Скачать 367.6 Kb.
Дата09.10.2019
Размер367.6 Kb.

Международно-правовые аспекты статуса Святых мест Иерусалима




Крылов Александр Владимирович, ведущий научный сотрудник Института международных исследований Московского государственного Института (Университет) международных отношений (МГИМО), доктор исторических наук [Тел.: +7-915-408-77-18; E-mail: avkrylov2004@mail.ru]
Международно-правовые аспекты статуса Святых мест Иерусалима
Регулярно канцелярия премьер-министра Израиля публикует списки исторических и религиозных памятников, которые причисляются к национальному и культурному наследию и достоянию еврейского народа. Так. Один из последних списков включает 37 географических точек.1 Значительная часть мест, обозначенных на прилагаемых к списку картах, находится на сирийских Голанских высотах, контролируемых ПНА районах Западного берега и в Восточном Иерусалиме. Это означает, что правительство Израиля сделало еще один шаг для укрепления своего присутствия и распространения израильской юрисдикции в тех районах, которые в соответствии с известными резолюциями СБ и ГА ООН, квалифицируются как оккупируемые территории. Решение израильского правительства о включении в реестр национального достояния новых районов, входящих в зону расположения святых и памятных мест для верующих трех монотеистических мировых религий, особенно в Восточном Иерусалиме, уже вызвало негативную реакцию в мусульманских странах и вновь напомнило международному сообществу о нерешенности проблемы статуса Святых мест Иерусалима, которая, как известно, является неотъемлемой составной частью затяжного ближневосточного конфликта.

Проблема правового статуса Святых мест Иерусалима уходит своими корнями к временам правления султана Сулеймана II Великолепного (1520-1566), прославившегося тем, что по его приказу была возведена вокруг Святого Города крепостная стена, сохранившаяся до наших дней. В годы правления султана Сулеймана II был восстановлены положения«Ахль аз-зимма» - законы Омара или свод предписаний, появившийся в эпоху первых праведных халифов (632-681) и предполагавший свободу отправления культа в Святых для христиан и иудеев местах, а также покровительство и внутриобщинную административную, судебную и религиозную самостоятельность в обмен на ряд ограничений и поражений в правах, которыми пользовалось мусульманское население Города. Известный русский дипломат К.М. Базили, прослуживший консулом в Бейруте с 1839 по 1853 гг., свидетельствовал, что турецкие власти в отношении Иерусалима, Иерусалимского и Набулусского санджаков руководствовались буюрульды (приказ), который обязывал местных правителей «прекратить все взыскания или другие, основанные на обычае, и всякое требование с монастырей и храмов иерусалимских, принадлежащих разным народам христианским и еврейским…. По объявлении сего, кто востребует с вышеупомянутых храмов, монастырей и поклонников малейшей дани, будет строго наказан».2 По мере того, как Османская империя приближалась к своему неминуемому распаду, небольшая, но стратегически важная территория Палестины, прежде всего из-за христианских святынь Иерусалима, на стыке XIX-XX вв. стала объектом геополитического соперничества ряда государств - Англии, Франции, Германии, Италии и России. Однако отношение к Святым местам оставалось неизменным. На Берлинском конгрессе в 1878 г. европейские державы подтвердили обязательство следовать принципу status quo. Такое положение сохранялось вплоть до поражения Османской империи в Первой мировой войне. 30 сентября 1918 г. турецкие власти объявили о капитуляции и отказе от всех арабских владений, в том числе и от Палестины, территория которой была оккупирована британскими войсками.

Мандат на Палестину, выданный Лигой Наций Великобритании в 1922 г., включал Декларацию Бальфура, которая предусматривала «создание в Палестине национального очага для еврейского народа» при обеспечении «гражданских и религиозных прав, существующих в Палестине нееврейских общин».3 С учетом значения Палестины для трех монотеистических религий Соединенное Королевство в соответствии с 13-м параграфом текста мандата взяло на себя всю ответственность в связи со Святыми местами, включая ответственность за «сохранение существующих прав», «обеспечение свободного доступа» и «свободное совершение богослужения», исключая управление чисто мусульманскими местами паломничества, неприкосновенность которых также гарантировалась положениями мандата Лиги Наций.4 Параграф 14-й мандата предусматривал создание особой комиссии для изучения, установления и определения прав и притязаний в связи со Святыми местами и прав и притязаний, относящихся к различным религиозным общинам в Палестине. Однако из-за трудностей, связанных с обострением отношений между арабской и еврейской общинами, эту комиссию создать не удалось, и ответственность за обеспечение порядка в местах, почитаемых верующими людьми, несло государство-мандатарий, которое сохранило устои, утвердившиеся еще в османский период.

Увеличение численности ишува (еврейская община Палестины) в связи с сионистской иммиграционной политикой привело к росту напряженности между двумя общинами, и с учетом значимости Иерусалима для обеих общин Город в годы с самого начала британского колониального правления превратился в очаг конфликта.

В августе 1929 г. в Иерусалиме произошли ожесточенные столкновения, поводом для которых стала Западная стена (Стена Плача) - основная святыня для верующих евреев, прилегающая к Харам-аш-Шариф или Святой Площади на Храмовой Горе, на которой расположены основные места поклонения мусульман в Иерусалиме. С одобрения Лиги Наций государством-мандатарием была назначена Международная комиссия «для определения прав и претензий мусульман и евреев в отношении Западной стены или Стены Плача». Комиссия в составе экспертов из Нидерландов, Швеции и Швейцарии находилась в Иерусалиме в 1930 г. в течение месяца, сделала следующее заключение: «Западная стена принадлежит исключительно мусульманам, и лишь они имеют право собственности на нее, с учетом того, что она образует составную часть площади Харам-аш-Шариф, которая является имуществом вакф».5

Мусульманам принадлежит также право собственности на мощеную дорожку вдоль Стены и на прилегающий к ней так называемый Маграбинский квартал, поскольку упомянутая собственность согласно законам шариата была преобразована в имущество вакф и предназначается для благотворительных целей. В заключении Комиссии отмечалось: «Предметы и принадлежности, необходимые для отправления культа, и/или другие такие предметы, которые евреи могут быть вправе помещать возле Стены либо в соответствии с положениями настоящего решения, либо по соглашению, которое может быть достигнуто между Сторонами; ни при каких обстоятельствах не будут считаться устанавливающими для них какого бы то ни было права собственности на Стену или на прилегающую к ней мощеную дорожку или же имеющими такое последствие…Евреи должны в любое время иметь свободный доступ к Западной стене для совершения своих религиозных обрядов ...».6 8 июня 1931 года решения Комиссии приобрели силу закона.

