страница1/10
Дата04.11.2018
Размер2.41 Mb.
ТипМетодические разработки

Методические разработки по основам биоэтики и биобезопасности для студентов 3 курса медицинского факультета


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

по основам биоэтики и биобезопасности

для студентов 3 курса медицинского факультета

(специальность – лечебное дело)
ТЕМА №1. Биомедицинская этика (биоэтика) как область медицины. Предмет и основы биоэтики и нооэтики. Биоэтические основы профессиональной деятельности врача. Качество жизни и здоровье человека. Национальные и международные документы по вопросам биоэтики и прав человека.



ТЕМА №2. Организация здравоохранения и практика биомедицинской этики. Биоэтические и правовые проблемы сосуществования "традиционной" и "нетрадиционной" медицины. Модели отношений между врачом и пациентом. Биоэтические проблемы взаимодействия медицины с фармацией.
ТЕМА №3. Биоэтические аспекты и биобезопасность в хирургии, трансплантологии и трансфузиологии. Этические нормы поведения и требования к врачам в прошлом и на современном этапе. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти. Определение и критерии смерти. Биоэтические и правовые проблемы эвтаназии.
ТЕМА №4. Биоэтические, правовые и социальные проблемы и биобезопасность медицинской генетики, генной терапии, генетических технологий модификаций природы человека и животных. Медико-этические проблемы клонирования человека и животных.
тема №5. Медико-этические, социальные и правовые проблемы и биобезопасность репродукции человека и новых репродуктивных технологий, биоэтеские проблемы планирования семьи. Этические, правовые, социальные аспекты и биобезопасность пренатальной диагностики и популяционных скрининговых исследований. Биоэтические проблеми неонатологии и педиатрический практики
ТЕМА №6. Биоэтические аспекты и биобезопасность научно-исследовательской работы: эксперимент и клинические исследования. Научные принципы доказательной медицины и их биоэтическая оценка. Биомедицинская этика и биобезопасность проведения клинических испытаний лечебных препаратов и новых медицинских технологий.
ТЕМА №7. Понятие о биологической безопасности (биобезопасности). Законодательные аспекты и научные основы биобезопасности в мире и в Украине. Биоэтические аспекты и биобезопасность влияния окружающей среды на человека.
ТЕМА №8. Современные биотехнологии и проблемы обеспечения биобезопасности. Научные основы государственной системы биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов.
ТЕМА№9. Медико-этические и правовые проблемы и биобезопасность профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных лиц и пациентов, страдающих туберкулезом, венерическими и инфекционными болезнями. Научные основы функционирования системы индикации биологических патогенных агентов.
ТЕМА №10. Биотерроризм и проблемы биобезопасности. Мероприятия по защите населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в очагах биологического заражения.

Зачетное занятие по основам биоэтики и биобезопасности.

ТЕМА №1. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА (БИОЭТИКА) КАК ОБЛАСТЬ МЕДИЦИНЫ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И НООЭТИКИ. БИОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ БИОЭТИКИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Цель занятия:

1. Овладеть знаниями о биоэтике, как отрасли и предмете медицины.

2. Усвоить теоретические вопросы биоэтических основ практической деятельности врача, национальных и международных документов по биоэтике и правам человека.
ВОПРОcЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:


  1. Биомедицинский союз – биоэтика как отрасль медицины.

  2. Определение предмета, задачи, принципы и история развития.

  3. Биомедицинская основа практической деятельности врача.

  4. Цена жизни и здоровья человека.

  5. Достоинство и неприкосновенность человеческой жизни.

  6. Принципы правдивости, информированного согласия, конфиденциальности врачебной тайны.

  7. Национальные и международные документы по вопросам биоэтики и прав человека.


ЗАДАНИЕ:

  1. Изучить основные положения биомедицинской этики.

  2. Записать в рабочую тетрадь основные положения Национальных и международных документов по вопросам биоэтики и правам человека.


ЛИтература:

  1. Антологія біоетики / Ред. Ю.І.Кундієв. — Львів: БАК, 2003. — 592 с.

  2. Апанасенко Г.Л. Нові науки про вижвання / Г.Л. Апанасенко // Науковий світ. — 2005. — №9. — С. 6-7.

  3. Біоетика в Україні: стан і перспективи / Матеріали про ІІ Національний конгрес з біоетики // Ліки України. — 2004. — №10. — С. 14-15.

