страница1/8
Дата17.10.2018
Размер1.35 Mb.
ТипДиссертация

Магистерская диссертация


  1   2   3   4   5   6   7   8


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»



На правах рукописи


ДОННИК Ульяна Андреевна

Авторское «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах
Профиль магистратуры – «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Научный руководитель –

кандидат филологических наук,

доцент Т. Ю. Редькина

Вх. №______от__________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2018



Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..……3

Глава 1. Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста …………………9

1.1. Категория автора в трэвел-блоге…………………………………………9

1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда…………… 17

1.3. Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте…………………………………………………………......………31

1.4. Выводы………………………………………………………………........41

Глава 2. Речевые особенности воплощения авторского «я» в трэвел-блоге...43

2.1. Речевая разработка содержания в аспекте функциональных типов речи………………………………………………………………………...43

2.2. Оценочность как способ выражения субъективного начала……….…61

2.3. Речевые приёмы реализации функции воздействия на адресата….….75

2.4. Выводы……………………………………………………………………81

Глава 3. Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста………...……83

3.1 Трэвел-форум как информационно-коммуникативная среда………….83

3.2. Речевые средства выражения личностного начала:

жанрово-тематическая дифференциация трэвел-текстов…………...…91

Выводы…………………………………..……………....…………………….…98

Заключение …………………………………..…………………….………....…99

Список литературы…………………………………..…………………………104





Введение
Настоящая работа посвящена исследованию способов актуализации авторского начала в трэвел-блогах (далее – ТБ) и трэвел-форумах (далее – ТФ) как разновидностях трэвел-медиатекстов (далее – ТМТ). Путешествие связано с универсальной потребностью человека в новых впечатлениях и является неисчерпаемым источником познания. Выбор темы связан со стремительным развитием новых каналов коммуникации и массовым интересом к трэвел-текстам. Ввиду популярности путешествий увеличилось разнообразие источников информации о них в медиасреде: журналы, специализированные справочники, туристические буклеты, путеводители, блоги и форумы.

Актуальность работы. Сегодня массмедиа отражает клиповость мышления и коллажное восприятие действительности. Создание образа страны осуществляется посредством выбора из всей массы увиденного того, что будет интересно адресату. Индивидуальный взгляд на окружающую действительность в интернет-текстах трэвел-тематики представлен шире, чем в классических трэвел-журналах, что обусловлено мобильностью, простотой и доступностью трэвел-блогов и трэвел-форумов как коммуникативных технологий и сфер публичного коммуникативного пространства: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность поделиться личными впечатлениями в режиме онлайн. Тексты о путешествиях, представленные в трэвел-блогах и трэвел-форумах, с ярко выраженным личностным началом, создают широкий фон, на котором существуют медиатексты трэвел-журналов и других привычных типов изданий, в которых выражение авторского «я» должно соответствовать речевому облику издания, ориентированного на определенную аудиторию.

Авторский компонент проявляется в самом восприятии страны, поскольку в новой среде человек старается избегать использования стереотипов и даже разрушает их. Сама диалектика путешествия такова, что личный взгляд создаёт образ страны: во время поездки автор переосмысливает привычное представление о том или ином объекте (явлении) и делится полученным опытом с адресатом. Несмотря на то что путешественник в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии со своим замыслом, перед читателем он предстаёт как «человек частный»1, c индивидуальными взглядами и предпочтениями. Автор трэвел-блога и трэвел-форума может позволить себе быть самим собой и не проявлять сервильности как отождествления своих интересов с интересами аудитории, уделяя большее внимание тем аспектам, которые кажутся наиболее важными ему самому.

Несмотря на популярность трэвел-журналистики и немалое количество исследований, посвященных теоретическому изучению этой области, анализ особенностей воплощения личностного начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах пока не становился самостоятельным объектом исследования, что и определяет научную новизну данного исследования.

Массовость трэвел-текстов и их жанрово-тематическая дифференциация в интернет-пространстве позволяет потенциальному адресату найти такой текст, который соответствует его интересам, и такого автора, который будет ему близок как читателю, что способствует возникновению эффекта доверия: адресату становится легче идентифицировать себя с автором и представить себя на его месте. В этом случае автор-путешественник воспринимается как посредник в представлении страны и способен оказать существенное влияние на формирование ее образа в картине мира адресата, а также на отношение к ней.

