Скачать 265.81 Kb.
Дата18.10.2018
Размер265.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации «Воспитание и обучение учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширение сферы общественно-полезной деятельности»




БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Методические рекомендации

«Воспитание и обучение учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширение сферы общественно-полезной деятельности».

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамичный процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы, развития, самореализации духовных и физических возможностей, реалистического образа себя как профессионала.

Актуальность реализации комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики не все работники имеют постоянно-оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ.

В связи с вышеуказанным, необходимо проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования, которая позволяет организовывать обучение продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей – познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональной ориентации.



Нормативно-правовое регулирование системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся.

В связи с переходом общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на реализацию ФГОС ООО педагогам учебного предмета «Технология» необходимо использовать следующие нормативные документы:

- «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» утверждено Постановлением Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 № 1;

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1898 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в ред. от 28.10 2015 г.).

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ПООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Одобрена решением ФУМО от 28 июня 2016 года. Протокол № 2/16-з).

- «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» - Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016).

- Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы (Утвержден Правительством РФ 27.06.2016 года № 4455п-П8)

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
Структура профориентационной работы в Орловской области.


Департамент образования Орловской области




Управление труда и занятости Орловской области

«Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Орла»

Управление общего образования

Управление профессионального образования и воспитательной работы

Управление организационной работы и межведомственного взаимодействия

Институт развития образования



Дошкольные образовательные организации



Общеобразовательные организации


Профессиональные образовательные организации


Образовательные организации высшего образования

Организации дополнительного образования



Направления профессиональной ориентации1:
Профессиональная ориентация в образовательных организациях представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. В ходе проведения профориентационной работы образовательные организации тесным образом взаимодействует с вузами, учреждениями дополнительного образования детей (центрами техническими, художественного творчества детей и подростков), территориальными центрами профориентации молодежи и психологической поддержки населения, органами образования, предприятиями, средствами массовой информации.

Для проведения профориентационной работы используются предметные кабинеты, учебно-производственные мастерские, библиотеки, музеи и т.д.

С учащимися 10-11 классов на основе предшествующих этапов обучения профориентационная деятельность проводится на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Серьезное внимание уделяется формированию профессионально важных качеств личности в избираемом виде труда, самоподготовке к ней, коррекция профессиональных планов. Профориентационная работа, проведенная на каждом возрастном этапе, должна способствовать формированию у учащихся:

- к окончанию 8-го класса - готовности к выбору профиля обучения;

- к окончанию 9-го класса - к обоснованному выбору пути получения

общего полного образования, профессии, которой будут овладевать в профессиональных учебных заведениях начального или среднего профобразования;

- к окончанию 11-го класса - к сознательному выбору пути

продолжения образования, места работы.

Психологическая поддержка представляет собой систему социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности учащегося в ходе формирования у него способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния учащихся в процессе образования и воспитания на всех возрастных этапах.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в учреждениях профессионального образования взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая социально-психологическую подготовку обучающихся к адекватному профессиональному выбору, успешному освоению избранной профессии и социально-профессиональной адаптации. Профориентация и психологическая поддержка проводит в целях обеспечения социальных гарантий в сфере профессионального выбора, психологического сопровождения формирования профессиональной карьеры, создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с его способностями, склонностями, свободно ориентируясь и адаптируясь на рынке труда.

Основные направления профориентационной деятельности:

- профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Немаловажную роль играет оказание психолого-методической помощи старшекурсникам и молодым специалистам по проблемам профессионального становления.
Современные формы профориетационной работы с обучающимися.

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Для достижение данных результатов в общеобразовательных организациях необходимо использовать различные формы профориетационной работы.
Часы общения, беседы, круглые столы, классные часы:

- «Формула профессии»;

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;

- «Выбор профессии»;

- Знакомство с рекламными проспектами учебных заведений;

- «Какие бывают профессии», и т.д.

- «Мастерство и талант»;

- «Мои планы на будущее»;

- «Профессионализм. Что это?»;

- «Планирование профессиональной карьеры»;

- «Дети и деньги», «Хочу – могу - надо»;

- «Профессия – хороший человек»;

- «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»;

- «Есть такая профессия Родину защищать»

- «Мое будущее – моими глазами»;

- «Что может помочь в планировании моего будущего»;

- «Твое профессиональное будущее»;

- «Готов ли ты к выбору профессии?»;

- «Анализ рынка труда. Востребованность профессий» и т.д.

