Скачать 449.01 Kb.
страница1/5
Дата10.07.2019
Размер449.01 Kb.
ТипМетодическое пособие

Методическое пособие Для групп начальной подготовки -го года обучения, учебно-тренировочных групп года обучения маоудод «дюсш по шахматам им. Б. А. Кустова»


  1   2   3   4   5


Тренер-преподаватель 1-ой категории,

Ширяев А.С.



Особенности фигур

Методическое пособие



102076

Для групп начальной подготовки 2-го года обучения,

учебно-тренировочных групп 1 года обучения

МАОУДОД «ДЮСШ по шахматам им. Б. А. Кустова»

г. Новокузнецк, 2013 г.

Оглавление
Введение 3

1. Ладья 4

2. Слон 7

3. Конь 10

4. Ферзь 14

5. Король 17

6. Пешка 20

Ответы 24

Библиографический список 25

Введение

Данное методическое пособие адресовано тренерам-преподавателям спортивных школ и педагогам дополнительного образования, преподающим шахматы в различных учреждениях дополнительного образования. Пособие предназначено, в основном, для обучения юных шахматистов 2-3-го года обучения. Предполагается, что дети уже знакомы с основными правилами шахмат и простейшими комбинационными приёмами, а также самыми простыми техниками постановки мата одинокому королю в эндшпиле.

Главная цель, преследуемая автором – это повышение интереса детей к занятиям. Для этого ведущий акцент в пособии сделан на таком элементе шахматной игры, как «атака на короля противника». Этой основной идее подчинена вся структура работы.

В пособии представлены примеры из практики шахматистов разной силы – от начинающих до профессионалов. При его написании использованы материалы из разных источников: «Шахматный учебник» В. Пожарского, «Дебютные ошибки и поучительные комбинации» Я. Нейштадта, «Тактические приемы в шахматах» Зайцева В.В., «Развитие личности детей средствами дополнительного образования: шахматы» Шааба А.А., сборники партий А. Алехина, лекции Кислова М.А., а также примеры из личного творчества и творчества юных шахматистов Кузбасса.

Автор искренне надеется, что данная работа послужит хорошей отправной точкой для подготовки спортсменов самых высоких разрядов и званий.

1. Ладья

Ладья фигура «тяжелая» и очень сильная, вторая по силе после ферзя. Ее прямолинейность и дальнобойность – отличное оружие в руках умелого главнокомандующего. Большую силу ладьи подтверждает тот факт, что она способна в паре с королём заматовать неприятельского короля без чьей-либо помощи.

Для простоты и легкости в понимании ключевых особенностей шахматных фигур мы будем описывать их предпочтения в терминах «любит», «не любит».

Перечислим, что «любит» ладья и поясним это на конкретных примерах.



Ладья «любит»:

  • занимать открытые линии (на которых совсем отсутствуют пешки);

  • располагаться на 7-ой (2-ой) горизонтали (это так называемый «обжорный ряд»);

  • «сдваиваться», а иногда даже «страиваться» (при этом на одной линии выстраивается сразу 2 ладьи, а при «строении» к ним добавляется ферзь).

Поясним сказанное: открытые линии необходимы ладьям для нападения на пешки, фигуры и короля противника, либо быстрейшего вторжения во вражеский лагерь. По открытой линии ладья способна ворваться либо на 8-ую (1-ую) горизонталь и поставить мат вражескому королю, либо на 7-ую (2-ую) горизонталь с целью создания матовых угроз или приобретения материала. Часто, для того, чтобы ворваться на последнюю или предпоследнюю линии, необходимы совместные действия не одной, а сразу двух ладей по одной линии. Для этого используется «сдвоение» ладей, и в редких случаях «строение», когда к ладьям подключается ферзь.

1














В детском турнире второго разряда (играли мальчики восьми и девяти лет) возникла следующая позиция (диаграмма 1). На всех вертикалях, кроме линии «с», есть пешки. Вертикаль «с», на которой пешек нет, называется открытой линией. Вертикаль «а», на которой есть пешки только одной стороны, называется полуоткрытой линией [1, c 32].

Ладья, как мы уже сказали, особенно опасна, когда она занимает открытую линию. В позиции на диаграмме 1 белые совершенно правильно сделали, что не стали защищать пешку «а» ходом Лh1-a1, так как на линии «а» белая ладья ничем не угрожает. В партии было 1. Лc1!, занимая открытую линии и угрожая матом ладьей на поле с8. Далее партия продолжа-

лась: 1…g6 2.Лc6 (ладья напала на черные пешки b6 и c6) 2…Л:a3 3.Л:d6 Лa6 4.b5 Лa2+ 5.Kpg3 Лb2 6.Л:b6, и благодаря двум лишним проходным пешкам «а» и «d» белые выиграли.

Идеальным является положение двух ладей на предпоследней горизонтали. При этом их мощь возрастает на столько, что они в одиночку способны решить исход партии.