В русле общей тенденции расширения поля трэвел-журналистики у авторов трэвел-блогов и трэвел-форумов появляются большие возможности, связанные с наличием обратной связи, благодаря которой автор может напрямую узнать, что интересует читателей. Возникает сложность самого объекта исследования: страна представляется как сложный, необъятный и принципиально «непотребляемый» объект (нет возможности её приобрести, попробовать на вкус или использовать каким-либо другим способом). Сложность страны как объекта представления порождает многообразие возможных сценариев ее отражения в тексте и делает особенно ценным личный опыт автора-путешественника в трэвел-блоге и трэвел-форуме.

В речевой репрезентации результатов познавательного процесса, одним из способов реализации которого является путешествие как социокультурное действие, отражаются общие принципы индивидуального восприятия мира человеческим сознанием. В результате один и тот же объект действительности интерпретируется по-разному в зависимости от картины мира каждого конкретного человека. Посредством анализа используемых языковых значений можно определить, каким образом автор структурирует и осмысляет полученный опыт путешествий. 2

Ввиду такой взаимообусловленности восприятия и языка, выбор того или иного способа выражения личностного начала в трэвел-блоге и трэвел-форуме мы связываем, прежде всего, с речевой стороной разработки содержания текстов.

Объектом исследования стали медиатексты трэвел-блогов и трэвел-форумов.

Предметом исследования являются речевые способы и приёмы выражения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах.

Трэвел-блог напрямую сопряжён с личностью автора: окружающая среда становится фоном для выражения субъективных наблюдений и мыслей. Роль автора имеет особое значение, поскольку именно от него зависит, какой будет незнакомая реальность в глазах читателя. Определяющими становится манера изложения и способ нетривиально подать информацию. Трэвел-блоги строятся на разных семантических структурах: личные впечатления во время поездки, информация об актуальном событии, отвлеченные авторские размышления. Трэвел-форум связан с удовлетворением утилитарных потребностей читателей, которые используют опыт других для планирования и облегчения собственного путешествия. Важность специфики авторского речевого поведения на просторах медиасреды в рамках нашего исследования определяется тем, что в трэвел-блоге читатель видит мир глазами одного автора, который не ограничен в средствах и способах выражения личностного начала, в то время как в трэвел-форуме автором является неограниченная совокупность пользователей, представляющих различные группы говорящих. Возможности выражения собственного «я» в трэвел-форуме в некоторой степени сужаются из-за регламентированных правил речевого поведения, которые установлены модераторами.

В нашей работе как центральную категорию мы рассматриваем трэвел-блог и отталкиваемся от того, что сам тип коммуникативной ситуации предопределяет более высокий статус трэвел-блогера, нежели пользователя трэвел-форума, чем и обусловлен наш подход к выявлению способов воплощения авторского начала в трэвел-форуме на фоне средств самовыражения в трэвел-блоге.

Цель исследования заключается в выявлении речевых особенностей выражения авторского начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах как разновидностях трэвел-медиатекста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:



  • дать общую характеристику трэвел-блогов и трэвел-форумов с учётом свойств медиатекста;

  • изучить научные представления о категории автора;

  • определить коммуникативную специфику блога и форума как медиасреды;

  • рассмотреть трэвел-блог и трэвел-форум в жанровом и предметно-тематическом аспекте;

  • проанализировать модели речевой разработки содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи;

  • определить особенности речевого поведения в трэвел-форуме;

  • выявить речевые приёмы воздействия на адресата в трэвел-блогах и трэвел-форумах.

Теоретическую базу работы составляют исследования в области: трэвел-журналистики (В.А. Шачкова, Т.Ю. Редькина, Е.Р. Пономарев, И.В. Показаньева, З. Бауман, Н.В. Маслова и др.); в области категории «образ автора» (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Н.С. Валгина, Н.К. Бонецкая, Л.Г. Кайда , Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Е.П. Почкай и др.); в области интернет-среды как коммуникативной практики (И.Г. Сидорова, И. В. Беспалова, Е.В. Какорина, Е.Г. Новикова, Е.А. Кожемякин, Н. Г. Асмус и др.); в области медиалингвистики (В.Г. Костомаров, Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, Т.Г. Добросклонская, М.Ю. Казак, Т.В. Шмелёва и др.).