- «Выбор профессии — дело серьёзное»;

- «Анализ рынка труда»;

- «Я - талантлив»;

- «Структура трудовой деятельности» и т.д.

- «Твоё здоровье и твоя будущая профессия»;

- «Идеальные и реальные профессии»;

- «Твой труд дома»;

- «Профессиональная характеристика» и т.д.
Конкурсы сочинений, рисунков, проектов, выставки, фотоконкурсы:

- «В мире профессий»;

- «Моё профессиональное будущее»;

- «Радуга профессий, Радуга профессий»;

- «Профессии моих родителей»;

- «Мама, папа на работе»;

- «Моя будущая профессия»;

- «Наш славный труд»;

- «Я фотограф»;

- «Окно в природу»;

- «Профессия и карьера»;

- «Роль профессии в жизни человека»;

- «Профессия – рабочий»;

- «У меня растут года…»;

- «Карьеру строим сами» и .т.д.
Деловые, ролевые игры, игровые программы:

- «Кем быть?»;

- «Все профессии важны»;

- «Путешествие в мир профессий»;

- «Экономический калейдоскоп»;

- «Кадровый вопрос»;

- «В мире профессий»;

- «Выборы директора школы»;

- «Угадай профессию»;

- «Угадай профессию»;

- «Дело мастера боится»;

- «Трудный выбор»;

- «Профессиональный ориентир», и т.д.
Психологические тренинги:

- «Моя профессиональная направленность»;

- «В мире профессий»;

- «Профессиональная пригодность и выбор профессии» и т.д.


Встречи с представителями:

- образовательных организаций;

- промышленных предприятий;

- агропромышленного комплекса;

- сферы обслуживания;

- сферы культуры;

- различных министерств и ведомств.
Просмотр видеороликов, видеолекториев, видеопрезентаций, виртуальных путешествий, интерактивных бесед:

- «Они учились в нашей школе»;

- «Профессии, востребованные на рынке труда»;

- «Куда пойти учиться»;

- «Организация профориентационной работы в классе»;

- «Мир твоих увлечений» и т.д.
Месячники по профориентации:

- работа с информационным стендом;

- «Почта России»;

- «Парад профессий: мой выбор – мой успех»;

- «Образование и формирование жизненных планов» и т.д.
Оформление стендов, выпуск стенгазет, издание буклетов:

- «Кем быть»;

- «Образовательная карта села»;

- «В помощь выпускнику»;

- «Куда пойти учиться»;

- «Профессии, которые нам предлагают»;

- «Рейтинг профессий»;

- «Все профессии нужны – все профессии важны»;

- «Разнообразный мир профессий»;

- «Выбираем свой путь»;

- «Из школы в жизнь»;

-«Окно в мир профессий» и т.д.


Диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся к выбору профессий:

- дифференциально – диагностический опросник;

- «Коммуникативные склонности»;

- «Организаторские склонности»;

- анализ мотивов своего профессионального выбора;

- мотивация успеха;

- боязнь неудачи. (А. А.Реан);

- опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В.Резапкиной);

- методика «Профиль «Карта интересов» А. Е. Голомштока (в модификации Г. В. Резапкиной);

- «Опросник готовности к выбору профессии» (В. Б. Успенский);

- «Познай самого себя»;

- «Интересы и склонности»;

- «Готов ли ты к выбору профессии?»;

- Выявление профессиональных интересов по методике «Карта склонностей»;

- «Чтобы не ошибиться при выборе профессии»;

- «Личные интересы»;

- «Моя мечта и будущая профессия»;

- «Мои способности» и т.д.
Участие обучающихся в работе отрядов временной занятости, ученических производственных бригад:

- «Экодесант»;

- «Я — волонтер» и т.д.



