страница1/4
Дата10.01.2019
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации по оценке технического уровня занимающихся каратэ на начальном этапе обучения (9 1 кю)


  1   2   3   4





UNION OF SHOTO-KAN KARATE-DO ORGANIZATIONS

USKO

Member of the Japan Karate Association (JKA)

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНОВ



9 Кю – 5 Дан



Методические рекомендации по оценке технического уровня занимающихся каратэ на начальном этапе обучения (9 – 1 кю).


г. Москва 2004г.

UNION OF SHOTO-KAN KARATE-DO ORGANIZATIONS

USKO

Member of the Japan Karate Association (JKA)
Утверждаю:

Президент USKO
__________/И.Л. Гульев/

«17» мая 2004 г.

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНОВ



9 Кю – 5 Дан



Методические рекомендации по оценке технического уровня занимающихся каратэ на начальном этапе обучения (9 – 1 кю).

Новую редакцию нашей Программы экзаменов мы посвящаем памяти нашего Учителя Кэйносукэ Эноэда.

Москва 2004г.

Историческая справка.
Сам термин каратэ-до возник сравнительно недавно, впервые его начали употреблять, в том виде, в каком он сейчас читается, в начале прошлого века, а официально он был принят в 1936 г. на Окинаве (одной из префектур Японии – родине каратэ), во время конференции ведущих мастеров боевых искусств Окинавы. По сути, принятие этого термина ознаменовало создание нового современного вида Будо – каратэ-до, возникшего на базе существовавших на Окинаве техник «кулачного искусства» (кит. – цюань-фа; яп. – кэмпо), переработанных с учетом современных требований.

Старое название этих техник было таким же по произношению – каратэ (или на окинавском диалекте «рюкю», принятом на Окинаве – тодэ), но абсолютно различным по сути.

Старый термин означал:

Кара (яп.) (то (рюкю)) – Китай эпохи династии Тан.

Тэ (дэ) - рука.

То есть старый иероглиф «кара» – Китай, был заменен на новый, схожий по звучанию – «пустота».

Иероглиф «до», который стал использоваться в новом названии, означает «путь» и подчеркивает духовную направленность каратэ-до, как современной дисциплины Будо, ставящей своей целью гармоничное развитие личности, также как такие дисциплины как дзюдо, кэндо, айкидо, кюдо и т.п.

Из старого названия каратэ (тодэ) – «китайская рука», уже видно, где следует искать корни каратэ.

Здесь необходимо отметить, что до ХIХ века, остров Окинава, королевство Рюкю, было самостоятельным государством, хотя с ХVII века и находившегося в зависимости от Японии. Культура Рюкю является самобытной и отличной от японской, язык сильно отличается от японского, и, даже антропологически, окинавцы отличаются от жителей центральных островов Японии..

Королевство Рюкю всегда больше тяготело к Китаю и имело с ним, особенно с южными провинциями Фуцзянь и Гуаньдун, тесные экономические, политические и военные связи. Поэтому корни многих веток тодэ находятся в южном Китае. Однако, следует отметить, что есть на Окинаве и абсолютно самобытные, ни на что не похожие направления тэ (более правильное, исконное название- -- ти) происхождение которых остается загадкой до сих пор, по крайней мере для иностранных (в том числе и японских) исследователей. Яркий пример тому – малоизвестный стиль ти мотобу-рю или мотобу удонтэ, практиковавшийся избранными членами одного из высших аристократических кланов Мотобу, и продемонстрированных широкой публике совсем недавно.

Есть популярная легенда о том, что каратэ было оружием окинавских простолюдинов и использовалось в борьбе с японскими оккупантами, захватившими остров в ХVI веке.

Однако, скорее всего, это лишь легенда, т.к. нет никаких сведений об этих событиях. Свидетельства скорее говорят о том, что каратэ практиковала в основном аристократическая прослойка Окинавы – окинавские самураи (сословие сидзоку), т.к. большинство всех ведущих мастеров окинава-тэ происходило их этого сословия. Правда некоторое время занятия каратэ находились под запретом, и даже известно, что Фунакоси Гитин (Фунакоси – фамилия), считающийся основателем современного каратэ, брал уроки у своего учителя по ночам, хотя в конце ХIХ века это, видимо, уже была дань традиции, да и времени для занятий днем не было, кроме того, следует учитывать жаркий климат – ночью было не так жарко.