Эмпирическую базу исследования составляют тексты трэвел-блога «Жизнь в дороге» Григория Кубатьяна (к анализу привлекаются тексты за 2014-2018 годы, а также - для вспомогательных целей - и более ранние материалы), и тексты Форума Винского на трэвел-тематику (за 2016 - 2018 годы).

Методы исследования. В процессе исследования использовались описательный, сопоставительный, функционально-прагматический, нарративный, коммуникативно-речевой, интенционально-стилистический методы. Кроме того, был использован метод наблюдения и обобщения для выбора, классификации и категоризации релевантных речевых фактов.

Структура магистерской работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна, указывается объект и предмет исследования, определяется цель, задачи, методы исследования, а также теоретическая база.

В первой главе, «Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста», содержится общая характеристика трэвел-блога как разновидности трэвел-медиатекста и изучаются существующие подходы к определению специфики его функционирования. Определяется роль автора и рассматриваются особенности информационно-коммуникативной среды трэвел-блога: выявляются возможности трэвел-текста на основании сочетания в них вербальных и невербальных компонентов. Помимо этого, рассматривается жанровый и предметно-тематический аспект в ТБ, статус автора в изучаемых трэвел-текстах.

Во второй главе, «Речевые особенности воплощения авторского “я” в трэвел-блоге», анализируется речевая разработка содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи, уделяется внимание специфике формирования оценочного суждения, анализируются речевые способы и приёмы воздействия на адресата.

Третья глава, «Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста», посвящена изучению специфики трэвел-форума как коммуникативной среды и рассмотрению различных речевых способов выражения авторского «я».

В заключении резюмируются результаты, полученные в ходе исследования, обобщаются способы воплощения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах, формулируются выводы.



Глава 1. Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста

1.1. Категория автора в трэвел-блоге
Феномен путешествия по-разному рассматривается исследователями. И.Т. Касавин путешествие связывает с приключением, которое отличается от событий повседневной жизни, и рассматривает его в контексте нарушения плавного течения человеческой жизни.3 По мнению современного философа и культуролога Б.В. Маркова, «жизнь – это путешествие, связанное с коммуникацией внутреннего и внешнего, своего и чужого, прошлого и будущего».4 И.Л. Беккер акцентирует внимание на путешествии как способе самопознания и приходит к выводу, что суть путешествия – это не столько физическое перемещение от места к месту, сколько духовное постижение чего-то нового и невиданного – гармонизирующего и выводящего на новый уровень сознания себя в мире.5

Путешествие может быть представлено не только в научной и художественной литературе, но и в медиа. Совокупность текстов массмедиа, посвященных путешествиям, а также соответствующую предметно-тематическую область журналистского творчества, принято называть трэвел-журналистикой.6Активное развитие новых каналов коммуникации увеличило процент желающих поделиться своим опытом путешествий, что определяет массовость публикаций на трэвел-тематику. В этом отношении для нас актуальными являются исследования современного медиапространства И.В. Показаньевой, которая определяет взаимосвязь между появлением новых форматов на медиаэкране и роста авторов, в том числе непрофессионалов, которые размещают материалы собственного производства.7

Востребованными способами получения полезной информации о путешествиях стали трэвел-блоги и трэвел-форумы, как коммуникационная среда, обладающая специфическими особенностями. В данной главе мы рассмотрим трэвел-блог (далее—ТБ) как разновидность трэвел-медиатекста (далее—ТМТ). Уточним, что в нашем понимании ТМТ является «такой тип текста СМИ, который появляется в результате совершенного автором путешествия и представляет страну (территорию) в совокупности характерных признаков (слотов фрейма «страна»): географическое положение, природный мир, народ, язык, нравы, обычаи и традиции, история и культура, государственное устройство и общественно-политическая ситуация».8

За любым ТМТ стоит конкретная личность автор, то есть, прежде всего, реальный человек. В. А. Эстрина отмечает, что категория автора – это определенный тип монолога в конкретном произведении.9 Особенностью воплощения категории авторства в ТМТ является неполное отождествление реальной личности и рассказчика, несмотря на то что создатель произведения в массмедиа стремится продемонстрировать обратное, чтобы казаться читателю максимально искренним и честным в своих рассказах о путешествиях. Ввиду того что автор осознанно относится ко всему, что наполняет его ТБ, конструирование им своего образа в соответствии с замыслом и прогнозированием реакции читателей следует воспринимать как обязательную интенцию при создании ТМТ.