  4. Биомедицинская этика / Ред. В.И. Покровский. — М.: Медицина, 1997. — 224 с.

  5. Кулініченко В. Біоетика як етична концепція / В.Кулініченко, С.Пустовіт // Науковий світ. — 2006. — №5. — С. 15-19.

  6. Кундиев Ю.И. Состояние биоэтики в Украине / Ю.И.Кундиев // Медичний всесвіт. — 2002. — Т.2, №1/2. — С. 32-34.

  7. Ларіонова-Нечереда О. Біоетика захищає майбутнє (конспект семінару) / О. Ларіонова-Нечереда // Науковий світ. — 2005. — №10. — С. 9-11.

  8. Лопатин П.В. Биоэтика: Учебник для вузов по спец. «Фармация» / П.В.Лопатин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. — 240 с.

  9. Мороз В.М. Біоетика і сучасні проблеми психофізіології та психогігієни / В.М.Мороз, І.В.Сергета // Антологія біоетики. — Львів, 2003. — С. 243-252.

  10. Москаленко В.Ф. Біоетика: філософсько-методологічні та соціально-медичні проблеми / В.Ф.Москаленко, М.В.Попов. — Вінниця: Нова Книга, 2005. — 218 с.

  11. Поттер В.Р. Движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания / В.Р.Поттер // Практ. філософія. — К., 2004. — №1. — С. 4-14.

  12. Сердюк А.М. Біоетичні аспекти діяльності наукового співтовариства / А.М.Сердюк, О.І.Тимченко, А.С.Тимченко // Довкілля і здоров’я. — 2002. — №1. — С. 3-5.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе практического занятия студенты знакомятся с понятием биоэтики, как отрасли и предмете медицины, научными основами биоэтики, национальными и международными документами по вопросам биоэтики и вопросам прав человека.


Исходя из предложенной многоуровневой системы социальной регуляции медицинской деятельности, следующим после врачебной этики и медицинской деонтологии уровнем является биомедицинская этика (биоэтика).

Развитие биоэтики стало реальным и возможным только во второй половине XX века, когда мировое сообщество столкнулось с двумя важными обстоятельствами:

1) приоритет прав человека и сосредоточения внимания к защите этих прав;

2) прогресс многих направлений медицины (трансплантология, генетика, реаниматология и др.).

Развитие новых медицинских технологий выявило большое количество морально-этических проблем, которые не могли быть решены в рамках врачебной этики и деонтологии. В связи с этим, выходом из сложившейся ситуации стало закрепление биоэтики как междисциплинарной отрасли знаний, как науки, которая дает возможность объяснить морально-этические и правовые аспекты медицины.

Важную роль в понимании биомедицинской этики как одного из уровней регуляции медицинской деятельности играет определение самого понятия.

Биоэтика (биомедицинская этика) – это междисциплинарная наука, которая занимается изучением морально-этических, социальных и юридических проблем медицинской деятельности в контексте защиты прав человека.

То есть биоэтика – это наука, которая изучает и анализирует нравственность человеческих действий в биологически-медицинской отрасли и сфере здравоохранения, и их соответствие моральным нормам и ценностям.

Основателем биоэтики считается американский биолог В.Р. Поттер, который в 1971 г. опубликовал книгу "Биоэтика, мост в будущее", где освещал эту науку в ракурсе биологических знаний и общечеловеческих ценностей.

Возникновение биоэтики, во второй половине ХХ века, можно охарактеризовать разными социальными и культурными феноменами, которые сводятся к трем основным:

1) быстрый прогресс биомедицинских наук;

2) растущее осознание факта существования неопровержимых прав человека: как например, право на справедливость;

3) необходимость переосмысления связи между человеком и внешней средой.
Прогресс биомедицинских наук

После ІІ мировой войны биомедицинский прогресс как с теоретической так и технологической точки зрения не испытал остановок в развитии, изменяя представление которое человек имел о себе и о возможности вмешательства в собственное тело. Вот некоторые исторические данные относительно стремительного прогресса медицины:

– 1953 открытие двойной структуры ДНК и начало развития генетики: человек достигает главного источника своей биологической идентичности;

– 1954 начало применения реанимационных технологий: изменяется процесс протекания многих болезней и в определенный способ послабляется граница между жизнью и смертью;

– 1955 первый научный труд по трансплантации почки (первая трансплантация человеческого сердца состоялась в 1967): человек начинает возобновлять основные части своего собственного организма;

– 1959 первые удачные и документально подтвержденные попытки искусственного оплодотворения животных в пробирке (1978 состоялось первое рождение ребенка оплодотворенного в пробирке, с помощью технологии FIVET): человеку удается вмешиваться в процессы рождения и руководить ими по собственному желанию;

– 1960 распространение экспериментирования (на женщинах из Пуерто Рико) контрацептивных таблеток.

