Скачать 274.44 Kb.
Дата17.03.2018
Размер274.44 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации к составлению тестовых заданий для проведения контроля знаний студентов






РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

А.В. Челохьян, Е.Р. Горюнова, М.В. Гуськова


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к составлению тестовых заданий для проведения контроля знаний студентов
Рекомендованы Учебно-методическим советом РГУПС

Ростов-на-Дону

2005

Челохьян Александр Вартанович

Горюнова Елена Рудольфовна

Гуськова Марина Владимировна

Методические рекомендации к составлению тестовых заданий для проведения контроля знаний студентов

Редактор А.И. Гончаров

Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров

Подписано к печати 15.03.05. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл.печ. л. 1,16.

Уч.-изд.л. 1,11. Тираж 100 экз. Изд. №53. Заказ №

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

Адрес университета: 344038, Ростов н/Д, пл. Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Содержание


Введение

1. Общие сведения

1.1. Предметный компонент педагогических тестовых материалов

1.2. Деятельностный компонент педагогических тестовых материалов

1.3. Тестовый компонент педагогических тестовых материалов

2. Примеры тестов

3. Требования к формированию банка тестов по дисциплине

4. Список использованной литературы

Приложение

Введение


Реформирование системы Российского высшего образования, вызванное, в частности, присоединением России к Болонскому процессу, выдвинуло на передний план требование повышения качества образовательного процесса. Современная система обеспечения качества высшего образования как в Европе, так и в России строится в соответствии с базовыми принципами философии качества международных стандартов семейства ISO9000: 2000 декларирующими:

– ответственность поставщика за качество продукции;

– доказательность качества со стороны поставщика продукции;

– доверие между участниками экономической деятельности.

Общепринятыми в европейских странах инструментами достижения доказательности качества и формирования доверия к нему являются аккредитация и сертификация продукции независимыми экспертами.

Качество «продукции» образовательных учреждений определяется степенью усвоения учащимися учебного материала и сформированностью у них умений и навыков практического применения усвоенных знаний. В соответствии с приказом министра образования РФ сертификация качества работы образовательного учреждения и его объективная оценка осуществляются путем измерения обученности учащихся специальными педагогическими тестовыми материалами (ПТМ), разработанными в соответствии с Государственными образовательными стандартами и соответствующими международным стандартам в области тестирования. Таким образом, создается современный инструментарий оценки эффективности деятельности учебных заведений.

Очевидно, что качество образования выпускников учебного заведения обеспечивается системой методов организации и управления учебным процессом. Постоянно поступающая объективная информация о прогрессе учащихся предоставляет необходимые сведения для корректировки способов управления образовательной деятельностью и повышения ее эффективности. Поэтому организация объективного контроля знаний студентов является неотъемлемой частью организации учебного процесса.
1. Общие сведения
Современная технология обучения рассматривает тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя не только выявить качество исполнения образовательного стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом. Организация и проведение регулярного контроля эффективности учебного процесса в тестовой форме предполагает, прежде всего, разработку соответствующих педагогических тестовых материалов (ПТМ) для каждой дисциплины по каждому направлению подготовки специалистов. В ПТМ, таким образом, можно условно выделить три взаимосвязанных составляющих:


  • предметный компонент, отражающий материал учебной дисциплины;

  • деятельностный компонент, отражающий уровень сформированных навыков и умений оперирования изученным материалом;

  • тестовый компонент, отражающий формальную сторону «устройства» теста как специфической формы контроля и измерения знаний и умений.

В целях овладения методикой конструирования ПТМ целесообразно вести описание каждой составляющей теста отдельно.
1.1. Предметный компонент педагогических тестовых материалов
Предметный компонент педагогических тестовых материалов по дисциплине определяют разработчики тестовых заданий в соответствии с требованиями, установленными ГОСами и типовой программой.

Рекомендуются следующие этапы работы по созданию тестовых заданий по дисциплине:

1. Определить объекты контроля обученности по дисциплине в целом:

а) основные данные, ключевые понятия и законы по дисциплине (по группам взаимосвязанных тем, по темам, по фрагментам тем);

б) «сквозные» учебные навыки и умения владения усвоенным материалом.

2. Выделить из отобранного материала ключевые разделы различных по характеру материала тем к этапу проведения аттестации в форме тестирования (в частности, для 2 семестра 2004/2005 учебного года - апрель).

