страница1/6
Дата13.04.2019
Размер0.77 Mb.
ТипСамостоятельная работа

Методические рекомендации по выполнению учащимися самостоятельной работы


  1   2   3   4   5   6

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей»

Рассмотрено Утверждаю

на заседании Зам. директора по УПР

МК _________________________ ___________ Л.Н. Филиппова

Протокол № от «___»____201__

Председатель МК ______________ «____»___________ 201___г.




Методические указания по самостоятельной работе для обучающихся
по дисциплине «Физическая культура»
Профессия:

12.01.02 Оптик-механик (на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – 2 года 10 месяцев)
Разработчик: О.А. Тарасова,

к.п.н., преподаватель СПР ГБПОУ «ОМЛ»,

Санкт-Петербург

2015 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ







Стр.

Введение

3

1.

Самостоятельная работа обучающихся, направленная на овладение, закрепление, систематизацию знаний и формирование умений

4

1.1.

Выполнение реферативной работы, и подготовка докладов

5

1.2.

Составление комплексов упражнений различной направленности

7

1.3.

Составление индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями

9

1.4.

Конспектирование

10

1.5.

Оформление списка литературы

11

1.6.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями

13

1.7.

Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

15

1.8.

Дозирование физической нагрузки в самостоятельных занятиях.

17

1.9.

Особенности самостоятельной работы обучающихся специальной медицинской группы

18

1.10.

Особенности самостоятельной работы обучающихся, имеющих длительное или временное освобождение от практических занятий физическими упражнениями.

19

2.

Методы самоконтроля за уровнем здоровья и функциональным состоянием организма.

20

2.1.

Простейшие методы самоконтроля и определения состояния здоровья

20

2.2.

Тестирование.

29

2.3.

Спортивно-массовые мероприятия

32

Список литературы

33

Приложения

35





























ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность – один из компонентов здорового образа жизни, в основе которого лежит разумное, соответственно полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта. В настоящее время проблема дефицита двигательной активности (ДА) среди студенческой молодежи является наиболее актуальной.

Недостаток ДА приводит к перестройке сердечно - сосудистой системы, ухудшению адаптационных возможностей, значительному снижению физической работоспособности, возрастанию энергозатрат и т.п. В совокупности негативные изменения, происходящие в организме по причине дефицита ДА, провоцируют возникновение отклонений в состоянии здоровья (Д.Н. Давиденко, 2003). В среднем по России 65% молодых людей имеют хронические заболевания (Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 2005).

На заболевания дыхательной системы по оценкам разных исследований приходится от 5 до 40% всех заболеваний, cердечно - сосудистыми заболеваниями страдают до 50% молодых людей; желудочно-кишечного тракта – от 5 до 12%; органов зрения - от 20 до 29%; опорно-двигательного аппарата - от 10 до 12 %.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа по повышению двигательной активности в повседневной жизни, которая по мнению большинства специалистов должна способствовать укреплению здоровью и устойчивости к неблагоприятным факторам природной среды и образовательной деятельности.

Таким образом, организация самостоятельных занятий физическими упражнениями выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях жесткой конкуренции рынка труда более комфортно чувствуют себя психологически устойчивые, практически здоровые и активные личности, формированию которых способствует физкультурно-спортивная деятельность (Л.И. Лубышева, 2004).

При подготовке методических указаний были использованы различные источники, прежде всего работы ведущих специалистов в области физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни: Б.И. Ашмарина, М.Я. Виленского, Д.Н. Давиденко, В.И. Дубровского, С.П. Евсеева, В.И. Ильинича, Г.Н Пономарева, К. Купера и многих других, а также результаты собственных исследований.




  1. Самостоятельная работа обучающихся, направленная на овладение, закрепление, систематизацию знаний и формирование умений

В соответствии ФГОС НПО для всех обучающихся в СПБГБОУ «ОМЛ» по всем профессиям выпускник должен уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей:

Следует учесть, что учебные занятия по физическому воспитанию в среднем обеспечивают возможность занятий физическими упражнениями два раза в неделю, которые не могут компенсировать общий дефицит еженедельной двигательной активности. В тоже время рекомендации медиков и физиологов устанавливают молодым людям в возрасте 15 -20 лет двигательный режим, который включает двигательную деятельность в объеме 1,3—1,8 ч в день. Однако даже в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства молодежи, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.