Семинары с родителями, родительские собрания, родительский всеобуч:

- «Работа с сайтами учебных заведений»;

- «Куда пойти учиться»;

- «Роль семьи в определении будущей профессии лицеистов»;

- «Теория и практика профориентационной работы»;

- «Я и мир профессий»;

- «Прогнозируем свою карьеру»;

- «Профессия и здоровье»;

- «Подросток на рынке труда»;

- «Перспективы профессии и ориентация учащихся»;

- «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»;

- «Медицинские аспекты при выборе профессии»;

- «Дороги, которые мы выбираем»;

- «Куда пойти учиться»;

- «Наша жизнь после школы»;

- «Как правильно выбрать профессию своему ребенку»;

- «Определение направленности учащихся при изучении профильных предметов»;

- «Мир профессий или какую дверь открыть»;

- «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» и т.д.

Индивидуальные консультации родителей:

- «Профессиональное самоопределение вашего ребёнка»;

- «Как помочь своему ребенку в выборе профессии» и т.д.
Профориентационная работа в рамках предмета «Технология»
Утвержденный вариант Примерной основной образовательной программы основного общего образования с изменениями от 28.10.2015 содержит изменения содержания предмета «Технология», которые отражены в пунктах 1.2.5. «Предметные результаты», 1.2.5.15. «Технология». В соответствии с изменениями

- необходимо адаптировать рабочие программы, соответсвующие предметным линиям учебников рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РФ и перечисленных в Федеральном перечне учебников на 2015-2016 учебный год (приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г., № 253) и

- включить блок «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», содержащий раздел «Социально-экономические технологии».

В результате изучения данного раздела школьники 5 – 8 х классов научатся:

- объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке;

- называть виды социальных технологий;

- характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

- применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий;

- характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий;

- оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;

- называть предприятия региона;

- называть автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам;

- знать производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся;

- иметь представление об организации транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий;

- определять понятия «предпринимательство», индивидуальное предприятие», «спрос», «цена»;

- определять потребительную и меновую стоимость товара;

- получить опыт предпрофессионой пробы (проб) в реальных и / или модельных условиях, дающей представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
получат возможность научиться (при достаточном количестве часов):

- составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;

- разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях;

- разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных ероприятий;

- ориентироваться в бизнес-плане, бизнес-проекте.

Для получения вышеперечисленных результатов, заявленных образовательной программой учащимся необходимо дать следующие теоретические сведения:

- сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия;

- виды социальных технологий. Технологии общения;

- образовательные технологии. Медицинские технологии. Социокультурные технологии.

- методы и средства получения информации в процессе социальных технологий. Опросы. Анкетирование. Интервью. Наблюдение;

- бюджет семьи. Спрос и его характеристики. Потребительная и меновая стоимость товара. Деньги;

- бизнес и предпринимательство. Отличительные особенности предпринимательской деятельности. Понятие о бизнес-плане;

- как зарегистрировать предприятие, как планировать свой бизнес.
Очень важно при воспитании учащихся на основе их профессиональной ориентации и расширении сферы общественно-полезной деятельности использовать возможности психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся. Срели основных форм и методов следует отметить:

- тесты по оценке свойств личности.

- составление и обоснование перечня личных потребностей, их иерархическое построение;

- составление опросников, анкет и тестов для контроля знаний по учебным предметам;

- проведение анкетирования и обработка результатов;

- составление вопросников для выявления требований к качеству конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации;

- анализ позиций простого бизнес-плана и бизнес-проекта.
Планирование содержания предмета «Технология» в образовательных организациях не перещедших на ФГОС ООО в 8- 11 классе следует осуществлять согласно Приказу от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 1 февраля 2012 года). За счет часов части примерного учебного плана формируемой участниками образовательного процесса в 8 классе количество часов может быть увеличено до 2 часов. В предмете «Технология» (программы и учебники под редакцией В.Д. Симоненко, И.А. Сасовой).

В 9 классе необходимо оставить изучение элективного курса (модуля) «Профильное самоопределение подростков» в количестве 34 часов (при изучении данного курса рекомендуется использовать учебник авт. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие / С. Н. Чистякова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 128 с.; Методическое пособие авт. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика М.: «Академия», 2007 . – с.; учебно – методическое пособие авт. Г.В. Резапкина: Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки — М.: Генезис, 2005, 2017 — 208 с., ил.) или преподавание предмета «Технология» на профильном уровне по примерным программам (раздел «Особенности федерального базисного учебного плана»: часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся). В предмете «Технология» (программы и учебники под редакцией В.Д. Симоненко).