3. Соотнести отобранный предметный материал с проверяемыми уровнями обученности студентов. Например, умение распознать определение, понятие, категорию, формулу, представленные в готовом виде, среди ряда других – студент демонстрирует обученность 1-го уровня; способность дополнить формулу недостающими компонентами по памяти – студент демонстрирует обученность 3-го уровня.

4. Разработка тестов.


1.2. Деятельностный компонент педагогических тестовых материалов
Итак, тест призван измерять уровень знаний студентов. В таком случае, что собой представляет уровень знаний, подлежащий измерению?

В современных теориях научения идеальная модель обученности любого человека описывается следующими последовательными показателями:



1-й показательразличение (распознавание), или уровень знакомства c изученным материалом. Этот уровень характеризует низшую ступень обученности. Учащийся, обученный до этого уровня, отличает данный объект, процесс, действие, явление и т.п. от их аналогов только тогда, когда их ему предъявляют в готовом виде.

2-й показательзапоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но такое воспроизведение не является доказательством его понимания. Запоминание – это в большей степени количественная характеристика объема усвоенной информации. Обнаруживая эту степень обученности, учащийся отвечает на вопросы репродуктивного характера.

3-й показательпонимание. Понимание трактуется как процесс:

а) нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений из массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза;

б) применения правил логического умозаключения;

в) установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями.

Учащийся при этой степени обученности может не только воспроизвести учебный материал, но и объяснить его.

4-й показательпростейшие умения и навыки (репродуктивный уровень). Учащийся показывает умения применять на практике полученные теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях, решает типовые задачи с использованием усвоенных законов и т.п. Этот показатель демонстрирует достаточно высокую степень обученности, позволяющую учащемуся реализовать свой «багаж знаний».

5-й показательперенос. Это творческий уровень реализации усвоенного теоретического знания на практике (выполнение любых практических работ в пределах программных требований, конструирование новых способов деятельности, нахождение оригинальных подходов к решению поставленных задач).

Именно эти показатели обученности положены в основу практически всех существующих в отечественной педагогической науке и практике систем контроля за эффективностью образовательного процесса (см. Приложении 1. 10-балльная шкала оценивания знаний В. П. Симонова).

Однако тестовая форма проверки обученности в сжатом временном режиме выполнения заданий (60 тестов за 60 мин.) не позволяет проверять знания и навыки студентов по 4-му и 5-му показателям из-за очевидного комплексного характера интеллектуальной деятельности. Поэтому предлагается проводить измерение обученности студентов в тестовой форме по первым трем показателям.

Следует подчеркнуть, что содержание современных компьютерных ПТМ ориентировано на контроль именно вышеназванных показателей обученности учащегося.


1.3. Тестовый компонент педагогических тестовых материалов
По сути педагогический тест – это способ формального представления интеллектуальной задачи, предусматривающий выполнение учащимся в процессе ее решения определенных умственных действий, специально в нем «заложенных». Поэтому в тест закладывается конкретное умственное действие (или их набор) с освоенным предметным материалом. Эти наборы действий составляют тот или иной показатель и соответствующий уровень обученности.

Например, набор умственных действий по классификации воспринимаемых образов составляет умение узнавать изученные явления в ряду других явлений и умение выбирать сходные явления. Эти действия с изученным материалом, предъявленным в готовом виде соответствует 1-му уровню обученности – узнаванию. Соответственно тест данной формы, организующий выполнение именно этих действий, должен использоваться для контроля обученности на 1-м уровне.


Тест состоит из тестового задания (ТЗ), к которому прилагаются варианты ответов, включающие правильный ответ (ответы) и дистрактор (дистракторы), а также эталон ответа.

Тестовое задание (ТЗ) – представляет собой вопрос или высказывание (истинное или ложное), представленное в виде лаконичного предложения.

Дистрактор – это неправильный ответ, включенный во множество вариантов ответа.

По видам тесты бывают нормативно-ориентированными или критериально-ориентированным; гомогенными или гетерогенными.



Нормативно-ориентированные тесты позволяют по результатам набранных баллов или выполненных заданий сравнить обследуемых различных групп и внутри группы друг с другом.

Критериально-ориентированные тесты выявляют, насколько каждый испытуемый владеет знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенных учебных и профессиональных задач.

Гомогенные тесты – однородные, включающие тестовые задания одной формы.

Гетерогенные тесты – неоднородные, включающие тестовые задания разных форм.

Для промежуточного и рубежного контроля знаний и умений рекомендуется использовать критериально-ориентированные тесты гетерогенного вида.

По форме тесты разделяются на закрытые (с выборочным ответом) и открытые (с конструируемым ответом).

