Скачать 224.01 Kb.
Дата26.08.2019
Размер224.01 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка «Лыжная подготовка как средство профилактики гиподинамии обучающихся»




Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2016»


Методическая разработка

«Лыжная подготовка как средство профилактики гиподинамии обучающихся»


Выполнил:

Охапкин Алексей Валерьевич, учитель физической культуры МОУ Любимской СОШ
г. Любим, 2015 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Влияние лыжной подготовки на здоровье обучающихся

5

    1. Гиподинамия и ее последствия

5

    1. Положительное воздействие лыжной подготовки на развитие и укрепление функциональных систем организма человека

5

    1. Способы предотвращения травм при лыжной подготовке

6

Глава 2. Место лыжной подготовки в урочной и во внеурочной деятельности

9

    1. Лыжная подготовка на уроках физической культуры в 5-9 классах

9

    1. Внеурочная деятельность в 5-6 классах и массовые мероприятия на лыжах

12

    1. Результаты деятельности педагога по популяризации лыжного спорта

14

Заключение

16

Информационные источники

17

Приложения






Введение

Ни для кого не секрет, что мы живем в очень стремительное время – время новых технологий, инноваций, скоростей, суеты. При этом мы мало двигаемся, потому что наша жизнедеятельность связана с сидением на стуле, в автомобиле, в офисном кресле. А что же наши дети? По результатам исследований, в школе за партами, дома у компьютера и телевизора они проводят сидя в среднем 14-16 часов в сутки. Таким образом, мы сами создаем условия для развития у нас различных заболеваний, когда гиподинамия становится нормой жизни.

Государство, заинтересованное в здоровом поколении, также озабочено этой проблемой. В связи с этим:

  • в школах был введен третий час физической культуры,

  • возрождают комплекс ГТО,

  • строят в разных регионах физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные площадки.

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года»1 основными целями в физическом воспитании школьников и развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях на современном этапе названы:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

  • реализация инновационных проектов в сфере физкультурно-спортивного воспитания;

  • организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

  • эффективное использование каникулярного времени учащихся для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Мы, учителя физической культуры, чувствуем ответственность за сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Сами по себе уроки физкультуры – это борьба с гиподинамией. Но как сделать так, чтобы двигательная активность стала нормой в повседневной жизни школьника? Многое зависит от нас: на уроках физкультуры должно быть и интересно, и увлекательно, и познавательно – тогда школьники перенесут свой положительный опыт с уроков в повседневную жизнь.

В своей школьной практике особое внимание я уделяю лыжной подготовке, которая является универсальным средством профилактики гиподинамии.

Лыжники могут быть разного роста и веса, обладать разными физическими способностями. Лыжным спортом можно наслаждаться в любом возрасте, в одиночку, с семьей или друзьями. Для этого нужны, всего навсего, лыжи и снег. Снег для нашего региона дело привычное, т.к. зима у нас продолжительная и снежная. А лыжи стоят гораздо меньше компьютеров, планшетов и других современных гаджетов. Таким образом, лыжный спорт – самый демократичный и общедоступный.

Передвижение на лыжах – отличное средство всесторонней физической подготовки и закаливания обучающихся. Занятия по лыжной подготовке воспитывают такие физические качества, как выносливость, силу и ловкость, быстроту, смелость и решительность. Систематические занятия расширяют функциональные возможности организма школьников, обогащают их разнообразными двигательными навыками.

В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.

Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей и подростков, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.

Поэтому лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания, предусмотренного ФГОС. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с использованием лыж.

Важным фактором для выпускников школы становится сдача норм ГТО, за которые при поступлении добавляются баллы, а комплекс ГТО включает и нормы по лыжным гонкам.

Цель работы: показать универсальность лыжной подготовки при профилактике гиподинамии.

Задачи:


  1. Показать влияние лыжной подготовки на здоровье обучающихся.

  2. Определить место лыжной подготовки в учебно-воспитательном процессе школы.

  3. Представить результаты деятельности учителя по популяризации лыжного спорта.