- 2002 сомнительная научная сенсация о первом клонированном человеке (хотя попытки клонирования животных происходили значительно раньше начиная с 1993 года, однако лишь в 1997 году научный эксперимент увенчался успехом (клонирование овцы Долли).


Человеческие права

В послевоенный период, Нюрнбергский процесс который состоялся в 1945-1946 годах, обнаружил ужас нацистских концлагерей, где происходили самые жестокие преступления, проводимые на военнопленных и гражданских лицах по приказу нацистского режима при соучастии врачей, во имя законов государства и в которых сами врачи осуществляли наиболее безумные и болезненные эксперименты. Эти преступления сейчас хорошо известны, о них можно узнать из документов процесса, которые являются страшным свидетельством того, что может сделать абсолютная власть, освобожденная от любой морали, или влияния лица, которое является символом морали, при участии врачей, которые, становясь инструментами политической власти, будут оправдывать себя тем, что их будто бы заставили. Ради этого возникла необходимость создать общий корень этичности для охраны прав человека.

Однако не все радостно приняли постановление Нюринбергского процесса, относительно неопровержимых прав человека.

Так, например, в 1963 году, в Бруклине, во время экспериментов в Jiwish Chronic Desease Hospital лицам преклонных лет, без всякого согласия с их стороны, с помощью прививок были введенные живые раковые клетки для экспериментирования хода и развития данного вида болезни. После того, как это было обнаружено, состоялся публичный скандал, однако сами врачи откровенно сознавались, что думали, что они могут делать любые эксперименты, только чтобы это было во благо науки.

Начиная из 60 годов прошлого века, начинало становиться все яснее, что наша планета приближается к кризисной границе под ударами сокрушительной роли человека и из всех концов земли научные работники начали призывать к радикальным изменениям и новому экологическому осознанию.

По мнению Поттера одной с главных задач биоэтики является приведение всего человечества к сознательному и активному участию в процессах биологической и культурной эволюции перед пагубными результатами человеческого вмешательства в жизнь планеты, которая является чрезвычайно близкой к экологической смерти, почти как человеческий организм когда в нем распространяется раковое заболевание. Человек для природы так же губителен, как рак для живого организма, т.е. новая наука возникает, в виде моста между научными фактами, научным прогрессом и этическими ценностями. Представление о биоэтике как о мосте Поттер предлагает в книге Bioethics: Bridge to the Future, в которой он писал о том, насколько опасным есть разделение между научными и гуманными знаниями, рассматривая биоэтику как науку способную соединить два типа знаний.

В слове биоэтика, как писал сам Поттер: био – значит биологическое знание или наука о живых системах, в то же время как этика значит познание человеческих ценностей.

Таким образом, биоэтика должна стать наукой выживания (science ofsurvival).


МОДЕЛИ БИОЭТИКИ

Либерально-радикальная модель

В этой модели морально разрешенным является то, что человек делает в своей свободе. Единственной существующей ценностью является свобода, а следовательно свобода становится нормой. Здесь следует заметить, что когда свобода будет понятной в абсолютный способ, то она превратится в силу, которая будет разлагать общественную жизнь и жизнь самого человека. Свобода должна всегда идти в паре с правдой и ответственностью.


Социолого-утилитаристическая модель

На основе этой модели была выработанна концепция – качества жизни (quality of life), которая во многом противоречит понятию святости жизни. По мнению сторонников этой модели человеческая личность приравнивается к категории чувственности, поскольку согласно этой модели настоящими человеческими личностями можно считать лишь тех, кто способен чувствовать удовольствие или боль.



Персоналистическая модель

Моральные критерии этой модели находятся в самом человеке, как личности. Именно потому, что человек является личностью, человек является ценностью объективной, надприродной и неприкосновенной, а следовательно имеет характер нормативный. Морально оправданным (позитивным) в данной модели есть все то, что сохраняет, оздоравливает и проявляет человека, как личность, а негативным считается все то, что преследует, приуменьшает, и в конце концов просто элиминирует личность.