Следует помнить, что одна и та же форма ТЗ может использоваться для представления интеллектуальных задач разного уровня сложности (т.е. предполагать различные наборы умственных действий, соответствующих различным показателям обученности), и, следовательно, ТЗ одной и той же формы может быть использовано для контроля обученности на разных уровнях. Проиллюстрируем сказанное примерами.

Из учебного курса студенты выучили следующее:

- объект Х1 состоит из 5 элементов;

- объект Х2 состоит из 8 элементов;

- объект Х3 состоит из 12 элементов.

При проверке уровня овладения этим учебным материалом могут быть использованы следующие тесты:




Тест для 1-го уровня

Тест для 5-го уровня

Задание. Какой объект состоит из 12 элементов:

  1. Х1;

  2. Х2;

  3. Х3.

Эталон ответа: 3).

Задание: Какой объект обладает наиболее сложной структурой:

  1. Х3;

  2. Х1;

  3. Х2.

Эталон ответа: 1).


Общие требования к формулировке тестовых заданий (ТЗ):

  1. В формулировке ТЗ используются термины и слова, значения которых точны и определены.

  2. Формулировка ТЗ не должна содержать двусмысленности или неясности.

  3. Формулировка ТЗ должна выражать одну идею, одну мысль; следует избегать комплексных положений, включающих несколько идей.

  4. Формулировка ТЗ должна содержать только предметный материал, имеющий непосредственное отношение к вопросу.

  5. Следует избегать слов иногда, обычно, часто в истинных утверждениях, и слов всегда, никогда, невозможно – в ложных.

  6. Формулировка ТЗ должна исключать возможность оценочных суждений и субъективных оценок тестируемого.

  7. Тест следует разрабатывать с учетом не только содержания изучаемой дисциплины, но и требований, предъявляемых ГОСами по специальности. (сравнить, например, особенности дисциплин естественно-научного цикла и юридического цикла),.


1. Виды закрытых тестов:

Вид 1.1. На идентификацию (опознание).

Вид 1.2. На выявление отношения к суждению (альтернативные).

Вид 1.3. С выбором одного верного ответа (одноэлементная форма выборочного ответа).

Вид 1.4. Тест на классификацию.

Вид 1.5. Со множественным выбором верных ответов (аккордно-выборочная форма многоэлементного ответа).

Вид 1.6. Тест на установление соответствий между элементами двух множеств. Стандартная формулировка задания: «Установите соответствие».

Вид 1.7. Тест на установление правильной последовательности в ряду предложенных множеств (последовательно-операционная форма многоэлементного ответа).
Требования к тестам закрытого вида:

  1. Формулировка ТЗ содержит одно предложение до 10 слов.

  2. ТЗ может оформляться сложным предложением, имеющим не более одного придаточного предложения.

  3. Ответы к одному ТЗ должны быть примерно одной длины (например, все из 3-х слов).

  4. В ответах исключаются все вербальные ассоциации, способствующие угадыванию.

  5. Позиция правильного ответа (ответов) среди дистракторов должна быть различна и неупорядочена.

  6. В дистракторах не использовать выражения типа ни один из перечисленных, все перечисленные, все, ни одного, никогда, всегда и т.п.

  7. Дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа.

  8. Дистрактор не должен быть частично правильным ответом.

  9. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в формулировку ТЗ.

  10. Нельзя в качестве дистракторов в одном тесте использовать варианты, построенные по принципу: ответ Б) неверен, потому что неверен ответ А) (например, если очевидно, что дистрактор «деревья» неправильный; следующим дистрактором не может быть ответ «ива»).

  11. Нельзя использовать дистракторы одного задания в качестве правильных ответов для другого.

  12. Все ответы должны быть грамматически согласованы с предложением-формулировкой ТЗ.


Особые требования к тестам 1.6, 1.7:

  1. Предметный материал желательно выразить в виде двух множеств с соотносящимися компонентами.

  2. Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа.

  3. Желательно, чтобы правый столбец содержал большее количество вариантов, чем левый.

  4. Элементы столбцов должны выбираться по одному основанию, чтобы в каждом тесте был представлен материал только одной темы.


2. Виды открытых тестов:

Вид 2.1. С кратким ответом:

1) тесты-дополнения – словом или словосочетанием, подстановкой букв, цифр;

2) тесты-подстановки.

Вид 2.2. С развернутым ответом (с произвольно-описательной формой ответа). Данный вид не предполагается использовать для формирования банка тестов компьютерного тестирования.
Требования к открытым тестам вида 2.1.:


  1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком.

