страница1/3
Дата09.04.2018
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий»


  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬдомик восьмиугольник прозрач2
Учреждение

«Республиканский Дом учащихся и работников учреждений профессионального образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организация и проведение культурно-массовых мероприятий»

МИНСК 2013
Методические рекомендации подготовлены организационно – массовым отделом совместно с организационно – методическим отделом учреждения «Республиканский Дом учащихся и работников учреждений профессионального образования» (РДУиРУПО).

Рекомендована к изданию методическим Советом учреждения «Республиканский Дом учащихся и работников учреждений профессионального образования».

Протокол № 50 от 20.11.2013 г.
Методические рекомендации могут быть использованы педагогами-организаторами учебных заведений и организаторами учреждений дополнительного образования при проведении культурно-массовых мероприятий.

Составители:

О.П. Чуприна - методист организационно-массового отдела РДУ и РУПО.

Е.В. Максимчик - методист организационно-массового отдела РДУ и РУПО.
Руководитель:

Т.И. Кушель – начальник организационно-массового отдела РДУ и РУПО.


Ответственная за выпуск:

Л.Ю. Антропова – методист организационно-методического отдела РДУ и РУПО.


АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам учебных заведений и организаторам учреждений дополнительного образования при проведении культурно-массовых мероприятий.

Содержание методических рекомендаций отражает различные виды культурно-массовых мероприятий, их особенности, формы проведения, планирование и создание проекта массового мероприятия, а также содержание организационно-административного и организационно-постановочного процессов. В рекомендациях представлен сценарий проведения праздничного вечера, посвященного Дню пожилых людей.



СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

  1. Массовые мероприятия – виды, цели и задачи. ………………………..6

  2. Характерные особенности культурно-массовых мероприятий………..9

  3. Современные формы проведения массовых мероприятий. ……….....12

  4. Планирование массового мероприятия………………………………..22

  5. Организационно-административный процесс мероприятия………….25

  6. Режиссерско-постановочный проект массового мероприятия………29

  7. Организационно-постановочный процесс мероприятия……………..34

  8. Сценарий праздничного вечера, посвященный Дню пожилых людей –«Век мудрости, век зрелости»…………………………………………………46

Литература.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Культурно-массовое мероприятие–одно из самых популярных и эффективных форм культурной деятельности молодежи. По уровню и существующим формам мероприятий можно судить о политической, экономической и духовной жизни не только молодежной социальной группы, но и всего общества в целом.

Изучение массовых мероприятий позволяет утверждать, какие тенденции преобладают в данный момент в культуре: охранительные, консервативные тенденции или же стремление к переменам, позволяет судить об отношении данной социальной группы к своим традиционным, фундаментальным культурным ценностям.

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне. Для этой цели и существует анализ культурно-массового мероприятия.

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
В последнее время в стране активно развиваются многочисленные виды и жанры массовых мероприятий. Это обусловлено непрерывно возрастающим культурным уровнем молодежи, необходимостью общения и более организованного проведения досуга. Сегодня главным направляющими деятельности организаторов массовых мероприятий является организация содержательного свободного времени, удовлетворение их разнообразных интересов, воспитания патриотизма и гражданственности.

В настоящее время прочно вошло понятие массовое мероприятие, однако в его понимании и употреблении существуют разночтения. Массовое мероприятие-это особенное социальное явление, открытое для всех желающих, проведение которого связано с особенными событиями в культурной, общественной и политической жизни страны. Массовое мероприятие-это большое сосредоточение людей, объединенных одной идеей, целью, эмоциями.

Массовое мероприятие–это, заранее спланированное собрание людей, определенное по месту, времени, количеству участников и проводимое в соответствии с действующим законодательством.

Любое массовое мероприятие имеет цель и задачи.

Цель мероприятия–это спланированный результат мероприятия, который достигается по его окончанию. В ходе проведения мероприятия определяются и реализуются задачи, которые способствуют более эффективному и полному достижению цели.