На этой модели мы будем базировать наши биоэтические размышления о жизни человека, ее поведении и вмешательстве в собственную жизнь и ее сохранение.

Одним из главных представителей этой модели является католический епископ Элио Сгречча, который на протяжении последних 20 лет, вместе с сотрудниками Католического Университета Пресвятого Сердца в Риме (Agostino Gemelli) и Институтом Биоэтики, созданного при этом Университете, разработали полностью новое виденье и восприятие каждого человека – как личности (персоны), откуда и возникло название данной биоэтической модели.


МОРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ БИОЭТИКИ

Необходимо помнить, что фундаментальным критерием этичности является развитие человека и уважение ее достоинства, потому что человеческая жизнь может быть лишь целью, но никогда средством.



Цель биоэтики – сохранение жизни и здоровья человека с момента оплодотворения до природной смерти.

Употребляемые средства – лишь морально допустимые и направленные к настоящему научно–техническому прогрессу.

Экспериментирование – должно отображать достоинство человека и должно происходить в рамках составной структуры жизни.

Кроме этого является очевидным, что в случае эксперимента всегда существует риск, который всегда должен быть в пределах разумного.



Задание биоэтики – возникает огромная необходимость в биоэтике, которая будучи открытой для развития и углубления научных знаний по биологии и медицине, достижений технических и социально- ориентированных наук, должна остаться верной моральным принципам, которые направлены на сохранение достоинства человека и его развития.

Метод биоэтики – в биоэтике используется не чисто рациональный или философский метод, а скорее критический, который основывается на разуме.
ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ

Принцип целостности. Этот принцип биоэтики оправдывает вмешательство в человеческий организм с целью удаления больного или поврежденного органа с целью сохранения целостности данного организма. Основная его закономерность заключается в том, что добро целого является определяющим фактором по отношению к частям, поэтому части могут послужить на пользу целого.

Принцип двойного следствия. Этот принцип биоэтики мы можем применять в действиях, которые имеют два или больше следствий, среди которых, понятно, одно плохое или нежелательное, а другое хорошее. В известной степени этот принцип оправдывает возможность непрямого убийства, непрямого аборта, непрямого материального сотрудничества, но стоит не забывать, что моральное зло причененное в результате этих – оправданных действий остается. Этот принцип всегда требует четырех условий для того чтоб оправдать определенное действие или поступок:

– поступок, сам по себе, должен быть добрым (или индифферентным);

– намерение личности, выполняемой этот поступок, является направленным лишь на доброе следствие, в то время как плохое следствие остается толерантным или разрешенным;

– плохое следствие не является средством для достижения доброго следствия (предусматриваю плохое следствие, но его не хочу);

– должна быть соответствующая пропорциональность между добрым следствием и плохим следствием (то есть, между добром, что хочу иметь и злом, что предусматриваю).

Принцип сотрудничества во зле. Сотрудничество во зле может быть формальным или материальным.

Первое имеет место тогда, когда сотрудничество происходит не только на уровне действия, но и на уровне намерений, другое – когда введение во зло происходит на уровне действий, но соучастник либо не знает об этом, либо не стремится к этому, не желает этого, не хочет быть причиной этого зла.

Материальное сотрудничество, в свою очередь, может быть прямым или непрямым (порой говорят близким или отдаленнвм). В первом случае соучастник выступает в исполнительном единстве с главным действующим лицом, во втором – между действиями главного действующего лица и действиями соучастника существует определенный разрыв, который допускает разные варианты поведения главного действующего лица, а не только единственную и неопровержимую возможность.

Принцип солидарности и милосердия. Этот принцип способствует распространению необходимой практики трансплантации органов. Для правильного этического применения этого принципа необходимо принять во внимание определенные этические критерии, о которых будет идти речь на наших лекциях по трансплантации.

В Украине общецивилизационные предпосылки биоэтического знания в полной мере начали проявляться в 90–тые годы XX ст., хотя сами биологические технологии начали осваиваться намного раньше.