Ещё в XIX веке развитие реализма как литературно-художественного направления создало эффект исчезновения автора из произведения. По причине того что роль повествователя (нарратора) зачастую отдавалась вымышленным персонажам, могло показаться, что непосредственно авторскому «слову» принадлежит лишь небольшая часть произведения — основные аспекты принадлежат самой жизни. Акцент в художественном произведении сместился в сторону выявления говорящего субъекта на каждом отрезке повествования, обнаружения авторских масок и различных точек зрения. Любопытным открытием в данном направлении было философское заключение о появлении произведения, которое «само себя рассказывает». 10Однако на постулат об исчезнувшем авторе вскоре возникла реакция. Прежде всего, она основывалась на том, что за каждым реалистическим произведением стоит автор, а значит его отсутствие - лишь иллюзия игры и взаимодействия авторских масок, рассказчиков и событий.11

Авторский аспект интересовал академика-филолога B. В. Виноградова, который считал, что присутствие автора «сквозит в художественном произведении всегда» и «весь вопрос в том, как этот образ реконструировать на основании его произведений».12 Разработанная им центральная категория «образ автора» подразумевала «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем». 13С образом автора исследователь связывал авторский стиль или авторскую «точку зрения» в художественном мире. Благодаря открытию B. В. Виноградова и трудам его современников (А. А. Потебня, В. Б. Шкловский, Р. Якобсон, Б. М. Эйхенбаум, М. М. Бахтин, Б.О. Корман) произошло разграничение автора как биографической личности и созданного им в произведении образа. Впоследствии категория автора стала изучаться как фундаментальная категория текстовой реальности, имеющая многоуровневые и многофункциональные проявления.14

Анализируя выше описанную концепцию, Н.О. Копытов отмечает тот факт, что категория «образ автора» рассматривается не только с точки зрения создания произведения, но и как явление в сфере его восприятия и интерпретации каждым читателем в отдельности. Адресат самостоятельно вычерпывает суть произведения, по-своему представляет себе автора и формирует к нему своё отношение. Конструирование образа автора зависит от конечного эффекта текста, который достигается путём усвоения творчества и реакцией на него, то есть является результатом сотворчества производителя речи и читателя. 15

Если В.В. Виноградов придерживался лингвостилистической концепции в трактовке образа автора, то М.М. Бахтин рассматривал категорию автора в литературоведческом плане с философским осмыслением проблемы творческого акта, где мотивы, ценности и чувства автора являются движущей силой произведения. По мысли М. М. Бахтина, даже если автор не обнаруживается в тексте так явно, как созданные им образы, адресат всё равно чувствует присутствие автора и находит его. При этом пишущий воспринимается как «автор-творец», или первичный автор, который находится «на границе создаваемого им мира», который он не должен разрушать, «ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость». Несмотря на то что «первичный творец» не принадлежит миру произведения, именно он является создателем «образа автора» (вторичного автора) и определяется самим Бахтиным как «творческая энергия», пронизывающая каждую деталь текста. 16

Актуальными для нашей работы являются выводы Н.К. Бонецкой, поскольку она рассматривает процесс восприятия текста в двух планах: с одной стороны, читатель следит за происходящим и самостоятельно формирует своё видение изображаемого мира, с другой стороны, читатель поддаётся влиянию авторского воздействия и воспринимает различные факты с его субъективными оценками, незаметно впитывает ту жизненную философию и заражается тем мироощущением, которые создаёт пишущий. Второй план восприятия составляет общение читателя с автором, а именно —с авторским «я», которое таится в глубине произведения. 17

