности в постнатальном онтогенезе?

  4. Опишите динамику показателей вегетативного и кислородного обеспечения в рамках аэробного диапазона нагрузок?

  5. Что такое мощность аэробной энергетической системы?

  6. В каких единицах измеряется мощность аэробной энергетической системы?

  7. Как и в каком возрасте преимущественно развиваются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности?

  8. Каким образом влияет половое созревание на развитие механизмов энергообеспечения мышечной деятельности?


Тема 5. Возрастное развитие мышечной работоспособности

  1. Назовите классификацию физических упражнений по преимущественной направленности на совершенствование различных процессов энергообразования?

  2. Назовите классификация упражнений по зонам относительной мощности?

  3. Какова биоэнергетическая характеристика упражнений, выполняемых в разных зонах относительной мощности?

  4. Как развиваются различные источники энергообеспечения мышечной деятельности в постнатальном онтогенезе человека?

  5. Что такое гетерохронное созревание? Приведите примеры.

  6. Расскажите об аэробной и анаэробной работоспособности детей, подростков и юношей спортсменов. В какие возрасте периоды преобладает аэробное аэнергообеспечение мышечной деятельности, а в какие анаэробные механизмы?

  7. Влияет ли режим школьного физического воспитания на возрастную динамику эргометрических показателей работоспособности?

  8. Что такое половой диморфизм и как он влияет на возрастную динамику показателей работоспособности?


Тема 6. Методическая оценка физической работоспособности и биоэнергетики мышечной деятельности у лиц разного пола и возраста

  1. Что такое физическая работоспособность?

  2. Назовите подходы к изучению и оценки работоспособности?

  3. Назовите способы дозирования нагрузки в процессе тестирования?

  4. Как дозируют нагрузку у детей и подростков, занимающихся и не занимающихся спортом?

  5. Что такое максимальное потребление кислорода?

  6. Что такое порог анаэробного обмена?

  7. Какие методические особенности измерения величины PWC170 у школьников и у взрослых людей?


Тема 7. Влияние типа конституции на возрастную динамику мышечной работоспособности и биоэнергетику мышечной деятельности

  1. Как влияют конституциональные особенности растущего организма на возрастную динамику мышечной работоспособности?

  2. Дайте биохимическую и гистохимическую характеристику мышечных волокон представителей различных типов конституций, занимающихся и не занимающихся спортом?

  3. Каковы особенности развития энергетики скелетных мышц в зависимости от соматотипа?

  4. Какова кинетика аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у представителей мужского пола младшего школьного возраста, подростков, юношей и у взрослых людей?

  5. Какова кинетика аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у девочек разного возраста?

  6. Каковы биохимические и физиологические механизмы интенсивности накопления пульсового долга у мальчиков и девочек в постнатальном онтогенезе?

  7. Назовите биоэнергетические принципы спортивной тренировки детей, подростков, юношей, взрослых людей?


Тема 8. Биоэнергетические критерии возрастной периодизации школьного возраста

  1. Назовите биоэнергетические критерии возрастной периодизации детей школьного возраста?

  2. Как рост и развитие сказываются на формирование биоэнергетики мышечной деятельности?

  3. Какие периоды развития являются критическими в формировании энергообеспечения мышечной деятельности?

  4. Если различия в формировании энергообеспечения мышечной деятельности у мальчиков и девочек?

  5. Как изменяются энергетические параметры в период «полуростового скачка»?

  6. Как изменяются энергетические параметры в начальный период пубертатных перестроек и в конце?


Тема 9. Биоэнергетические основы рационального питания детей, подростков, мужчин, женщин и стариков, занимающихся разными видами спорта

  1. Назовите основные формы и принципы специализированного и рационального питания детей младшего школьного возраста, подростков и юношей спортсменов?

  2. Назовите эргогенические средства и методы, направленные на повышение спортивной работоспособности и сохранение здоровья детей, подростков и юношей спортсменов?

  3. Чем принципиально может отличаться питание детей занимающихся и не занимающихся спортом?

  4. Назовите эргогенические средства и методы, направленные на повышение работоспособности взрослых мужчин и женщин.

  5. Какие основные нутриенты необходимы детям, подросткам и юношам спортсменам?

  6. Если разница в соотношении основных нутриентов в питании детей младшего школьного возраста, подростков и юношей, занимающихся спортом?

  7. Как можно разумно сочетать режим дня, правильное питание, занятия спортом, учебой у детей, подростков и юношей спортсменов, чтобы повысить работоспособность в избранном виде спорта и сохранить здоровье?

