Скачать 362.95 Kb.
Дата11.05.2018
Размер362.95 Kb.
ТипМетодические разработки

Методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков



c:\users\тяпухин\downloads\порграмма спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис.jpg


  1. Пояснительная записка

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков.

Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в учреждениях дополнительного образования, а также других организациях по спортивной подготовке детей, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса.

Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы в подготовки игроков в настольный теннис.



Прогнозируемыерезультаты:

  1. Овладение теоретических знаний.

  2. Знание основных правила соревнований.

  3. Знание терминологии настольного тенниса.

  4. Сдача нормативов по физической и технической подготовке.

  5. Принять участие во внутри школьных, районных соревнованиях.

  6. Овладение базовой техникой (основами) и тактическим действиям.

Данная программа составлена на основе примерных программ для ДЮСШ по настольному теннису:Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ.-М.:Советский спорт,2004.-144 с. Барчукова Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В.





  1. Организационно - методические указания

Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса. Прежде всего - это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями настольным теннисом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки спорта высших достижений. Для достижения высшего спортивного мастерства необходимо освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы взаимодействовали затрата и восстановление энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Теннисиста высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов по стилю игры, то такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные циклы и короткие соревновательные с целью широкой базовой технической и физической подготовленности. Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе. Для этого тренеру необходимы знания, как возрастных особенностей развития юных игроков, так и модели теннисистов высокой квалификации.

Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревнованиях помогает юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками разного стиля. Однако реализация двигательных качеств должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе индивидуального технического и тактического мастерства.

Обучение ударным движениям в настольном теннисе начинается с создания представления о нем и о пространственно-временных параметрах движения. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, но и на всем протяжении процесса обучения с учетом изменения физических и анатомо-морфологических особенностей растущего организма. При постепенном расширении и дополнении представления о двигательном действии идет его дальнейшее совершенствование и расширение вариативности применения в игровых ситуациях.

В технической подготовке игроков в настольный теннис следует комплексно использовать как целостное обучение (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчлененным овладением его по фазам и элементам), так и расчлененное (раздельное обучение фазам и элементам и их постепенное сочетание в одно движение). На последующих этапах становления технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис целесообразно постепенно от стандартно-репродуктивного метода обучения переходить к вариативно-проблемному. В этом случае двигательная задача осуществляется не в уже решенной ситуации, а наоборот, спортсмен решает двигательную задачу в игровой ситуации выбора или противоборства. Все эти особенности следует учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.

На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять базовые технико-тактические действия. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени правильно и точно подавать и принимать подачи, уметь выполнять базовые атакующие и защитные технико-тактические приемы как на месте так и в движении, как в упрощенных условиях, так и в условиях противоборства. Только после того как юный теннисист овладеет этим комплексом навыков и умений, определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по стилю игры.

При подготовке юных теннисистов особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юношами и девушками. Следует учитывать особенности, связанные со склонностью девушек к более выраженному приросту массы тела, с быстрым утомлением внимания при физической нагрузке и недостаточным уровнем физической работоспособности. Для занятий настольным теннисом необходимо иметь спортивный зал не менее чем на 6-8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9х5м, при этом размеры стола должны соответствовать Правилам соревнований.

Помещение должно быть хорошо проветриваемым, а на случай жаркой погоды должны функционировать кондиционеры, при этом воздушный поток при проветривании и работе кондиционеров не должен влиять на полет мяча.

Пол в спортивном зале, используемом для занятий, должен иметь деревянное или специальное покрытие. Стены и задний фон помещения должны быть темного цвета.


  1. Учебный план

п\п

Разделыподготовки

С О Г

1

Теоретическая подготовка

10

2

Общая физическая подготовка

90

3

Специальная физическая подготовка

65

4

Техническая подготовка

72

5

Тактическая подготовка

25

6

Игровая подготовка

26

7

Соревнования

12

8

Контрольно-переводные нормативы

8

9

Медицинское обследование

4

10

ВСЕГО

312

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям настольным теннисом.

2. Утверждение здорового образа жизни.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.




  1. План - схема годичного цикла

Месяцы

Виды подготовки

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

ВСЕГО

Теоретическая подготовка

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

-

-

10

ОФП

4

6

4

8

8

6

8

8

6

12

10

10

90

СФП

6

6

4

6

6

4

8

5

4

6

6

4

65

ТехП

8

8

6

8

6

6

4

6

4

6

6

4

72

ТакП

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

25

Игровая

2

2

3

2

2

3

2

3

3

-

2

2

26

Соревнования

2

-

3

-

-

3

-

-

2

-

-

2

12

Контрольные испытания

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

8

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

4

ВСЕГО, ч

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

312




  1. Программный материал для практических занятий

Упражнения с мячом:

  • различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке», подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно;

  • различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью;

  • упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно; то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;

  • удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке - серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары;

  • удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером;

  • сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером.