В зависимости от поставленных целей и задач, массовые мероприятия подразделяются:



  • Спортивные мероприятия

Целью таких мероприятий является формирование у молодежи здорового образа жизни.

Задачами мероприятия-достижение результатов в спорте, воспитание высоко–духовных качеств личности, поиск наиболее одаренных спортсменов и т.д.

Формы спортивных мероприятий–разно уровневые соревнования в различных видах спорта, спартакиады, олимпиады, эстафеты, марафоны, походы.


  • Мероприятия политического характера

Целью политических мероприятий становится прямое привлечение граждан к деятельности партий, движений или организаций.

Задачи–создание положительного образа партий, формирование повышенного внимания и личной заинтересованности к работе партий и организаций, достижение определенных результатов этой работы.

Формы политических мероприятий – шествия, демонстрации, собрания, акции, пикеты.


  • Рекламно-коммерческие мероприятия

Цель таких мероприятий–получение максимальной прибыли и успешное продвижение новых товаров на рынке сбыта.

Задачи–раскрытие положительных качеств товаров, их сущности и возможности, показать потенциальному покупателю необходимость владения этими товарами.

Формы рекламно–коммерческих мероприятий–ярмарки, выставки-продажи, рекламные акции, презентации.


  • Религиозные и духовно–просветительские мероприятия

Цель религиозных и духовно – просветительских мероприятий – знакомство с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур; основами мировых религиозных культур и светской этики, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Задачей-формирование чувство любви к Родине, району, селу, школе на основе изучения национальных культурных традиций и исторических ценностей.

Формы религиозных и духовно-просветительских мероприятий- религиозный праздник, в который включены культовые обряды и ритуалы, собрания и тематические лекции.


  • Деловые мероприятия

Чаще всего деловые мероприятия – это имиджевые мероприятия. Цель деловых мероприятий–формирование положительного образа компании.

Форма деловых мероприятий – деловые встречи, приемы, собрания, заседания и т.д.



  • Культурно–массовые мероприятия

Цель культурных массовых мероприятий–организация содержательного свободного времени молодёжи, удовлетворение её интересов путём проведения различных форм культурно–массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Задачи культурно–массовых мероприятий формулируются в зависимости от тематической направленности, но в основе своей базируются на принципах национально–патриотического и нравственно–эстетического воспитания.

Задачи–приобщение молодого поколения к ценностям традиционной национальной и мировой культуры, возведение базиса личностной культуры, формирование гражданских качеств.

Формы культурно–массовых мероприятий–это праздники, зрелища, театрализованные представления, фестивали, смотры- конкурсы, слеты, агитбригады, тематические концерты, игровые и танцевальные программы.

Все культурно–массовые мероприятия для молодежи имеют свою специфику и характерные особенности.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО–МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Культурно–массовые мероприятия–это заранее спланированное мероприятие, которое проводится согласно действующему законодательству и носит характер праздника. В нем определено место, время проведения и количество участников.

Характерными особенностями культурно-массовых мероприятий являются:



  • Планирование и организация культурно-массового мероприятия.

Нельзя назвать мероприятием спонтанное и случайное действие толпы. Оно не имеет целей, задач, неопределенно по форме и содержит угрозу для окружающих.

  • Место проведения культурно-массового мероприятия.

Мероприятия под открытым небом проводятся в местах, подходящих для сбора большого количества народа и в соответствии с правилами техники безопасности. Местами для проведения мероприятий могут быть парки, скверы, стадионы, площади, улицы с временно ограниченным или полностью перекрытым движением транспорта, природные ландшафты. Часто в праздничное пространство включены историко-культурные сооружения—памятники боевой и военной славы, монументы, современные и исторические архитектурные строения. Иногда для усиления образности в праздничном пространстве мероприятия используется специфика ландшафта—водоемы, возвышенности, склоны (эффект амфитеатра), возможности естественного освещения, погодные условия и даже природные явления (восход и закат солнца, «белые ночи», «северное сияние»).