  2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

  3. Дополнения ставятся в конце заданий или как можно ближе к концу.

  4. После прочерка при необходимости указываются единицы измерения.

  5. В формулировке вопроса исключаются повторы и двойные отрицания.

Для межсессионного контроля знаний и умений студентов (аттестации) путем тестирования предлагается 100-балльная шкала, предусматривающая, как упоминалось выше, измерение только первых трех уровней. Цель проведения аттестации – установление оценки учащегося «аттестован» или «не аттестован». Учащийся считается аттестованным по дисциплине, если он набрал более 50 баллов, в противном случае – «не аттестован». Показатель «50 баллов» в дальнейшем может корректироваться.


Таблица 1

100-балльная шкала оценивания уровня обученности студентов путем тестирования


Уровень обученности

Показатель обученности

Основные признаки овладения знаниями и сформированности умений

Рекомендуемые виды и формы ТЗ

100-балльная шкала

1
Узнавание

Узнавание усвоенного материала фиксируется студентом путем указания выбора учебного элемента из некоторого множества близких по содержанию учебных элементов. Уровень узнавания может быть дифференцирован степенью типичности вопроса и определенности вопроса.

Отличает какой-либо объект, процесс, явление и т. п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявили в готовом виде

Тест на опознание.

Тест альтернативный.

Тест на классификацию.

Тест с выбором одного верного ответа.

Тест со множественным выбором верного ответа.

1-10 баллов



2

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

Данный уровень отражает умственные действия, заключающиеся в восстановлении и реконструкции извлекаемого из памяти содержания. По существу умственных действий представляет собой простое «фотографирование» – воспроизведение запрошенного содержания.



Запомнил большую часть текста, правил, опреде-лений, законов и т. п., но объяснить ничего не может (механическое за-поминание)

Тесты данного уровня проверяют умения самостоятельного воспроизведения информации.
Тест со множественным выбором верного ответа.

Тест на установление соответствия.

Тест на установление правильной последовательности


11-25 баллов

3




Демонстрирует полное воспроизведение учеб-ного материала, однако затрудняется что-либо объяснить

Тесты данного уровня проверяют умения самостоятельного конструирования ответа.
Тест с кратким ответом (тест-подстановка).

Тесты с кратким ответом (дополнения).



26-55 баллов



4

Понимание (осознанное воспроизведение)

По сформированности навыков и умений умственной деятельности с усвоенным материалом разделяется на два подуровня:

а) воспроизведение с указанием, расшифровкой смысла, логики фактов, операций;

б) воспроизведение логически связанной совокупности учебных элементов, составляющих автономную единицу содержания учебной дисциплины или нескольких дисциплин с указанием связей, смысла внутри учебного элемента



Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выпол-няет такие мыслительные операции, как анализ и синтез

Тесты проверяют умения :

а) находить существенные признаки и связи исследуемых предметов и явлений;

б) выявлять из массы признаков несуществен-ное, случайное на основе их анализа и синтеза.
Тест на установление правильной последовательности.

Тест с кратким ответом.


56-75 баллов



5

Отвечая на большинство вопросов теории, демонстрирует осознан-ность усвоенных теоре-тических знаний, прояв-ляет способность к самостоятельным выво-дам и т.п.

Тесты данного уровня проверяют умения

а) применять правила логического умо-заключения, установления сходства и разли-чия причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие;

б) сопоставлять полученную информацию с имеющимися знаниями.
Тест с выбором одного верного ответа.

Тест с кратким ответом.


76-100 баллов




2. Примеры тестов применительно к уровням овладения знаниями и сформированности умений
Тесты 1-го уровня
1. Тест на опознание

Задание: Относится ли тест на опознание к тестам закрытого типа?

а) Да,


б) Нет.

Эталон ответ: а.
2. Тест альтернативный

Задание: Какой тест необходимо применять для проверки умений учащегося выполнять деятельность по узнаванию:

а) 1-го уровня;

б) 2-го уровня.



Эталон ответа: а.

Комментарий к содержанию ТЗ: приводится только 2 варианта ответа из большего количества существующих.


3. Тест на классификацию

Задание: Укажите среди перечисленных тестовых заданий тесты:



а) закрытого типа;

1. На опознание.

б) открытого типа.

2. С кратким ответом.




3. Альтернативный.




4. С развернутым ответом.




5. С выбором одного верного ответа.




6. Со множественным выбором верных ответом.




7. На установление соответствия.




8. На установление правильной последовательности.


