Скачать 226.03 Kb.
Дата03.06.2018
Размер226.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации по организации и дозировке домашнего задания



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования»

Методические рекомендации

по организации и дозировке домашнего задания

аместителям директоров общеобразовательных организаций Старооскольского городского округа, руководителям муниципальных (школьных) МО, учителям-предметникам)



Составители:

Калачева Елена Павловна,

Еланская Любовь Алексеевна,

методисты МБУ ДПО «СОИРО»


Старый Оскол

2016 г.
Проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в образовательной деятельности. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично». Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. Каждому учителю кажется, что его предмет главный, и он стремится дать учащимся как можно больше материала для изучения, осмысления и заучивания. Но нельзя при этом забывать о неодинаковом развитии детей, о том, что каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального, дифференцированного подхода в обучении. Дифференциации должны подвергнуться и домашние задания: по объему, по содержанию, по уровню сложности, по виду и т.д.

Цель и задачи домашнего задания

Цель домашнего задания:

формирование качеств самообразования, в том числе проектирования, управления временем, самостоятельности в учебно-познавательной творческой деятельности учащихся.



Задачи домашнего задания:

  • способствовать овладению учащимися УУД;

  • развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;

  • научиться применять знания, как в стандартных, так и в новых условиях;

  • подготовиться к усвоению нового учебного материала;

  • формировать опыт творческой деятельности.


Требования

При организации домашних заданий рекомендуется выполнять следующие требования:


• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они детально объяснены (должны иметь проблемный характер);

• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

 к заданию должен быть проведен соответствующий инструктаж;



  • домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник;

• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);


• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);


• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления).

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Нельзя, чтобы плохо подготовленный урок заканчивался домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание комментируется, разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть дифференцированным, посильным для большинства, достаточно сложным для сильных учащихся. Отдельно предусматривается домашнее задание для учащихся с ОВЗ.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах, выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день (приложение №3 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования обязательность домашнего задания не установлена. Вопросы обязательности (необязательности) домашнего задания с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 относятся к компетенции образовательной организации и педагогического работника (http://минобрнауки.рф).

Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

Объем домашних заданий

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение по всем предметам не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.19.1. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности). Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

В 1 классе образовательная деятельность осуществляется без домашних заданий в течение всего учебного года.

Домашние задания не задаются:

- учащимся начальных классов – на выходные дни,

- всем учащимся – на каникулярное время.

Домашние задания даются учащимся начальной школы с учётом возможности их выполнения.

Для второклассника после 25 минут занятия рекомендуется перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвертом – до 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты.

Примерный расчет времени для выполнения домашних заданий по предметам учебного плана во 2-11 классах приведен в приложениях №1-9 и носит рекомендательный характер.

Необходимо учесть, что в эти максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех обучающихся, т.е. обучающихся с различным умственным потенциалом. С целью исключения перегрузки учащихся классным руководителям рекомендуется еженедельно осуществлять контроль дозировки домашних заданий, а именно суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день. В данном случае необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним заданиям (сумма всех устных и письменных заданий, номера, страницы, параграфы и др.), их объем и степень сложности с учетом особенностей всех учащихся класса.

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

Основные виды домашнего задания

Основными видами домашнего задания являются:



  • индивидуальная учебная домашняя работа - задаётся отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе;

  • групповая учебная домашняя работа - группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания;

  • дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень сложности, в том числе и для учащихся с ОВЗ;

  • одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения;

  • творческая домашняя работа - направлена на развитие творческих способностей учащихся, создает условия для организации работы с одарёнными детьми. Временные рамки выполнения зависят от тематики и сложности задания (могут быть до месяца).

Формы проверки и оценки домашнего задания

  • Фронтальная проверка: письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием.

  • Дифференцированная: использование проверочных заданий разных по характеру и уровню сложности.

  • Самопроверка и взаимопроверка. Проведение самопроверки и взаимопроверки носит воспитательный характер, повышает ответственность учащихся, способствует формированию у них адекватной самооценки. Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с дидактическими целями урока педагога.

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы. Это также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут.

Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ.