Глава 1. Влияние лыжного спорта на здоровье обучающихся

    1. Гиподинамия и ее последствия

Гиподинамия – низкая двигательная активность, это не болезнь, а неправильный образ жизни, который приводит к различным заболеваниям. Малоподвижность свойственна не только взрослым, но и детям, что особенно опасно. Она очень негативно влияет на работу сердечно-сосудистой системы. Снижается тонус сосудов, ослабевает работа сердечной мышцы. Замедляются метаболические процессы.  Вследствие этого, нарушается обмен веществ, уменьшается основной обмен, клетки плохо снабжаются питательными веществами. Уменьшается общий тонус организма, и как результат, снижается трудоспособность. Снижается и мышечный тонус организма, соответственно, человек становится слабее.

Если для взрослых гиподинамия вредна, то для детей она просто опасна. Гиподинамия у ребенка:


  • задерживает формирование организма,

  • вызывает нарушение осанки и деформацию позвоночника,

  • отрицательно воздействует на развитие опорно-двигательного аппарата,

  • нарушает работу эндокринной, сердечно-сосудистой систем,

  • нарушает половое созревание, а в дальнейшем может привести к дефекту репродуктивной функции,

  • ведет к накоплению избыточного веса у ребенка.


Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек.


    1. Положительное воздействие лыжной подготовки на развитие и укрепление функциональных систем организма человека

Прогулки и походы на лыжах доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшает общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Занятия лыжным спортом влияют на некоторые компоненты физической подготовки:


  • Функциональное состояние и здоровье сердечно-сосудистой системы. Вследствие вовлечения в работу большого количества мышц, лыжный спорт по праву считается одним из лучших видов спорта, улучшающих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Даже легкая прогулка на лыжах поднимает частоту сердечных сокращений (ЧСС) до 60-70% от максимума. Занятия лыжами по 20-30 минут в день 2-3 раза в неделю способствуют повышению насосной функции. Все это означает улучшение функциональной подготовленности сердечно-сосудистой системы и снижение риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

  • Выносливость. Это способность мышц противостоять утомлению в течение длительного периода времени. Скорость мышечного утомления обычно зависит от интенсивности упражнения. Лыжи – это великолепный метод тренировки выносливости множества мышц.

  • Сила. Лыжные гонки, и особенно коньковый ход, требуют от спортсмена достаточной силовой подготовки для развития мощных отталкиваний ногами и руками. Для поддержания плавного скольжения в коньковом ходе необходимы сильные отталкивания палками. Во время занятий лыжами в работу вовлекается большое количество различных мышц. Мышцы рук, мышцы плечевого пояса, грудные, дельтовидные и широчайшие мышцы получают полезную нагрузку во время занятий на лыжах. Также задействуются мышцы живота и спины, основные мышцы ног, включая четырехглавые мышцы бедер, бицепсы бедер, икроножные мышцы, отводящие и приводящие мышцы, камбаловидные и передние большеберцовые мышцы. Посредством занятий лыжами повышается их аэробная выносливость и сила.

  • Лыжи являются превосходным средством для сжигания лишних калорий.

Оздоровительное влияние лыжной подготовки определяется:

- благотворной обстановкой занятий (чистый морозный воздух);

- вовлечением в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц;

- активной деятельностью органов дыхания и кровообращения;

-возможностью легко регулировать нагрузку.

1.3. Способы предотвращения травм при лыжной подготовке

При занятиях любым видом спорта могут возникнуть травмы. Лыжный спорт может похвастаться тем, что является одним из наименее травмоопасных.

Хотя в лыжном спорте встречаются травмы: ушибы, повреждение суставов и связок, чаще нижних конечностей, значительно реже переломы, вывихи, ранения – но по сравнению с другими видами спорта в лыжном спорте травматизм встречается реже, чем в играх (футбол, хоккей), единоборствах (бокс, борьба) и гимнастике. Например, в отличие, от бега ударная нагрузка для суставов и связок при занятиях на лыжах минимальна. Среди видов лыжного спорта количество травм распределяется также неравномерно: значительно реже в лыжных гонках, чаще в горнолыжном спорте и прыжках на лыжах с трамплина.

При этом, на занятиях физической культуры травматизм можно свести к минимуму, если соблюдать некоторые условия. В процессе занятий на лыжах следует обращать внимание на метеорологические условия, оказывающие значительное влияние на организм школьника. Установлены нормы доступной температуры воздуха, при которой разрешаются занятия зимними видами спорта в различных климатических зонах. Например, для средней полосы европейской части страны нормы следующие: до -12º – -16ºC; тренировочные занятия и соревнования проводятся при силе ветра не более 6-7 м/с.