Эталон ответа: а.1. 3. 5, 6, 7. 8; б. 2, 4.
4. Тест с выбором одного верного ответа

Задание: Какой из тестов закрытого типа не может быть применен для контроля 2-го уровня обученности:

а) с выбором одного верного ответа;

б) со множественным выбором верных ответов;

в) на установление правильной последовательности;

г) на установление соответствия.



Эталон ответа: а).
Задание: Выберите верное утверждение: Промежуточное потребление – это:

а) продукция, которая может быть потреблена полностью в течение нескольких отчетных периодов;

б) стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются как затраты на производство в отчетном периоде;

в) стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются как затраты на производство в течение нескольких отчетных периодов;

г) часть валового выпуска, используемая на возмещение затрат факторов производства;

д) товар или услуга, потребляемые в процессе производства.


5. Тест со множественным выбором верных ответов

Задание: Укажите тесты закрытого типа, применяемые для контроля 1-го уровня обученности.

а) на опоздание;

б) альтернативный;

в) с выбором одного верного ответа;

г) со множественным выбором верных ответов;

д) на установление правильной последовательности;

е) на установление соответствия.

Эталон ответа: а), б), в), г).
Задание: Укажите среди перечисленных тестов тесты закрытого типа:

а) с выбором одного верного ответа;

б) со множественным выбором верных ответом;

в) с кратким ответом;

г) на установление соответствия;

д) с развернутым ответом.



Эталон ответа: а), б), г) .
Тесты 2-го уровня
1. Тест со множественным выбором верных ответов

Задание: Укажите, какие составляющие входят в качественную характеристику трудового потенциала:

а) физическая;

б) материальная;

в) территориальная;

г) интеллектуальная;

д) социальная;



Эталон ответа: а), г), д).
2. Тест на установление соответствия

Задание: Какая шкала оценивания соответствует:


а) традиционной системе оценивания знаний;

1) 10-балльная

б) системе В.П. Симонова;

2) 12-балльная

в) системе В.П. Беспалько;

3) 15-балльная




4) 5-балльная


Эталон ответа: а) 4; б) 1; в) 2.
3. Тест на установление правильной последовательности

Задание: Расположите события в хронологическом порядке:

а) Московская битва;

б) Курская битва;

в) Берлинская операция;

г) Сталинградская битва.

Эталон ответа: а), г), б), в).
Тесты 3-го уровня
1. Тесты с кратким ответом (тесты – подстановки)

Задание. Тест представляет собой… и …

Эталон ответа: задание и эталон ответа.
Задание. Тестовые задания бывают 1)… и 2)… типа.

Эталон ответа: 1) закрытого и 2) открытого.
2 Тесты с кратким ответом (дополнения)

Задание. Тест представляет собой…

Эталон: задание на деятельность и эталон ответа.
Задание. Перечислите недостающие тесты 1-го уровня: альтернативные, на классификацию, с выбором одного верного ответа, со множественным выбором верных ответов…

Эталон: на опознание.
Тесты 4-го уровня
1. Тесты на установление правильной последовательности

При использовании этого теста операция выбора органически совмещается с конструированием ответа. Сначала учащийся должен сконструировать ответ в соответствии с заданием, а затем указать правильные ответы.



Задание. Расставьте минералы в порядке увеличения содержания в них железа:

а) магнитит;

б) гематит;

в) сидерит;

г) лимонит;

д) гетит.


2 Тест с кратким ответом
Задание: Какая величина вычисляется по формуле ; расшифруйте символы:

V –


s

t

Эталон ответа: скорость;

где V – скорость

s – путь;

t – время.
Тесты 5-го уровня
1. Тест с выбором одного верного ответа

См. пример на с. 8.


2. Тест с кратким ответом

Задание: Установлено, что величина проката по кругу катания колеса колесной пары превысила допустимую впервые, в связи с этим необходимо произвести…

Эталон ответа: обточку.
3. Требования к формированию банка тестов по дисциплине
Согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 22.02.2002 № 46-55-16ин/46-12 «О создании Центра тестирования профессионального образования (АСТ-центр)», АСТ-центр принимает участие в процедурах аттестации и контроля качества профессионального образования различного уровня совместно с государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России.

При разработке рекомендаций по составлению банка тестов следует учитывать технологию проведения оценки знаний студентов АСТ-центра:

1. Объем предъявляемого студенту теста – 60 заданий.

2. Время, отводимое на выполнение теста, – 60 минут (как правило, 1 тест – 1 минута)

3. Рекомендуемый банк по одной дисциплине – 300 тестов.

