Скачать 150.38 Kb.
Дата07.11.2018
Размер150.38 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации современные подходы к оценке физического состояния организма детей и подростков



Методические рекомендации


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Москва 2012

Авторы методических рекомендаций:

д-р биологических наук,профессор С.П. Левушкин;

к-т биологических наук А.В. Мещеряков.

При подготовке настоящих методических рекомендаций были использованы результаты научно-исследовательской работы по теме: «Разработка технологии физической подготовки детей школьного возраста, основанной на учете их индивидуально-типологических особенностей», выполненной в соответствии с Приказом Минспорттуризма России от 22 декабря 2011 г. № 1618 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

1.

Методы исследования различных компонентов физического состояния школьников………………………………………………….

5

1.1.

Методы исследования физического развития………………………..

6

1.2.

Методы исследования сердечно-сосудистой системы……………….

7

1.3.

Определение типа телосложения……………………………………..

9

1.4.

Контрольные испытания для определения уровня развития отдельных физических качеств……………………………………….

9

ВВЕДЕНИЕ


Проблема оценки физического состояния организма детей и подростков в медико-биологической и педагогической диагностики является одной из актуальных проблем теории и методики физического воспитания. В настоящее время существующие в практике подходы и системы оценки не позволяют в полной мере дать объективную характеристику, как физического состояния, так и уровня подготовленности детей и подростков для освоения программного материала по физической культуре. Это связано с тем, что рассмотренные нами подходы и системы опираются на ограниченный набор тестов, оценивающих функционально-двигательные способности детей, детерминированных генетической программой развития учащегося, оставляя без внимания тип телосложения, от которого зависит уровень двигательной одаренности и готовности к освоению новых форм двигательной активности. Это в свою очередь приводит к формализации государственных форм контроля за уровнем работы по физическому воспитанию в школьных образовательных учреждениях, снижает эффективность системы аттестации работающих в них специалистов по физическому воспитанию. В связи с этим актуальным представляется разработка методических рекомендаций, которые бы позволили оценить ребенка, дали возможность качественно и оперативно оценивать динамику физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. В настоящее время проблемам изучения физического развития и физической подготовленности детей и подростков стало уделяться значительно больше внимания. И хотя программы по физическому воспитанию, рекомендованные Министерством образования РФ ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с темпами биологического созревания, уровнем физического развития, двигательной подготовленности, личностными свойствами – при этом большинство методик носит поверхностный характер, не учитывающий необходимость индивидуально-дифференцированного подхода для оценки физического состояния организма детей и подростков. Используя разные методики оценки показателей физического развития (с использованием шкал регрессии, центильных таблиц, индексов и др.) некоторыми авторами приводятся порой интересные, но мало сопоставимые данные о физическом развитии детских популяций в современных условиях. Отсюда становится понятной при популяционных исследованиях актуальность поиска наиболее информативной методики оценки показателей физического развития в рамках проведения мониторинга физического здоровья детского и подросткового населения нашей страны.

Для более качественного, всестороннего понимания процессов, протекающих в растущем организме при оценке физического состояния организма детей и подростков необходимо следовать определенной логической последовательности:

1) необходимо вывить необходимые для расчета уровня физического состояния показатели, которые отличаются в зависимости от особенностей телосложения школьников (таблица 1);

2) провести тестирование определенных показателей у школьников с учетом типа телосложения;

3) выполнить расчет интегрального показателя по формуле, которая будет предложена ниже (таблица 2);

4) сравнить полученную величину с таблицей, представленной в конце методических рекомендаций и таким образом определить уровень физического состояния конкретного школьника (таблица 3).




  1. Методы исследования различных компонентов физического состояния школьников

Для использования в последующем расчета уровня физического состояния школьников необходимо определение различных показателей, характеризующих физическое развития, состояние сердечно-сосудистой системы, физическую подготовленность школьников.
1.1. Методы исследования физического развития

Для использования в последующем расчета уровня физического состояния школьников необходимо определение следующих антропометрические показатели: а) соматометрических: длины и массы тела, окружности грудной клетки; б) физиометрических: жизненной емкости легких и динамометрии кисти.

Измерение длины тела проводится при помощи деревянного ростомера. Обследуемый становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь его пятками, ягодицами и лопатками (или межлопаточной областью). Голову при этом необходимо держать так, чтобы верхний край глазницы и верхний край наружного слухового отверстия находились на одной горизонтальной линии. Подвижная планка ростомера опускается до соприкосновения с головой. Точность измерения - до 0.5 см.

Длину тела можно измерять и в домашних условиях. Для этого к стене или косяку двери крепится сантиметровая лента так, чтобы один её конец располагался выше головы измеряемого. Роль планки ростомера может выполнять книга или линейка, располагаемая параллельно полу.

Важным показателем физического развития, который необходимо контролировать не только при занятиях физической культурой и спортом, но и в обыденной жизни, является масса тела.

Масса тела определяется взвешиванием на медицинских или напольных весах с точностью до 50 граммов. Взвешивание лучше всего проводить утром натощак в трусах, плавках или обнаженным.