Остальные мероприятия проводятся на базе культурно—досуговых, историко-культурных учреждений, спорткомплексов, в помещениях учреждений образования.



  • Проведение культурно-массового мероприятия в ограниченном, организованном пространстве.

Для проведения массового мероприятия должны быть определены границы праздничного пространства, особенно, если праздник проводится под открытым небом. В рамках этих границ отводятся места для одной или нескольких концертных площадок, планируются площадки для игр, танцевальных программ, зон отдыха и др. Вне границ праздничного пространства массовое мероприятие не проводится.

  • Ограничение во времени культурно-массового мероприятия.

Мероприятия, имеющие четкие временные границы чаще всего проводятся в помещениях, где зрительская аудитория размещена со строгим планом на специально предназначенных участках, и все её перемещения прогнозируются, планируются и контролируются. Например, проведение концерта, на который зритель приходит в определенное место, указанное в приглашении. Пребывание и перемещение зрителя в культурно–досуговом учреждении регламентируется: отводится время на посещение гардероба, на организованный вход в концертный зал, рассадку. Сама длительность концерта запланирована организаторами мероприятия исходя из хронометража отдельных номеров и реприз ведущих.

Массовые мероприятия под открытым небом имеют начальную временную границу. Конечная граница может передвигаться, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Если в ходе мероприятия достигается положительный эмоциональный и психологический эффект, посетители праздника с удовольствием участвуют во всех, предложенных организаторами, праздничных аттракционах.



  • Планирование с учетом количества участников.

Слишком малое количество зрителей и участников говорит об организационных просчетах. Например: выбор неудачной формы или темы мероприятия, неудобное место и временя проведения, недостаточная техническая подготовка (отсутствии транспортной доставки зрителя), неправильное определение целевой аудитории, несогласование мероприятия с другими организациями и службами и т.д.

Скопление народа на массовом мероприятии, превышающее запланированное число зрителей, может стать негативным фактором, влияющим на состояние безопасности самих зрителей, участников, артистов и случайных прохожих. Избыточное количество зрителей может привести к давке в зрительном зале.



  • Целевая аудитория.

Организаторам необходимо сформировать собирательный образ зрителя: его возраст, социальный статус и прочие специфические особенности. Важно определить, что может стать объединяющим фактором для аудитории–проживание в одном городе, учеба в одном заведении, общие культурные традиции, событие и т.д.

Знание и понимание людей, которые придут на мероприятие, поможет наиболее точно сформулировать цель любого его действия, подскажет пути достижения этой цели, поможет найти наиболее точный язык образов, понятных адресату.

Если мероприятие посвящено молодежи, необходимо сформировать обобщенный образ этой социально–демографической группы населения. Образ молодежи понимается как исключительный тип человеческой популяции, легко определяемый по «отличимым» признакам–возрасту (от 16 лет до 30-31 года), здоровью, неопытности, социальной подвижности, повышенной восприимчивости к новым явлениям действительности, к знаниям, представлениям о мире.

Молодежь делится на группы с характерными для них возрастными, социально–психологическими особенностями, социальными ценностями и интересами. Но при этом молодежь легче поддаётся манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения. Несмотря на отсутствие, опыта, молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества. По своим психологическим и возрастным характеристикам она расположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Она способна наследовать умения лучших традиций предыдущих поколений и пополнять их собственным творчеством.

Разнообразие интересов молодежной аудитории предполагает такое же разнообразие современных культурно–массовых мероприятий.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В настоящее время в белорусском обществе накопилось достаточное количество практического опыта в области проведения массовых мероприятий, сложились определенные культурные традиции, сформировались основные структурные формы и приемы проведения мероприятий.

Существует крупномасштабные и маломасштабные культурно- массовые мероприятия.