Можно выделить основные причины, которые обусловили актуальность и интенсивное развитие биомедицинской этики (биоэтики) в последнее время:

– качественно новый уровень развития медицины, который поставил перед обществом множество социальных, морально–этических и правовых проблем;

– озабоченностью общества по поводу непредсказуемости последствий внедрения в практику недостаточно проверенных новых достижений биомедицинских технологий;

– гуманитаризация медицины вообще и медицинского образования в частности;

– издание большого количества специальной литературы, посвященной разным вопросам биоэтики;

– проведение международных конгрессов, симпозиумов и т.д., в центре внимания которых – проблемы новых медицинских технологий в контексте защиты прав человека и пациента;

– рост роли и значения общественных организаций в принятии общественно значимых решений, в том числе и правовых, по развитию тех или иных направлений медицины;

– недостаточность норм медицинской этики и деонтологии при объяснении и поисках решений проблемных вопросов медицины.

Появление новых медицинских технологий активизировало ряд морально-этических и правовых вопросов, которые могли быть решены только в ракурсе биоэтики. Как пример можно привести трансплантацию органов и тканей человека, где основными вопросами, которые нашли свое решение в этом ракурсе, являются: границы допустимости трансплантации, особенности поведения медиков при пересадках.

На медицинскую деятельность все в большей степени влияет процесс гуманитаризации. Это выражается в том числе и в подготовке будущих врачей. Гуманитарная подготовка медика может и должна отличаться от гуманитарной подготовки специалиста иного профиля – здесь речь идет о воспитании профессионала, в руках которого будут находиться здоровье и жизнь человека

Свидетельством актуальности и повышенного внимания к проблеме биомедицинской этики может быть увеличение количества специальной литературы, посвященной данному вопросу. Если обратиться к практике Украины, то и здесь за последние годы появилось множество научных трудов по основным вопросам биомедицинской этики, при этом некоторые работы носят характер фундаментальных исследований. Целесообразно отметить и значительное количество международных научных форумов, связанных с обсуждением проблемных вопросов биоэтики.

Например, в 2000 г. состоялся пятый Всемирный конгресс по биоэтике, который собрал около 700 участников, из более чем 50 стран. Важность подобных мероприятий заключается в возможности обмена мнениями по актуальным вопросам биоэтики, обсуждениии новых проблем. Учитывая, что проблематика биомедицинской этики постоянно обновляется, подобные мероприятия можно считать весьма значимым обстоятельством для развития биоэтики.

Существенным подтверждением необходимости выделения биомедицинской этики как отдельного уровня социальной регламентации медицинской деятельности, являются большие возможности биоэтики по сравнению с традиционными медицинской этикой и деонтологией при решении сложных междисциплинарных проблем, которые возникают при предоставлении медицинской помощи.

Факторами, которые свидетельствуют о более широких возможностях биомедицинской этики сравнительно с врачебной этикой, являются:

– рассмотрение сложных медицинских вопросов в ракурсе междисциплинарного подхода;

– освещение спектра социальных вопросов, связанных с общественным здравоохранением;

– выход за пределы жизни и здоровья человека, рассмотрение общих проблем экологической безопасности;

– ярко выраженный акцент на проблемах защиты прав пациентов при предоставлении медицинской помощи.

Факт создания комиссий по этике подтверждает, во–первых, более широкие возможности биоэтики и, во–вторых, – приближение биомедицинской этики непосредственно к праву, поскольку без обязательной оценки этических и морально-правовых аспектов программы клинических испытаний комиссиями по вопросам этики становится невозможным проведение самого испытания – это требование нормативных документов.

Основные принципы биоэтики

Целесообразно остановиться на двух принципах биоэтики, какие тесно связаны с вопросами регуляции медицинской деятельности и вносят четкость в понимание связи биомедицинской этики и права. К принципам биоэтики относятся:

принцип автономии личности пациента;

принцип справедливости.

Под автономией личности пациента понимают физическую и психическую неприкосновенность при предоставлении медицинской помощи. Этот принцип имеет тесную связь с концепцией информированного согласия, о котором будет сказано дальше. Ключевой признак автономии пациента – любые мероприятия, направленные на проникновение сквозь телесную или духовную оболочку пациента, оправданны лишь тогда, когда они осуществляются при его согласии. Этическая ценность автономии пациента заключается в том, что действия врача направлены на благо больного с целью его выздоровления, а те которые осуществляются вопреки его воле и желанию, – недопустимы.

Процесс информированности пациента, благодаря которому последний приобретает знания, должен проводиться так, чтобы у необразованного в этой сфере человека появилась определенная компетентность относительно состояния своего здоровья и тех манипуляций, которые относительно него планируют осуществить медики. Это положение находится в полном соответствии с принципом автономии личности пациента.