Систематическая самостоятельная работа, направленная на развитие и совершенствование своего физического состояния, поддержание своих физических кондиций на уровне, заданном условиями и потребностями жизни, отражает активное отношение личности к процессу собственного физического совершенствования, к осознанию огромной общественной важности заботы о своем здоровье и физической подготовленности на протяжении всей жизни.

Самостоятельная работа предполагает на основе интересов и склонностей обучающихся активные умственные и двигательные действия, направленные:

- на углубление знаний в области физической культуры и спорта;

- расширение арсенала двигательных умений и навыков в конкретных видах двигательной активности;

- достижение более высокого уровня двигательных способностей;

- освоение приемов коррекции проблемных зон в организме при имеющейся патологии.

Организация самостоятельной работы включает:

- написание рефератов, письменных творческих работ по проблемам физической культуры и спорта;

- составление комплексов физических упражнений и индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями, направленных на укрепление здоровья, физическое совершенствование;

- реализация индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями в повседневной жизни;

- участие в спортивно - массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.




    1. Выполнение реферативной работы и подготовка докладов


Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки. Реферат представляет собой сжатое логическое изложение содержания:

- либо нескольких книг, учебников, Интернет - ресурс;

- либо нескольких научных статей по определенной тематике.
Примерные этапы работы над рефератом:


  1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы.

  2. Отбор основных источников.

  3. Составление библиографии.

  4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

  5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

  6. Определение основных понятий.

  7. Разработка логики исследования, составление плана.

  8. Реализация плана, написание реферата.

  9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

  10. Проверка правильности оформления списка литературы.

  11. Редакторская правка.

  12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Возможны два варианта:

а) Выбор из рекомендованного списка «примерные темы рефератов»;

б) Выбор темы, отсутствующей в списке. В этом случае обучающийся должен согласовать тему с преподавателем, ведущим практические занятия в группе. Реферат, написанный по теме, не входящий в примерный список, и не согласованный с преподавателем, считается недействительным.


Задача реферата – изложение основных идей, содержащихся в конспектируемых книгах или статьях. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определение позиции автора или его авторской оценки излагаемого материала.
Требования по оформлению и к содержанию реферата
Требования, предъявляемые к оформлению реферата:

Объем реферата составляет не более 20 страниц. Если реферат печатается на компьютере, то набор осуществляется 14 кеглем через полтора интервала.



Структура реферата:


  1. Реферат открывается титульным листом, на котором указывается название учебного заведения, ФИО автора, группа, название работы.

  2. После титульного листа, отдельной страницей идет оглавление или план работы с указанием страниц.

  3. Реферат обязательно включает введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы от общего объема текста работы. Введение включает обоснование актуальности выбранной темы, краткое описание используемых литературных источников, обозначение главных рассматриваемых вопросов. Во введении обязательно формируются цели и задачи реферата.

  4. Основная часть реферата состоит обычно из 2-3 параграфов (пунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логическое изложение главных положений и идей, содержащихся в конспектируемой литературе.

  5. В тексте реферата обязательны ссылки на цитаты и используемую литературу (концевые или постраничные – по выбору автора).

  6. Реферат завершается заключением. Заключение содержит основные выводы и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты цели.

  7. На последней страницы реферата должен быть представлен список литературы. В списке указывается реально использованная для написания реферата литература в алфавитном порядке, с обозначением выходных данных (город, год издания, издательство).


Срок представления реферата – согласно требованиям рабочей учебной программы по дисциплине. Обучающиеся, не представившие реферат, к зачету не допускаются.
При написании реферата следует избегать следующих типичных ошибок:

  • поверхностное, многословное, нечеткое изложение основных теоретических вопросов избранной темы, когда автор реферата не отделяет главные проблемы от второстепенных;

  • дословное переписывание текстов монографий, статей, учебников, заимствование текстов из сети Интернет; использование для реферирования устаревшей литературы;

  • подмена научно-аналитического стиля изложения беллетристическим;

  • подмена изложения теоретических вопросов длинными биографическими справками;

  • небрежное оформление реферата (отсутствие плана, ссылок, абзацев, неправильное использование литературы).