Ошибки и нарушения в подготовке мест занятий порой могут привести к травмам. Чаще всего это встречается, если не подготовлены спуски на учебно-тренировочных лыжнях, или не укатаны учебные склоны. Падение на плохо укатанном глубоком снегу, когда лыжи проваливаются и останавливаются, а лыжник продолжает двигаться, приводит к тяжелейшим травмам суставов и связок нижних конечностей. Наличие на склоне или под склоном посторонних предметов (камней, пней и т.д.) также может привести к неприятным последствиям.

Для исключения указанных ошибок необходимо очень тщательно проводить всю предварительную организационную и методическую работу. При составлении учебного плана, при выборе методики уделяю особое внимание следующим факторам:



  • физической подготовленности школьников,

  • вводной части урока и своевременной разминки,

  • подборе упражнений,

  • дозированию нагрузки,

  • текущему изменению состояния здоровья школьников.

Часто причинами травматизма могут быть и низкое качество спортивного инвентаря или плохая его подготовка к занятиям, изношенность скользящей поверхности, плохая подгонка креплений, несоответствие размера лыж росту учащихся и др. Своевременный и качественный уход за инвентарем способствует предупреждению травматизма. Нельзя недооценивать выбор и подготовку одежды в зависимости от условий климата и погоды. Это позволит избежать переохлаждений и простудных заболеваний. При этом необходимо учитывать не только температуру воздуха, но и его влажность, силу и направление ветра, а также наличие защищенных от ветра мест занятий. Одежда должна отвечать следующим основным требованиям: быть легкой и достаточно теплой, не мешать движениям лыжника, легко впитывать потоотделение и в то же время быть не продуваемой. Правильный выбор размера лыжных ботинок в значительной мере предупреждает потертости и обморожения.

Для того чтобы избежать травм, я следую следующим правилам:



  • освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует;

  • заранее подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.), крутизну склона выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности обучающихся (без выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев);

  • контролировать соблюдение обучающимися правил передвижения на лыжне и на спусках со склонов;

  • проводить разминку перед комплексом основных упражнений на лыжах.

.  

Глава 2. Место лыжной подготовки в урочной и во внеурочной деятельности
2.1. Лыжная подготовка на уроках физической культуры в 5-9 классах

Согласно ФГОС физическое воспитание в школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» на ступени основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.

Обучение лыжной подготовке при возможностях и правильной организации учебного процесса удовлетворяет всем выше перечисленным требованиям. Возможности для проведения уроков и внеурочной деятельности по лыжной подготовке в нашей школе имеются.

В школьную программу по лыжной подготовке включено обучение ходьбе на лыжах с палками и без них, поворотам на месте, спуске и подъеме по невысоким склонам, ходьбе попеременным, одношажным и двухшажным ходом; тренировочные занятия для учащихся старших классов на дистанции в 2 км для девочек и в 3 км для мальчиков, а также прогулки на лыжах.

Школьные программы основного звена планируют большой объем нового учебного материала в разделе «лыжная подготовка». В 5–6-х классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5–8-х классах, параллельно идет изучение способов подъема, спуска и поворота в движении, преодоления неровностей склонов и попеременного четырехшажного хода. При изучении и совершенствовании попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что, в свою очередь, существенно влияет на длину скользящего шага.

Отталкивание ногой должно быть направлено вперед-вверх, в момент его окончания голень, бедро и туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствии приводят к возникновению ошибок в других фазах хода: это слишком длинный и глубокий выпад, прогибание туловища при отталкивании, а также направление толчка преимущественно вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода, и незаконченный толчок. В этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет назад-вверх.

Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-м классе с бесшажного хода. Такой ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.

В начале обучения в 6-м классе главное – овладеть схемой движения в одновременном двухшажном ходе. Изучение хода обычно идет достаточно успешно. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе, учитель обычно обращает внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, преждевременная постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

В 7–8-х классах продолжается исправление ошибок, и параллельно начинается изучение одновременного одношажного хода – основной и стартовый варианты. При изучении одновременного такого хода может возникнуть несогласованность работы рук и ног.

Коньковый ход – новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают его. Главное при изучении конькового хода – освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

В 5–8-х классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором, а также изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движении. Важным этапом является преодоление неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.