4. Банк по одной дисциплине для первого этапа (апрель 2005 г.) – 90 тестов.



5. Банк тестов формируется в соответствии с таблицей 3 и 4.
Таблица 2

Распределение тестов по уровням обученности


Уровень обученности

% тесов от банка тестов по полному курсу одной дисциплины

Сумма баллов для уровня обученности

1

34

10

2

25

15

3

25

30

4

8

20

5

8

25

Итого:

100

100


Таблица 3

Количество тестов для уровня обученности (для 60, 90, 300 тестов)


Уровень обучен-ности


% тестов от банка тестов по полному курсу одной дисциплины

Кол-во при 60 тестах

Кол-во при 90 тестах

Кол-во при 300 тестах

Сумма баллов для уровня обученности

Оценка одного задания

1

34

20

30

102

10

0,5

2

25

15

22

75

15

1

3

25

15

23

75

30

2

4

8

5

8

24

20

4

5

8

5

7

24

25

5

Итого:

100

60

90

300

100



Некоторые примеры тестов можно найти на следующих сайтах в Интернете.



http://www.ast-centre.ru

http://cde.usue.ru

http://portal2.informika.ru

http://www.imtsa.ru

http://www.edulib.ru (Электронная библиотека министерства образования РФ. Ключ можно получить в библиотеке РГУПС).
Список использованной литературы


  1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий/ В.С. Аванесов. – М.: АДЕПТ, 1998.

  2. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина. 7-е межд. издание. – СПб: Питер, 2003.

  3. Беспалько, В. П. Программированное обучение/ В.П. Беспалько. – М.: Высш. шк., 1970.

  4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.

  5. Гулидов, И. Н., Шатун, А. Н. Методика конструирования тестов/ И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун, – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2003.

  6. Ибрагимов, Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников/ Г.И. Ибрагимов// Среднее профессиональное образование.– 2002. – № 1.

  7. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика/ К. Ингенкамп. – М.: Педагогика, 1991.

  8. Клайн, П. Введение в психометрическое программирование: справочное руководство по конструированию тестов/ П. Клайн. – Киев, 1994.

  9. Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие/ Б.Б. Коссов. – М.: Академический проект, 2000.

  10. Колтун, И.А., Шепилова, Е.Г. Разработка педагогических тестов. Методические указания для преподавателей РГУПС по конструированию педагогических тестов и статистической обработке результатов тестирования/ И.А. Колтун, Е.Г. Шепилова. – Ростов н/Д, 2002.

  11. Михайличенко, Е. А. Требования к разработке стандартизированного теста/ Е.А. Михайличенко// Специалист. – 1996. – № 3.

  12. О сертификации качества педагогических тестовых материалов// Вестник образования России. – 2000. – № 11.

  13. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент / Педагогическое общество России. - М., 1999.

  14. Симонов, В. П. Новая философия оценки степени обученности личности/ В.П. Симонов// специалист– 2000. – № 4. С.26–30.

  15. Узнадзе, Д. Н. Общая психология/ Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004.

  16. 16.Хегенхан, Б., Олсон, М. Теории научения/ Б. Хегенхан, М. Олсон. – 6:-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2004.

  17. 17.Челышкова, М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей/ М.Б. Челышкова. – М.: И. Ц.


ПРИЛОЖЕНИЕ
10-ти балльная шкала оценивания знаний В. П. Симонова

(В. П. Симонов. Педагогический менеджмент. Педагогическое общество России. М., 1999.)


10-балльная шкала

Основные показатели степени обученности

Обучен-ность,%

Уровень усвоения

1балл

Очень слабо



Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал, переписывал с доски

Около 1

Знакомство


2 балла

Слабо


Отличает какой-либо объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявили в готовом виде

2-4

3 балла Посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

5-9

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4 балла Удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение учебного материала, однако затрудняется что-либо объяснить

10-16

5 балла Недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез

17-25

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов

Хорошо


Отвечая на большинство вопросов теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам и т.п.

26-36

7 баллов

Очень хорошо



Четко и логично излагает материал, свободно владеет понятиями, способен к обобщению, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять ее в простых случаях

37-49

Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень)

8 баллов

Отлично


Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и легко применяет ее на практике, выполняет большинство практические задачи

50-64

9 баллов

Прекрасно



Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности

65-81

Перенос (продуктивный уровень)

10 баллов Великолепно

Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков

82-100

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации к составлению тестовых заданий для проведения контроля знаний студентов

Скачать 274.44 Kb.