страница1/23
Дата29.08.2019
Размер1.74 Mb.

Межпоколенная трансмиссия практик самосохранности


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Приложение

к Положению

о выпускной квалификационной

работе бакалавров и специалистов

в НИУ ВШЭ
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социология
Кафедра анализа социальных институтов


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему


Межпоколенная трансмиссия практик самосохранности
Студентка группы № 434
Бессчетнова Е.В.

Руководитель ВКР

Профессор кафедры анализа социальных институтов;

кандидат наук


Рождественская Е.Ю.

Москва 2013


Оглавление


Введение 3

Проблема, цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования 10

Глава 1. Литературный обзор 14

1.2. Фактор индивидуально - психического влияния на практики самосохранности 20

1.3. Фактор семейного влияния на практики самосохранности 25

1.4. Фактор институционального влияния на практики самосохранности 31

Глава 2. Эмпирическое исследование практик самосохранности в нескольких поколениях 43

2.1. Описание методов исследования 43

2.2. Описание выборки 46

2.3. Методы анализа полученной информации 46

2.4. Результаты по пилотажному этапу 49

2.5. Отчет по полевому этапу 49

3.1 Результаты исследования 52

3.2 Категории, социальные действия, краткие комментарии: схематический анализ 52

1 54

2 68

3 77

4 86

5 95

6 102

3.3 Расшифровка таблиц 105

I.0. Образ жизни. Спорт. Активность  Образ жизни 105

II Питание 113

III Слежение за здоровьем. Болезнь. Посещение врачей.  Мониторинг здоровья 118

IV Вредные привычки 121

V Отдых. Нейтральный досуг 125

VI Традиции, ценности, воспитание 127

3.3 Выводы. 127

Заключение 131

Список литературы 132

Приложения 135

1. Гайд для старшего и среднего поколения 135

2.Гайд для младшего поколения 136

3.Транскрипты интервью 138



Введение


В современном мире тема здоровья и здорового образа жизни является мейн-стримом, так например, по кратким итогам выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения» было отмечено, что хорошее здоровье является одной из актуальных базовых ценностей для подавляющего большинства, столь же важной как образование и семья1.

Рассматриваемая работа в данном контексте, может представлять интерес не только в области социологии здоровья, социо-демографии, социологии семьи, но и для той ниши бизнеса, которая фокусирует свое внимание на увеличении прибыли за счет стремления населения к здоровому долгожительству.

Современная демографическая ситуация в России ставит перед нами множество вопросов, решение которых возможно на разном уровне. Прежде всего, речь здесь идет об урбанизации, миграции, старении населения, соотношении показателей смертности и рождаемости. Основные тенденции, которые мы можем наблюдать сегодня, рисуют отнюдь не самые благоприятные перспективы, впрочем, утопичные картины, вероятно, возможны только в сказках или моделях, сконструированных научным сообществом. Тем не менее, если рассматривать данные, представленные РОССТАТом на 2012г, можно отметить и положительную динамику показателей естественного прироста, однако, можно также утверждать, что она недостаточно высока. При том, что если предыдущие кризисы в демографической обстановке страны можно было объяснить войнами, репрессиями, голодом и другими социально-экономическими потрясениями, то сегодня объяснение низких показателей представляется более сложным занятием. В то же время, наряду с низкими показателями естественного прироста происходит увеличение миграционного прироста из других стран, которое покрывает численные потери населения. Об уровне дожития можно судить из данных распределения численности населения РФ по полу и возрастным группам: данные показывают, что до возраста 70 и более лет возраст дожития у мужчин вполовину меньше, чем у женщин2.