Вопросы профориентационного содержания включены в теоретический тур всероссийской олимпиады школьников по технологии, который проводится в виде независимых соревнований в двух возрастных группах- 9-х, и 10-11-х классах.

Результатом работы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению в образовательных организациях (8-11 кл.) должна стать сформированная способность школьника разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, умение запрашивать и получать психолого- педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы. Это выражается в готовности школьника:

- испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе;

- выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

- ставить профессиональную и образовательную цель;

- эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных или профессиональных проб;

- владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда.

В связи с вышесказанным, в ходе профориентационной работы в 8 - 11-х классах целесообразно использовать принятые в психологической и профконсультационной практике приемы активизации профессионального и личного самоопределения:

- применение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования;

- акцентирование внимания школьника на ценностно-смысловых проблемах;

- эмоциональное воздействие при помощи введения необычной, яркой, спорной информации;

- использование интриги игрового взаимодействия;

- включение приема «незавершенность действия» (планируемого педагогом (психологом), но неожиданного для школьников) для создания у подростков мотивации для самостоятельного осмысления обсуждаемой проблемы.

Для достижения наибольшего результата в плане развития профессионального самоопределения школьников рекомендуется эту деятельность начинать с 8-го класса, реализуя тем самым этап предпрофильной подготовки учащихся.

Цель психолого- педагогического сопровождения в 8-9-х классах:

- оказание учащимся психолого - педагогической поддержки в проектировании версий продолжения образования в профильных или непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования;

- обучение их принятию решения о выборе направления дальнейшего обучения и создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.


Этапы сопровождения учащихся в процессе подготовки к выбору профиля.
1. Пропедевтический: 8 класс - выявление образовательного запроса учащихся.

Содержание работы: первичная диагностика интересов, склонностей, способностей учащегося, образовательного запроса школьника и его родителей.

Методы: анкетирование, тестирование, собеседования, выступления на родительских собраниях, экскурсии, промышленный туризм и т.д.

Требования к диагностике:

- возможность применения ее средств в экспресс – режиме;

- «прозрачность» и доступность процедуры и результатов диагностики для учащихся, родителей и педагогов;

- возможность адаптации к задачам профильной ориентации.

Итог пропедевтического этапа:

- дифференцирование массива учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки;

- выявление группы школьников, нуждающихся в развитии профессиональных намерений.
2. Основной этап (9 класс) - обучение способам принятия решений в рамках диагностического и ориентационного курсов программы «Профильное самоопределение подростков».

Содержание работы.

Ориентационный курс:

- анализ содержания различных видов профессиональной деятельности и соотнесение его с личностными ка­чествами учащегося с целью определения оптимального варианта обучения на старшей ступе­ни;

- оказание помощи в построении личного профессионального плана и выборе путей его реализации.

Методы: анкетирование, тестирование, профессиональные пробы, консультирование, выступления на родительских собраниях, экскурсии (промышленный туризм), деловые игры и т.д.

Требования к диагностике:

- возможность применения ее средств в экспресс – режиме;

- «прозрачность» и доступность как процедуры, так и интерпретации результатов для педагогов и родителей;

- отслеживание результативности предпрофильной подготовки в процессе преподавания курса «Профильное самоопределение подростков» при помощи использования единого банка диагностических процедур;

- поэтапное занесение результатов диагностики в «Сводную таблицу результатов прохождения диагностико – ориентационного курса «Профильное самоопределение подростков»;

- анализ результатов диагностики.

Диагностический курс:

- определение области возможных профессиональных интересов и предпочтений учащихся;

- выявление уровня сформированности качеств личности, обеспечивающих осознанный выбор профиля обучения и успешность последующей профес­сиональной деятельности.


Заключительный этап (окончание 9-го класса). Итог - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Содержание работы:

- разработка психолого- педагогических рекомендаций по построению образовательно- профессионального маршрута школьника в старших классах, учреждениях профессионального образования на основе результатов прохождения диагностико – ориентационного курса («Сводная таблица»);

- разделение массива учащихся по следующим признакам:

а) обладание необходимым уровнем сформированности способностей, востребованных в том или ином профиле обучения, наличие у школьников психологических установок на углубленное изучение профильных и базовых предметов;

б) отсутствие необходимого уровня сформированности способностей для овладения программами на профильном уровне; низкий уровень мотивации обучения в старшем звене школы.

