Скачать 489.61 Kb.
страница1/2
Дата13.02.2018
Размер489.61 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации Методы и средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся


  1   2

Методические рекомендации

Методы и средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся

Приложение к Положению об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования ОТИ НИЯУ МИФИ

Оценивание учебных достижений обучающихся является сегодня одной из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Обучение может быть результативным только тогда, когда учебный процесс контролируется, когда обучающиеся постоянно видят результат своей образовательной деятельности. Плохая организация контроля может стать одной из причин снижения качества образования в целом, снизил познавательную активность, интерес к будущей профессии/ специальности.



1. Основные требования к процессу контроля и оценки образовательных результатов

Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования связано с изменениями требований к результатам освоения, к которым относятся готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, освоение! профессиональных компетенций, развитие общих компетенций в ходе профессионального обучения.

В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Оценка результатов обучения - процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Цель оценки — установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Контроль - это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов и запланированных. Для качественного и верного контроля и оценки необходимо четко разработать: виды, формы и процедуры контроля; объекты оценивания; а также определить критерии оценки, спланировать процедуру контроля (условия допуска), создать методически обеспечение и другое. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка - результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, в условно-формальным отражением.

Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются:

-       контролирующая (на каком уровне усвоен материал?);

-       констатирующая (осваивает ПК и ОК, умения, знания обучающийся по этой дисциплине, ПМ или нет?)

-       уведомляющая (какой балл получил обучающийся за изученный материал?).

Также следует подчеркнуть, что с введением стандарта нового поколения необходимо оценивать уровень освоения того или иного материала, т. е. рассматривая оценивание не только в разрезе сформированности ПК и ОК (освоил/недостаточно освоил/не освоил), но и определять в процессе оценивания уровень (1 - ознакомительный, 2 - репродуктивный, 3 - продуктивный)

Так, например, все задания можно разделить по уровню сложности: первый, второй и третий уров где первый - самый лёгкий, третий - самый сложный (при этом они могут помечаться соответствую образом).

Лёгкое задание - обучающийся может решить задачу по готовому образцу, выполнить пересказ услышанного, ответить на простые вопросы.

Задание средней сложности - подразумевает умение обучающегося применить задание в другой ситуации, сравнить, выделить общее, высказать свои предположения, выполнять какие действия по образу)

Сложное задание - отличается нестандартностью, нешаблонностью. Ответ на такие задачи и вопросы всегда однозначен и очевиден. Обучающийся должен уметь построить в голове логическую комбинацию решения, о чём-то догадаться, применить знания из других областей жизни.

В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования процесса обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Понимание оценки в модульно - компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Очень часто традиционные методы оценки (опросы, тесты, зачеты, экзамены и т. д.) имеют целью проверку памяти, знаний, а не оценку определенных умений обучающегося. Чтобы получить высокую оценку, обучающимся достаточно «вызубрить» учебный материал, а не понять, каким образом применить знания на практике, в дальнейшей профессиональной деятельности. Следует отметить, что традиционные методы оценки не носят обучающего характера. Часто при традиционном обучении выставляются сравнительные оценки, то есть сравниваются успехи обучающихся. Такой подход не соответствует требованиям рынка труда, сегодня необходимы специалисты, обладающие профессиональными умениями и навыками, хотя зачастую после окончания образовательного учреждения профессионального образования обучающийся выходит не подготовленным к профессиональной деятельности.

С введением стандарта нового поколения формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций, а также обеспечивающих их освоение умений и знаний. Наиболее подходящими в этом случае являются практико-ориентированные формы оценки и контроля.