Возникает справедливый вопрос – почему динамика этих показателей высока и низка соответственно? Социо-демографы рассматривают группы факторов, которые, так или иначе, влияют на всю картину в целом, например: экономические факторы, фактор социальной защищенности, войны, фактор государственной защиты и поддержки института семьи и брака, фактор эпидемий. Что интересно, все эти факторы, как будто, неотделимы друг от друга. Экономический фактор можно отметить как базовый, в котором укореняются все причинно-следственные связи: известно, что во время экономического кризиса рождаемость снижается; это обусловлено ухудшением качества и количества питания, ростом цен на медицинские услуги, ухудшением материального положения и комфорта. Как правило, если экономическое положение страны ухудшается, то снижается уровень социальной защиты, патронируемый государством: в первую очередь, рост населения и улучшение качества жизни возможны только при наличии уверенности у населения в завтрашнем дне; кроме того, снижение уровня социальной защиты ведет к росту масштаба внешней миграции, а это ведет, опять же, к уменьшению численности населения. Фактор поддержки института брака и семьи также укоренен в экономическом факторе: при низком уровне жизни значительно вырастает доля абортов; так же здесь играет роль утраты ценностей семьи, которые государство не в состоянии пропагандировать на должном уровне. Эпидемиологический фактор следует отнести к институту здравоохранения, который, так или иначе, соотносится с рассмотренными ранее факторами: при значимой социальной защите населения уровень заболеваемости, что логично, должен снижаться, например. Интересное обращение к зависимости между экономическим ростом и состоянием здоровья можно проследить в статье А. Сена о связи между смертностью и экономическим ростом3. Ее важным результатом является то, что связь между экономическим ростом и смертностью не является однозначной̆. Это иллюстрируется примерами как обратной, так и прямой статистической зависимости между смертностью и экономическим ростом из истории Европы XX в. В последнем случае, можно было бы сделать вывод о том, что экономический рост отрицательно влияет на здоровье, поскольку предполагает увеличение трудовой нагрузки или экологические последствия. Сен же это объясняет социально-экономическими и организационными факторами, влияние которых на здоровье перевешивало влияние материального благосостояния.

В то же время, воспроизведение населения, поддержание стабильности некоторых показателей – это не только комплекс мер преодоления демографического кризиса, предусмотренный государством. Оно не может в корне изменить демографическую ситуацию в стране. То есть «кто как не мы сами» может позаботиться о нас самих?

Осознание значимости заботы о здоровье на индивидуальном уровне, очевидно, возникает не как рефлексия на результаты политики государства или общей демографической обстановки в целом, а на основании собственного мировоззрения, индивидуальных установок и ценностей. Такие неблагоприятные условия как: состояние окружающей среды, повышение требований к уровню профессиональной деятельности, стрессы, недостаток в активной двигательной деятельности, распространение вредных привычек, повышение стоимости медицинских услуг и др. – формируют у населения определенные стратегии поведения в области сохранения здоровья.

Таким образом, социо-демографы заинтересованы не только глобальными факторами в данном контексте, но также частными способами поддержания здоровья и, в частности, факторами деструктивного поведения, разрушающего здоровье. Для объяснения таких практик поддержания или разрушения здоровья мы вводим такие понятия как «самосохранность» и «несамосохранность».

Традиционно словари предлагают трактовку самосохранительного поведения как это сознательную систему действий и отношений, определяющих качество индивидуального и семейного здоровья, выражаемого через заболеваемость, временную нетрудоспособность, инвалидность и продолжительность жизни. При этом, эта система действий агрегируется посредством осуществления здорового образа жизни, выполнения медицинских предписаний и назначений, регулярного посещения лечебно-профилактических учреждений. Более того, стоит отметить, что формирование самосохранного поведения происходит за счет ценности здоровья. Наиболее важными факторами самосохранного поведения являются: сбалансированное, не избыточное питание, умение правильно отдыхать и достаточная физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессовыми ситуациями, планирование семьи, отсутствие вредных привычек4. В противоположность самосохранному поведению стоит деструктивное поведение или не самосохранное поведение, где установки индивида не предполагают здоровье как ценность.

Понятие «самосохранительное поведение» тесно связано с такими понятиями как «здоровый образ жизни» и «медицинская активность». Медицинская активность, согласно словарю «Экология человека», — это виды и формы деятельности людей, связанные с индивидуальным и общественным здоровьем, зависящие от общего уровня культуры, образования, психологической установки, условий жизни, конкретной социально-экономической и политической обстановки, и от других факторов. Она включает в себя деятельность отдельных лиц, групп, населения в целом, работу органов и учреждений здравоохранения по обеспечению населения лечебной и профилактической помощью5. Таким образом, можно утверждать, что здоровье является интегрирующим показателем биологических, социокультурных и экономических процессов.