Осваивая подъемы «полуёлочкой», следует сосредоточить внимание на кантовании отводимой лыжи – это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору.

Наиболее сложным для изучения в этих классах является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8-м классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9-м классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Переходы с хода на ход изучаются в этот год после повторения попеременных и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановить навыки в технике передвижения.

Я придерживаюсь определенной последовательности обучения лыжным ходам, которая наряду с упражнениями на лыжной трассе содержит имитационные движения, которые можно выполнять как на воздухе, так и в спортзале (Приложение 1). В этом я вижу универсальность лыжной подготовки, некоторую независимость от погодных условий.

При занятиях лыжной подготовкой обучающиеся, освобожденные от физической культуры по состоянию здоровья, не остаются без внимания, они всегда задействованы как на улице (если нет противопоказаний), так и в помещении (Приложение 2). Пребывание на свежем воздухе со всеми вместе, также оказывает положительное влияние на здоровье школьников.

Школьной программой в целях привлечения учащихся к еже­дневным занятиям физическими упражнениями (в том числе и лыжами) предусмотрены домашние задания для привития навыков самостоятельной работы. Особенно это важно в зимнее время, когда двигательная активность школьников уменьшается в силу ограниченных возможностей для занятий дру­гими физическими упражнениями.

Домашние задания по лыжной подготовке могут носить различный характер в зависимости от поставленных задач. Задание может быть дано всем ученикам класса; в этом случае оно служит продолжением учебной работы по лыжной подготовке и преследует цели:

1. Дальнейшее совершенствование способов передвижения на лыжах, изученных на уроках.

2. Повышение уровня общей работоспособности и развития физических качеств при передвижении на лыжах.

3. Подготовка к сдаче учебных нормативов по лыжному спорту.


Задания по совершенствованию техники способов передвижения на лыжах (ходов, спусков и поворотов в движении) и по развитию физических качеств могут носить и индивидуальный характер. Однако не следует давать задание по технике способов передвижения, недостаточно освоенных на уроках, которые ученики выполняют с ошибками. В этом случае во время домашних заданий без контроля учителя возможно появление ошибок, которые при многократном повторении могут закрепиться и их потом трудно будет исправить.

Естественно, полученные на уроке физкультуры навыки в передвижении на лыжах школьники могут закреплять и совершенствовать во внеурочной деятельности и дома, в рамках самосовершенствования и самоконтроля физического состояния организма.



2.2. Внеурочная деятельность в 5-6 классах и массовые мероприятия на лыжах

В нашей школе в рамках реализации ФГОС ООО в 5-6 классах осуществляется внеурочная деятельность «Подвижные игры» по спортивно-оздоровительному направлению. В планирование «Подвижных игр» включены игры с использованием лыж (Приложение 3).

Игры, состязания и подвижные игры на улице, в том числе и с использованием лыж, в широком спектре созданных игр занимают особое место по соревновательности, занимательности и эмоциональности. Они одинаково интересны школьникам как младших, так и старших классов. Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. В соревновании – этой специфической форме взаимоотношений в процессе совместной деятельности – дети сравнивают свои знания, умения, личностные свойства. Во время соревнований ученики, помимо соревнования, учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность школьникам реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков подготовки,  можно добиться повышения познавательного интереса учащихся к занятиям физической культуры, особенно к занятиям  лыжной подготовки.

В нашей школе уделяется особое внимание спортивным мероприятиям, где в приоритете массовость участия каждого класса. Это традиционные осенние марафоны, эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья» и лыжные забеги «Русь».

Ежегодно, на протяжении 6 лет, школа принимает участие в региональной военно-патриотической акции «Лыжный пробег», которая проводится в феврале-марте. Надо заметить, что каждым годом количество участников постоянно растёт. Если в 2011 году на лыжи встали, лишь 8 человек (только желающие старшеклассники), в 2012 году – 21 ученик (присоединились обучающиеся 5-9 классов), в 2013 году уже 114 обучающихся (присоединилась и начальная школа), в 2014 году – 275 человек, желающих встать на лыжи, а в 2015 году – вся школа 470 обучающихся (за исключением освобожденных, которые присутствовали в качестве болельщиков на трассе).