Обозначим некоторые отличительные особенности системы оценки результатов обучения, основанном на компетенциях:

-       методы оценки позволяют измерить целостные освоенные компетенции, а не только отдельные знания и умения;

-       методы оценки носят обучающий характер (оценка в ходе выполнения практической работы, практического задания и т. д.);

-       комплексный подход к оценке результатов (оценка профессиональных компетенций через систему проверки умений и знаний дисциплин, междисциплинарных курсов, практик, общих компетенций на протяжении всего образовательного процесса);

-       оценка успешности освоения содержания дисциплин, профессиональных модулей на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических, исследовательских задач;

-       сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества профессионального образования (привлечение к процессу оценивания экспертов, представителей работодателя, носителей профессионального контекста);

-       при оценивании активно используются методы самооценки, самоанализа, взаимооценки наблюдения и др., так как обучающийся ориентирован на активность и сам осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением;

-       использование накопительной системы оценивания (портфолио, дневник обучающегося), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (результатов); использование технологии портфолио в системе текущего и итогового оценивания (каждый профессиональный модуль предполагает, формирование своего собственного портфолио);

-       использование наряду со стандартизированными письменными или устными методами таких методов оценки, как выполнение проектных заданий, практических, творческих работ;

-       ориентация в оценивании на планируемые результаты освоения основных профессиональных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-      оценка компетенций предусматривает только возможность либо подтвердить их освоение, либо не подтвердить;

-      использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе как внутренней, так и внешней оценки при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; субъективных и объективных методов оценивания; стандартизованных оценок; - интегральной оценки, в том числе - портфолио, и дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т. д.); оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации [17].

- защита дипломной (выпускной квалификационной) работы в этих условиях является способом предъявления не только профессиональных, но и общих компетенций специалиста и их оценки на основе критериально-уровневого подхода.

Оценка в обучении, основанном на компетенциях, должна являться объективным показателем освоенных компетенций и быть направлена на достижение максимального результата: освоения вида профессиональной деятельности и приобретение профессионального опыта. Поэтому процесс обучения, основанный на компетенциях, не завершается оценкой, а сопровождается процессом оценивания. В процессе освоения модуля, ориентированного на практическое освоение, больший процент учебного времени отводится на практические занятия, лабораторные работы, учебную и производственную практики. В ходе выполнения таких работ проводится текущая оценка конкретных осваиваемых компетенций, указанных в рабочей программе дисциплины, профессионального модуля. По итогам освоения определенного раздела профессионального модуля обучающимся выдаются практические задания. По итогам освоения модуля на экзамене (квалификационном) обучающимся выдается комплексное практическое задание, которое позволяет оценить все освоенные компетенции.

Оценка в этом случае имеет постоянный характер и является комплексным интегрированным показателем компетенций специалиста.

Необходимо отметить, что оценка должна отражать реальный уровень компетенций. В этом случае наиболее эффективна демонстрация требуемых умений и знаний в ходе выполнения практических заданий по каждому показателю оценки результата профессиональных и общих компетенций модуля.

Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Свидетельства могут иметь форму:

-       физических объектов, произведенных обучающимся;

-       деятельности обучающегося (под наблюдением оценщика);

-       свидетельств, представленных другими людьми, которые наблюдали за обучающимся (видео-, аудиозаписи, письменные отчеты и т. д.);

-       результатов выполнения заданий, включая проекты и case studies;

-       ответов на письменные или устные вопросы;

-       результатов ролевых игр;

-       записей в журналах обучающегося, «портфеля свидетельств»/«портфолио»;

-       другое.

Свидетельства собираются непрерывно в течение всего периода обучения, то есть в процессе освоения компетенций в определенных заранее контрольных точках, а также в ходе итоговой оценки. Они могут быть получены в ходе деятельности обучающегося на рабочем месте или в ситуации, имитирующей рабочее место, в частности, когда преподаватель наблюдает за выполнением конкретного практического задания.

Организация оценивания на основе стандарта третьего поколения как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся должна включать в себя использование разнообразных технологий оценивания и самооценивания в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего/специалиста средней квалификации.

Оценка образовательных результатов на основе модульно-компетентностного подхода проводится для того, чтобы:

-       выявить «сильные» и «слабые» стороны подготовки обучающегося;

-       оценить (по определенной шкале) уровень профессиональной подготовки;

-       мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение;

-       выдать документ об овладении квалификацией или другой соответствующий документ;

-      дать информацию работодателю о степени компетентности специалиста.

Важнейшими принципами контролирования - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

-     Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических, процедур означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов. Чтобы соблюсти этот принцип и уйти от человеческого фактора, необходимо следовать четко установленным методам и критериям оценки, соответствующих каждой конкретной компетенции.