После трехлетней кампании массового неповиновения, начатой палестинцами в 1936 г. в знак протеста против еврейской иммиграции, государство-мандатарий учредило Палестинскую королевскую комиссию, председателем которой был назначен лорд Р. Пиль. С учетом непримиримых разногласий между национальными движениями арабов и евреев Комиссия заключила, что дальнейшее осуществление мандата не представляется возможным, и рекомендовала прекратить его действие. Комиссия также предложила разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Однако, учитывая священность Иерусалима и Вифлеема для всех трех религий, Комиссия предложила сохранить на основе нового мандата Лиги Наций опеку Великобритании над иерусалимско-вифлеемским анклавом, в котором находятся христианские Святые Места, и ведущим к морю коридором, заканчивающимся в Яффе.7 Реализации этого плана в определенной мере помешала Вторая мировая война, однако после ее окончания Англия отказалась от обязательств, предусмотренных текстом мандата и передала в 1947 г. вопрос о будущем статусе Палестины на рассмотрение ООН. К этому времени Город был втянут в орбиту набиравшего силу будущего арабо-израильского конфликта.

Учитывая неприемлемость для арабской и еврейской общин Палестины плана создания единого государства, ГА ООН приняла большинством голосов решение о прекращении действия британского мандата в стране и разделе ее территории на два независимых государства. Иерусалим, в соответствии с этой резолюцией, должен был стать городом со специальным международным режимом (corpus separatum), обязанности по обеспечению которого ООН возлагала на находящийся в ее ведении Совет по Опеке. Границы Города включали анклав (около 1% процента площади всей подмандатной Палестины). В состав Иерусалима, по плану ООН, входили территории Старого Города и прилгавшие к нему кварталы, включая соседние деревни и поселки, из которых наиболее удаленным к востоку был Абу Дис, к югу – Вифлеем, к западу - арабский в то время район Айн_Карим (Эйн-Керем), а также еврейское поселение Моца; к северу – Шуафат.8

Логичной и обоснованной представлялась на тот период схема обеспечения управления, порядка и конфессионального баланса в Святом Городе, предусмотренная резолюцией № 181/II ГА ООН.9 В соответствии с документом, одобренным большинством международного сообщества, «Город Иерусалим должен был стать частью системы международной опеки в соответствии с соглашением об опеке, которое установит, что управляющей властью в Городе является Организация Объединенных Наций».10 Однако эта резолюция так и осталась на бумаге. Арабские страны ее не признали, а израильское правительство настаивало на включении еврейских кварталов Иерусалима в состав государства Израиль. В результате боевых действий между Израилем и соседними арабскими странами Город оказался разделенным: Восточный Иерусалим (27% территории всего Города), включая большую часть Святых мест, перешел под управление Иордании, а западная часть Города (73%) контролировалась Израилем. Сложившееся по результатам первой арабо-израильской войны положение было закреплено в статье пятой иордано-израильского соглашения о перемирии от 3 апреля 1948 г.11 Около 64 тыс. арабов Иерусалима были насильственно перемещены из западной части Города на территорию, находившуюся под контролем иорданских войск. На территории Города, перешедшей под израильский контроль, осталось только 28 мусульман, 10 тыс. домов были покинуты арабами; 38 палестинских деревень были разрушены, а их население изгнано.12

Несмотря на раздел Города, ООН резолюцией № 194/III от 11 декабря 1948 г. вновь подтвердила, что в виду тесной связи иерусалимского региона с тремя мировыми религиями, ему должен быть предоставлен «специальный и отличный от остальной Палестины режим под эффективным контролем Организации Объединенных Наций». В соответствии с резолюцией была создана Согласительная комиссия в составе США, Турции и Франции с тем, чтобы «обеспечивать максимальную местную автономию для различных групп, совместимую с особым международным статусом района Иерусалима».13

Арабские страны были готовы признать ООН в качестве гаранта, обеспечивающего принцип международного статуса Иерусалима.14 Однако израильская сторона в официальном ответе Комиссии заявляла, что «по политическим, историческим и религиозным соображениям не может поддержать решение об установлении в Иерусалиме особого международного режима».15 В противовес решениям Согласительной комиссии израильские власти провели в феврале 1949 г. заседание Кнессета в Иерусалиме и официально объявили об открытии в Городе министерских представительств и других государственных учреждений. ООН указала Израилю на недопустимость подобных отходов от исполнения решений Организации.16

Принимая во внимание тот факт, что Израиль в этот момент еще не был членом ООН и, следовательно, его действия могли бы негативно отразиться на голосовании по вопросу о его вступлении в число стран-участниц международного сообщества, израильский представитель Абба Эбан сделал следующее заявление: «Правительство Израиля выступает в поддержку создания Организацией Объединенных Наций международного режима для Иерусалима, исходя исключительно из необходимости обеспечения контроля и защиты Святых мест, и выражает готовность сотрудничать с этим режимом. Оно также выражает свое согласие на введение международного контроля над Святыми местами в тех частях своей территории, которые расположены за пределами Иерусалима».17

Однако сразу после принятия Израиля в члены ООН в мае 1949 г. его правительство в категоричной форме бойкотировало все решения международного сообщества по Иерусалиму, в том числе и те, которые поддерживались им до 1949 г.18

Израильский премьер-министр Д. Бен-Гурион официально завил 13 декабря 1949 г., что контролируемая Израилем территория Иерусалима является не оккупированной территорией, а интегральной частью Государства Израиль.19 В феврале 1950 г. Кнессет провозгласил Иерусалим столицей государства Израиль. В апреле этого же году иорданский парламент принял решение о слиянии Иордании и Палестины (Западного берега р. Иордан) в единое государство, а также распространении юрисдикции Хашимитского королевства на Восточный Иерусалим. С этого времени Согласительная комиссия ООН, которая, кстати, до сих пор продолжает свою деятельность, занимается в основном вопросами беженцев и имущества, оставленного арабскими владельцами в Иерусалиме.

В период между 1949 г. и июньской войной 1967 г. население еврейского сектора Иерусалима увеличилось с 68 тыс. до 185 тыс. человек,20 что существенно изменило демографический облик Города, поскольку в его восточной части насчитывалось не более 46 тысяч человек.21 Раздел Города между двумя странами, находившимися в состоянии войны из-за закрытия границ, полностью подорвал положение status quo, обеспечивавшее веками свободный доступ представителей различных конфессий к Святым местам. Израильтяне были лишены возможности с 1948 по 1967 гг. совершать паломничество к Стене Плача и другим святыням иудеев в Старом Городе; сотни еврейских могил и исторических артефактов в этот период были уничтожены в Восточном Иерусалиме. Аналогичная работа по ликвидации следов мусульманского присутствия проводилась в западной части Города. Вопреки решениям ООН Израиль и Хашимитское Королевство безапелляционно отвергали введение интернационального управления в Иерусалиме, а также международного контроля над Святыми местами. Все усилия ООН установить международный механизм для устранения несоответствия между двумя фактически раздельными юрисдикциями в географически едином районе результата не имели.