Каждый год меняется и маршрут лыжного пробега и форма его организации, но традиционно со словами напутствия выступает на торжественной линейке директор школы. Участникам выдаются маршрутные листы, с которыми они, совместно с учителями физической культуры, следуют на место старта. В 2011 году школьники прошли дистанцию 3 км по памятным местам: школа – памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ (центр города) – памятник воинам, погибшим в годы Гражданской войны (городской парк) – памятник воинам, жителям деревни Останково, погибшим в годы ВОВ – школа. В 2012 году данный маршрут был вновь пройден, но внесены коррективы. Во-первых: увеличена дистанция (в маршрут включили посещение места захоронения Е. Иванова – воина-афганца, выпускника нашей школы, погибшего при исполнении воинского долга в Афганистане). Во-вторых: к каждому памятнику обучающиеся школы возложили цветы и почтили память минутой молчания. В 2013 году разработанный маршрут прошли ребята 5-11 классов, а для начальной школы был разработан новый маршрут: круг (2 км) по лыжне у школы – памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Советская площадь). В 2014 году начальная школа повторила свой маршрут, но ещё и получила новую информацию об одном из Героев Советского Союза – Г.А. Пшеницыне, подготовленную членами патриотического клуба «Ермак». Для 5-11 классов маршрут был увеличен до 14 км – до деревни Шарна, на место захоронения выпускника нашей школы – Сергея Сироткина, погибшего при выполнении служебного долга в республике Афганистан. Данный маршрут прошли и школьные корреспонденты, десятиклассники, которые осуществляли фото и видеосъёмку, а затем сделали десятиминутный видеоролик в память о пробеге для школьного музея. По окончанию маршрута всех участников ждал горячий чай с бутербродами.

В 2015 году, в связи с 70 юбилеем Победы в ВОВ 1941-1945 гг. и с 85-летием школы было принято решение об изменении формы организации данного мероприятия. Был разработан новый маршрут, который включал в себя теоретическую и практическую части. Каждому классу (5-11) нужно было собрать команду 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек), распределить «роли» в соревнованиях (на каждой из 5-ти станций участвуют по 2 человека без повтора). Станции (время на каждой – 10 мин): стрельба (3 выстрела), автомат (сбор/разбор автомата на время), медицина (наложение разных видов повязок), история (ответы на три вопроса о Героях Советского Союза (наших земляках)), пожарная безопасность (вопросы и задания по ОБЖ), лыжный пробег (зачёт по последнему из команды) длиною (2-5 км). Была организована VIP-лыжня длиною 85 метров для всех желающих. По завершению данного мероприятия всех участников ждал горячий чай с запечёнными на костре сосисками. Команды-победители в каждой возрастной категории были награждены почётными грамотами и тортами.

Такие мероприятия носят не только спортивно-оздоровительный, но и воспитательный характер, прививают любовь к спорту, в том числе к лыжному.



2.3. Результаты работы педагога по популяризации лыжного спорта

Для популяризации лыжного спорта и двигательной активности в нашей школе созданы определенные условия: это и лыжная трасса, расположенная за зданием школы, и закуплен лыжный инвентарь для занятий одновременно с 30 обучающимися.

Проанализировав свою работу, я увидел, что позитивное отношение моих учеников к лыжной подготовке возросло. Это подтверждают данные, отраженные в следующих таблицах и диаграммах.

Из представленной диаграммы видна динамика успеваемости по лыжной подготовке в одном из классов, в которых я преподаю. Средний балл по классу увеличился с 4,3 до 4,8. Я с полной уверенностью могу говорить о том, что зимы и уроков по лыжной подготовке мои ученики ждут с нетерпением.

Также положительная динамика наблюдается и в активности моих учеников на различных соревнованиях:

Годы

Лыжный пробег «Русь»

Районные соревнования по лыжным гонкам

Кол-во всего участников

Кол-во моих учеников

Кол-во всего участников от школы

Кол-во моих учеников

2013

114

25

20

9

2014

275

66

25

12

2015

470

98

27

14

К положительным результатам своей работы по данному направлению отношу и результаты участия моих обучающихся в сдаче комплекса ГТО, где есть нормативы по лыжной подготовке:

Год

Кол-во человек, приступивших к сдаче норм

Кол-во об-ся, выполнивших норматив по лыжным гонкам

на золотой значок

на серебряный значок

2013

28

6

7

2014

31

9

9

2015

42

14

21

Одним из показателей правильно выбранного направления деятельности по продвижению лыжного спорта могу считать результаты опроса обучающихся:

45 % обучающихся выделили лыжную подготовку как один из любимых разделов физической культуры;

32 % − указали на то, что дома в выходные дни и после уроков катаются на лыжах (еще три года назад таких обучающихся было только 15 %).