-      Систематичность. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в образовательном учреждении профессионального образования.

-    Наглядность. Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

-    Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю относят:

-       индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося) - нельзя допускать подмены результатов обучения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

-       систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

-       разнообразие форм проведения контроля;

-       всесторонность контроля (освоения компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний);

-       объективность контроля (исключения субъективных и ошибочных суждений и выводов);

-       дифференцированный подход (учитываются индивидуальные личностные качества);

-       единство требований со стороны преподавателей.

В соответствии с мировой практикой оценки качества подготовки в системе довузовского профессионального образования существуют два вида оценки (по отношению к образовательному учреждению) - внутренняя и внешняя.

Свидетельства, необходимые для принятия решения по оценке, рассматриваются по критериям:

-       достоверности — они должны быть непосредственно связаны с объектом оценки;

-       достаточности — требуется объем свидетельств, достаточный для демонстрации устойчивого качества деятельности в течение заданного периода времени.

Основу оценки компетенций составляют следующие принципы:

-       оценка основана на четких критериях;

-       критерии формулируются для каждого показателя оценки результата компетенции, критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля;

-  при оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций обучающимися. К признакам качественной оценки можно отнести:

-       адекватность - средства/формы/методы оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является задачей обучения, причем оценка проводится по установленным критериям, единым для тех, кто проводит оценку, и для обучающихся;

-       достоверность — нужны одинаковые условия для оценки всех обучающихся (единые задания), а лицам, проводящим оценку, следует убедиться, что результат достигнут именно данным обучающимся. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а способности использовать приобретенные умения, знания и опыт (компетенции) для выполнения конкретных трудовых функций;

-       обеспеченность — при планировании оценки требуется уверенность, что методы оценки подкреплены соответствующими ресурсами (оборудованием, материалами, инструментами и т. д.);

-       гибкость — оценку нужно проводить при готовности обучающегося продемонстрировать освоение выполнения действий.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. К основным видам контроля можно отнести:

Предварительный - имеет диагностические задачи. Проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений, практического опыта обучающихся перед началом обучения. Позволяет обучающемуся находить наиболее эффективные методы и формы работы. Как правило, осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) о учением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Текущий - осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности профессиональных, общих компетенций, знаний, умений, а также их глубину и прочность. Дает возможное своевременно выявлять пробелы в знаниях обучающихся. Стимулирует ответственность. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Тематический - осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний, умений обучающихся. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Промежуточный (периодический) - подводит итоги работы за определенный период времени. Осуществляется в конце месяца, полугодия. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.

Отсроченный - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса. Соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Итоговый - призван определить конечные результаты обучения, охватывает всю систему приобретенного практического опыта, умений и знаний по дисциплине или профессиональному модулю.

Характерными видами оценки при модульно -компетентностном подходе являются текущее и итоговое оценивание.

Текущая оценка проводится после освоения обучающимся каждого действия, работы, предусмотренной при освоении модуля, а итоговая оценка проводится по завершении освоения всех действий. Итоговая оценка носит комплексный характер, т. е. оценивает все освоенные действия модуля в рамках интегрированного практического задания, где обучающийся может продемонстрировать способность выполнять требуемые трудовые функции.

К методам интегрированной оценки можно отнести проекты, портфолио, комплексные практические задания и т. д.

Важным при рассмотрении и планировании процесса оценивания является привести четкие ответы на такие вопросы:

ЧТО оценивается?

КАК провести оценку?

КТО должен оценивать?

Ответ на первый вопрос мы представили в главе 2 при описании показателей оценки результатов в разделе 5 программы профессионального модуля.

Останавливаясь еще раз на этом вопросе, определим, что в компетентностной системе обучающиеся должны демонстрировать: практические навыки, т. е. процесс деятельности или изготовление продукта; теоретические знания, необходимые для осуществления практических действий.

То есть при оценивании образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода объектами оценки могут выступать:

1. Продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта.

2. Процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

3. Объём профессионально значимой информации в ходе письменного или устного опроса. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определённой компетенции.