23 января 1950 г. израильский парламент провозгласил Иерусалим столицей Израиля и приступил к переводу в Город своих государственных учреждений. Иордания также предприняла активные меры по распространению своей юрисдикции на Восточный Иерусалим и Западный берег. Ни одно государство мира не признало односторонних решений израильского и иорданского правительств. После убийства в 1951 г. короля Абдаллы I палестинским националистом иорданская сторона отказывалась вступать в переговоры о статусе Святых мест из-за опасения того, что эта тема реально могла способствовать росту антиорданских настроений в палестинской средена территории Королевства.22 В подобной обстановке вопрос о статусе Святых мест зашел в тупик.



Вопрос о Святых местах Иерусалима после июньской войны 1967 г.
Вслед за оккупацией Восточного Иерусалима в июне 1967 г., израильское правительство тотчас утвердило положение о расширении иерусалимского муниципального округа за счет присоединения к Западному Иерусалиму следующих районов восточной части Города: Старый Город, кварталы Сур-Бахир и Шейх Джарах, аэропорт Каландийя, гора Скопус и ее окрестности, а также район Шуафат. Общая площадь «объединенного Иерусалима» была увеличена на 71 кв. км и составила около 108 кв. км (38,1 кв. км до июня 1967 г.).23 86,5% (61 500 дунамов24 или 61,5 кв. км) этой земли было экспроприировано и конфисковано у арабов Восточного Иерусалима для развития и расширения еврейского сектора Города. Для нужд арабского сектора отводилось в пределах новых границ только 13,5% городской территории (9 500 дунамов или 9,5 кв. км).25 По данным ООН, мусульманское население Города сократилось сразу после окончания «шестидневной» войны со 130 тыс. до 60 тыс. человек.26 Муниципальный совет Восточного Иерусалима был распущен. Наконец, 27 июня 1967 г. правительство Израиля распространило свою юрисдикцию, законодательство и административную власть на восточную часть Города. Одновременно с этим Кнессет утвердил Закон об охране Святых Мест (текст Закона прилагается), в соответствии со статьей четвертой которого все вопросы, касавшиеся городских строений и участков, используемых в религиозных целях различными конфессиями, передавались в ведение израильского министерства по делам религий.

Пользуясь послевоенной неразберихой, израильские власти экспроприировали земельные участки в Иерусалиме, принадлежавшие мусульманскому населению и некоторым христианским представительствам. В частности, в Магрибинском квартале у Стены Плача были снесены бульдозерами 135 домов, в которых проживали 650 арабов. Некоторые постройки относились к числу исторических памятников. Древнее здание мусульманской женской гимназии, располагавшейся в этом квартале, было передано раввинатскому суду.27 Заметим попутно, что после войны 1967 г., используя разрыв правительством СССР дипломатических отношений с Израилем, притеснениям со стороны израильских властей подверглась Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Часть площадей в районе так называемого «русского места» в Иерусалиме перешла в распоряжение израильской мэрии Города. Значительная часть территории, принадлежавшая Горенскому женскому монастырю в Айн-Кариме (ныне - Эйн-Керем), была передана израильскому больничному комплексу «Хадасса». Часть площадей на участках РДМ в Яффе и Хайфе была экспроприирована под предлогом строительства городских транспортных развязок.28

Начиная с июня 1967 г. предпринимаются все меры, направленные на то, чтобы процесс присоединения Города к израильской территории приобрел необратимый характер. Существовавшее до 1967 г. почти равное представительство евреев и арабов было нарушено вследствие массового расселения граждан Израиля в Восточном Иерусалиме. В 2013 г. в западной и восточной частях Города насчитывалось 804,4 тыс. человек; из них евреи - 511,4 тыс. (63,5%), арабы – 293,0 тыс. (36,3%).29 Показатель прироста еврейского населения в Восточном Иерусалиме почти в два с половиной раза выше, чем в западной части Города.30 Сейчас в 20 еврейских кварталах и поселениях Восточного Иерусалима31 проживают 196,4 тыс. человек (38,4% всего еврейского населения Города).32 Увеличение численности израильтян только за последние пять лет составляет более 40 тыс. человек. При таких темпах роста, явно стимулируемого государственной политикой израильского руководства, уже к 2015-2200 гг. количество евреев может превысить численность палестинцев. Реализация плана Е-1 и прокладка уродующего архитектурный облик Города бетонного разделительного забора ведут, с одной стороны, к изоляции палестинского населения Города от районов Западного берега, находящихся под контролем ПНА, а с другой – к невозможности отрыва Восточного Иерусалима от государственных границ Израиля. Очевидно, что Израиль в ближайшей перспективе будет стремиться перевести всех палестинцев, проживающих ныне на территории, примыкающей к внешней стороне разделительной стены, на положение арабов - граждан Израиля. Все, кто не согласиться с этим, под любым предлогом будут вынуждаться к переселению за пределы т.н. «забора безопасности».

Действия израильского политического руководства вызвали резко негативную реакцию со стороны подавляющего большинства стран-участниц ООН. В резолюциях, принятых в июле 1967 г. на Пятой чрезвычайной специальной сессии ГА ООН, посвященной положению на Ближнем Востоке и рассмотрению мер, принятых Израилем по изменению статуса города Иерусалима подчеркивалось: «Меры, принятые Израилем по изменению статуса города Иерусалима не имеют законной силы».33 Генассамблея призвала Израиль к их отмене, подтвердив необходимость впредь «воздерживаться от каких-либо действий, направленных на изменение статуса Иерусалима».34

В связи с активизацией усилий израильских властей по изменению границ и правового статуса Города Совет Безопасности провел в мае 1968 г. серию заседаний, посвященных конкретно Иерусалиму. В резолюции № 252 Совет Безопасности единогласно осудил проведение 2 мая 1968 г. санкционированного израильскими властями военного парада, подчеркнув, что «все предпринятые Израилем законодательные и административные меры и действия, в том числе экспроприация земли и находящегося на ней имущества, ведущие к изменению правового статуса Иерусалима, недействительны и не могут изменить этот статус»35. Принимая это положение в качестве основы для определения окончательного статуса Иерусалима, ни одно государство мира, исключая Израиль, официально не признает Иерусалим столицей Израиля.

Ежегодно Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН подтверждают основное положение резолюции СБ № 252 о том, что «все законодательные и административные меры и действия, предпринятые Израилем, оккупирующей державой, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима, остаются недействительными».36

Несмотря на последовательное и принципиальное противостояние международного сообщества стремлению израильских политиков изменить статус Иерусалима, 29 июля 1980 г. Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, провозглашающий Город столицей Израиля и, соответственно, местом, где находятся резиденции основных государственных учреждений (текст Закона прилагается).