К ХIХ веку на Окинаве сформировались 3 основные направления каратэ, это:

сюри-тэ, названное по названию города Сюри;

наха-тэ – названное соответственно по названию города Наха, ныне являющегося столицей префектуры Окинава, кстати расстояние между этими двумя городами было несколько километров и сегодня Сюри является одним из районов Наха;

а также томари-тэ, получившее свое название по названию населенного пункта Томари .

Эти три направления в свою очередь образовали к началу ХХ века две большие группы, разница между которыми определялась подходом к занятиям и использовавшимися соответственно методиками и формальными комплексами (ката –см. ниже).

1-я группа, возникшая на базе сюри-тэ и томари-тэ, получила название серин-рю. Термин «серин» является японским вариантом чтения китайского термина «шаолинь» (молодой лес) и подчеркивало близость данного направления к китайскому ушу ветви шаолинь-цюань. Это направление характеризовалось более высокими, «естественными» стойками и жесткой манерой ведения поединка на дальней и средней дистанции с использованием линейной техники;

2-я группа получила название «серэй» - просветленный дух. В ее основу легли направления наха-тэ и томари-тэ. Характерной особенностью этого направления стало развитие «внутренней силы» с помощью специальных упражнений, представляющих из себя, по-сути, варианты китайского жесткого цигун.

Все современные стили японского каратэ имеют свои корни в вышеуказанных направлениях, либо тяготея к одному из них, либо являясь их синтезом.

Центральная Япония, а вместе с ней и весь мир , ничего не знали о каратэ до начала ХХ века. «Открытие» каратэ, начало его популяризации связано с именем Фунакоси Гитина, учителя литературы с Окинавы, происходившего из сословия сидзоку, который в 20-х годах ХХ века приехал в Токио по приглашению министерства просвещения с целью демонстрации каратэ на показательных выступлениях мастеров боевых искусств Японии перед членами императорской семьи, организованных обществом развития боевых искусств Японии - Бутокудэн. Фунакоси был делегирован на эти показательные выступления как человек не только владеющий каратэ, но и обладающий хорошими манерами, и хорошо знающий японский язык, что было немаловажно с политической точки зрения, т.к. необходимо было продемонстрировать вид боевого искусства, развитый на Окинаве, считающейся в Японии, на то время, «варварским» и отсталым регионом. Показательные выступления прошли успешно, и Фунакоси, которому к тому моменту было за 50, остался в Японии, посвятив себя популяризации каратэ.

Вслед за Фунакоси в Центральную Японию переехали или начали ее регулярно посещать другие окинавские мастера каратэ, такие как Мотобу Теку, Мияги Чодзун и др. Каратэ начало развиваться, в основном, на базе клубов крупных университетов Васэда, Токай и др.

Необходимо отметить, что в этот же период в Японии происходила активная реформация старых направлений традиционных боевых искусств (бу-дзюцу), шло активное создание современных видов Будо, таких как кэндо, дзюдо и т.п, как средства воспитания молодого поколения, которые пришли на смену старым самурайским школам боевых искусств (рю), пришедшим в упадок после японской буржуазной революции и реставрации Мэйдзи. В этот период в Японии и начали формироваться основные стили современного каратэ. Следует сказать, что на Окинаве никогда не было разделения каратэ на школы и стили. Каждый мастер придерживался своей версии, которые время от времени дополняли друг друга. Для Японии же было характерно четкое деление боевых искусств на стили и направления (рю),каждое из которых имело свою традицию, символику, генеалогию и проч. То же произошло и с каратэ. Первым чисто японским стилем каратэ стал стиль вадо-рю (путь гармонии), созданный учеником Фунакоси Оцуки Хиронори, явлившимся также рэнсю (дипломированным инструктором) одной из школ дзю-дзюцу. Парадокс заключается в том, что имея гораздо более высокий социальный статус в японском обществе, чем его учитель – выходец с «варварской» Окинавы Фунакоси, Оцуки занял значительно более высокое положение бюрократической системе японского Будо, и был назначен членом комиссии, которая позже присвоила Фунакоси статус киоси – наставника боевых искусств. Стиль самого Фунакоси стали называть сетокан. Это название возникло в 30-е годы, когда у Фунакоси впервые появился свой собственный додзе – зал для занятии, который для него построили ученики. На здании традиционно было написано название додзе – «Сетокан».