Дидактические приемы, повышающие эффективность домашнего задания, способствующие углублению и упрочению знаний учащихся.

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению знаний учащихся, относятся следующие:

 в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;

 не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;

 по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задания дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;

 давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;

 приучать учащихся к активному воспроизведению изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.

По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Обсудить проблемы организации такой работы необходимо в ходе родительского собрания на тему "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".


Приложение1.
Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана начального общего образования

2-4 классы



Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

15

Литературное чтение

15

Иностранный язык (английский язык)

15

Математика

15

Окружающий мир

15

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

10

Музыка

10

Изобразительное искусство

10

Технология

10

Физическая культура

10


Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 часа, в 4 классах – 2 часа.
Приложение 2.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана основного общего образования

5 классы




Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

20

Литературa

20

Иностранный язык (английский язык)

20

Математика

25

История

20

Обществознание

20

География

20

Основы духовно-нравственной культуры

народов России



10

Биология

20

Музыка

10

Изобразительное искусство

10

Технология

10

Физическая культура

10


Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 5 классах - 2 часа.


Приложение 3.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана основного общего образования

6 классы


Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

20

Литературa

30

Иностранный язык (английский язык)

20

Математика

30

История

20

Обществознание

20

География

20

Биология

20

Музыка

10

Изобразительное искусство

10

Технология

10

Физическая культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 6 классах - 2,5 часа.


Приложение 4.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана основного общего образования

7 классы



Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

20

Литературa

30

Иностранный язык (английский язык)

20

Математика

30

Информатика

20

История

20

Обществознание

20

География

20

Биология

20

Физика

20

Музыка

10

Изобразительное искусство

10

Технология

10

Физическая культура

10


Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 7 классах - 2,5 часа.


Приложение 5.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана основного общего образования

8 классы



Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

20

Литература

30

Иностранный язык (английский)

20

Математика

30

Информатика и ИКТ

20

История

20

Обществознание

20

География

20

Физика

20

Химия

20

Биология

20

Искусство

10

Технология

10

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Физическая культура

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 8 классах - 2,5 часа.

Приложение 6.
Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана основного общего образования

9 классы


Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

30

Литература

30

Иностранный язык (английский)

30

Математика

40

Информатика и ИКТ

30

История

20

Обществознание

20

География

20

Физика

30

Химия

30

Биология

20

Искусство

10

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Физическая культура

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 9 классах - 3,5 часа.


Приложение 7.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана среднего общего образования

10 класс (физико-математический профиль)



Учебные предметы

Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

30

Литература

30

Иностранный язык (английский)

30

Математика

40

Информатика и ИКТ

30

История

20

Обществознание (включая экономику и право)

20

География

20

Физика

40

Химия

30

Биология

20

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Физическая культура

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 10 классах - 3,5 часа.

Приложение 8.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана среднего общего образования

10 класс (социально-экономический профиль)



Учебные

предметы


Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

30

Литература

30

Иностранный язык (английский)

30

Математика

40

Информатика и ИКТ

30

История

20

Обществознание

40

Экономика

20

Право

20

География

20

Физика

30

Химия

30

Биология

20

Физическая культура

10

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 10 классах - 3,5 часа.

Приложение 8.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана среднего общего образования

11 класс (физико-математический профиль)



Учебные предметы

Время, отводимое на домашнее задание (минут)

Русский язык

30

Литература

30

Иностранный язык (английский)

30

Математика

40

Информатика и ИКТ

30

История

20

Обществознание

(включая экономику и право)



20

География

20

Биология

20

Химия

30

Физика

40

Физическая культура

10

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 11 классах - 3,5 часа.


Приложение 9.

Таблица

расчета времени для выполнения домашних заданий по предметам

учебного плана среднего общего образования

11 класс (социально-экономический профиль)



Учебные предметы

Время,

отводимое на домашнее задание (минут)



Русский язык

30

Литература

30

Иностранный язык (английский)

30

Математика

40

Информатика и ИКТ

30

История

20

Обществознание

40

Экономика

20

Право

20

География

20

Физика

30

Химия

30

Биология

20

Физическая культура

10

Основы безопасности жизнедеятельности

10

Православная культура

10

Примечание: объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 11 классах - 3,5 часа.