Различная степень актуализации авторского начала в тексте нередко приводит к полному или частичному отождествлению образа автора с реальной личностью, которой принадлежит текст. В художественном произведении, несмотря на фрагменты с лирическими отступлениями, в которых автор выражает личное отношение к происходящему в тексте, его личная судьба нам неизвестна.18 В концепции М.М. Бахтина, автор как реальная личность в художественном произведении преображается в «автора-творца», который не обнаруживает своего прямого нахождения в тексте, а только наблюдает за своими героями, не вмешиваясь в их жизнь. Особенности восприятия позиции автора в мире художественного произведения, в котором образ автора не совпадает с личностью писателя, не могут быть автоматически перенесены на медиатекст.

В этом отношении для нашей работы особое значение имеет дихотомия категории «образ автора», сформулированная Г.Я. Солгаником, в которой автор — человек социальный и автор — человек частный.19Рассмотрим мнения современных исследователей относительного того, какая из этих граней преобладает в авторе медиатекста на сегодняшний день. С.С. Распопова считает, что в большинстве случаев пишущий выступает как человек частный и в качестве аргумента приводит особый тип его речевого поведения: отрытое выражение личных позиций по отношению к событиям, многообразное проявление авторского «я», открытую речь, приближенную к разговорной, обладающей характеристиками устной речи. Следует отметить, что такая речь берет свое начало на просторах Интернета, где она в основном обслуживает сервисы, блоги, форумы, чаты и т.д. 20 Несколькими годами позже исследователь в другой научной статье пишет о противоположном, выделяя автора медиатекста прежде всего как социального человека, однако с некоторым уточнением. В зависимости от степени проявления авторского начала (его «удельного веса»21) можно разделить медиатексты на авторские и коллективные. В таком случае интересующие нас ТБ будут относиться к авторским, что предопределяет наличие в них значительного текстового пространства для проявления авторского «я».

Отмечая обязательность социальной позиции для данной категории, текстов, Т.Ю. Редькина разрешает неоднозначность вопроса следующим образом: несмотря на уровень трэвел-текста (в непрофессиональном тексте в образе автора может не обнаружиться грань «человек социальный»), для читателя автор всё равно выступает как социальный тип, поскольку неречевые и речевые компоненты ТМТ формируются в соответствии с индивидуальным планом автора. Поясним, что под неречевыми характеристикам мы имеем ввиду: выбор страны и способа путешествия, достопримечательности, объекты инфраструктуры и т.д.22

Персонализация как отражение личного опыта автора, с одной стороны, и массовый характер текста, направленный на широкую аудиторию с различными взглядами, с другой стороны, определяет ТМТ как многоуровневое образование. Источником актуализации личного становится то общественное (социальное), что является в большей или меньшей степени доступным и открытым каждому. В таком случае, возможность автора вовлечь аудиторию в освоение и познание действительности, отражающей индивидуальное мировоззрение автора, свидетельствует о том, что «для читателей важен не столько образ автора, сколько сам автор как личность — его взгляды, устремления, его общественная позиция, его личностные качества, которые он может проявить только в диалоге с аудиторией».23

Субъективная обусловленность ТБ связана с идеей «нарратива», вошедшего в эпоху постмодернизма как «языковой акт», то есть вербальное изложение, которое предлагает инструкцию к пониманию произошедшего. Нарратив как «форму дискурса, через которую мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт для себя и для других» рассматривает и изучает Д. Шифрин. 24 Другими словами, нарратив становится «языком повествования» трэвел-блогера и определяется его индивидуальным восприятием. Во-первых, он проводит отбор элементов (слотов) фрейма «страна» из всего, увиденного в поездке, а во-вторых, сам прокладывает смысловую линию текста. Удачным нам кажется сравнение нарратива с линзами, «сквозь которые независимые элементы существования рассматриваются как связанные части целого».25

Тот факт, что в трэвел-блоге мы имеем дело с реальной личностью, вовсе не свидетельствует о полной тождественности образа трэвел-блогера и автора в реальной жизни. ТБ способствует самовыражению в медиапространстве, что накладывает некоторый отпечаток на пишущего и подталкивает его к поиску наиболее удачной для себя формы коммуникации. В зависимости от многих факторов (творческих способностей, тематики, целей) автор сам решает, каким будет наполнение его текста. В любом случае, каждый факт действительности в результате осмысления окрашивается личными эмоциями пишущего и содержит авторский компонент. По результатам проделанного анализа, нам кажется справедливым утверждать, что автор в трэвел-блоге как разновидности ТМТ в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии с замыслом, для чего отбирает только те компоненты, которые в совокупности будут способствовать эффективной коммуникации в медиасреде и смогут удовлетворить его потребность в самовыражении.