  8. Назовите эргогенические методы и средства, направленные на повышение спортивной работоспособности и сохранение здоровья детей, подростков, юношей и взрослых людей? Принципиальные отличия.

  9. Перечислите биологические активные пищевые добавки, используемые в питании детей, подростков и юношей спортсменов?


Примерный перечень заданий по всему курсу

  1. Понятие энергообеспечения мышечной деятельности, возрастная энергетика мышечной деятельности.

  2. Организация энергетического обеспечения сократительных структур в мышечных клетках и ее изменение с возрастом.

  3. Энергетические потребности и возможности скелетных мышц.

  4. Регуляция энергетических процессов в клетке.

  5. Понятие мощности, емкости, экономичности энергетических источников.

  6. Развитие энергетики скелетных мышц в онтогенезе.

  7. Формирование аэробного источника в онтогенезе.

  8. Формирование анаэробного гликолитического источника энергии в онтогенезе.

  9. Формирование анаэробного алактатного (фосфагенного) источника в онтогенезе.

  10. Формирование мышечных волокон в постнатальном онтогенезе.

  11. Биохимическая и гистохимическая характеристика основных типов мышечных волокон.

  12. Понятие структурно-функциональной организации энергетических процессов.

  13. Возрастное развитие физиологических и биохимических механизмов вегетативного и энергетического обеспечения мышечной деятельности.

  14. Развитие кислородного и вегетативного обеспечения в зонах аэробного и анаэробного диапазона нагрузок.

  15. Влияние процессов полового созревания на развитие механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

  16. Факторы, определяющие предельные рабочие возможности у детей, подростков и юношей.

  17. Факторы, определяющие предельные рабочие возможности у мужчин и женщин разного возраста?

  18. Возрастные изменения «зон мощности».

  19. Особенности регуляции и последовательность включения аэробных и анаэробных преобразований при выполнении физических нагрузок.

  20. Влияние режима школьного физического воспитания на возрастную динамику показателей работоспособности.

  21. Влияние полового диморфизма на возрастную динамику параметров работоспособности детей школьного возраста.

  22. Нормирование физических нагрузок на основе биоэнергетических критериев у детей, подростков и юношей.

  23. Нормирование физических нагрузок на основе биоэнергетических критериев у взрослых людей и стариков.

  24. Биоэнергетические критерии выносливости и скоростно-силовой подготовки детей и подростков, занимающихся разными видами спорта.

  25. Возраст и спортивная работоспособность.

  26. Классификация тестов для оценки работоспособности детей, подростков, юношей.

  27. Способы дозирования нагрузки у детей, подростков и юношей.

  28. Способы дозирования нагрузки у взрослых мужчин, женщин и стариков.

  29. Особенности развития энергетики скелетных мышц в зависимости от соматотипа.

  30. Биохимическая и гистохимическая характеристика мышечных волокон у представителей мужского пола, занимающихся разными видами спорта.

  31. Биохимическая и физиологическая стоимость физической работы у мальчиков и девочек различных конституциональных типов в период от 7 до 17 лет.

  32. Биоэнергетические критерии возрастной периодизации школьного возраста.

  33. Основные формы и принципы рационального питания детей, подростков и юношей спортсменов.

  34. Эргогенические средства и методы, направленные на повышение спортивной работоспособности и сохранения здоровья детей, подростков и юношей спортсменов.


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Волков Н.И., Олейников В.И. Биоэнергетика спорта. – М.: Советский спорт, 2011, 159 с.

  2. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011, 365 с.

  3. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников. – Москва-Орел, 2005, 224 с.

Дополнительная литература

  1. Колчинская А.З. Кислород. Физическое воспитание. Работоспособность. – Киев: Наукова думка, 1991, 208 с.

  2. Основные закономерности роста и физического развития. Руководство по возрастной физиологии. Под ред. М.М.Безруких. Москва-Воронеж, 2010, 768 с.

  3. Valentin Sonkin, Ritta Tambovtseva. Energy metabolism in children and adolescents. Bioenergetics. 2011, 312 p.

  4. V.D.Sonkin, B.I.Gutnik, R.V.Tambovtseva, D.Nash. Ergometric Investigation of Work Capacity Ontogeny^ Influence of Exogenic and Endogenic Factors/ In: Advances in Medicine and Biology. V. 1.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных и семинарских занятий необходима учебная аудитория с количеством посадочных мест, соответствующих численности учебной группы. Для наглядного представления учебного материала требуются:

- учебная доска

- комплект настенных таблиц по всем темам курса

- компьютер

- видеопроектор

- экран


Для проведения лабораторных занятий

- компьютер

- тредбан, велоэргометр

- антропометрические инструменты