Одним из основных показателей, характеризующим физическое развитие человека, является окружность грудной клетки (ОГК). При измерении ОКГ в момент наложения измерительной ленты испытуемый должен несколько приподнять руки, затем спокойно опустить. На груди лента должна проходить по нижнему краю сосковых кружков, сзади - под нижними углами лопаток.

К физиометрическим параметрам физического развития принято относить и такие показатели, как сила мышц кисти, жизненная емкость легкость (ЖЕЛ).

Сила характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Мышечная сила как физическое качество имеет важное значение для проявления других двигательных качеств, таких, как быстрота, ловкость, выносливость.

Сила мышц кисти измеряется при помощи ручного динамометра, который при этом сжимается с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений. При измерении кисть испытуемого отводится вперед и в сторону. Для оценки силы кисти дается две попытки, учитывается лучший результат с точностью до 1 кг.

Величину ЖЕЛ определяют водяным или портативным (воздушным) спирометром с точностью до 100 миллилитров. Методика измерения ЖЕЛ: после небольшой гипервентиляции (2 - 3 глубоких вдоха и выдоха) делается максимальный вдох, и воздух медленно (приблизительно за 5 сек.) выдувается в мундштук спирометра. Измерение делается 2-3 раза, после чего фиксируется лучший результат.
1.2. Методы исследования сердечно-сосудистой системы

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используется пульсометрия и аускультативный метод Н.С.Короткова.

В состоянии относительного покоя ЧСС можно считать по 10, 15, 30, 60-секундным интервалам. Обычно после выполнения мышечных нагрузок пульс подсчитывают за 10 с, что позволяет в определенной степени характеризовать влияние произведенной нагрузки на систему кровообращения.

Артериальное давление (АД) измеряется ртутным сфигманометром или мембранным тонометром с точностью до 5 мм рт. ст. Определить АД можно в любом медицинском пункте. При наличии тонометра дома можно измерить АД самостоятельно. При этом на плечо необходимо наложить манжету прибора таким образом, чтобы она была выше локтевого сгиба на 3-4 см. На локтевую артерию, расположенную в области локтевого изгиба, ближе к его внутреннему краю приложить гибкую слуховую трубочку (фонендоскоп). Затем при помощи резиновой груши в манжету накачивается воздух. После этого необходимо медленно снижать давление в манжете. В момент, когда кровь раскроет все еще сжимаемую манжетой плечевую артерию, вы должны услышать первый пульсовой тон и зафиксировать уровень давления по шкале сфигманометра - это и будет величина систолического (максимального) артериального давления (АДС). Продолжая дальше медленно снижать давление в манжете, необходимо зафиксировать момент исчезновения пульсовых волн, выслушиваемых фонендоскопом в области локтевого изгиба, - показатель шкалы прибора таким образом укажет на величину диастолического (минимального) артериального давления (АДД). Кровяное давление стоит измерять до приема пищи 2-3 раза с интервалами не менее минуты.

Для одновременного учета изменений показателей ЧСС и АД целесообразно использовать также интегральный показатель - так называемое "двойное произведение", которое можно рассчитать по формуле

ЧСС х АДС

ДП = ---------------, где

100
ДП - двойное произведение (усл. ед.);

ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин);

АДС - систолическое артериальное давление (мм рт. ст.).

Считается, что двойное произведение достаточно точно отражает функциональные возможности организма. Данный показатель имеет тесную корреляционную связь с потреблением миокардом кислорода (r = 0.98) и с величиной коронарного кровотока (r = 0.87) (В.В. Матов, Л.А. Ланцберг, 1983). Не случайно двойное произведение рекомендовано Комитетом Всемирной организации здравоохранения в качестве одного из объективных методов контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках.

1.3. Определение типа телосложения

При определении типов телосложения подростков используется методика В.Г. Штефко и А.Д. Островского (1929 г.). Школьники распределяются по типам телосложения: астенический, торакальный, мышечный, дигестивный.

Если телосложение ребенка сочетает в себе черты двух смежных типов (имело переходный характер), то он относится к тому типу конституции, черты которого преобладают.

1.4. Контрольные испытания для определения уровня развития отдельных физических качеств

В зависимости от типа телосложения важно определить те тестовые задания, которые могут быть выполнены представителями разных соматотипов, помогут выявить тестируемые качества.

Определение скоростных качеств

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» слегка наклоняются вперёд; по команде «Марш!» бегут к линии финиша каждый по своей дорожке. Результат фиксируется.



Определение силовых способностей

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счет мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху.

Методика: По команде «Можно!» производят сгибание рук до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается.

В таблице 1 представлены рекомендуемые показатели, необходимые для определения уровня физического состояния школьников разных соматотипов.