Законодательное решение Израиля, в соответствии с которым Восточный Иерусалим официально аннексировался, а объединенный Город объявлялся столицей Израиля, было твердо отвергнуто не только ГА ООН, но и влиятельными межправительственными организациями и авторитетными международными форумами.37

Так, международная Женевcкая конференция, проходившая в 1983 г. с участием представителей 117 государств, утвердила ряд принципов ближневосточного урегулирования данного вопроса, среди которых, в том числе, была выражена неприемлемость никаких принятых Израилем мер, направленных на изменение статуса Иерусалима.38 Аналогичные заявления, выдержанные в духе решений Женевской конференции, были сделаны правительствами СССР и США.39

Категорически не признают распространение израильской юрисдикции на Восточный Иерусалим страны, входящие в Европейский Союз. В заявлении, принятом Советом министров Европейского союза и одобренном несколькими другими европейскими странами, говорилось следующее: «Восточный Иерусалим регламентируется принципами, изложенными в резолюции 242 (1967) Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года, а именно принципом недопустимости приобретения территории силой, в связи с чем на него не распространяется израильский суверенитет».40 ЛАГ и ОИК также решительно заявляют о непризнании изменений, привнесенных Израилем в правовой статус Иерусалима.41

Израиль в категорической форме не признает применимость четвертой Женевской конвенции к территориям сектора Газа и Западного берега р. Иордан, включая Иерусалим, и утверждает, что все резолюции ООН, решения международных форумов и объединений в отношении арабо-израильского конфликта носят не обязательный к исполнению, а рекомендательный характер.42

Отсюда делается вывод, что на сегодняшний день не существует ни одного правового документа, который препятствует поселению евреев на палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим. Что касается резолюций ООН, то они не могу быть обязательными для исполнения теми, к кому они обращены. ООН может давать только рекомендации, а стороны, к которым эти рекомендации относятся, могут последовать им, только если они по отношению к ним правомерны и справедливы и не ущемляю их фундаментальных правовых основ.43

Отвечая на решения, принятые Генассамблеей и СБ ООН в отношении Иерусалима, бывший министр иностранных дел Израиля Абба Эбан утверждал, что «термин аннексия в данном случае абсолютно неуместен. Принятые Израилем меры направлены на интеграцию Иерусалима в административном и муниципальном плане и создают надежную защиту для Святых мест».44 После принятия Основного закона об Иерусалиме израильская дипломатия использует только один аргумент: «мы не даем советов должностным лицам других государств, что строить и как должны развиваться их столицы. Точно также, мы не принимаем советов и рекомендаций относительно того, что разрушать и что строить нам в своей столице».

После принятия Основного закона об Иерусалиме все расположенные в восточной части Города Святые места, независимо от того, какой конфессии они принадлежат, подпали под действие израильского Закона о Святых местах. Таким образом, любая деятельность (строительство, ремонтные работы, археологические раскопки, коммерческая деятельность, обеспечение паломников, обеспечение безопасности и правопорядка, снабжение религиозных представительств, водой, электричеством, рабочей силой и т.п.) требует постоянного согласования с израильским министерством по делам религий. Исключение составляет лишь Храмовая Гора (кроме Западной Стены, на которую распространяется полный израильский суверенитет). Как показывает действительность израильский Закон о Святых местах работает крайне однобоко, обеспечивая благоприятные условия для израильских религиозно-исторических памятников. В то же время представители других конфессий, особенно мусульманское население, ограничиваются или просто лишаются права на посещение Святых мест. Регулярно отмечаются также случаи осквернения христианских и мусульманских святынь.


Меры, предпринимаемые Израилем по изменению статуса Храмовой Горы
После оккупации Израилем Восточного Иерусалима Храмовая Гора, занимающая в Старом Городе 142 дунама (14,2 га), стала в прямом и переносном смысле краеугольным камнем преткновения и местом ожесточенного противостояния в арабо-израильском конфликте.

До настоящего времени Храмовая Гора45 и находящиеся на ней святыни ислама оставалась единственным районом Иерусалима, контроль над которым осуществляет Вакф, – мусульманский религиозный Совет. После оккупации Восточного Иерусалима по распоряжению командования израильской армии у вакфа были отобраны ключи от Магрибинских ворот, ведущих от Западной Стены к Харам аш-Шариф. Однако прежние полномочия вакфа на Храмовой Горе были сохранены, по всей видимости, из-за опасений вызвать непредсказуемую реакцию у мусульман всего мира.

В 1994 г. Израиль признал за Иорданией «историческую и культурную роль» в сохранении мусульманских святынь. В 9-ом пункте иордано-израильского мирного договора особо оговаривалось значение Хашимитского королевства как опекуна и хранителя мусульманских религиозных ценностей в Святом Городе. Как и в годы иорданской аннексии Восточного Иерусалима и Западного берега управление вакфом на Храмовой Горе контролируется Иорданией. Верховный муфтий Иерусалима М. Хусейн и имам мечети Аль-Акса И. Сабри являются подданными Иордании. Именно Иордания по сей день финансирует всю деятельность, связанную с содержанием и реставрацией мечетей и других памятников. Во многом это обусловлено тем, что шериф Мекки Хусейн и его сын Абдалла I, основатель иорданской королевской династии, почитаются в мусульманском мире как хранители мусульманских святынь Иерусалима. Оба, кстати, похоронены в Святом Городе.

Вместе с тем, как показывает действительность, далеко не все в Израиле были согласны с министром обороны Израиля М. Даяном, отдавшим сразу после оккупации Восточного Иерусалима приказ о снятии израильского флага с вершины Храмовой Горы и подтверждении полномочий мусульманского вакфа. Группа выпускников Раввинатского центра в Иерусалиме («Мерказ а-Рав»), среди которых выделялись раввины Йоэль Лернер, Моше Левингер, Исраэль Ариэль, Исраэль Фейхтвангер, Гершон Соломон и другие, создали разветвленную сеть организаций в целях установления в будущем еврейского контроля на Храмовой Горе. Некоторые крайне правые религиозные организации («Хашмунаим», «Поддерживающие Храм», «Фонд Храмовой Горы», «Движение Цеирей Цион» и др.), открыто начали пропагандировать идею восстановления «третьего иудейского Храма». За годы израильской оккупации исламские святыни на Храмовой Горе не раз осквернялись еврейскими националистами. В 1969 г. австралийский еврей, религиозный фанатик, М. Рохан совершил поджог в мечете аль-Акса в результате чего был уничтожен минбар (кафедра или трибуна в мечети, с которой имам читал пятничную проповедь со времен Салах ад-Дина).46

Попытки взорвать мечеть предпринимались в 1980 и 1981 гг. В апреле 1982 г. израильский солдат открыл огонь из автомата по молящимся в мечете «Куббат ас-Сахра»: одиннадцать арабов были убиты и сорок – ранены. В октябре 1990 г. члены организации «Поддерживающие Храм» предприняли попытку заложить камень в фундамент «третьего иудейского Храма», что привело к столкновениям между мусульманами и израильскими полицейскими на Харам аш-Шариф. Тогда погибли 20 палестинцев, 150 человек получили ранения. В сентябре 1996 г. при разгоне демонстрантов, протестовавших против решения израильского правительства открыть для посещения туристами подземный тоннель, проходящий на глубине 8 метров по мусульманскому кварталу в непосредственной близости от Храмовой Горы, были убиты 62 палестинца и 15 израильских солдат. Посещение А. Шароном Храмовой Горы в сентябре 2000 г. спровоцировало вторую фактически не прекращающуюся до сих пор интифаду. С этого времени израильские власти разрешают посещение «Харам аш-Шариф» лишь арабам – гражданам Израиля и резидентам Иерусалима; при этом мужчинам только тем, которые старше сорока лет.