Критерии оценки

  • знание и понимание проблемы;

  • умение систематизировать и анализировать материал, четко и обоснованно формулировать выводы;

  • трудозатратность (объем изучаемой литературы, добросовестное отношение к изучаемой проблеме);

  • самостоятельность, способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала, недопустимость плагиата;

  • выполнение необходимых формальностей (точность в цитировании и указании источника текстового фрагмента, аккуратность и соблюдение требований оформления).

Защита тематического реферата проводится на одном занятии в рамках учебной дисциплины либо на консультации по договоренности с преподавателем.

Защита реферата студентом предусматривает:



  • доклад по реферату не более 5-7 минут;

  • ответы на вопросы оппонента.

Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию, и ответы на вопросы.


    1. Составление комплексов упражнений различной направленности.

Комплексы упражнений различной направленности состоят из общеразвивающих упражнений (ОРУ). ОРУ - движения отдельными частями тела или сочетания этих движений, выполняемые с разной скоростью, амплитудой и различной степенью мышечного напряжения.

Эти упражнения применяется с целью развития физических качеств, формирования правильной осанки, а также как подводящие к более сложным двигательным действиям.

ОРУ классифицируют:

По анатомическому признаку.

-для рук и плечевого пояса;

- для ног и таза;

- для туловища и шеи;

- для всего тела.

По признаку преимущественного воздействия:

-на силу;

-на гибкость;

-на координацию движений;

-на расслабление

По признаку использования предметов и снарядов:


  • с мячом;

  • с гимнастической палкой;

  • с обручем;

  • с гантелями;

упражнения на тренажерах и т.д.

По принципу организации:

-одиночные упражнения

-упражнения вдвоем, втроем, и т.д.;

-в колоннах, в шеренгах;

- на месте, в движении.

По исходным положениям:

-сидя, лежа, стоя и т. д.



Памятка обучающемуся

  1. Составляя комплексы упражнений, следует придерживаться общепринятой терминологии и формы записи упражнений.

  2. Запись упражнения начинается с описания исходного положения (и.п.).

  3. Упражнения могут выполняться на 2, 4, 8 и 16 счетов. На последний счет необходимо вернутся в и.п.

  4. Избегайте «лишних» слов (например: вытянуты, расставлены).

  5. Используйте краткую форму (например: руки в сторону или ноги врозь и т.д.).

  6. Четко обозначайте часть тела, которая участвует в движении (туловище, предплечье, кисть, голень, бедро). Ошибочное название может вызывать некоторое недоумение.

Например: Неправильно «Вращение корпуса вправо».

Правильно «Круговые движения туловищем вправо»

  1. Пример записи упражнения.

И.п. – стойка, руки на пояс.

1 - наклон туловища влево

2 - и.п.

3 - наклон туловища вправо

4 - и.п.


  1. Запись может отражать выполнение упражнения в медленном темпе, например:

И. п. – стойка ноги врозь.

1 - 2 - руки вверх, потянуться (вдох).



3 - 4 - И. п. (выдох).

  1. Комплексы упражнений начинают составлять по принципу «сверху - вниз». Сначала планируются упражнения для мышц шеи (не более 2, исключая круговые движения головой), затем упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, мышц туловища (наклоны, повороты и т.д.), мышц нижних конечностей. Далее следуют силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями, эспандерами и др.), легкие прыжки или подскоки (если отсутствуют противопоказания). Заканчивается комплекс упражнение на восстановление частоты дыхания.

  2. Если упражнения запланированы из разных исходных положений, то сначала выполняют упражнения стоя, затем сидя и лежа и далее опять возвращаются в положение стоя.

  3. В комплекс должны включаться только те упражнения, которые решают поставленные задачи и не имеют противопоказаний.


Критерии оценки

  • корректность использования терминологии записи физических упражнений;

  • умение осуществлять подбор упражнений в соответствии с задачами направленности комплекса;

  • количество упражнений в комплексе (не менее 14-16).

  • упражнения, входящие в комплекс не противоречат показаниям и противопоказаниям при различных ограничениях по стоянию здоровья;

  • нестандартные и оригинальные упражнения.




    1. Составление индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями
  1   2   3   4   5   6