Кроме того, для оценки сформированности профессиональных компетенций необходимо учитывать:

-       способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации;

-       организацию и планирование деятельности;

-       умение справиться с нестандартными ситуациями;

-       способность эффективно общаться с другими людьми

-       и другое.

Все это относится к общим компетенциям, развитие и оценку сформированности которых необходимо включать в учебный процесс как обязательный компонент компетентностного обучения.

Ответ на второй будет дан при описании видов и инструментов оценки. На третий будет получен при описании процедуры оценивания (см. ниже).



2. Виды и инструменты оценки, используемые при модульно - компетентностном подходе к обучению

Объект оценивания определяет способ оценки, от которого в свою очередь зависит рекомендуемая форма, метод и инструмент контроля и оценки. В таблице 9 приведены основные объекты, соответствующие им способы, формы, методы, инструменты контроля и оценки.

Виды и инструменты оценки

Объект оценивания

Способ оценки

Рекомендуемые формы, методы и инструменты контроля и оценки

Продукт

Представление продукта

Сравнение с эталоном

Соответствие продукта требованиям нормативно-технической документации задания, проекта



Практическая деятельность

Процесс выполнения Результат выполнения

Практические задания Практические упражнения Проектные задания Описание ситуации Ролевая игра Дневник

Знания

Ответы на вопросы на знание и понимание

Тесты усвоения (обученности) Теоретические контрольные работы Опрос

Собеседование Анкета

Описание ситуации и другое


Ключевыми методами являются проекты и практические задания: они или выполняются под наблюдением преподавателя, если важен сам процесс их выполнения, или приводят к созданию какого-либо продукта, качество которого служит основой для вынесения суждения.

Ниже приведем описание основных инструментов оценки, характерных для модульно - компетентностного обучения.

Практическое упражнение - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные профессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие (важные при оценивании общих компетенций). Оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте) или на способе выполнения (процессе), или на их комбинации.

Задание - это упражнение на решение проблемы с ясными, конкретными условиями и ограниченным! временем, выполняемое, как правило, по заданным параметрам и отличающееся от практического задании по демонстрации компетенций, которое проводится с целью комплексной оценки освоения отдельных действий или всего модуля (характеристики практического задания приведены ниже). Задания должны быть структурированы. Каждое задание содержит описание (условия), составленное преподавателем, с указанием времени, отводимого на его выполнение. Задания могут быть устными или заключаться в проведении расчетов, анализе конкретных ситуаций из практики, чтении или выполнении чертежей и т. д.

Отличаются от практических упражнений тем, что в них не всегда обязательно используется строгое! следование предписанной процедуре и они касаются не только практических навыков, но и овладения знаниями.

Кейс-метод/описание ситуации - описание реального или вымышленного случая из жизни, который обычно представляется в форме текста, видеоматериала, иллюстрации. Ситуация - формирование предложений в рамках профессиональной деятельности для разрешения определенной проблемной ситуации. Изучение ситуаций может осуществляться как индивидуально, так и группой. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций - обучающемуся предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации. Обучаемому дается задание проанализировать данную ситуацию, прийти к вывод! принять и объяснить решение. Пример: предложить оптимальный путь разрешения педагогической пробив мы в школе.

Ролевая игра/деловая игра - обучаемым предлагается ситуация, на которую он должен отреагировать сыграв определенную роль (в деловой игре - профессиональную роль). Такие задания являются более свободными, ориентированными на личность, и могут быть использованы для оценки целого спектра компетенций. Роль в деловой игре - это демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста. Boзможны варианты, полевой: имитационно-игровой; сдача зачета, групповая имитационная игра, включающая роли всех участников технологического процесса. Пример: «Сдача зачёта у постели больного».

Конструктор - сборка (разборка] целой детали из отдельных элементов. Задания могут быть различных видов: с избыточным набором элементов; с недостаточным набором элементов; на изменение системы путем замены части элементов или их взаиморасположения, взаимосвязи; сборка механизма (с проверкой его на работоспособность) (полезен при освоении профессиональных модулей, связанных с техническим обслуживанием). Пример: сборка механизма (с проверкой его на работоспособность).

Журнал обучающегося ведет сам обучающийся. В нем содержится описание конкретного опыта обучения, выполненных заданий, освоенных умений, отношения к обучению.