Несмотря на объективно сложную обстановку в одном из эпицентров палестино-израильского конфликта, в 2003 г. министр внутренней безопасности Ц. Анегби своим распоряжением разрешил посещение Храмовой Горы туристами, в том числе израильтянами. Сейчас во многих израильских газетах или Интернет-сайтах, поддерживающих поселенцев, можно найти объявление следующего содержания: «Есть возможность присоединиться к группам, регулярно поднимающимся на Храмовую Гору. При восхождении полностью соблюдаются все законы Галахи».47 Некоторые израильские раввины такие, как, например, раввин Йегуда Эдри из организации «Движение за восстановление Храма» подвергают ревизии постановления мудрецов Талмуда о запрете для евреев восхождения на Священную Гору.48 По мнению ряда современных религиозных авторитетов, «этот запрет теряет силу, когда евреям дозволяется и даже предписывается нахождение в любой части Храмовой горы, включая место расположения Святая Святых, и, даже будучи нечистыми49, - если это необходимо для того, чтобы утвердить там еврейское господство».50 Комитет раввинов поселений Иудеи, Самарии (Западного берега), издал специальное обращение к верующим евреям, в котором, среди прочего, говориться: «Сегодня тот, кто хочет ощутить святость поднятия на Храмовую гору, может это сделать под руководством богобоязненных и компетентных раввинов…».51

По меньшей мере, несколько десятков организаций выступают за расширение израильского присутствия на Храмовой Горе. Среди них наиболее известными являются: «Движение за восстановление Храма», занимающееся в основном лоббированием в государственных инстанциях положения, вынесенного в название организации; «Движение к Горе Мория» проводит экскурсии и организует «сивув шеарим» - ежемесячные ритуальные хождения вокруг Храмовой Горы. Члены организации «Храмовая стража» дежурят в часы открытия Харам аш-Шариф для посещения и дают галахические советы израильским туристам. «Институт изучения Храма», объединяет раввинов и исследователей, старающихся доказать своими публикациями, что Храмовая Гора – исключительно еврейское ритуально-религиозное место. «Поддерживающие Храм» - организация сторонников раввина Гершона Соломона, которые с 2001 г. совершают попытки занести на Гору камень основания, символизирующий начало работ по строительству «третьего Храма». «Комиссия раввинов Храма», объединяющая религиозные авторитеты во главе с р. Довом Лиором из поселения Кирьят-Арба постоянно проводит заседания для обсуждения галахических вопросов, связанных с Храмовой Горой. «Женщины в защиту Храма» - движение, активистки которого ведут агитацию среди женщин в религиозных еврейских кварталах и убеждают их сдавать золотые украшения и монеты в фонд восстановления «третьего Храма». Организация «Хай вэ-Каям» («Жив и Существует») призывает верующих евреев, вопреки галахическим запретам, подниматься на Храмовую Гору и молиться на ней. «Лев Леум» («Сердце Нации») – светская организация сторонников идеи «третьего Храма», созданная членом Кнессета Ури Ариэлем.

Правительство Израиля также поощряет проведение археологических изысканий вблизи Храмовой горы у Магрибинских ворот или в тоннелях, расположенных под горой. Раскопки тоннеля вдоль западной стены Харам аш-Шариф были начаты уже в марте 1968 г. по инициативе Верховного Раввината и министерства по делам религии в целях обнаружения следов Второго Иерусалимского храма, разрушенного римлянами. Тоннель, который проходит через площадь у Западной стены, достиг 500 метров в длину и находится на глубине приблизительно 8,9 метра. В 1987 г. он был соединен с другим тоннелем, который достигает 80 метров в длину и проходит на глубине семи метров. В 1997 г. Б. Нетаньяху, будучи премьер-министром, дал распоряжение о расчистке тоннелей под Храмовой горой. Эти тоннели проходят вдоль исламских святых мест и под плотно населенным мусульманским кварталом, в том числе под несколькими историческими зданиями. В течение ряда лет в связи с этими раскопками неоднократно выражались протесты из-за того, что они воспринимаются как противоречащие святости места, а также из-за серьезных опасений в отношении прочности исламских памятников, особенно после появления трещин в стенах и частичного разрушения некоторых зданий. Выражались также опасения в отношении того, что тоннель обеспечивает прямой подземный доступ изнутри к мечетям Аль-Акса и Куббат ас-Сахра.

В феврале 2007 г. по рекомендации службы общей безопасности (ШАБАК) правительство Э. Ольмерта приняло решение начать ремонтные работы у Магрибинских ворот, вплотную прилегающие к мечети аль-Акса. Накануне выступлений палестинцев в знак протеста против начала строительных и одновременно археологических работ рядом с фундаментом мечети аль-Акса около 3-х тысяч израильских полицейских были стянуты к Старому Городу, заранее были установлены десятки контрольно-пропускных пунктов на путях движения мусульман к Харам аш-Шариф. Отсекая на подступах к Храмовой Горе жителей Западного берега и арабских граждан Израиля моложе сорока лет, израильские власти рассчитывали, что такие меры позволят избежать волнений после начала ремонтных работ. Однако опыт длительной оккупации подсказывал, что любые действия израильтян в Старом Городе, будь то археологические раскопки или строительные работы – это лишь предлог для расширения израильского контроля в районе сосредоточения Святых мест на Храмовой Горе. В сложившейся накануне начала ремонтных работ крайне напряженной обстановке столкновений избежать не удалось. Установленные на Храмовой Горе видеокамеры зафиксировали применение израильскими полицейскими шумовых гранат и слезоточивого газа; затем по палестинским манифестантам, которые пытались забаррикадироваться в Священной Мечети, был открыт огонь. Итог столкновений – около 60 раненых палестинцев и 15 израильских полицейских. Акции протеста прошли во всех палестинских городах Западного берега и сектора Газа. Многотысячная демонстрация против попытки Израиля нарушить «статус-кво» на Храмовой Горе прошла в Назарете.

Действия Израиля на Храмовой Горе вызвали резкое осуждение во всем мире. Под давлением международного сообщества муниципалитет Иерусалима принял решение прекратить строительные работы у Магрибинских ворот на подступах к Харам аш-Шариф. Однако премьер Э. Ольмерт, несмотря на негативное отношение некоторых своих коллег по правительственной коалиции, в том числе министра обороны А. Переца, объявил о том, что работы не прекращены, а лишь временно приостановлены.52

Сейчас Храмовая Гора напоминает островок, подходы к которому со всех сторон контролируются Израилем и за право обладания которым помимо Израиля и Иордании претендует также ПНА. Палестинцы хорошо понимают, что действия израильских властей по изменению статуса Храмовой Горы могут повлечь за собой потерю духовного и религиозного центра, что неизбежно сделает недееспособной идею палестинской государственности.