К крупномасштабным мероприятиям относятся: праздник, массовое зрелище, орнаментально–декоративное зрелище, сюжетно–образные и театрализованные представления.

К маломасштабным мероприятиям относятся церемониальные и ритуальные шествия.

Чаще всегда встречаются мероприятия, имеющие особую праздничную атмосферу, являющиеся праздником.

Праздничная культура общества всегда была важной составляющей государственной идеологической политики. Использование богатейших традиций праздничной культуры оказывает непосредственное влияние на общественное мнение, определяет новые направления развития социума, преобразовывает духовное пространство страны.

Праздник (культовая игра по поводу определенного события) предполагает инициативу и импровизацию (участие зрителей).

Массовый праздник – это многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа, способствующие духовному развитию человека, формированию его как личности.

Праздник подразумевает присутствие и участие группы людей, способных на коллективное сотворчество. Праздник возникает там, где существуют духовные связи между людьми, основанные на общих культурологических интересах.

В празднике отражаются как вещественные, так и духовные достижения общества, уровень общественного сознания, мировоззрения, морали, эстетических вкусов и т.п.

Таким образом, праздник–это социально–художественное явление, отражающее жизнь человека, его общественное событие.

Праздники бывают: художественные, спортивные, массово– политические, развлекательно–игровые и состязательные. В зависимости от форм проведения, праздники оказывают воздействие на участников в нравственно–эстетической сфере и повышают их социальную активность.

Существует разнообразное количество типов праздников, сочетающих в себе традиционные обрядово–ритуальные, игровые элементы, современные потребности социально–трудовой жизни населения, художественный вкус и процессы общения.

Создание настоящего праздника–это искусство, и, в первую очередь организационное искусство. Массовые шествия, включающие в себя пластические композиции, гимнастические маневры, танцы, хоровое пение, движение огромных конструкций с великолепным оформлением и спецэффектами–все это превращает праздничное действо в художественно–организационное произведение.

Для создания праздничной ситуации необходимо событие, на основе которого выстраивается идеологический базис праздника, желание народных масс откликнуться на это событие, а также талантливые организаторы, способные внедриться в массы и руководить ими так, чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и замысел руководителей, с другой, сливались между собой.

Схематично праздник можно представить, как движение от малых периферийных очагов к символическому центру, где произойдет кульминирующее событие, с последующим волнообразным оттоком действия от центра к периферии.

В схеме праздника может быть более одного кульминационного, или основного события. Основные события проводятся на локальных площадках и имеют в своем максимуме форму «массового зрелища», а в минимуме—«театрализованного представления».

Массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку. В массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте и имеет заранее предопределенный лимит времени.

Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, эстрадными), не связанными сюжетом и темой. Зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем.

Массовые зрелища могут проходить на открытых сценах, сценических площадках, лестницах, парковых каскадах, вокруг фонтанов. Иногда сценической площадкой служит плавающая платформа. При проведении зрелища под открытым небом декорациями являться сама природа.

Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе делятся на две группы:



  • Орнаментально–декоративные зрелища.

Им характерны яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестановки больших масс участников, которые создают калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк, множество светоэффектов. Эти развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука. Акцентируют торжественность момента, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, воодушевляют и впечатляют его

  • Сюжетно–образные зрелища.

Суть их заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе. К таким театрализованным представлениям относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов. В них кульминационной частью является обязательное ритуальное действо, как носитель основной идеи самого зрелища. Например, проведение сюжетно–образных представлений, посвященных годовщине Дня города. День города–это серия мероприятий различных форм, включающих крупные представления и зрелища, проводимые на центральных городских площадках, в которых предполагаются не только спортивные состязания, но и эстрадно-концертные, ритуально-обрядовые действа. Используя выразительные средства спорта и искусства, в действиях могут участвовать реальные герои прошлого и настоящего, разворачиваться конкретные исторические события. Зрелища, включающие спортивно-художественные представления, способны более тонко и глубоко решать тематические задачи всего праздника, раскрывать суть события, создавать художественный образ города-юбиляра.