Овладение базовой техникой с работой ног. После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой рекомендуется переход к изучению техники простейших ударов:

  • разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций - положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;

  • многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

  • игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева; свободная игра ударами на столе.

Овладение техникой ударов по мячу на столе. После освоения занимающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения:

  • упражнения с придачей мячу вращения: удары по мячу левой и правой стороной ракетки после его отскока от пола; удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола; удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной стенки, удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене; удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером;

  • имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах;

  • имитация передвижений влево-вправо-вперед-назад с выполнением ударных действий - одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;

  • имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево-вправо, вперед-назад, по «треугольнику» - вперед-вправо-назад, вперед-влево-назад);

  • имитация ударов с замером времени - удары справа, слева и их сочетание.

Базовая тактика

Игра на столе с тренером (партнером, тренажером-роботом) по направлениям на большее количество попаданий в серии:



  • игра одним (двумя) ударом из одной точки в одном, двух, трех направлениях; игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении;

  • выполнение подач разными ударами;

  • игра накатом - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

  • игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

  • игра на счет разученными ударами;

  • игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

  • групповые игры; «Круговая», «Дворник», «Один против всех», «Круговая - с тренером» и другие.

  1. Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Тема

СОГ

Состояние и развитие настольного тенниса в России

1

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

Гигиенические требования к занимающимся спортом

1

Профилактика травматизма в спорте

1

Общая характеристика спортивной подготовки

1

Планирование и контроль подготовки

1

Основы техники игры и техническая подготовка

1

Основы тактики игры и тактическая подготовка

1

Физические качества и физическая подготовка

1

Всего, ч

10

При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.



ТЕМЫ

Состояние и развитие настольного тенниса в России

История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий настольным теннисом и их состояние. Итоги и анализ выступления сборных национальных, молодежных и юниорских команд по настольному теннису в соревнованиях различного ранга.



Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.



Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.


Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевания органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Самоконтроль и профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Восстановительные мероприятия при занятиях настольным теннисом.



Общая характеристика спортивной подготовки

Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений.



Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы саморегуляции спортсменов перед игрой.



Планирование и контроль спортивной подготовки

Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели подготовленности по годам обучения. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития спортсменов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.



Физические способности и физическая подготовка

Физические качества. Виды силовых способностей: собственно-силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки игроков в настольный теннис.



Основы техники игры и техническая подготовка

Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры в настольный теннис. Анализ выполнения техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О взаимосвязи технической и физической подготовки. Разнообразие и вариативность технических приемов в зависимости от направления и силы вращения мяча, показатели надежности и точности технических действий, целесообразная вариантность действий. Просмотр видеозаписей техники игры сильнейших теннисистов.



Основы тактики и тактическая подготовка

Основное содержание тактики и тактической подготовки. Стили игры и их особенности. Тактика игры нападающего против защитника. Тактика игры нападающего против нападающего. Тактика игроков, применяющих вращение. Разнообразие тактических комбинаций и вариантов игры. Тактика подач и ее значение в общей стратегии игры. Тактика парной игры. Индивидуальные и парные тактические действия. Стиль игры и индивидуальные особенности. Способности, необходимые для успешного овладения тактикой игры. Анализ изучаемых тактических вариантов игры. Связь тактической подготовки с другими сторонами подготовки спортсмена. Просмотр видеозаписей игр.



Спортивные соревнования

Виды спортивных соревнований. Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства игроков в настольный теннис. Положение о проведении соревнований по настольному теннису на первенство России, города, школы. Ознакомление с планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по настольному теннису. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, ведущий судья, судья-счетчик и др. Их роль в организации и проведении соревнований.



  1. Воспитательная работа

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней работы в спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;

  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования;

  • наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

  • торжественный прием вновь поступивших в группу;

  • проводы выпускников;

  • просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;

  • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

  • проведение тематических праздников;

  • встречи со знаменитыми спортсменами;

  • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

  • тематические диспуты и беседы;

  • трудовые сборы и субботники;

  • оформление стендов и газет.

  1. Психологическая подготовка

Настольный теннис - высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом к состоянию покоя.

Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить следующие наиболее важные: двигательная реакция (простая и сложная), мышечно-двигательная чувствительность, устойчивость, интенсивность и объем внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, высокая мотивация на достижение спортивных успехов.

На этом этапестоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.В процессе занятий следует отмечать наиболее дисциплинированных, двигательно-одаренных, активных, быстрых, ловких, с хорошейкоординацией движений, внимательных, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть лидерами.


  1. Нормативные требования

Непременным условием для приема в группу является успешная учеба в школе. Отбор занимающихся осуществляется на протяжении двух этапов, каждый из которых решает определенные задачи.

Задача первого этапа — привлечение как можно большего числа наиболее способных детей для более углубленного изучения их индивидуальных способностей в процессе начальных занятий.

Задача второго этапа тщательные наблюдения за успешностью обучения детей. В ходе учебно-тренировочного процесса тренер наблюдает за развитием у детей таких важных качеств, как смелость, активность, игровое мышление, решительность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, способность к мобилизации усилий, целеустремленность и др.

Наэтом этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса.



Нормативы (тестирование) по технико-тактической подготовленности.

п\п

Наименование технического приёма

Количество ударов в серию

Оценка

- удов.

+ отл,

СОГ

7-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

14-18 лет




1

Набивание мяча правой стороной ракетки

30-80

81-100


100-200

201 и более



-

-

-

+

2

Набивание мяча левой стороной ракетки

30-80

81-100


100-200

201 и более



-

-

-

+

3

Набивание мяча поочерёдно

(справа и слева) стороной ракетки



10-20

21-30


16-26

27-36


-

-

-

+

4

Накат (или толчок) справа направо

(по диагонали)

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



От 30 до 39

40 и более



-

+

5

Накат (или толчок)слева налево

(по диагонали)

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



От 30 до 39

40 и более



-

+

6

Откидкаслева со всей левой половины стола

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 8 до 6

5 и менее



От 6 до 4

3 и менее



От 4 до 2

1 и менее



-

+

7

Сочетание откидок справа и слева по всему столу

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

8

Подача справа накатом в правую половину стола

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

9

Подача справа откидкой в левую половину стола

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

10

Подача справа с верхним вращением

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

11

Подача слева с верхним вращением

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

12

Подача справа с нижним вращением

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

13

Подача слева с нижним вращением

(количество ошибок из 10 попыток)

От 9 до 7

6 и менее



От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



От 2 до 4

1 и менее



-

+

14

Сочетание наката (или толчок) поочерёдно (справа и слева) из левой половины стола в правый угол(по диагонали)

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



-

+

15

Сочетание наката (или толчок) поочерёдно (справа и слева) из левой половины стола в левый угол(по прямой)

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



-

+

16

Выполнение наката (или толчок) справа в правый и левый углы стола (треугольник)

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



-

+

17

Выполнение наката (или толчок)слева в левый и правый углы стола

(треугольник)

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



От 20 до 29

30 и более



-

+

18

Подача справа короткая (минимум 2 отскока, вращение любое)

(количество ошибок из 10 попыток)

-

-

От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



-

+

19

Подача слева короткая (минимум 2 отскока, вращение любое)

(количество ошибок из 10 попыток)

-

-

От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



-

+

20

Подача справа с боковым вращением (маятник, веер или топорик)

(количество ошибок из 10 попыток)

-

-

От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



-

+

21

Подача слева с боковым вращением (маятник, веер или топорик)

(количество ошибок из 10 попыток)

-

-

От 6 до 8

5 и менее



От 4 до 6

3 и менее



-

+

22

Накаты по «восьмёрке» играющий по диагоналям(конверт)

-

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



-

+

23

Накаты по «восьмёрке» играющий по прямым(конверт)

-

-

От 5 до 9

10 и более



От 10 до 19

20 и более



-

+


Примечание.

- Испытания проводятся с партнёром или тренером. Контрольные нормативы принимаются в виде соревнований на наибольшее количество попаданий.

- В серии засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив спортсменом, вне зависимости от ошибок партнёра.

- Результаты соревнований протоколируются и заносятся в журнал тренера и в дневник самоконтроля учащегося.



Нормативы (тестирование) по общей физической подготовленности.