Проблема статуса Иерусалима и Храмовой горы лишь однажды обсуждалась на палестино-израильских переговорах. Это произошло в 2000 году на трехсторонней встрече между президентом США Б. Клинтоном, премьером Израиля Э. Бараком и лидером Палестинской национальной автономии Я. Арафатом. переговорах в Кэмп-Дэвиде, состоявшихся в период 11-24 апреля. По предложению Клинтона под суверенитет Палестины должна была бы перейти восточная часть Иерусалима, а над Храмовой горой распространиться суверенитет Израиля (над той частью, где находится Стена плача) и Палестины (над комплексом мечетей аль-Акса и Куббат ас-Сахра). Еще был вариант, по которому Израиль, сохраняя формальный суверенитет над территорией святых мест, передал бы их под фактическое управление (попечительство) Палестины. Эти переговоры завершились декларацией о намерениях продолжить их в дальнейшем, то есть провалом из-за требования израильской стороны построить в нижнем ярусе под Храмовой Горой некоего культового сооружения, что было воспринято палестинцами как попытка восстановления Храма.

На международной конференции и по Ближнему Востоку в Аннаполисе тогдашний израильский премьер Э. Ольмерт предложил следующее: проживающие в Старом городе палестинцы получают иорданское гражданство, а Иордания становится сувереном над мусульманскими святынями Храмовой горы. Исполнение этого плана должны контролировать Израиль, Иордания, Палестинская автономия, Египет и ООН. Этот план, необходимо отметить, встретил серьезную оппозицию даже в израильском обществе и политическом истэблишменте. Против такого решения вопроса об Иерусалиме резко возражали даже парламентарии от правившей в то время партии «Кадима».

На сегодня, помимо концепций двух суверенитетов – формального израильского и фактического палестинского - над Храмовой горой, существует также предложение о передаче всей полноты власти некоему межрелигиозному коллегиальному округу. Однако эксперты сходятся во мнении, что подобные проекты могут быть реализованы при непосредственном вовлечении в них военных и административных ресурсов международного сообщества, а против этого выступает как израильская, так и палестинская сторона. Одним словом, вопрос о статусе Иерусалима по-прежнему остается открытым.


Перевод с иврита
Закон об охране Святых мест



  1. Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения на них, а также от любых действий, способных воспрепятствовать свободному доступу верующих любых религий к Святым для них местам, либо оскорбляющих их чувства по отношению к этим местам.

  2. Любое лицо, совершающее на территории Святых мест оскверняющие действия, подлежит тюремному заключению на срок до семи лет.

  3. Любое лицо, совершающее действия, способные воспрепятствовать свободному доступу верующих любых религий к Святым для них местам, либо оскорбляющие их чувства по отношению к этим местам, подлежит тюремному заключению на срок до пяти лет.

  4. Министр по делам религий несет ответственность за исполнение настоящего Закона, и он вправе после консультаций с представителями различных религий, либо после рассмотрения поступающих от них предложений, а также с согласия Министра юстиции, издавать нормативные положения, касающиеся вопросов, связанных с исполнением настоящего Закона.

  5. Настоящий Закон вступает в силу в день его утверждения Кнессетом.

Закон утвержден Кнессетом 27 июня 1967 г. и опубликован в «Сефер а-Хуким» (Свод государственных законов Израиля) 28 июня 1967 г. Т. 499. С. 75.


Основной Закон «Иерусалим – столица Государства Израиль»


  1. Единый и неделимый Иерусалим - столица Государства Израиль.

  2. Иерусалим - место пребывания президента Государства, Кнессета, правительства и Верховного суда.

  3. Святые места будут охраняться от надругательства и повреждений; будут пресекаться любые попытки препятствовать свободе доступа представителей различных религий к Святым для них местам или задевать их чувства по отношению к этим местам.

  4. Развитие Иерусалима

а). Правительство будет осуществлять заботу о развитии и процветании Иерусалима и о росте благосостояния его жителей путем выделения специальных ресурсов, увеличения специальной ежегодной ссуды муниципалитету Иерусалима ("столичная ссуда") с разрешения финансовой комиссии Кнессета.

б). В своей деятельности государственные органы власти будут оказывать Иерусалиму особое предпочтение в вопросах хозяйственно-экономического развития и других вопросах.



в). Правительство создаст специальное учреждение или несколько учреждений для реализации этого положения.
Закон утвержден Кнессетом 30 июля 1980 г. и опубликован в «Сефер а-Хуким» (Свод государственных законов Израиля) 5 августа 1980 г. Т. 980. С. 186.

1 Реестр объектов национального достояния. Иерусалим: Канцелярия премьер-министра Государства Израиль, 2010. – СС. 22-23.

2 Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.: Академия наук СССР, 1962. - С. 97.

3 Полный текст Декларации Бальфура приводится в Краткой еврейской энциклопедии: Иерусалим, 1976. Т. 1. С. 286.

4 The Council of the League of Nations. Mandate for Palestine // Документ UNISPAL (Электронная база данных ООН по палестинскому вопросу) C.529.M.314.1922.VI.

5 Вакф - имущество, в соответствии с мусульманским правом, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные цели. В Палестине вакуфным имуществом распоряжался выборный Мусульманский Совет.

6 Report of the Commission appointed by His Majesty's Government in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, with the approval of the Council of the League of Nations, to determine the rights and claims of Moslems and Jews in connection with the Western or Wailing Wall at Jerusalem, December 1930 // Документ UNISPAL S/8427/Add.1.

7 Palestine Royal Commission ("Peel Commission") Report //Документ UNISPAL Cmd. 5479.

8 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181/II от 29.11.1947 //Документ UNISPAL A/RES/181(II)(A+B).

9 Там же.

10 Истоки и история проблемы Палестины, 1917-1988 годы. Организация Объединенных Наций: Нью-Йорк, 1990. - С. 116.

11 General Armistice Agreement between the Hashemite Kingdom of Jordan and Israel signed 3 April, 1949, at Rhodes // Документ UNISPAL S/1302 от 4 апреля 1949 г.

12 PASSIA Diary. Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs: East Jerusalem, 2009. - P. 394.

13 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 149/III // Документ UNISPAL A/RES/194 (III) от 11 декабря 1949 г.

14 United Nations Conciliation Commission for Palestine, Second Progress Report // Документ UNISPAL А/838 от 19 апреля 1949 г.

15 Ibid.

16 Removal to Jerusalem of certain Ministries and Central Departments of the Government of Israel. Resolution adopted by the Trusteeship Council at the eighth meeting on Tuesday 20, December 1949 // Документ UNISPAL Т/427 от 21 декабря 1949 г.

17 Official Records of the General Assembly, Third Session, Part II, Ad Hoc Political Committee, Summary Records of Meetings, 6 April -10 May 1949. - Р. 236.