Таблица 1 - Показатели, необходимые для оценки физического состояния школьников разных соматотипов



Воз-

раст


Типы

телосложения



Показатели

7-10

лет


Все соматотипы

масса тела (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), двойное произведение (усл. ед.), бег 30 м (с)

Астено-торакальный

масса тела (кг), жизненная емкость легких (мл), частота сердечных сокращений (уд/мин), бег 30 м (с)

Мышечный

масса тела (кг), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), артериальное давление систолическое (мм рт. ст.), частота сердечных сокращений (уд/мин), бег 30 м (с)

Дигестивный

масса тела (кг), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), бег 30 м (с)

11-14


лет

Все соматотипы

масса тела (кг); средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг); весоростовой индекс, рассчитанный как масса тела, поделенная на длину тела (кг/м); частота сердечных сокращений (уд/мин); подтягивание (кол-во раз)

Астено-торакальный

масса тела (кг), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), окружность грудной клетки (см), частота сердечных сокращений (уд/мин)

Мышечный

масса тела (кг), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), артериальное давление систолическое (мм рт. ст.), частота сердечных сокращений (уд/мин)

Дигестивный

масса тела (кг), жизненная емкость легких (мл), челночный бег 3х10 м, средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг)

15-17


лет

Все соматотипы

масса тела (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), подтягивание (кол-во раз)

Астено-торакальный

масса тела (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), подтягивание (кол-во раз)

Мышечный

масса тела (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), подтягивание (кол-во раз)

Дигестивный

масса тела (кг), частота сердечных сокращений (уд/мин), средняя величина динамометрии правой и левой кисти (кг), подтягивание (кол-во раз)

4. Расчет показателей
После получения необходимых показателей, необходимых для определения интегрального показателя характеризующего уровень физического состояния, производится расчет в соответствии с представленными в таблице 2 уравнениями.
Таблица 2 - Расчет интегрального показателя уровня физического состояния школьников разных типов телосложения


Воз-

раст,


лет

Типы телосложения

Уравнения регрессии

7-10



Все

соматотипы



4,69 х М – 6,545 х ЧСС + 3,459 х ДП – 83,760 х Бег 30 м + 1096,74 /100

Астено-

торакальный



8,847 х М – 114,975 х Бег 30 м- 0,112 х ЖЕЛ – 1,373 х ЧСС + 1237,598 /100

Мышечный

0,932 х М + 0,838 х (ДК х ДК) + 7,642 х АДС - 4,027 х ЧСС - 63,685 х Бег 30м+357,807 / 100

Дигестивный

12,689 х М + 0,321 х (ДК х ДК) – 3,146 х ЧСС + 14,64 х Бег 30м + 172,671 / 100

11-14




Все

соматотипы



34,817 х М – 0,192 х (ДКх ДК) – 34,38 х ВРИ – 2,583 х ЧСС + 4,853 х Подтяг. + 381,125 / 100

Астено-торакальный

10,809 х М – 0,183 х (ДК х ДК) + 7,926 х ОГК – 0,142 х ЧСС – 316,855 / 100

Мышечный

20,389 х М – 0,237 х (ДК х ДК) + 6,193 х АДС – 2,757 х ЧСС – 543,644 / 100

Дигестивный

13,996 х М – 0,187 х ЖЕЛ – 120,702 х Челноч. бег 3х10 м – 0,168 х (ДКхДК) + 643,25 / 100

15-17




Все соматотипы

19,45 х М – 6,66 х ЧСС - 0,159 х (ДК х ДК) + 18,677 х

Подтягивание + 265,952 / 100



Астено-торакальный

24,815 х М – 4,977 х ЧСС - 0,207 х (ДК х ДК) + 13,425 х Подтягивание – 101,552 / 100

Мышечный

19,514 х М – 10,036 х ЧСС - 0,153 х (ДК х ДК) + 34,245 х Подтягивание + 402,804 / 100

Дигестивный

16,014 х М – 0,787 х ЧСС - 0,168 х (ДК х ДК) + 1,626 х Подтягивание + 106,521 / 100

5. Определение уровня физического состояния детей и подростков


После проведенных измерений важно сравнить полученные показатели с приведенными в таблице 3 и оценить, таким образом, физическое состояние конкретного школьника в зависимости от возраста и типа телосложения.
Таблица 3 - Оценка уровня физического состояния

Возраст, лет

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

7

2,29 и менее

2,30 – 2,42

2,43 и более

8

2,79 и менее

2,80 – 2,90

2,91 и более

9

2,98 и менее

2,99 – 3,13

3,14 и более

10

3,29 и менее

3,30 – 3,44

3,45 и более

11

3,53 и менее

3,54 – 3,68

3,69 и более

12

4,09 и менее

4,10 – 4,24

4,25 и более

13

4,43 и менее

4,44 – 4,58

4,59 и более

14

4,29 и менее

4,30 – 4,44

4,45 и более

15

4,36 и менее

4,37 – 4,51

4,52 и более

16

4,51 и менее

4,52 – 4,66

4,67 и более

17

4,56 и менее

4,57 – 4,71

4,72 и более



Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации современные подходы к оценке физического состояния организма детей и подростков

Скачать 150.38 Kb.