Таким образом, массовые праздники и зрелища в своей структуре содержат представления, ритуалы, обряды, спектакли, состязания, парады, шествия, которые, вне зрелища могут существовать как самостоятельные жанровые единицы.



Театрализованное представление — самая крупная форма современного массового зрелища. Оно проходит как сценический спектакль, стадионное спортивно-художественное и театрализованное представление на открытом воздухе.

Театрализованное представление («шоу») создается на основе сценария и имеет свою четкую идейно-тематическую основу. В представлении путем театрализации воплощается и преподносится в художественной форме та или иная идея. В связи с чем, получило название—драматургия театрализованных представлений.

Слово «театрализация» означает привнесение в реальное жизненное пространство каких-либо художественных элементов, для более сильного воздействия на публику.

Театрализованные представления делятся на виды: агитационно– художественное представление, литературно–музыкальная композиция, тематический вечер.



  • Агитационно–художественное представление–это театрализованное представление, проводимое театрально- художественными средствами в виде агитации и пропаганды.

  • Литературно–музыкальная композиция–это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются литературно–художественные и музыкальные элементы для целенаправленного и наиболее продуктивного воздействия на ум и чувство зрителя.

  • Тематический вечер (программа) – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями.

Театрализованное представление в настоящее время большая редкость, так как требует больших постановочных затрат и организационных усилий. В форме театрализованных представлений проходят крупномасштабные новогодние мероприятия для детей во дворцах культуры разных регионов страны.

Тематический вечер, тоже в последнее время видоизменился и принял черты тематического концерта, где основную тему раскрывает подборка определённых концертных номеров. Но в отличие от тематического вечера, тематический концерт не обладает сюжетной линией, и тематика часто раскрывается весьма условно.

Маломасштабные мероприятия могут существовать самостоятельно или быть структурной частью крупномасштабных мероприятий. Одной совершенно самостоятельной формой маломасштабных мероприятий является театрализованное тематическое «обрядовое действо», основным событием которого является ритуал.

Ритуал (или символический акт)–это церемониальные действия, символического характера, использующие священные объекты, которые совершаются с целью определённого воздействия на действительность. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники должны поверить, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты—изменения внешней среды. Однако, в отличие от церемонии, имеющей социальный характер, ритуал религиозен. Он может быть коллективным или индивидуальным действием.

Ритуалы классифицируются на: кризисные, календарные, родственные, тендерные и пр. Но главной особенностью любого ритуального действа остается его символический характер.



Символ—это своеобразный пароль культуры. С древних времен культ и обряд изображались с помощью ритуальных действий, характеризующих игру. В течение многих веков массовые народные игры, превращались в ритуал и являлись центральной частью народного праздника. Ни одно описание исторического ритуального действа не обходилось без упоминания игры или игрового состязания. Поэтому ритуалом является символическое игровое действие, сохранившее свое место в культуре.

В отличие от ритуала, игра не имеет жесткой ситуативной привязки, что дает ей возможность выбора (играть или не играть) и импровизации. Она имеет прагматическую направленность (не внешние, а внутренние цели, где процесс игры, может быть интересен внешним наблюдателям, зрителям).

К ритуалу не применима двойная реальность игры. Здесь мир воспринимается одновременно и как реальный, и как условный. Существует лишь одна, специфическая ритуальная действительность.

В современных условиях жизни  ритуал— это традиционное, общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Он может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию официального акта (посвящение, торжественные приемы, встречи, вручение наград, присвоение звания, регистрация актов гражданского состояния и т.п.)