18 До того как Израиль получил постоянный статус в ООН, он одновременно признавал резолюцию ГА ООН № 181/II в той ее части, которая предполагала создание Израиля, но фактически уклонялся от обсуждения практических вопросов, касавшихся Иерусалима. Однако, поскольку таких вопросов нельзя было избежать, Абба Эбан в своих расплывчатых ответах давал понять, что хотя Израиль и не устраивает концепция «интернационализации» Иерусалима, он все же признает, что «юридический статус Иерусалима отличается от статуса той территории, на которую распространяется суверенитет Государства Израиль» (Cattan H. The Status of Jerusalem // Journal of Palestine Studies. Vol.10. No 3, Spring 1981. - P.10.

19 PASSIA Diary… P. 394.

20 Краткая еврейская энциклопедия… С. 732-734.

21 Там же.

22 Палестинцы составляют две третьих всего населения Иордании и насчитывают около 2 млн. человек.

23 Statistical Yearbook of Jerusalem, 2007/2008, No. 23. The Jerusalem Institute for Israel Studies, 2008, Jerusalem. The Municipal Area of Jerusalem, 1952 – 1993. Table I/1; Jerusalem: the Strangulation of the Arab Palestinian City. Applied Research Institute – Jerusalem, July 9, 2005, P. 4.

24 Дунам – общепринятая в странах Восточного Средиземноморья, в том числе в Израиле и Палестине, единица измерения земельной площади. 1 дунам равен 1000 кв. метров.

25 The Status of Jerusalem…P. 21.

26 Ibid. P. 14.

27 До войны 1967 г. в Старом Городе Иерусалима не было ни одного еврея. Сейчас в Старом Городе проживают 3.1. тыс. евреев или 8,3 % всего населения религиозно-исторического центра (Israel Kimhi (ed.). The Upper Kidron Valley Conservation and Development in the Visual Basin of the Old City of Jerusalem. Jerusalem Institute for Israel Studies, 2010. – Р 49.

28 Краткая справка о российской собственности в Израиле и на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией.

После арабо-израильского конфликта 1948–1949 гг. по просьбе Советского правительства Израиль признал право Русской Православной Церкви на владение имуществом на израильской территории и той части территорий, которая была оккупирована Израилем в ходе войны. Трансиордания признала собственником русских участков и находящихся на них святынь Русскую Православную Церковь за рубежом (РПЦЗ). Такое же положение сохранилось после аннексии Израилем в июне 1967 г. Западного берега р. Иордан и Восточного Иерусалима. В настоящее время под попечительством РПЦЗ находятся участок в Гефсимании, женский монастырь на Елеонской горе, мужской монастырь преподобного Харитона Исповедника в Иудейской пустыне, а также Александровское подворье, переданное в 1969 г. западным (парижским) отделением ИППО иерусалимскому отделению Общества, которым сейчас руководит гражданин Франции Н. Воронцов.

Значительная часть российской недвижимости в Иерусалиме (в общей сложности 22 объекта) перешла в собственность государства Израиль в результате подписания 7 октября 1964 г. между советским и израильским правительствами соглашения, в котором оговаривались условия сделки.

После подписания между Израилем и Палестинской национальной Администрацией соглашений по Иерихону и Хеврону об установлении в этих городах и их окрестностях полного контроля ПНА (кроме израильских поселений) по решению Я. Арафата в 1997 г. расположенные здесь российские участки были переданы в ведение Русской Православной Церкви. Сейчас в собственности РПЦ в Израиле находятся следующие объекты: участок на ул. Пророков, 64 в Иерусалиме – 2,4 тыс. кв. м; еще один участок на улице Пророков, 50 – 1 тыс. кв. м; Горненский женский монастырь в Иерусалиме (точная площадь не установлена); участок в Яффе – 32 тыс. кв. м; участок – 1,6 тыс. кв. м. в промышленной зоне Хайфы; участок на горе Кармель в Хайфе – 6 тыс. кв. м; два участка в Назарете – соответственно 5,6 тыс. кв. м. и 595 кв. м; участок в арабской деревне Кфар-Кана (Кана Галилейская) – 4,9 тыс. кв. м; участок в арабской деревне Лубие – 3,7 тыс. кв. м; Магдальский сад и источник на берегу Галилейского моря – 43 тыс. кв. м; «Дом со сводами» в центре г. Тверия – 864 кв. м.



В октябре 1996 г. израильское правительство перерегистрировало на правительство России три объекта недвижимости в Иерусалиме, которые не были оговорены условиями нелепой с точки зрения практики международных отношений и упомянутой выше сделки от 7 октября 1964 г. Речь идет о здании РДМ, значительная часть которого арендуется мировым судом Израиля (общая площадь здания и прилегающей к нему территории равна 5,7 тыс. кв. м), а также здание Сергиевского подворья площадью 3 тыс. кв. м, (собственность ИППО). Участок у Дамасских ворот – 12 тыс. кв. м, оказавшийся на границе Восточного Иерусалима и западной части города, в силу своего стратегически важного расположения после 1967 г. был расчленен дорожными развязками и застроен заградительными сооружениями. Еще один участок, находящийся в Иерусалиме на пересечении улиц Кинг Джордж и Жаботинский, принадлежащий правительству Российской Федерации, был сдан в долгосрочную аренду местной фирме по обслуживанию авторпарковок.

29 Jerusalem: Facts and Trends. Jerusalem Institute for Israel Studies, 2013 . Р. – 7.

30 Sources of Population Growth in Jerusalem, by Population Groups and Statistical Areas, 2007. Jerusalem Institute for Israel Studies . -Table III//9.

31 Подробно о еврейских кварталах и поселениях в Восточном Иерусалиме см.: Крылов А.В. Израильские поселения на оккупированных арабских территориях (1967–2007 гг.) / Моск. гос. ин–т междунар. отношений (ун–т) МИД России. — М.: МГИМО–Университет, 2011. — С. 150-188.

32 Jerusalem: Facts and Trends… Р. -9.

33 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2253 и № 2254 // Документы UNISPAL A/RES/2253 (ES-V) от 4 июля 1967 г. и A/RES/2254 (ES-V) от 14 июля 1967 г.

34 Там же.

35 Резолюция Совета Безопасности ООН № 252 // Документ UNISPAL S/RES/252 (1968) от 21 мая 1968 г.

36 Там же.

37 США голосовали против резолюций № 476 и № 478, которые рассматривались Советом Безопасности в 1980 г. и признавали аннексию города незаконным актом. В 1992 г. в пятнадцатую годовщину «объединения Города» г. администрация президента Буша-старшего направило официальное поздравление израильскому правительству. В октябре 1995 г. Конгресс США проголосовал большинством голосов за решение о переводе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Решение основывалось на следующих аргументах: 1) каждое независимое государство имеет право установить его столицу в любой части своей страны; 2) Иерусалим de facto является столицей Израиля и резиденцией израильского президента, парламента, Верховного Суда и различных министерств, государственный институтов и учреждений. 3) Город был разделен с 1948 до 1967, но евреям не позволяли посещать их Святые места. 4) Город стал объединенной столицей Израиля, начиная с 1967, обеспечивая полную гарантию свободного доступа к Святым местам для верующих всех религий. Вместе с тем реализация этого решения блокируется до сих пор из-за неурегулированности палестино-израильских противоречий, в том числе и по вопросу о статусе Иерусалима. Посольство США в Израиля до настоящего времени располагается в Тель-Авиве.