Сето – был литературный псевдоним Фунакоси, которым он подписывал свои стихи, и в дословном переводе означал «сосновая волна».

Кан – означает «дом».

Таким образом сетокан дословно означает «дом Сето». Так начали называть направление каратэ, практикуемое последователями Фунакоси. Кстати, сам Фунакоси считал каратэ единым и был противником деления его на стили.

Приблизительно в это же время возникли стили годзю-рю (мягкое и жесткое) и сито-рю (названный так его основателем Мабуни Кэнва по первым иероглифам имен своих 2-х учителей).

Предвоенные 30-е годы были временем шовинистского угара в Японии и Ф. решился на замену иероглифа «кара» – Китай, раздражавшего японскую публику, на иероглиф «пустота», звучавший также; нужно сказать, что это название уже использовалось до Ф. ,впервые прозвучав на Окинаве в 1905г. Эта замена была неоднозначно воспринята окинавскими мастерами каратэ. Они увидели в этом подрыв традиций, а также нарушение сути каратэ, которое изначально не было искусством «пустой руки», а подразумевало наряду с безоружной техникой, владение различными специфическими видами оружия. Однако, на знаменитой конференции 1936г., Ф. пояснил свои мотивы изменения названия, а также отметил, что термин «пустота» означает «пустоту сознания», освобождение ума от агрессии и негативных эмоций и мыслей – один из базовых принципов дзен.

После II мировой войны, американские оккупационные власти запретили Будо, как духовный институт японского милитаризма. Однако, каратэ-до тогда еще не входило в официальный перечень видов Будо, считаясь иностранным видом, и, в связи с этим, оно не было запрещено. Поэтому сразу после войны каратэ-до было первым боевых искусств, который начал практиковаться в Японии.

В 1949г. была создана Японская Ассоциация Каратэ (JKA), которую возглавили ученики Г.Фунакоси. Позже возникли и другие всеяпонские организации. Вскоре началось распространение каратэ-до по всему миру.

На сегодняшний день каратэ-до развивается в мире по 2-м основным направлениями:

1-е – это развитие каратэ-до в рамках стилевых организаций верхушки большинства которых находятся в Японии. Эти организации имеют жесткую иерархическую структуру – данкай ( дан – ступень;кай – общество) и ставят перед собой задачу развития каратэ-до как духовной дисциплины, способствующей развитию личности. Каждая из этих организаций имеет свою программу и члены их регулярно сдают экзамены на различные ученические уровни (кю) и мастерские ступени (дан). Также большинство из этих организаций проводят соревнования (в т. числе и Чемпионаты Мира) с целью развития определенных качеств у учеников по различным Правилам, которые адаптированы к тем или иным целям, но есть и школы полностью отрицающие соревнования, к которым, кстати относится направление сетокай, являющееся прямым продолжением направления, практикуемого семьей Фунакоси (не путать с организацией JKS, также имеющей в своем названии термин сетокай)

2-е направление – это развитие каратэ-до как вида спорта. Данное направление развивается в рамках национальных спортивных федераций и объединяется Всемирной Федерацией Каратэ (WKF), которая ставит перед собой задачу включения каратэ в программу Олимпийских Игр. WKF проводит Чемпионаты Мира, также проводятся Чемпионаты Европы в рамках Европейской Федерации Каратэ (EKF). Правила WKF постоянно корректируются с учетом требований МОК сделать соревнования по каратэ более зрелищными и понятными широкой публике.
Методика обучения.
В основу обучения каратэ на Окинаве лежало изучение ката. Ката (кит. таолу) в дословном переводе означает «форма». В некоторых источниках ката называют «бой с тенью», однако это неверно. Ката – это нечто большее, чем набор приемов. Это психофизический комплекс, своего рода послание мастера-создателя ката своим последователям. Осознавая ката, ученик осознает свою связь с предшественниками.

В прежние времена на Окинаве ученик изучал за свою жизнь 3 – 4 ката, причем на начальное изучение каждого ката уходили несколько лет. После изучения всех предусмотренных ката, как правило, весь цикл повторялся, и, становясь учеником, человек оставался им до смерти своего учителя. Так Фунакоси Гитин, став учеником Итосу Ясуцунэ, оставался им всю жизнь, даже уехав в Японию, кроме того сыновья Фунакоси также стали учениками Итосу.