Важно отметить то обстоятельство, что принцип автономии личности пациента, является своего рода связующим звеном между принципами биоэтики и одной из главных ее проблем – взаимоотношениями между врачами и пациентами. "За последние тридцать лет принцип автономии занимает фактически главную роль во всех дискуссиях по медицинской этике. Можно утверждать, что это наиболее радикальная переориентация в длинной истории Гиппократовской традиции. В известной степени благодаря этим изменениям взаимоотношения между врачом и больным постепенно становятся все более открытыми".

Основной официальный документ в отрасли биоэтики – Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицины) в 1996 г. гласит, что "стороны этой Конвенции обязуются при использовании достижений биологии и медицины защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения неприкосновенность личности и соблюдения других прав и основных свобод". Следует отметить, что, в отличие от большинства официальных документов, которые принимаются разными общественными организациями, эта Конвенция имеет силу не только морального призыва – каждое государство, которое присоединилось к ней, обязано реально воплощать положение Конвенции в собственном внутреннем законодательстве (Украина еще не ратифицировала этот документ).

Это еще одно свидетельство важности рассмотрения биомедицинской этики как морально-этической основы законотворчества в отрасли медицины. Принцип автономии личности пациента нужно рассматривать как необходимый атрибут законотворчества в сфере медицины, с одной стороны, и как важное условие освоения биомедицинской этики медиками и юристами с точки зрения уровней социальной регуляции медицинской деятельности – с другой.

Кроме этого, на сегодня разработан проект Общей декларации о биоэтике и правах человека ЮНЕСКО (в 2005 г.), целью которого является обеспечение универсального комплекса принципов и процедур, которыми могут руководствоваться государства при разработке своих законодательных норм, политики и других инструментов в отрасли биоэтики.



Принцип справедливости в отрасли биомедицинской этики заключается в том, что каждый пациент, независимо от социального происхождения, материального состояния, других факторов, имеет право на получение ровного объема медицинской помощи и равного доступа к медицинским ресурсам.

Особенное значение принцип справедливости имеет в сфере трансплантации органов и тканей человека и в военно-медицинской практике. Например, "лист ожидания" – документ, который удостоверяет очередность реципиентов на необходимый для пересадки донорский орган, в соответствии с международными и отечественными этическими и нормативно-правовыми документами – единственный критерий очередности для реципиентов. Существующая практика лечения так называемых коммерческих больных, которые вносят денежные средства за предоставление медицинских услуг в сфере трансплантологии, получают необходимый трансплантат, проходя очередность, не должна распространяться. К тому же Всемирная организация здравоохранения гласит, что необходимо обеспечивать равный доступ к трансплантантам исходя исключительно из медицинских, а не из финансовых или других соображений. Другими словами, только медицинские показания должны быть ориентиром для врачей при определении расходования ограниченных медицинских ресурсов. В этом и заключается принцип справедливости в биомедицинской этике.

Военно-медицинская практика содержит в себе достаточное количество примеров, когда сомнению подвергается тот или иной принцип как права, так и биоэтики. Под двойной подчиненностью военных врачей понимается необходимость предоставления медицинской помощи с учетом принципов и правил биомедицинской этики, однако в то же время служебная зависимость от военного командования заключается в необходимости осуществления действий, которые исключают их объяснение нормами биоэтики. Примером нарушения принципа справедливости в практике деятельности военных врачей может быть известная система сортировки раненых и отбора пациентов в военное время для первоочередного лечения. Необходимость выполнения большого объема работы за счет ограниченных человеческих ресурсов обязывает управление военной медициной при массовых потерях осуществлять мероприятия по первоочередному вынесению с поля боя, предоставление медицинской помощи и эвакуации тем лицам, которые являются перспективными в плане выздоровления и возвращения в строй. Соответственно, те раненые, которые по результатам предварительного осмотра не попали в эту группу, к сожалению, часто остаются на поле боя. Здесь принцип справедливости тесно связан с противопоставлением права отдельно взятой личности на жизнь и получение медицинской помощи, с одной стороны, и интересами военной службы (государства) – с другой. В демократически развитых странах, и в Украине, относительно гражданского населения этот вопрос решается на основании правовых документов, которые базируются в частности на биоэтическом принципе справедливости.