38 Вопрос о Палестине. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2003. С. - 43-44.

39 Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, от 20 сентября 1982 года // UNISPAL /37/457-S/15403. Обращение президента США Р. Рейгана к стране от 1 сентября 1982 г. «The New York Times», 02.09.1982.

40Заявление, сделанное 28 февраля 1997 г. от имени Европейского союза председательствующей в нем страной (Нидерланды) по поводу решения правительства Израиля утвердить планы строительства в Хар-Хома и Джебель-Абу-Гнейме. Документ UNISPAL А/52/86 S/1997/181.

41 Коммюнике, опубликованное 23 февраля 1997 г. Генеральным секретариатом Лиги арабских государств для передачи в СБ ООН на имя Генерального секретаря и Председателя Совета Безопасности // UNISPAL А/51/808 S/1997/157; Заявление, опубликованное 3 марта 1997 г. Исламской группой Организации Исламская конференция для передачи в СБ ООН на имя Генерального секретаря и Председателя Совета Безопасности // UNISPAL А/51/817 S/1997/182.

42Типичным образцом израильской правоведческой литературы, нацеленной на доказательство того, что решения ООН не являются обязательными для исполнения Израилем, является следующая публикация авторитетно израильского правоведа Э. Герца: Hertz E. United Nations Resolutions. Myths and Facts, N.Y., 2007.

43 Abba Eban. Voice of Israel. New York: Horizon Press.1957. - Р. 45-47.

44 Сакер Г.М. История Израиля. Иерусалим: Библиотека Алия, 1992. Т. 3. - С. 324.

45 Справка о религиозном значении Храмовой Горы. Храмовая Гора (гора Мория или Ар а-Байт – на иврите; Харам аш-Шариф или Священная Площадь - на арабском яз.), расположенная в юго-восточной части Старого города, занимает особое место в религиозных представлениях иудеев, мусульман и христиан. Верующие трех монотеистических религий почитают Храмовую Гору как место, где расположен камень основания или краеугольный камень («Эвен штия» - на иврите; «ас-Сахра» - на арабском), на котором, по преданию, проходил Боготворческий процесс Сотворения Мира и первочеловека Адама (Быт. 1:26–31, 2:7–25, 3:1–24; Кор. сура 2, аят 28-29). На этом камне Авраам (Ибрагим) намеревался совершить акеду – жертвенное заклание сына Исаака, но был остановлен ангелом, ниспосланным Всевышним (Быт. 22:1-24). По Корану Авраам (Ибрагим) хотел принести в жертву своего старшего сына Исмаила (Кор. сура 37, аят 102-112), рожденного от рабыни Агарь (Хаждар) и ставшего родоначальником арабских племен. На Храмовой Горе праотцу Иакову (Якуб) привиделась во сне Лестница, соединяющая небо и землю – духовное и мирское начала (Быт. 28:12; Кор. сура 12, аят 4). Сюда царь Давид (Дауд) наказал принести Скрижали Завета с Десятью Заповедями, полученные Моисеем (Наби Мусса) от Бога на Синайской Горе (Исх. 20:1–17; Кор. сура 6, аят 155), и Скинию Завета – сакральное место постоянного и незримого присутствия Бога. Существует поверье, что Скрижали покоятся где-то в глубине земли недалеко от мечети Омара. По указу сына Давида царя Соломона (согласно Корану, Дауд и Сулейман относятся к пророкам Всевышнего, Кор. сура 6, аят 84) вершина Горы Мория была выровнена, и на площади был выстроен величественный Храм. Последний раз Храм перестраивался во времена царя Ирода Великого (правил с 37 по 4 в. до н.э.). В наши дни от него осталась только Западная стена («а-Котель а-Маарави» - или «Стена Плача») – главная святыня иудеев.

По преданию халиф Омар, отвоевавший в 638 г. у византийцев Иерусалим попросил местных христиан показать ему место расположения краеугольного камня, а, подойдя к святыне, провел молитву вместе с сопровождавшими его мусульманами и повелел построить здесь мечеть. Согласно кораническому преданию, пророк Мухаммед после смерти вознесся в небо на легендарном коне аль-Бураке с того места, где сейчас находится мечеть аль-Акса (Дальняя мечеть). Мечеть «Куббат ас-Сахра» (мечеть над Скалой или мечеть Краеугольного Камня), известная также как мечеть Омара, накрывает центр мироздания - вершину Горы Мория. Служители мечети обязательно покажут посетителю отпечаток руки Архангела Джибраила (Гавриила) который удержал каменную глыбу на земле и не дал ей подняться в небеса вместе с пророком Мухаммедом. Помимо двух главных мечетей на территории Храмовой Горы находятся еще около сотни построек, в основном мамлюкского и османского периодов. Для христиан Храмовая Гора – тоже Святое Место, поскольку здесь неоднократно бывал и проповедовал Иисус Христос (Лук. 2:41-52).



 Эмир Саллах ад-Дин в 1187 г. отвоевал Иерусалим у крестоносцев

46 Эмир Саллах ад-Дин в 1187 г. отвоевал Иерусалим у крестоносцев.

47 См., например, сайт раввина Аарома Шмулевича: http://avrom.livejournal.com

48 Спустя пять столетий после разрушения Второго Иерусалимского Храма римлянами в 67 г. законоучители Талмуда сошлись во мнении, что посещение Храмовой Горы является грехом, так как никто не знает, где находилась Скиния Завета, доступ к которой был дозволен только Первосвященнику и только раз в году. Поэтому у евреев появился обычай молиться у внешней стороны стены разрушенного Храма (Западной стены или Стены Плача). Даже когда в соответствии с Норвежскими соглашениями в середине 1990-х годов Храмовая Гора была открыта для посещения всем желающим, большинство ортодоксальных евреев хранили верность сложившейся традиции и продолжали молиться за пределами Храмовой горы.

49 Под «нечистыми» подразумеваются израильские туристы, которые в силу запрета, наложенного Вакфом, не имеют права молиться на Храмовой Горе и облачаться во время восхождения в ритуальные иудейские облачения.

50 «Вести» (Израиль), 07.09.2000.

51 Газета Комитета раввинов поселений Иудеи и Самарии «Дарка шел Тора», 1997, № 560.

52 Cabinet Meeting Press Release, 11.02.2007. Интернет-сайт канцелярии премьер-министра Израиля: http://www.pmo.gov.il/PMOEng/Archive/Cabinet/2007/02/govmes110207.htm