1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда

Термин «weblog» с применением игровой стратегии может быть осмыслен как предложение we blog, то есть «мы ведём дневник». Действительно, в основе блогерства как явления лежит потребность людей в общении и удовлетворении интересов, в поиске и обмене информации посредством ведения личного дневника. Как отмечает Е.В. Лазуткина, блоги в результате их широкого распространения переросли из средства межличностной коммуникации в массовую коммуникативную среду.26

Существует множество подходов к определению понятия «блог». Таковым считается сетевой дневник одного или нескольких авторов с датированными записями, расположенными в обратном хронологическом порядке. 27 Похожую трактовку предлагают Е.А. Баженова и И.А. Иванова, которые представили «широкий» и «узкий» подход к  изучению блога. Так, «блог в широком понимании — это сайт (или раздел сайта), содержащий датированные записи текстового и  мультимедийного характера, расположенные в обратном хронологическом порядке и открытые для чтения и комментирования. Блог в узком понимании — это сайт (или раздел сайта), содержащий датированные записи одного автора».28

Е.Г. Новикова рассматривает блог с позиций теории лингвистики: как «публичный, общедоступный, открытый, нелинейный, интерактивный, динамичный, полифоничный гипертекст, который создается при участии автора и активных читателей». 29 Построенный по принципу гипертекста, ТБ включает в себя не только сумму текстов, но их культурно-исторические коды, способы передачи и восприятия. В результате адресат сам выбирает ментальный «маршрут следования», то есть происходит смена линейного сознания человека на глобальное восприятие информации через образы новых медиа. 30 Одним из важнейших приоритетов массового пользователя становится возможность быстро реагировать на посты о путешествиях: комментировать и создавать ответы.

Блог является многофункциональной и гибкой средой коммуникативной деятельности. Л.Р. Дускаева рассматривает два направления коммунитарного начала в блогинге: во-первых, оно обнаруживается в сплочении и поддержании социальных связей, а во-вторых, блог позволяет общаться в удобном для каждого пользователя режиме.31 Исследователи Т.В. Евсюкова и Т.М. Гермашева отмечают уникальность блогов в их возможности быть «наедине со всеми», то есть сочетать личное и публичное.32 Таким образом, сам автор может выстраивать наиболее комфортную модель взаимоотношений с миром и людьми.

Существуют различные классификации блогов по разным аспектам. В типологии, предложенной М. В. Поздеевым33, для нашей работы актуальным является их разделение по авторству (в зависимости от численного состава):



  1. индвидуальные или личные – ведутся oдним лицoм, кoтoрый являетcя coздателем блoга;

  2. призрачные – ведутcя анонимно пoд пcевдoнимoм или oт имени другoгo лица;

  3. кoллективные – ведутcя группoй лиц в соответствии с определенными нормами (например, тематикой ресурса, статуса авторства и т.п.);

  4. корпоративный – ведётся сотрудниками одной компании.

Принцип организации индивидуального трэвел-блога обусловлен желанием автора получить признание потенциальных читателей и стать узнаваемым. Таким образом, трэвел-блогом мы будем называть личную страницу авторов, пишущих о путешествиях, состоящую из постов на заданную тему. Постом называется запись в блоге (от англ. “post” — вывешивать, расклеивать). Личностное начало обнаруживается в том, что автор сам задаёт структуру и стиль трэвел-блога, формирует контент в соответствии со своим замыслом. Коммуникативная специфика состоит в том, что автор в своих постах предстаёт перед массовым читателем не в образе надменного учителя, а в образе рассказчика, который готов поделиться полученными знаниями и впечатлениями. Функциональное взаимодействие с аудиторией посредством комментариев играет весомую роль в определении трэвел-блога как новой коммуникативной среды. Автор имеет возможность не только отслеживать реакцию читателей, но и выстраивать с ними обратную связь, вступать в диалог и тем самым увеличивать коммутативный потенциал ТМТ.

