Скачать 49.01 Kb.
Дата18.10.2018
Размер49.01 Kb.
ТипУрок

Методика организации и проведения диспута



МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПУТА

Сущность диспута

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

Определение «Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения. Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса.

Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют: диспут-лекцию; диспут-конференцию; диспут-дискуссию.

По содержанию диспуты бывают: нравственно-этические; общественно-политические; эстетические; профессиональные.

Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.


Подготовительный этап: определение темы, цели; создание организационной группы; распределение обязанностей; выбор ведущего; анкетирование, формулировка проблемных вопросов; подготовка инструкций и оборудования; выбор помещения и его соответствующее оформление.

Можно провести анкетирование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорит откровенно с товарищами?» и др.

Рекомендуется сформулировать три-четыре вопроса по выбранной теме, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным - значит быть модным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.

Собственно, подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым вопросам, включает в себя следующие моменты:

а) анкетирование по вопросам диспута;

б) составление анкетных карточек, противоположных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом - другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения);

в) изучение учащимися рекомендованной литературы;

г) инсценирование (или «модель») будущего диспута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколько самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьников подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора.



Основной этап: ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов. Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме. Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

Ведущим диспута должен быть авторитетный взрослый.

В структуре диспута можно выделить три части.

1. Вступительное слово ведущего. Можно также повторить еще раз правила диспута, которые за 2-3 дня были вывешены вместе с объявлением.

2. Спор - столкновение мнений, их защита. Главная задача ведущего - все время «держать» спор в русле», при необходимости «подливать масло в огонь» или наоборот.

3. Заключительное слово ведущего. Важно обобщить выводы, которые вытекают из диспута: проанализировать коллективные находки; аргументировать необходимые положения, не задевая самолюбия тех, кто заблуждался; не навязывая своего мнения, предельно тактично сделать обобщение по теме.



Итоговый этап: краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.

После диспута состоится заключительная встреча временной инициативной группы, целью которой является коллективный анализ замысла и реализации, качества осуществления задуманного.



Требования к организации и проведению диспута

Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему.



Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.

  • Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.

  • Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.

  • Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).

  • Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.

  • Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.

  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.

  • В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что: диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения; преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами; в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения; общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся; позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.
https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_organizacii_i_provedeniya_disputa/