Понятие самосохранности было введено в демографию как реакция на современные условия, где все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни. Исследования такого самосохранительного поведения возникли в начале 1970х гг. на Западе в рамках политики обеспечения здоровья (health promotion). Суть этой политики заключалась в замене пассивной роли медикаментозного лечения на осознание собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья6.

Отечественные же исследования начались в 1980х гг. А.И. Антонов, И.В. Журавлева, Л.С. Шилова, Институт социологии РАН и МГУ. Они разработали концепции самосохранительного поведения, а так же систему его показателей и комплекс факторов. По результатам их исследования была обнаружена сходная структура самосохранительного поведения у людей, живущих в противоположных климатогеографических поясах, имеющих разные культурно-исторические традиции и различные уровни физического здоровья. Однако, исследования самосохранительного поведения были прерваны очень скоро после своего начала7.

Сегодня исследования, посвященные самосохранительному поведению, популярны так же в парадигме эконом-социологического подхода, который дает ответ на многие вопросы в изучении проблем здоровья, и предлагает модели, позволяющие объяснять феномен здоровья и отношения к нему индивида и социума. Рассматривая здоровье через призмы теории капитала, социального статуса, образа жизни, концепции качества жизни, эконом-социологи приходят к уникальным выводам, которые мы рассмотрим далее в нашей работе.

С понятием самосохранительного поведения так же связано и понятие культуры самосохранения. И здесь социодемографы несколько отступают, давая нам поле для изучения отношения к здоровью уже на микро-уровне. Культура самосохранения ставит здоровье на передний план в личностной структуре жизненных ценностей, определяет активность в отношении к здоровью; исключение из жизни факторов риска заболеваний через грамотность и информированность позволяет нейтрализовать генетическую предрасположенность к заболеваниям, снабжает человека навыками поддержания здоровья и максимальной продолжительности жизни8. В данной работе мы находим актуальным изучение передачи паттернов самосохранности и несамосохранности от поколения к поколению в контексте семьи. Мы предполагаем, что отношение к собственному здоровью формируется на уровне личного мировоззрения и влияния семьи, семейных традиций, межпоколенного отношения к телесности. Как первичный социальный институт, семья воспитывает и передает практики самосохранности или несамосохранности как культуру. Поведение человека в отношении к своему здоровью опосредует влияние остальных факторов: при одинаковых экологических, социально-экономических, бытовых и прочих условиях жизни, при одинаковой наследственной предрасположенности люди, даже проживающие в одной семье (например, братья и сестры), чаще всего имеют разное здоровье. И это определяется различиями самосохранительного поведения, наличием или отсутствием вредных привычек, разным уровнем информированности и грамотности относительно рисков в сфере здоровья и степени активности его поддержания. Интересно в данном случае как влияние семейных практик сохранения и разрушения дифференцирует отношение, заботу в младших поколениях. Культура самосохранения является важным средством современного человека в защите своего здоровья. Ориентация на здоровый образ жизни в большей степени оказывает влияние на состояние здоровье индивида, позволяя зачастую нейтрализовать воздействие других факторов (наследственность, окружающая среда, положение на социальной лестнице и др.). Самосохранительное поведение соотносится с такими видами поведения, как контактное, образовательное, репродуктивное, потребительское, курительное, алкогольное и т.п9.

Говоря о культуре самосохранности, мы так же говорим о соматической культуре, которая, по сути, является синонимом. То есть, соматическая культура – это специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является поддержание и совершенствование телесной основы человека, его здоровья, формирование отношения к ним. Здесь реализуются возможности человека по воспроизводству и развитию биологической основы человека и общества, по поддержанию своего организма в надлежащих кондициях и его совершенствованию. Сюда входят: система здравоохранения; физическая культура в принятом смысле слова; специализированные составляющие комплекса соответствующих традиций, норм и обычаев (санитарно-гигиенических, касающихся питания, жилья, одежды и т. п.)10.

Обратим здесь внимание, что большинство авторов, толкующих понятие соматической культуры, всегда делают акцент на «положительных сторонах», но лишь вскользь обращают свое внимание на вредные привычки, отводя им отдельное место в проблематике здорового образа жизни. Так или иначе, употребление наркотиков, алкоголь, курение, переедание, например, имеют место в не самосохранительной культуре – обратной составляющей соматической культуры: для нас важен тот факт как подобные практики влияют на отношение к здоровью разных поколений в контексте межпоколенной семьи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23