В современной лингвистике значительно вырос интерес к невербальным средствам коммуникации. Примечательно, что для медиатекстов не выработалось однозначного и общепринятого терминологического определения: одни исследователи используют термин "креолизованные тексты"34, другая группа учёных называют такие тексты «поликодовыми»35, вслед за Г.В. Ейгером и В.Л. Юхтом, которые впервые применили такое обозначение. В эпоху интерактивности, когда пользователь стремится тратить как можно меньше времени на обработку информации и для этого задействует всевозможные каналы восприятия, востребованными становятся те трэвел-блоги, контент которых представлен фотографиями в сочетании с короткими записями («Magnum Photos Blog»36) или же только изображениями без вербального компонента.

Поликодовость как имманентный признак медиатекста обусловлена тем, что он представляет собой сложную систему, использующую многообразные коды.37 Как правило, под кодом подразумеваются системы знаков различной природы – вербальных, графических, пространственных, визуальных, аудиальных. В современных условиях мультимедийное образование сочетает в себе вербальный текст и различные «семиотические элементы» (видео, фото, графика, заголовочный комплекс и т.д.), что в совокупности воздействует на читателя и облегчает процесс восприятия информации. Сложность поликодового текста заключается в его нелинейной организации, что в результате усиливает чувство реальности и создает «эффект личного присутствия». Способность современных электронных устройств транслировать адресату тексты большого объема приводит к тому, что по форме подачи материала ТМТ часто напоминают лонгриды, которые комбинируют вербальные и невербальные элементы.

В ТМТ фотография играет особую роль, поскольку его основной задачей является такое представление страны, которое вызовет у адресата желание посетить и узнать её как можно скорее.38 По мнению Ассоциации фотографов США (National Press Photographers Association), трэвел-фотография является не просто снимком, который документально фиксирует объекты, а фотографией, «которая выражает ощущение времени и места, запечатлевает местность и ее обитателей, культуру в ее естественном состоянии и не имеет географических границ». 39 Советский литературный критик Осип Брик в своей работе «Фото и кино» подчёркивает, что любой объект необходимо вписывать в реальную жизнь и рассматривать его как часть в общей структуре окружающей действительности, то есть ценность каждого иллюстрируемого объекта не в «его зрительных очертаниях», а в той функции, которую он выполняет в данной общественной среде». 40В ТБ фотография позволяет создавать иллюстрацию к истории, тем самым увеличивая воздействующий потенциал текста.

В результате интеграции вербальных и невербальных средств коммуникации в одном коммуникативном пространстве трэвел-блог можно рассматривать как гипертекст, который не предполагает линейного прочтения и характеризуется открытостью и множеством вариантов прочтения. Теги(#) как тематические метки позволяют читателям ориентироваться в тематике постов, а блогеру, в свою очередь, - определять популярность тех или иных меток, а значит — и востребованность тем постов. Теги обозначают название стран или городов, которые посетил автор (Абхазия, Китай, Мьянма, Севастополь); тематику поста (религия, экзотические профессии, животные, наука); локации (горы, крыши заброшенные места, кафе); способ передвижения (автостоп, мотопутешествие, велопутешествие); издание, в котором, возможно, параллельно напечатан материал (GEO, АИФ, МК, Discovery).

Помимо тегов ориентироваться помогает рубрикатор, который систематизирует весь корпус текстов: «Архив блога», «Популярное», «Обзоры» и т.д. С одной стороны, технические особенности организации информации способствуют расширению возможностей автора, а с другой — требуют от него не только умения писать, но и создавать полноценный медиатекст, который будет выделяться чем-то особенным на фоне других СМИ, пишущих о путешествиях. Например, в одном трэвел-блоге разработаны авторские путеводители и «лайфхаки» для путешествий, предоставляющие информацию о местоположении объектов в стране и полезные советы.