Для заполнения журналов целесообразно выделять 5—10 мин. в конце каждого занятия.

Формат журнала зависит от характера осваиваемых компетенций и выбирается обучающимися совместно с преподавателем. Требования к содержанию и структуре журнала устанавливаются преподавателем и оформляются в виде отдельного документа, к которому предъявляются следующие требования:

-       четкая формулировка инструкций для обучающихся по ведению журнала;

-       ориентация информации, предназначенной для внесения в журнал, на задачу освоения модуля;

-       требования к оформлению журнала;

-       сроки подачи журнала для оценки.

Дневник - способ оценки прогресса достижений обучаемого в его деятельности, чаще используется при прохождении учебной или производственной практики. Чтобы дневник можно было более эффективно использовать в качестве инструмента оценки, обучаемому следует дать четкие инструкции о том, как следует записывать необходимую информацию. Или предоставить обучающимся дневник определенной формы. На рабочем месте обучаемые могут использовать дневник для записи наблюдений за конкретным операциями (процессами) и т. д.

Для проведения экзамена (квалификационного) более подходящими формами являются практические задания по демонстрации компетенций, портфолио, проекты.

Практические задания по демонстрации компетенций выполняются в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации. В ходе выполнения такого практического задания осуществляется оценка освоения показателей оценки результатов.

Компетенции демонстрируются индивидуально или в группе в различных условиях, например, в учебной аудитории, лаборатории, на рабочем месте.

К этому методу оценки можно обратиться на любом этапе обучения по модулю, особенно эффективен для оценки практических компетенций, таких как проведение лабораторных исследований, межличностные и коммуникативные компетенции, компетенции в области информационно-коммуникационных технологий и т. д.

При организации практических оценочных заданий преподаватель должен обеспечивать:

-       наличие ясных и точных инструкций по выполнению задания;

-       связь демонстрируемых компетенции с компетенциями, подлежащими освоению в модуле;

-       понимание обучающимися содержания и процедур выполнения задания;

-       необходимые материалы и ресурсы;

-       понимание обучающимися критериев оценки;

-       обязательную обратную связь с обучающимся по результатам оценки.

Компетенции обучающихся часто оцениваются посредством наблюдения за выполнением практического задания, оценкой результата выполнения задания, оценкой обоснования выполненного результата (или защиты).

Портфолио. Перспективным с точки зрения организации оценивания является использование технологии портфолио в системе текущего и итогового оценивания.

Портфолио предполагает сбор образцов продукции, доказательств деятельности.

Сбор образцов деятельности, выполненным обучающимся (портфолио) проводится в процессе обучения по модулю и состоит в накоплении фактов о результатах деятельности, доказывающих освоение обучающимся требуемых компетенций. Эти образцы демонстрируют освоенные компетенции и могут включать в себя фото- и видеозаписи, реально созданную продукцию, чертежи, рисунки, эскизы, расчеты, схемы, документы и т. д.

Требования к сбору конкретных свидетельств разрабатывают преподаватели и заранее знакомят с ними обучающихся. Эти требования оформляются в виде:

-       инструкций по сбору портфопио для обучающегося, написанных четко и понятно;

-       определения типов и формата портфолио;

-       описания примерного формата представления;

-       установленных критериев;

-       указаний относительно ресурсов и материалов, которые могут быть предоставлены обучающимся для создания требуемых образцов деятельности;

-       определения сроков подачи собранного портфолио.

Портфолио может включать несколько частей, например: портфолио учебно-профессиональных достижений, портфолио творческих достижений и портфолио социальных достижений. Такая структура позволяет оценить на экзамене (квалификационном] сформированность всего комплекса профессиональных и общих компетенций.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио социальных достижений содержит свидетельства коммуникативной активности (характеристики с производства], свидетельства участия в студенческом самоуправлении, активной социальной позиции.

В практике учреждений профессионального образования присутствуют и такие типы портфолио, как:


  • портфолио-отчет,

  • портфолио-самооценка.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.

