Скачать 106.88 Kb.
Дата19.11.2018
Размер106.88 Kb.

Мдоу №157 г. Тверь Формирование осознанной потребности дошкольника в двигательной активности



Бельская Людмила Анатольевна,

инструктор по физическому воспитанию

МДОУ №157 г.Тверь

Формирование осознанной потребности дошкольника в двигательной активности
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения», – А.В. Луначарский.

Эти слова стали наиболее актуальны в наши дни.

Главное внимание мною уделяется физическому развитию ребенка, а обучение идет вслед за развитием. Когда развитие двигательных качеств достигает оптимального уровня, освоение двигательных действий намного облегчается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Физическое воспитание дошкольника – это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Разработанная мною программа «ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ В ИГРЕ – К ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТЕ» - ориентирует педагога на изучение современных достижений отечественной науки и практики дошкольного воспитания, формирование самостоятельности мышления и творческого подхода к профессиональной деятельности педагога по физической культуре.

Данная программа составлена в соответствии с профессиональными требованиями, предъявляемыми к педагогу сообразно целям и задачам отечественной оздоровительной физической культуры дошкольника.

Двигательный опыт детей дошкольного возраста еще мал. Мышцы туловища и конечностей находятся еще на стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок и учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами. Потребность в движениях у детей этого возраста очень высокая. Именно с этого периода необходимо начинать формирование потребности в занятиях физическими упражнениями. Именно здесь должна найти применение концепция развивающего обучения.

Дошкольный возраст - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становлении личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, а также формировать осознанную потребность дошкольников в двигательной активности.

Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладывается интерес к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивной деятельности.

Главной целью раннего обучения и воспитания детей в группах общей физической подготовки является формирование основ здорового образа жизни, его укрепление здоровья.

Комплексный подход в формировании и освоении у детей дошкольного возраста одновременно с физическими, психическими и нравственными качествами, объединен в одну цель "ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ В ИГРЕ – К ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТЕ».



  • В соответствии с данной целью формулируются задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать двигательные умения и навыки.

  • Содействовать овладению ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

  • Формировать навыки обращения со спортивным инвентарем.

Воспитательные:

  • Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.

  • Воспитывать разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Оздоровительные:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма).

  • Всестороннее физическое совершенствование функций организма.

  • Повышение работоспособности и закаливание.

Развивающие:

Сформулированные ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка дошкольника.

Дети младшего возраста (с 4 лет) увлекаются самим процессом движения, не проявляя большого интереса к результатам своих действий. В подвижных играх малыши, прежде всего, находят отражение той жизни, которой живут взрослые и животные (прыгают как зайчики, воробышки). Отсюда и желание ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, навык движений отрабатывается по мере вживания в образ. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр для детей этого возраста носят сюжетный характер.

Пятый год жизни ребенка является важным этапом на пути его к школе. Постепенно к середине учебного года материал, который дети должны усвоить, усложняется, физические нагрузки повышаются. Совершенствуется координация движения, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях и играх. В теоретической части программы даются основные названия физических упражнений, выраженных специальными терминами; знакомство детей с процессами, происходящими в организме под воздействием разучиваемых упражнений, о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; изучаются правила формирования осанки. На занятиях используются как образный характер движений, так и познавательная сфера развития движений в игровой деятельности, сюжетные и бессюжетные игры и упражнения, развивается творческая деятельность ребенка, осуществляется индивидуальный подход в развитии физических качеств; усваивается навык по регулированию эмоциональных настроений в процессе игры и физкультурных занятий.

Физическое воспитание детей шестилетнего возраста приобретает качественно новые черты, в результате которых активно развиваются двигательные и физические способности. В теоретической части программы для детей этого возраста предусматривается знакомство с результатами влияния физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья; умение самостоятельно выявлять работающие группы мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнениях и подвижных играх; даются понятия о физических качествах (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; знакомство с правилами самостоятельного выполнения комплексов упражнений на развитие физических качеств, коррекцию осанки и походки. Предусматривается знакомство и обучение использования закаливающих процедур для поддержания достойного внешнего вида.

В процесс обучения движениям включаются упражнения с ведущей ролью зрительного и слухового анализаторов, их функциональный смысл и направленность воздействия на организм при этом используется и совершенствуется спортивная терминология. Изучаются правила предупреждения травматизма, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Осуществляется контроль над режимом нагрузок по внешним признакам и самочувствию детей; контроль за правильностью выполнения физических упражнений и проводится тестирование физических качеств обучающихся.

У детей этого возраста появляются устойчивые интересы к достижению не только личного, но и коллективного результата физического упражнения, подвижной игры. Это стимулирует развитие их моральных и волевых качеств, формирование навыков самоорганизации. На занятиях в игровой деятельности закрепляются и тренируются физические навыки. Своевременное развитие двигательных качеств важно и потому, что уже в следующем младшем школьном возрасте начинаются систематические занятия некоторыми видами спорта, основу которых составляют упражнения на ловкость, гибкость, силу, быстроту и др. Через подвижные игры дети шестилетнего возраста знакомятся с видами спорта (настольный теннис, баскетбол, гимнастика, акробатика, плавание, дзюдо и др.). В связи с этим программа включает в себя игровые упражнения с элементами этих видов спорта.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ

ПОДВИЖНЫХ ИГР.