Таким образом, значение принципов биомедицинской этики заключается в определении общих направлений ее развития, появлении новых положений, которые регулируют те или другие общественные отношения в медицине в ракурсе уже сформированных общих положений этой междисциплинарной отрасли знаний. Принципы биоэтики важны в плане понимания этической и моральной составляющей процесса законотворчества в сфере здравоохранения. Нормативно-правовые документы будут работать только при условии, что они базируются на первично проработанных в аспекте биоэтики положениях.


Комитеты по этике и их роль в принятии решения о биомедицинском исследовании

Важный фактор адекватного восприятия биоэтики как один из уровней социальной регуляции медицинской деятельности – функционирование комитетов (комиссий) по этике. В настоящее время в пределах проблем правовой регуляции медицинской деятельности особого значения приобретают вопросы роли, значения и правовых особенностей функционирования комитетов по вопросам этики (этических комитетов) в отрасли охраны здоровья граждан.

Для лучшего понимания сути и назначения этических комиссий необходимо отметить, что в Украине этот вопрос регламентируется Законом Украины "О лекарственных средствах" от 04.04.1996 г. № 123/96 и Приказом МОЗ Украины "Об утверждении Типового положения о комиссии по вопросам этики" от 13.02.2006 г. № 66. Среди основных заданий комиссии предусмотрено, в частности, защита прав и интересов вовлеченных в клинические испытания лекарственных средств исследуемых, защита прав и интересов исследователей, обеспечения этической и морально-правовой оценки материалов клинического испытания. Как видим, в Украине сфера деятельности комиссий, их объем полномочий ограниченны лишь клиническими испытаниями лекарственных средств.

Кроме деятельности по предоставлению медицинской помощи и проведению биомедицинских исследований важной функцией этических комитетов является их работа в деле решения конфликтных ситуаций между пациентами и медиками, с одной стороны, и между медицинскими работниками – с другой. Это своего рода частный случай досудебного решения спорных вопросов. Обычно, решение этического комитета не может служить формой правового акта, однако как вариант решения спорных ситуаций является оправданным. Это будет одним из факторов предотвращения юридических конфликтов, которые, к сожалению, достаточно часто возникают в сфере медицинской деятельности.

Учитывая положительный зарубежный опыт функционирования этических комитетов, было бы уместно и своевременно создать этико-правовой комитет (этико-правовой совет) в Украине, как беспристрастный и независимый орган для разрешения конфликтов, которые возникают при предоставлении медицинской помощи между субъектами медицинских правоотношений.

Биомедицинскую этику необходимо рассматривать как качественно новый (по сравнению с врачебной этикой и медицинской деонтологией) уровень социальной регуляции медицинской деятельности.

Основное назначение биоэтики – защита прав пациентов при осуществлении сложных в медицинском, этическом и правовом аспектах, вмешательствах.

Принципы и правила биомедицинской этики важно и необходимо рассматривать в процессе законотворчества по актуальным вопросам здравоохранения.

Необходимо расширять объем преподавания биоэтики в пределах социо-гуманитарных дисциплин медицинского образования, тем самым формируя мировоззрение будущих врачей с учетом как этической, так и правовой регуляции предоставления медицинской помощи. В то же время нуждаются в определенном освещении вопроса биоэтики в курсах медицинского права юридических высших учебных заведений и факультетов.

Необходимо расширять полномочия этических комитетов при лечебных учреждениях, при этом основной целью их деятельности должна стать защита прав пациентов при предоставлении медицинской помощи.

Хотя нормативно-правовые акты Украины, касающиеся здравоохранения населения, пока еще не содержат базы по биоэтике, все же нет оснований утверждать, что такие акты не отвечают ее принципам. Законодательство Украины в отрасли здравоохранения согласно ст. 9 Основного закона Украины адаптируется к соответствующим международным документам, если есть на это согласие Верховной Рады. Через законодательство Украины имплементируют основные документы международных организаций по соблюдению биоэтических норм и принципов в практике здравоохранения. Основой таких нормативных актов является право человека на достойную жизнь и уважение к человеческой личности.

Логичным дополнением к Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной хартии является Европейская конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины», которую подписала Украина вместе с 22 государствами. Это значит, что законодательные акты относительно охраны жизни и здоровья должны формироваться в соответствии с требованиями последней конвенции, основанной на принципах биоэтики. Взгляд биоэтики на медицину направляет внимание на высокую ценность служения жизни, потому что это является основой гуманизации общества.

Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины, где одним из главных принципов является обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над другими интересами (ст. 4).