2














Посмотрим на диаграмму 2 [2, c 104]. Ладьи белых расположены идеально, однако, позиция черных очень угрожающая. Всё же огромная сила белых ладей склоняет чашу весов в их пользу: 1. Лh7+ Крg8 2.Лf7-g7+ Крf8 3.Л:d7 Крg8 4.Лd7-g7+ Крf8 5.Л:c7 Крg8 6.Лc7-g7+ Крf8 7.Л:b7 Kpg8 8.Лb-g7+ Kpf8 9.Л:а7 Л:а7 10.Л:а7 и черные обречены. В данном примере белым удалось добиться победы, используя прием «мельница» (синхронные движения ладьи напоминают жернова мельницы, размалывающие черные фигуры одну за другой). Если бы у черных не было коня а7, то для достижения выигрышного положения было бы достаточно и 1. Лh7+ Крg8 2.Лf7-g7+ Крf8 3.Лh8 Kpg7 4.Ла8, хотя при этом определенные трудности остаются из-за наличия нескольких черных пешек. Однако, если бы белые не смогли найти выигрывающее продолжение, они бы вполне могли довольствоваться ничьей, давая ладьей g7 шахи по полям h7 и g7.

Встречается «мельница» достаточно редко в шахматных партиях, гораздо чаще победа достигается более легкими способами.

3














Посмотрим на диаграмму 3. Она похожа на предыдущую, но добавлено несколько фигур у каждой из сторон. Теперь белым не обязательно для победы проводить сложную комбинацию на тему «мельница», а достаточно просто защитить ладью g7 для того, чтобы поставить мат. Это достигается множеством способов: 1.Кh5, 1.Сh6 или 1.f6, после чего смертельная угроза 2.Лh7 Kpg8 3.Лf7-g7 Крf8 и 4.Лh8# заставляет черных сложить оружие. Следует также отметить, что выиграть можно было и другим способом: 1.Лh7 Kpg8 2.Лf7-g7 Крf8, и теперь шах слоном 3.Сс5 с последующим матом.

Очень важно помнить, что ладья – фигура парная. Скоординированные действия двух ладей – залог успеха. Недаром же было сказано, что ладья «любит» «сдваиваться» и даже «страиваться» по открытой линии.

4














Обратимся к диаграмме 4 [2, c 108]. На ней изображено положение после 20-го хода черных из партии А. Алехин – А. Нимцович, Сан-Ремо, 1930г. На доске имеется единственная открытая линия – линия «с». Своими последующими ходами белые наращивают давление по этой линии, используя «сдваивание» и даже «страивание» своих тяжелых фигур: 21. Лс2! Фе8 22.Лас1 Лаb8 (Батарея из двух белых ладей готова, однако оборона черных по-прежнему крепка) 23.Фе3 Лс7 24.Лс3! (Белые решают выстроить все 3 свои тяжелые фигуры по линии «с». Обратите внимание, что самая сильная фигура – ферзь – располагается последней!) 24…Фd7 25.Л1с2 Крf8 26.Фс1 (тройную батарею черным не обезвредить, и они гибнут от многочисленных связок) 26…Лbc8 27.Са4! b5 28.Cb5 Kpe8 29.Ca4 Kpd8 30.h4! Черные сдались, не дожидаясь, когда кончатся ходы пешками, и придется отдавать фигуры.

Таким образом, нам удалось узнать основные предпочтения ладьи. Однако не выясненным остается вопрос, а где же взять для нее открытую линию, если таковых на доске не имеется.

Ответ очевиден – если все линии закрыты, то необходимо подрывами пешек открыть хотя бы одну. Так, на диаграмме 5 представлена позиция, в которой черные добиваются выигрышного положения, открывая линию для ладьи: 1…а6! 2.а4 аb 3.ab Ла8 4.Кd2 Ла3-+ [2, с 109]

5














Из всех представленных правил существует «маленькое» исключение, которое действует, по большей части, в эндшпиле. Замечательное положение для ладьи – это положение позади своей или вражеской пешки. При этом свою пешку ладья будет «толкать» вперёд, а вражескую держать на прицеле. Так, в позиции на диаграмме 6 белые без труда смогут одержать победу, прорываясь королём на один из флангов, так как черные фактически лишены ладьи, а в позиции на диаграмме 7 черные без труда смогут сделать ничью, делая выжидательные ходы ладьей по линии «а», а когда король белых придёт защитить пешку «а», то черные отгонят его шахами по вертикали и снова вернуться на линию «а» (это стало возможным, так как ладья заняла отличную позицию позади неприятельской пешки!) [6].




6














7
















Задания для совместного решения с преподавателем


8














9















10














11














12














Подсказки 

№8 – какую бы линию выбрать для ладьи… От этого зависит успех!

№9 – и снова та же дилемма, на какую линию перебросить ладью?

№10 – хорошо выстроились белые ладьи на 7 горизонтали, но что-то мешает.

№11 – вот бы найти хорошую линию для белой ладьи, но все закрыты ...

№12 – ну выстроились белые ладьи по линии, куда им дальше податься?



  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методическое пособие Для групп начальной подготовки -го года обучения, учебно-тренировочных групп года обучения маоудод «дюсш по шахматам им. Б. А. Кустова»

Скачать 449.01 Kb.