Помимо изучения ката, было еще несколько базовых методов тренировки, это тренировка с макивара – гибкой доской на которой отрабатывались удары и формировалась правильная работа бедер, и тренировка с тиси или тикаратиси – специальными каменными гирями, которые способствовали правильному распределению силы в позициях и формиривали правильную взаимоcвязь всех частей тела. В целом эти два метода дополняли собой изучение ката и способствовали формированию « оружия каратэ», помогая достигнуть реализации базового принципа окинавского тодэ – «иккэн-хиссацу» (одним ударом – наповал).

Целью техники, заложенной в ката, было нанесение смертельных увечий противнику, понятий о контроле не было, поэтому такие популярные ныне свободные спарринги как средство обучения не использовались. Поединки, которые случались между мастерами каратэ, как правило, заканчивались гибелью или увечьем одного или обоих противников. Есть документальные свидетельства того, что перед II мировой войной, когда каратэ на Окинаве было особенно массовым и популярным среди молодых людей, многие из них не имея достаточного опыта, но желая проверить свои силы, гибли в поединках друг с другом.

Изменения в методике начались в каратэ в начале ХХ века, когда Итосу начал разрабатывать специальную программу массового обучения каратэ школьников. С этой целью им были созданы специальные упрощенные ката, из которых были исключены опасные приемы. Эти ката первоначально названные теннэн, позже стали называться пинан; в Японии Фунакоси начал называть их на японский манер хейан, что в переводе (как и пинан) означает «спокойный разум». Однако, подлинную революцию методика претерпела, когда каратэ попало в Японию. Молодые ученики, имея опыт свободных поединков -– рандори в дзюдо и кэндо, хотели практиковать свободные спарринги и при занятиях каратэ. Нужно сказать, что многие окинавские мастера старой формации, в частности Фунакоси, были противниками этого тренировочного метода, и считали, что такая форма занятий искажает сущность каратэ, но сделать они уже ничего не могли. На данном этапе появилась такая тренировочная форма как отработка кихон – базовой техники, которая была формализована в этот период; появились различные формы базового кумитэ – обусловленных форм парной тренировки. Активно начал развиваться свободный спарринг – дзю-кумитэ. Сначала он практиковался без защитного снаряжения и приводил к частым и тяжелым травмам, т.к. методика спарринга была не отработана, затем началось использование защитного снаряжения (богу), заимствованного на начальном этапе в кэндо. Позже был разработан принцип « сун-дамэ» – удар с контролем, когда наносимая в полную силу техника фиксировалась перед опасной зоной.

Сун – расстояние в 1 дюйм (2,54 см)

Дамэ – нельзя.

На этом этапе были заложены принципы свободного поединка с использованием техник, исключавших серьезную опасность для здоровья участников. Примерно в это же время появились высокие удары ногами, ставшие визитной карточкой каратэ, - в окинавском тодэ удары ногами, как правило не наносились выше уровня пояса.

С развитием каратэ как вида спорта методика обучения претерпела еще большие изменения. Изначальный принцип каратэ «не нападать первым» и использовать экономные и рациональные действие при защите, сменился отработкой эффектных атакующих действий, приносящих максимальные баллы на соревнованиях. Пропала необходимость в отработке точности направления атаки по уязвимым зонам, ей на смену возникла потребность контроля действий с целью предотвращения травм. Зачетное расстояние до цели увеличилось до 10 см. Так как пропала необходимость в силе удара, стали не нужными макивара и тиси. С другой стороны возникла потребность в умении быстро маневрировать на площадке, сокращать и разрывать дистанцию, неожиданно «взрываться». Поэтому пришли многие методики из других видов спорта, таких как бокс, игровые вилы спорта, фехтование. Изучение ката мало что дает для спортивного поединка, так как техника заложенная в ката, мало применима в спортивном поединке по правилам WKF, поэтому фактически произошло разделение спортсменов на выступающих на соревнованиях по кумитэ (поединки) и соревнованиях по ката (когда оцениваются выполняемые формальные техники). В самих ката стала больше цениться зрелищность, эффектность и артистизм спортсмена.