Сегодня уделяется большое внимание фольклорным обрядовым действам, которые превратились в своеобразные представления. В фольклорных представлениях наблюдается переход обряда в игру. Например, семейные ритуалы, новогодние, масленичные, купальские, свадебные обряды и др. Первоначально они были представлениями, имевшими определённый сценарий, включавший большое количество поэтических произведений и выполнявших не только магическую, но и игровую, развлекательную функции. В дальнейшем обряды воспринимались как увеселение, являясь частью веселого праздничного гулянья.

Вся человеческая культура построена на принципе состязательности. Необходимо заметить, что мощным стимулом для участников мероприятий является желание стать первыми и лучшими. Состязательность, соревнование–это смысл одной из древнейших форм мероприятий–игры.



Игра же немыслима без выигрыша, то есть превосходства над противником, пользы, выгоды. Однако получение преимущества сопряжено с подключением фактора количественной или качественной оценки: больше, меньше, дальше. А оценочность—это свойство ритуала. Следовательно, соревнование—явление, по сути, не игровое и может быть принадлежностью, как игры, так и ритуала.

Можно утверждать, что игра—это своеобразный культурный механизм, способствующий переходу одних ритуальных форм в другие. Игра успокаивает, расслабляет, отвлекает от жизни, заставляет забывать об опасностях и заботах.

Игра проводится в фойе или зале, а так же может переносятся на сцену, принимая новую форму игрового представления. К таким игровым представлениям относятся игровые конкурсы, имеющие развитую сценарно–литературную основу и предполагающие большую работу постановщиков и организаторов. Некоторые задания конкурсов участники выполняют не импровизационно, а с предварительной подготовкой или репетициями.

По своему содержанию игровые конкурсы—сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.

Игровые конкурсы носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественных способностей, физической ловкости, изобретательности. В них отсутствует шаблонность в использовании заданий и в содержании развивающегося действия.

Одним из наиболее популярных видов игрового конкурса является  конкурс веселых и находчивых (КВН), характерной чертой которого содержательно-организационная комплексность. В данный конкурс включаются элементы викторины, театральной миниатюры, спортивного состязания, пластической композиции, музыкальной пародии и т.д. Они отличаются яркой театрализацией и особенно выигрышны в зрелищном отношении. Юмор, находчивость, эрудиция—вот основные принципы, на которых строятся КВН.

Театрализованные конкурсы можно проводить двумя способами. В одном случае в розыгрыше участвует несколько команд, представляющих предприятия или учебные коллективы, в другом–две команды, созданные в импровизационном порядке. В первом случае команды встречаются в заранее установленные часы и дни (каждую неделю, декаду, месяц). В течение игрового вечера проводится один или два поединка.

Во втором случае команды формируются на обычном вечере отдыха, массовом гулянии и между ними проводится блицтурнир. Время встречи непродолжительное, задания простые.

Непосредственными распорядителями конкурса выступают ведущие, обычно их двое. Ведущие служат связующим звеном между жюри, командами и публикой. В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, которое должно быть объективным, понимающим суть заданий, эрудированным, обладать эстетическим вкуслом, чувством юмора. При оценивании судьи должны принимать во внимание не только знания, остроумие, находчивость, изобретательность членов команды, но и общий стиль их поведения.

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимают состязания под названием «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «Алло, мы ищем таланты!» и др. Эти мероприятия могут иметь разное содержание в соответствии с физическими, профессиональными и прочими возможностями и особенностями участников.

В конкурсе для девушек основной акцент делается на задания, выявляющие знания в различных областях искусства, педагогическую подготовленность, умение красиво одеваться, проявлять бытовую находчивость и т.д.

В конкурсе для мужчин главное место занимают состязания в технической подготовке, знании автодела, в силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д. Позднее, эти конкурсы способствовали появлению конкурсов красоты, грации и обаяния. Главным критерием оценки в них стала физическая привлекательность, умение двигаться, демонстрировать одежду и таланты в различных жанрах искусства и т.д.