Исследование - выявление проблемы, закономерности, предполагающее самостоятельную работу с источниками информации. Исследования могут быть научными, технологическими; прогнозированием развития ситуации; диагностикой технического средства с определением поломки (дефекта). Пример прогнозирования развития ситуации; диагностика технического средства с определением поломки (дефекта).

Проект - комплекс действий по созданию продуктов, состоящий из объекта труда, изготовленного е процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проект может быть индивидуальным или групповым и предполагает наличие четко сформулированного задания в виде инструкции по выполнению.

В групповых проектах необходимо оценивать вклад каждого участника. Дополнительная ценность групповых проектов состоит в том, что в ходе их выполнения обучающиеся развивают умение работы в группах эффективного общения, решения проблем, разрешения конфликтов и т. д. (которые необходимы при освоении общих компетенций). Коммуникативные, личные и межличностные умения могут быть оценены входе непосредственного наблюдения за процессом планирования деятельности и во время групповой работы. Результаты этих наблюдений можно учитывать при оценке.

Проект может представлять собой:

-       исследование — групповое или индивидуальное по заданной теме;

-       практико-ориентированный проект (разработка, создание, представление какого-либо продукта; изготовление детали; изготовление действующей модели механизма, изготовление предмета декоративно-прикладного искусства; создание компьютерной программы и др.);

-       разработка методики;

-       творческий проект.

Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, как правило, от двух до четырех параметров из следующего набора:

-       понимание и употребление понятий в конкретной области;

-       использование/выбор методов исследования, источников информации, в том числе справочной литературы;

-       способность анализировать, оценивать, делать выводы и вырабатывать рекомендации;

-       понимание процесса/планирование использования умений/умение планировать время;

-       способность выполнять задание/создавать, конструировать действие;

-       умение пользоваться инструментами и применять различные техники и технологии;

-       творческие умения, умение решать проблемы (оценивать);

-       презентационные умения;

-       умение работать в команде (сотрудничать). Примеры заданий для выполнения проекта: Разработка методики профилактики заболевания. Изготовление предмета декоративно-прикладного искусства. Разработка компьютерной программы.

Инструкция по реализации проекта имеет следующую структуру. Цель проекта:

Изучение конкретного вопроса/темы с применением методов, соответствующих цели проекта, и представление результатов конкретной аудитории.

В рамках групповых проектов отдельно оценивается вклад члена группы. Задачи проекта:

-       провести исследование по определенному вопросу, для чего: выбрать и проанализировать ряд источников по данному вопросу; использовать методы исследования, соответствующие данному вопросу;

-       составить отчет о полученных результатах;

-       оценить проведенное исследование и подготовленный отчет. Результат проекта.

Отчет о проведенном исследовании, представленный устно или письменно. Требования к проекту/критерии.

Проект требует планирования, выполнения и оценки различных его этапов, которые должны быть определены в рекомендациях.

Рекомендации для обучающихся по реализации проекта Описание проекта:

1)  изучите цели и задачи проекта и вопросы, которые нужно исследовать;

2)  проведите предварительные исследования, которые позволят:

-       выбрать конкретный вопрос/вид деятельности;

-       принять решение об аудитории, которой будут представлены результаты;

-       выбрать форму представления отчета;

3)  определите факторы, которые могут обеспечить успех проекта, в том числе:

-       поиск требуемых источников (ресурсов);

-       общение с теми, кто связан с исследуемым вопросом или деятельностью;

-       форму презентации проекта;

-       продолжительность работы над проектом;

4)  составьте краткое описание проекта, в котором:

-       представьте в сжатой форме результаты предварительного исследования;

-       определите вопрос/деятельность исследования;

-       опишите форму презентации результатов проекта;

-       укажите аудиторию, которой вы будете представлять результаты;

-       объясните причины выбора вопроса или деятельности для исследования и факторы, которые могут оказаться важными при сборе материалов.