На вопрос, что же для них лыжи, ответили:

- вид спорта, который пользуется популярностью в моей семье,

- развлечение в зимнее время,

- любимое занятие,

- помогает быть спортивным,

- это круто, очень люблю кататься на лыжах,

- веселье, развлечение и спорт,

- адреналин, отдых на природе,

- спорт на свежем воздухе,

- вид спорта, в котором нужно прикладывать немалые усилия, чтобы чего-то добиться.

Заключение

От лыжной подготовки на уроках – к домашним заданиям, а через них – к самостоятельным и внеурочным занятиям – вот путь, который позволит решить задачи гармоничного физического вос­питания, подготовки школьников к будущей профессии и обороне Родины.

Несмотря на положительную динамику результатов урочной и внеурочной деятельности по лыжной подготовке, есть еще над чем работать по профилактике низкой двигательной активности (гиподинамии). Любовь к урокам и занятиям на лыжах должна послужить стартом для самооздоровления и саморазвития школьников, а также привлечению семьи к лыжным прогулкам. Очень важно разъяснить родителям необходимость их личного участия в лыжных прогулках с детьми, так как собственный пример является наиболее действенным средством агитации и привлечения детей к систематическим заня­тиям на лыжах. Совместные прогулки, экскурсии с раннего детст­ва, а в дальнейшем, может быть, и туристские походы и соревно­вания детей и родителей несомненно привьют устойчивый интерес к занятиям на лыжах и будут во многом способствовать укрепле­нию и сохранению здоровья на долгие годы. Поэтому в план массовых спортивных мероприятий на 2015-2016 учебный год мы включили эстафеты на лыжах с участием родителей (Приложение 4).

Занятия на лыжах имеют большое оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение. Передвижение на лыжах способствует развитию всей костно-мышечной системы, органов кровообращения и дыхания. Усиливает обмен веществ, развивает силу, ловкость, выносливость, координационные способности, равновесие, воспитывает смелость, находчивость, улучшает пространственную ориентировку.

Разнообразные тренировки на лыжах позволяют ежедневно сохранять активность.

Вообще активные занятия физкультурой, а лыжи в частности, являются отличным антидепрессантом, т.к. лыжный спорт ведет к выработке гормонов радости – эндорфинов, что немаловажно в наше сумасшедшее время.



Лыжи – это ваш путь к здоровью и хорошей физической форме!
Информационные источники


  1. Барчуков И.С., Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. -М.:Академия, 2006

  2. Бутин И.М. , Лыжный спорт.-М.: Академия, 2000

  3. Жуков М.Н., Подвижные игры.-М.,2002

  4. Закатова И.Н., Социальная педагогика в школе.-М:1998

  5. Под редакцией В.Н. Коваленко. Руководство по кардиологии. Часть 1, 2008

  6. Ланда Б.Х., Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.-М.,2005

  7. Макарова Г.А., Спортивная медицина.-М.,2003

  8. Матвеев Э.М. Лыжный спорт: Учеб. для средних физкультурных учеб. заведений.

  9. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. –М.:Просвещение,1998

  10. План мероприятий по реализации в 2009-2015 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. (Утвержден приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 14 октября 2009 г. № 905):http://www.infosport.ru/strategiya/

  11. Письмо Минобразования России от 28.04.2003. № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений» http://spo.1september.ru/2005/06/24.htm

  12. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».

  13. Раменская Т.И., Специальная подготовка лыжника.-М.,2004

  14. Хрестоматия «Обучение и воспитание детей» «Группы риска». М.:1996

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897

  16. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 5. 2008

  17. Физическая культура в школе, № 2. 2008

  18. http://medforce.ru/Pediatriya/Opasnost-gipodinamii-dlya-deteie.html - Опасность гиподинамии для детей

  19. http://medbe.ru/news/meditsinskie-issledovaniya/gipodinamiya-opasnee-ozhireniya/ - Гиподинамия опаснее ожирения?




1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методическая разработка «Лыжная подготовка как средство профилактики гиподинамии обучающихся»

Скачать 224.01 Kb.