Как и все, что связано с молодежным любительским творчеством, игровые конкурсы беспрерывно видаизменяются и совершенствуются. Одним из них стал карнавал.

Карнавал - это праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Он рассматривается, как вид массового народного гулянья с уличными, театрализованными играми, происходящими под открытым небом.

На карнавале все считаются равными. На карнавальной площади господствует особая форма вольного фамильярного контакта между людьми, разделенными в обычной жизни непреодолимыми барьерами сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения. Карнавал требует от своих участников таланта, изобретательности и остроумия. Попав на карнавал, необходимо придумать себе маску и действовать от её имени.



Маска – символ, позволяющий приобщиться к мировой совокупности за счет утраты индивидуальности, личностных устремлений. Человек, надев маску, становится свободен от себя и других.

Сегодня у современной молодежи появилась новая форма мероприятий–это «Ролевые игры».



«Ролевая игра» - игра развернутого назначения, вид драматического действия, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей. Они, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, совместно создают сюжет и следуют ему, сюжеты могут быть связаны с определённой эпохой или историческим событием. Ролевые игры способствуют временному уходу участников от действительности, перемещение их в другую реальность, через элементы театрализации (создание декораций, костюмов, предметов быта). Ролевые игры дают возможность участникам почувствовать себя персонажами Средневековья на королевских балах, торжественных и ритуальных церемониях, рыцарских боях и турнирах.

Ролевая игра в отличие от карнавала имеет более сложный сюжет.

Составляющей частью многих массовых мероприятий выступает шествие.

Шествие – это всеобщее действие, связанное с движением массы народа, воодушевленной одной идеей, направленной на реализацию поставленной цели.

Во время шествия участники являются увлекательным зрелищем для зрителей на тротуарах. Территория, по которой проходит шествие, улицы, скверы – все это становится праздничной средой, благодаря соответствующему оформлению и декорированию.

Одна из разновидностей шествия является парад, который широко используется в современных массовых мероприятиях.

Парад — это высокоорганизованное шествие, построенное по четкой схеме и обладающее особенностями (темп, синхронность движения, форма построения и т.д.)

В Беларуси парады и шествия очень популярны. Они— неотъемлемая часть празднования Дня Независимости и Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Современная молодёжь вносит в традиционные формы массовых мероприятий свои новшества. Так, появились автопробеги и велопробеги, проводимые во время праздников и фестивалей. Авто- или вело колонна, движущаяся по улицам города, представляет яркое зрелище. Шум и рёв мототехники, эпатажная одежда, снаряжение участников, флаги-все это впечатляет не только зрителей, но и самих участников.

В зависимости от организаторов, можно получить новые, современные мероприятия, состоящие из отдельных видов или отдельных комплектующих частей.


ПЛАНИРОВАНИЕ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Массовое мероприятие представляет собой особый творческий продукт.

Одной из причин возникновения массового мероприятия может быть значимое событие или явление в жизни общества, социальной группы, коллектива. Чем значительней событие, тем масштабнее форма мероприятия.

Мероприятие должно иметь:


  • адресат, для кого оно проводится;

  • заказчика, который представляет интересы адресата;

  • исполнителя (организатора), владеющего технологией и методикой проведения мероприятия.

Организатор воплощает интересы адресата, идеи и задумки заказчика в реальную плоскость, создает культурно–массовое мероприятие.

Организация массового мероприятия состоит из трех этапов.

На первом этапе заказчик и организатор планируют ход организационного процесса подготовки мероприятия, определяют последовательность и сроки, обеспечивающие их исполнение и контроль. На втором этапе (планирование) мероприятие из состояния идеи переходит в состояние четкого замысла его проведения.

Для этого на первом собрании представители заказчика и исполнитель формируют организационный комитет, который является своеобразным центром, аккумулирующим всю информацию по мероприятию. На время подготовки и проведения мероприятия организационный комитет становится его главной управленческой структурой.

В организационный комитет входят:


  1   2   3