План проекта:

1)     определите, какая информация и ресурсы могут понадобиться и как их получить;

2)     укажите намеченные виды деятельности, включая:

-       исследования;

-       контакты с соответствующими лицами;

-       применяемые методы;

-       подготовку письма и вопросов для анкетирования (если требуется);

-       сроки;

-       создание и презентацию отчета;

-       оценку отчета;

3) выберите формат документирования (например, журнал) продвижения к цели в ходе выполнения проекта;

4)     разработайте план проекта (письменно), подробно описывающий этапы и деятельность по проекту;

5)     объясните цели и задачи проекта;

6) определите этапы проекта и виды деятельности по каждому из них, а также необходимую информацию и источники/ресурсы;

7)      четко спланируйте реализацию этапов проекта по времени;

8)      опишите методы, которые будут применяться для документирования продвижения к цели проекта. Документирование продвижения к достижению цели:

1)     описывайте все виды деятельности;

2)     вносите, где необходимо, коррективы в план и на каждом этапе фиксируйте продвижение к поставленной цели.

Результат проекта — отчет, который должен:

-       включать в себя сбалансированный анализ использованных источников (ресурсов);

-       основываться на точной информации;

-       соответствовать аудитории, которой он будет представлен;

-       быть ясным и понятным;

-       базироваться на методах исследования, отвечающих теме и характеру исследования;

-       учитывать данные, полученные благодаря обратной связи;

-       содержать список источников информации. Отчет по самооценке проекта:

1)     оцените достоинства и недостатки этапа планирования проекта, учитывая:

-       проведенное исследование;

-       изначально определенные этапы проекта;

-       ресурсы и информацию, которыми вы планировали воспользоваться;

-       запланированные виды деятельности;

-       намеченные сроки;

2)     оцените сильные и слабые стороны реализации этапов проекта по таким параметрам, как:

-       доступ к ресурсам и получения информации;

-       осуществление различных видов деятельности;

-       соблюдение сроков;

3) оцените проект в целом с точки зрения реализации поставленных задач, опишите проблемы, с которыми пришлось столкнуться при проведении исследования и подготовке отчета и презентации в части:

-       методов исследования;

-       организации анкетирования (если оно проводилось);

-       доступа к ресурсам;

-       планирования презентации;

4)  подумайте, как можно более эффективно решить эти проблемы;

5) проанализируйте проведенное исследование, отчет и его презентацию, кратко суммируйте результаты и оцените соответствие проекта критериям, указанным в разделе «Реализация» спецификации проекта;

6)  составьте отчет по оценке проекта, в котором:

-       кратко опишите проект;

-       проанализируйте его сильные и слабые стороны;

-       оцените степень соответствия результатов задачам проекта;

-       оцените эффективность отчета и его презентации;

-       опишите, чему вы научились в ходе выполнения проекта;

-       определите, как эти «уроки» могут повлиять на выполнение проектов в будущем.

Для оценки проектов необходимо подготовить отдельные оценочные/контрольные ведомости (в случае групповых проектов такая ведомость заполняется на каждого участника проекта — обучающегося).

Образец контрольной ведомости

Номер оцениваемого проекта /название

Ф.И.О. студента

Группа

Дата


Разделы выполнения Планирование

Дата


Представленные свидетельства

Описание проекта

Комментарии*'

План проекта Комментарии*

Реализация

Дата


Представленные свидетельства.

Часто при описании форм и методов контроля и оценки профессионального модуля возникает трудность: каким образом отразить в разделе 5 программы контроль знаний, если показатели оценки результата ориентирован на практическую проверку? Оценивание знаний можно также отразить в содержании профессионального модуля, в третьем столбце таблицы раздела 5, только сначала следует обозначить формы и методы контроля освоения практических умений, а затем (ниже) привести формы и методы для оценки знаний, являющихся базой для представления умений.

Для оценки знаний можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование - это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения.

Анкета - это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом.

Задание в тестовой форме - единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Тестирование проверяет знания, но не вид профессиональной деятельности, каковым является компетенция

Формы тестовых заданий:

-       Закрытая (варианты ответов).

-       Открытая (ответы, формулировки в свободной форме).

-       Задания на соответствие.

-       Задание на установление правильной последовательности. Преимущества тестирования:

-       высокая скорость и объективность контроля знаний;

-       высокая дифференцированность оценки.

К негативным моментам тестирования можно отнести то, что трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; велика вероятность случайности; не позволяет проверить творческое применение усвоенных знаний, их применение в ситуации.

  1   2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации Методы и средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся

Скачать 489.61 Kb.