п\п

Наименование

технического приёма

7-9 лет

10-14 лет

дев

мал

дев

мал

1

Бег 20 м с высокого старта

С е к у н д

4.6-4.8

4.3-4.8

4.3-4.5

4.0-4.2

2

Бег 30 м с высокого старта

5.4-5.9

5.3-5.6

5.1-5.3

4.9-5.2

3

Бег 60 м с высокого старта

-

9.7-9.9

9.9-10.2

9.7-9.9

4

Бег 500 м

-

-

Без учёта времени

8

Метание набивного мяча (1 кг) движением имитирующим накат справа

метр

6.0-7.1

7.5-8.0

7.0-8.0

9.0-10.0

9

15 прыжков с места на одной ноге

15-20

18-23

20-21

23-27

10

Прыжок в длину левым боком

сантиметр

100-115

110-125

125-130

138-147

11

Прыжок в длину с места толчкомобеими ногами

155-165

160-170

165-175

175-190

12

Прыжок боком через гимн. скамейкуза 30 сек.

Кол. раз

12-18

15-25

30-35

35-45

13

Прыжок боком через гимн. скамейкуза 60 сек.

30-35

30-47

65-75

70-82

Примечание.

В таблице приведены допустимые для данного возраста результаты по выполнению упражнения, более высокий результат говорит о перспективности учащегося, более низкий – наоборот.


Нормативы (тестирование) по специальной физической подготовленности.

п\п

Наименование технического приёма

7-9 лет

10-14 лет

дев

мал

дев

мал

1

Перемещение в 3 метровой зоне боком (влево-вправо) за 1 минуту

К о л и ч е с т в о р а з

20-34

25-39

40-50

45-54

2

Перемещение в 3 метровой зоне в две точки у стола (вперёд-назад) за 30 секунд

-

-

10-15

15-20

3

Перемещение в 3 метровом квадрате по схеме «восьмёрка» за 2 минуты

10-15

13-17

-

-

4

Перемещение в 3 метровом квадрате по схеме «восьмёрка» за 3 минуты

-

-

17-19

18-21

5

Имитация удара накатом слева за 1 минуту

-

-

70-75

75-80

6

Имитация удара накатом справа за 1 минуту

-

-

60-65

65-70

7

Имитация удара накатом справа за 2 минуты

-

-

105-110

110-125

8

Имитация сочетаний ударов накатом справа и слева за 2 минуты

-

-

110-125

110-125


Примечание.

Имитация ударов и перемещения в различных зонах выполняются из исходного положения – стойки теннисиста





  1. Приложение

Упражнения

На этом этапе подготовки в общей и специальной физической подготовке юных спортсменов применяет подвижные и спортивные игры как наиболее универсальное тренировочное средство. Применение игрового метода в подготовке юных спортсменов способствует сохранению интереса к занятиям спорта, смягчению тренировочных нагрузок, а многообразие видов движений и разнообразие игровых ситуаций создает необходимые условия для развития игрового мышления и координационных способностей. В обучении технике на начальном этапе рекомендуется использовать имитационные упражнения, игры у тренировочной стенки, у тренажерного стола и с роботом-тренажером, а так же с большим количеством мячей.




  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, по настольному теннису» М.,2004 г.; «Шаг за шагом», Журавлев Н.И. «Физкультура и спорт», 1989 г.;

  2. «Современный настольный теннис» А.Н.Омелин, М., ФиС, 1982;

  3. « Настольный теннис: вчера ,сегодня, завтра» М.,ФиС, 2000 г.;

  4. «Нормирование нагрузок, направленных на развитие целевой точности технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации» Минск , 1996 г.;

  5. « Настольный теннис, Теоретические основы» Г.С.Захаров Ярославль, 1990 г.;

  6. « Умей владеть ракеткой» Л.К.Серова, Н.Г.Скачков, Л..;Лениздат, 1989 г.;

  7. «Правила настольного тенниса» М., 2002 г.;

  8. «Современный настольный теннис» Л.Ормаи, М., ФиС, 1985 г.;

  9. « Настольный теннис. Неизвестное об известном» О.В.Матыцин, М., РГАФК, 1995 г.;

  10. «Нормирование нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе», А.В.Ефремова, А.А.Гужаловский, Минск, 1995 г.;

  11. «От семи до.......»(Твой первый старт), М., ФиС, 1984 г.;

  12. « Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис» Г.В.Барчуков М., РГАФК ,1997 г.;

  13. « Игра доступная всем» Г.В.Барчукова, М., Знание 1992 г.;

  14. « Играем в настольный теннис. Книга для учащихся», Г.В.Барчукова, М., Просвещение, 1989 г.;

  15. « Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику, точность ударов в настольном теннисе», Е.В.Воронин, Теория и практика физической культуры, 1989 г., №5 ст.23-26.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков

Скачать 362.95 Kb.