В физическом воспитании детей и подростков подвижным играм принадлежит самое почетное место. Этот вид физических упражнений характеризуется привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психологическую сферу занимающихся. Ответные двигательные реакции и выбор правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяют широкое включение сознания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуются нервные процессы, увеличивается их сила и подвижность. Возрастает тонкость дифференцировок и пластичность функциональной деятельности.

В эмоциональной игровой деятельности воспитывается умение контролировать свое поведение, развиваются такие черты характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Игры содействуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенству – все эти качества могут успешно формироваться в занятиях с применение подвижных игр.

Чрезвычайно разнообразно образовательное значение игр. С их помощью развиваются различные двигательные качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки; двигательные качества проявляются все полнее и разнообразнее.

Двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. В связи с требованиями, предъявляемыми к человеку высоко автоматизированным трудом, особенно велико значение углубленного развития зрительно-двигательной координации и появление так называемой «ручной умелости».

Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

Значительное развитие в дошкольном возрасте получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обусловливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов.

Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У дошкольников оно не обладает большой устойчивостью. Дети не могут длительно сосредоточиваться в силу особенностей их нервной деятельности. В результате систематического целенаправленного воздействия со стороны педагога, а также активности самих детей значительно развивается произвольное внимание.

На данном возрастном этапе более развита память наглядно-образная, чем логическая.

Достаточно заметно происходит формирование личности: закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Занимаясь физическими упражнениями с дошкольниками учитываю особенности их эмоционального состояния. Они, как правило, с готовностью и интересом выполняют задания педагога, родителей, бывают очень внимательны, исполнительны, дисциплинированны, особенно когда занятия физическими упражнениями удовлетворяют их потребность в движении и игре.

Для развития волевых качеств (дисциплинированности, уверенности, настойчивости, выдержки, решительности и др.) в каждом конкретном случае подбираю упражнения достаточно трудные, но вместе с тем доступные.

Значительное развитие в дошкольном возрасте получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обусловливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов.

Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У дошкольников оно не обладает большой устойчивостью. Дети не могут длительно сосредоточиваться в силу особенностей их нервной деятельности. В результате систематического целенаправленного воздействия со стороны педагога, а также активности самих детей значительно развивается произвольное внимание. На данном возрастном этапе более развита память наглядно-образная, чем логическая.

Достаточно заметно происходит формирование личности: закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Занимаясь физическими упражнениями с дошкольниками учитываются особенности их эмоционального состояния. Они, как правило, с готовностью и интересом выполняют задания педагога, родителей, бывают очень внимательны, исполнительны, дисциплинированны, особенно когда занятия физическими упражнениями удовлетворяют их потребность в движении и игре.

Для развития волевых качеств (дисциплинированности, уверенности, настойчивости, выдержки, решительности и др.) в каждом конкретном случае подбираются упражнения достаточно трудные, но вместе с тем доступные.



  • Общеразвивающие упражнения (ОРУ)- разносторонне воздействуют на организм ребенка. Регламентация упражнений и точное регулирование нагрузки оказывают избирательное воздействие на различные группы мышц. Эти упражнения дают возможность их усложнения и комбинирования, применяются с предметами и без предметов, могут использоваться с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения для рук и плечевого пояса: упражнения на силу и гибкость;

упражнения для шеи и туловища;

упражнения для мышц живота;

упражнения для ног: мышц голени и стопы; для мышц бедра.



Наклоны: стоя на двух ногах – вперед, назад, в стороны, с различным исходным положением рук – на пояс, вверх, в стороны, одна вперед, другая в сторону; стоя на коленях – вперед, в стороны, назад; сидя ноги врозь вперед, в стороны.

Прыжки и подскоки – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивая предметы, смещая ноги вправо-влево, из приседа, разножка; толчком одной с ходу: со сменой ног.

Упражнения_с_предметами'>Упражнения с предметами: МЯЧ (диаметр 12, 18, 25 см), набивной;

а) передача мяча около шеи, туловища, под ногами, над головой – по одному и в парных упражнениях;

б) отбивы: однократные, многократные, со сменой ритма правой и левой рукой – по одному и в парах;

в) броски и ловля: низкие, средние, высокие (одной и двумя руками) – по одному, в парах, командой или группой;



С гимнастической палкой:

а) сидя – упражнения для рук, туловища и ног;

б) стоя – для рук и плечевого пояса;

в) лежа на животе и спине – для рук, ног, мышц живота и спины.



Упражнения со скакалкой, веревкой:

а) стоя – качание; махи – одной и двумя руками; прыжки – вращение вперед и назад;

б) сидя – обвивание вокруг тела;

в) лежа – для рук, туловища, ног.



Упражнения с обручем:

а) стоя – наклоны, махи ногами, равновесия, вращения прыжки в обруч как через скакалку; прыжки через обруч, лежащий на полу;

б) сидя – наклоны, махи;

в) лежа – для рук и плечевого пояса, для мышц голени и бедра;

г) для мелких мышц кистей рук – вертушки на полу.

Упражнения на гимнастической скамейке:

а) сидя – для рук и плечевого пояса, для ног;

б) лежа – для ног, рук;

в) стоя – для ног, для координации движений;

г) лазание, ползание, переползание, подлезание.

Упражнения на гимнастической стенке:

а) лазание;

б) упражнения в висе;

в) упражнения в упоре.



Упражнение парами с предметом и без предмета:

а) стоя: наклоны, махи, приседания;

б) сидя;

в) лежа;


г) акробатические элементы.


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Мдоу №157 г. Тверь Формирование осознанной потребности дошкольника в двигательной активности

Скачать 106.88 Kb.