В медицинской практике разрешено применение медико-биологических исследований с общественно полезной целью при условии их научной обоснованности, преимущества успеха над риском, запрещено проведение экспериментов над больными, заключенными, военнопленными (ст. 45). Рекомендация парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1046/1986 гласит, что и зародышам и эмбрионам человека свойственно человеческое достоинство, потому при всех условиях следует относиться к ним с надлежащим уважением и любое вмешательство в их организм, даже нежизнеспособных, должно быть запрещено (эксперименты, взятие органов для трансплантации и т.д.) п. 10. А обеспечить это должны законодательные органы каждой отдельной страны. Закон Украины о здравоохранении разрешает искусственное оплодотворение и вживление эмбриона при согласии супругов и при сохранении анонимности донора (ст.48), что является морально невозможным с точки зрения биоэтики.



Законом Украины о здравоохранении разрешен и аборт (ст.50), что является морально невозможным, потому что говорится об убийстве не рожденного ребенка. В частности особого внимания органов государственного управления заслуживает законодательство по трансплантации органов. В соответствующем Законе Украины существуют существенные этические ограничения по трансплантации органов и других материалов (№ 1007–ХІV/1999 г.), хотя практика пересадки в медицине Украины несколько отстает от других стран.

Подтверждением обеспечения принципов ценности жизни является хотя бы отмена смертной казни 23 февраля 2003 г. народными депутатами Украины.

При Кабинете Министров Украины в 2001 г. создана Комиссия по вопросам биоэтики, которую возглавляет вице-президент АМН Украины Ю.И.Кундиев. Деятельность комиссии определяют такие основные задания:


  • подготовка рекомендаций для проведения биоэтической экспертизы в Украине;

  • разработка предложений к законодательной регуляции в отрасли биоэтики;

  • обеспечение участия Украины в международном сотрудничестве по вопросам биоэтики;

  • информирование населения о достижениях и имеющихся проблемах в отрасли биоэтики.

Комиссия по вопросам биоэтики может опираться в своей работе на практику функционирования Украинской ассоциации по биоэтике, Института биоэтики им. Ярослава Базилевича, которые взяли на себя функцию распространения идей биоэтики в Украине, внедрения их принципов в практику здравоохранения, совместно с государственными органами системами здравоохранения, пропагандируют создание комитетов биоэтики во всех учреждениях здравоохранения.

Основной принцип в их деятельности – это уважение достоинства человека как личности в своей интегральности (то есть духовному, душевному и телесному единству), сохранение жизни и здоровья человека с момента оплодотворения и до естественной смерти. При этом интересы человека должны быть выше интересов науки или общества. Демографическая ситуация в Украине побуждает и органы государственного управления и все общество задуматься над проблемой ценности и достоинства жизни человека. Биоэтика привлекает внимание, в частности, к биологическому и антропологическому статусу эмбриона человека, который от момента оплодотворения имеет все характеристики человеческой личности: управляемую личным геном свою собственную проект-программу жизни, и имеет человеческое достоинство, что заслуживает уважения. Потому нужная четко аргументированная законодательная база касательно:



  • контрацепции как оружия в борьбе против жизни и человека как личности;

  • стерилизации, которая наносит вред физической целостности человеческой личности и противоречит ее свободе;

  • аборта как убийства не рожденного человека.

Определенные попытки повлиять на хромосомную и генетическую наследственность человека путем генетических манипуляций, которые не являются терапевтическими, а нацеленны на продуцирование человеческих существ, отобранных по полу или другим заранее определенным качествам, противоречат личному достоинству человека, его целостности и идентичности, потому они никоим образом не могут быть оправданы возможными полезными последствиями для будущего человечества.

В результате недостаточного внимания к проблемам абортов в Украине сложилась критическая демографическая ситуация, которая угрожает будущему государства, ведь уровень рождаемости не обеспечивает простого воссоздания населения.

В особом внимании нуждается проблема эвтаназии. Сторонники эвтаназии в Европе считают, что она должна быть разрешена законом. В Украине, где право на жизнь гарантированно каждому гражданину соответственно статьям Конституции (ст. 3; 27; 64), этот вопрос отрегулирован «Основами законодательства Украины об охране здоровья», где эвтаназия категорически запрещается, а при осуществлении квалифицируется как преднамеренное убийство.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические разработки по основам биоэтики и биобезопасности для студентов 3 курса медицинского факультета