Методы: анкетирование, консультирование учащихся и родителей, совместная работа с учителями – предметниками, проектирование.

Критерии готовности учащихся к выбору профиля обучения:

- наличие ценностных ориентаций, определяющих субъективную позицию в выборе профиля обучения и соответствующего ему направления послешкольного образования;

- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.


Этапы сопровождения учащихся 10 – 11 классов в процессе профессиональной ориентации.

3. Диагностико – ориентационный этап – уточнение образовательно – профессиональных установок (10 класс).

Содержание работы:

- углубленная диагностика интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций, особенностей межличностного общения;

- формирование профессионального запроса школьника.

Методы: тестирование, консультирование учащихся и родителей, выступления на родительских собраниях, углубленные профессиональные пробы в рамках профиля обучения.

Требования к диагностике:

- прогностичность результатов диагностики для построения образовательно – профессиональных планов старшеклассников;

- доступность результатов тестирования для родителей и специалистов системы сопровождения;

- отслеживание результативности профильной подготовки в ходе промежуточной диагностики (конец 10 класса).

Итог диагностико – ориентационного этапа:

- дифференцирование массива учащихся, в соответствии с уровнем сформированности профессиональных установок;

- выявление группы школьников, нуждающихся в коррекции и развитии профессиональных намерений.

4. Проектный этап (11 класс) - обучение способам проектирования личных профессиональных планов с учетом рынка образовательных услуг и современных требований рынка труда к специалистам.

Содержание работы:

- определение степени сформированности профессиональных установок старшеклассников;

- разработка проекта «Мое будущее», как варианта построения личного профессионального плана.

Методы: анкетирование, тестирование, консультирование, выступления на родительских собраниях, проектирование.

Требования к проекту:

- определение потребностей, краткая формулировка задачи;

- перечень профессионально значимых качеств личности, необходимых для овладения интересующей профессией;

- соотнесение результатов диагностического обследования с требованиями профессии к личности специалиста;

- анализ факторов, оказавших влияние на выбор профессии;

- анализ востребованности специалистов данной отрасли на современном рынке труда;

- анализ рынка образовательных услуг в рамках интересующего направления образования;

- самооценка результатов проектирования.


Результат психолого- педагогического сопровождения в 10 -11-х классах:

- расширение информационного поля представлений учащихся о мире профессий;

- появление новых версий профессионального становления;

- конкретизация уже имеющихся намерений относительно профессионального образования;

- появление у учащегося запроса к педагогам, психологам, связанного с проблемами профессионального самоопределения;

- сформированные потребности учащегося в использовании информационных баз о рынке труда, профессий, профессионального образования, представленных на различных носителях.


Обучение школьников 10-11 классов должно проходить на базовом уровне по программе А.Д. Симаненко модуль «Профессиональное самоопределение и карьера».

Модуль обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Для эффективного воспитания учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы их полезной деятельности необходимо использовать различные формы работы используемые в системе дополнительного образования школьников: экскурсии, предметные олимпиады, конкурсы, тематические недели и т.д., привлечение учащихся к техническому и художественному творчеству, изучение, обобщение и трансляция опыта работы педагогов, реализующих программы профориентационного содержания. Серьезное внимание необходимо уделять проведению профориентационной работы с родителями обучающихся. На родительских собраниях, родительских лекториях, в родительских университетах и др. необходима пропаганда психолого-педагогических знаний по вопросам профессиональной ориентации (лекции, беседы, родительские конференции, проведение встреч с опытными педагогами и общественными деятелями. В работе с родителями необходимо привлечение родителей к участию в учебно-воспитательной и профориентационной работе школы с учащимися (изготовление наглядных пособий, помощь в организации детского технического творчества, экскурсий (промышленного туризма), в сборе материала и оборудовании центра (уголка) профориентации, профессиографические встречи и т.д.). Обобщение и пропаганда лучшего опыта воспитания в семье (организация конференций по вопросам воспитания в семье, выпуск методических бюллетеней и проспектов, дискуссионные клубы и пр.).



1 Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ – Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. N 1

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации «Воспитание и обучение учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширение сферы общественно-полезной деятельности»

Скачать 265.81 Kb.