Таким образом в современном каратэ можно выделить два основных методических направления:



  1. Так называемое традиционное направление, которое придерживается принципов Будо и ставит перед собой цель воспитания личности, используя для этой задачи традиционные методы обучения – кихон, ката, кумитэ. Соревнования проводятся также с целью решения вышеуказанных задач и, как декларируют ведущие мастера традиционного направления, занимают не более 10 % времени обучения.

  2. Спортивное направление, основной задачей которого является спорт высших достижений, включение каратэ в программу Олимпийских Игр.


Правила соревнований.
Распространенное мнение делит каратэ на «контактное» и «бесконтактное». Это мнение является ошибочным. Каратэ не бывает контактным или бесконтактным. Таковыми с достаточной долей условностей можно назвать правила соревнований. Строго говоря, всего существует четыре разновидности правил соревнований по каратэ:

Иригуми-го – «жесткий» поединок, проводимы в защитном снаряжении («богу – кумитэ») или без него. Соревнования по иригуми-го подразумевают возможность победы нокаутом, болевым или удушающим приемом, а аткже по очкам.

Иригуми –дзю - «мягкий» поединок, проводится как правило, без защитного снаряжения. От иригуми –го отличается меньшим количеством разрешенных для атаки зон, и большим ограничением действий, например запрет ударов руками в голову, а также болевых и удушающих приемов. В этих соревнованиях также возможна победа нокаутом и по очкам.

Себу-санбон – поединок до трех оценок «иппон» или шести оценок «вазаари». Эти правила подразумевают применение принципа «сун-дамэ» – контроль атаки на расстоянии 1 дюйм от цели. Победа присуждается участнику набравшему первым шесть очков, или в случае окончания зачетного времени набравшему большее количество очков.

Сёбу-иппон – поединок до одной оценки «иппон» или двух оценок «вазаари». Правила также подразумевают применение принципа сун-дамэ и требуют очень высокой квалификации как от спортсменов, так и от судей, так как от спортсменов требуется выполнение «реально опасной» техники в зачетную зону с полным контролем, а от судей требуется не только оценка точности выполняемой техники, но и её «реальной опасности», а также корректности с точки зрения традиционного каратэ. В Японии выступать по данным правилам имеют право лишь спортсмены имеющие квалификацию не ниже первого дана (черный пояс). Победителем является спортсмен первым получивший оценку «иппон». Если в зачетное время никто из участников не получил «иппон», победа присуждается решением судей.

Правила WKF представляют из себя трансформированные правила сёбу-санбон с большим упором к стимуляции применения спортсменами активных зрелищных действий (серии атак, высокие удары ногами, удары в прыжке, броски с добиванием, и т.п.). Победа присуждается спортсмену, набравшему в зачетное время больше очков; при перевесе в 8 очков у одного из участников, ему присуждается победа «в виду явного преимущества».

В связи с тем, что в последнее время основной контингент занимающихся каратэ заметно «помолодел», многие организации, практикующие традиционное каратэ, в том числе и JKA, часто вводят в в программу своих турниров соревнования по таким дисциплинам как «Кихон-Иппон Кумитэ» и «Дзю-Иппон Кумитэ»(см. ниже) с целью дать возможность своим юным адептам попробовать свои силы, удовлетворить амбиции в «учебных» вариантах кумитэ, т.к. по-мнению ведущих специалистов этих организаций, слишком раннее увлечение сиай-кумитэ (соревнованиям по «свободным» поединкам) формирует у начинающих «плохие привычки».

Основной задачей USKO является развитие традиционного каратэ направления JKA и предлагаемая ниже Программа экзаменов своей целью ставит тестирование занимающихся на предмет формирования у них качеств, присущих традиционному каратэ JKA.



Введение.

Как известно, боевые искусства вообще и каратэ-до в частности, имеют в нашей стране довольно драматичную историю. В связи с этим, российское каратэ обладает рядом специфических особенностей, к которым относится то, что «советское» (российское) каратэ за редким исключением не имело стилевой базы и традиционная передача знаний учитель (носитель традиции) - ученик, как правило, отсутствовала. В связи с этим в настоящее время в России развивается в основном спортивный аспект каратэ. Справедливости ради, нужно отметить, что это не только российская «болезнь», она характерна также и для стран, в которых развитие каратэ происходило традиционным путем, в том числе и для Японии.


  1   2   3   4

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации по оценке технического уровня занимающихся каратэ на начальном этапе обучения (9 1 кю)