Таким образом, трэвел-блог предоставляет возможности для размещения материалов больших объёмов, нежели в печатных СМИ, а также способствует позиционированию автора как самостоятельного путешественника с индивидуально составленным маршрутом и, соответственно, своими целями и задачами.

Определение основных функций трэвел-блога сопряжено с выявлением специфики функционирования трэвел-медиатекста в рамках трэвел-дискурса. Поскольку смысловое наполнение текста формируется исходя из целей каждого конкретного автора, интенциональность как идею о «сплаве потребности, мотива и цели»41 следует воспринимать как одну из важнейших категорий исследования медиатекста. Следуя логике Л.Р. Дускаевой, в самом общем виде интенциональность определяется целью журналистской коммуникации — информирующим воздействием, однако с учётом множества дополнительных факторов конкретизируется и усложняется.42 Обязательной функцией ТМТ является информирование (просвещение), а функция убеждения и развлечения становятся факультативными. ТМТ как тип текста считается полиинтенциональным образованием и лежит на пересечение разных типов дискурса (научного, социального, рекламного и т.д.). 43

Говоря о целях и задачах, важно отметить отнесенность трэвел-текста к научно-популярной сфере, что определяет для него функцию просвещения как основную. Однако если для страноведческого текста характерно комплексное изучение географической картины мира и сообщение результатов научного путешествия как познания объективной действительности, то в ТБ текст о путешествии сопряжён с личностью автора и предстаёт перед читателем как субъективное произведение. В отличие от научного путешествия, субъективные впечатления автора и личная интерпретация чужой реальности играет в ТБ определяющую роль и способствует пробуждению воображения читателя, как и самого пишущего во время путешествия. Важность воображения и эмоций в ходе путешествия отмечал И. А. Гончаров: «Без приготовления, да еще без воображения, без наблюдательности, без идеи, путешествие, конечно, только забава». 44

По сравнению с научным путешествием фактическая составляющая ТМТ выглядит несколько редуцированной, поскольку ТМТ адресован массовому читателю и призван оказать воздействие на него. Этим фактором обуславливается изменение коммуникативной установки текста: помимо собственно познавательных функций появляются и другие. Сегодня просвещение читателя невозможно представить без элементов развлечения (инфотейнмента и интеллектуальной игры), которые используются как способ вовлечения читателя в происходящее. Если реализация функции просвещения дает повод рассматривать ТМТ с точки зрения научно-популярной журналистики, то реализация функции развлечения позволяет отнести ТМТ к текстам журналистики сферы досуга.45 Включение трэвел-текстов в сферу досуга также возможно благодаря тому, что путешествия, представленные в ТМТ, организуют социокультурную деятельность адресата и «являются сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах».46 Все охарактеризованные выше функции в той или иной пропорции, определяемой авторской концепцией, реализуются также в ТБ как разновидности ТМТ.

В результате осмысления теоретических основ трэвел-блогинга И.В. Показаньева приводит классификацию функции блогов о путешествиях:

1. Предоставление читателю данных о пункте назначения и о возможных способах времяпрепровождения (информирование);

2. Предупреждение о возможных опасностях и альтернативные рекомендации;

3. Советы по проведению досуга;

4. Ориентация в выборе направления путешествия и убеждение в его правильности выбора;

5. Формирование целостного образа того, куда направляется читатель;

6. Минимизирование неясности, которая может возникнуть на стадии

планирования путешествия;

7. Снижение рисков и неопределенности, связанных с планированием путешествия.

8. Повышение эффективности планирования путешествия.47

Поскольку блог предоставляет пользователю возможность реализовать множество потребностей, В.Л. Волохонский предлагает следующую классификацию функций: коммуникативная, самопрезентативная, развлекательная, функция сплочения, мемуарная (опосредованное общение с самим собой), рефлексивная (совершенствование идиостиля в процессе создания образа собственного «Я»), психотерапевтическая (достижение психологического комфорта за счет получения поддержки от читателей). 48

Диапазон задач трэвел-журналистики представлен более широким спектром: «Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи».49 Популярность ТБ как формы ТМТ можно объяснить также тем, что, как отмечают Л.П. Громова и Ю.Ю. Шуляк, рекреативная функция (а она всегда реализуется в ТБ) значительно усилила своё влияние в результате ускорения жизни, вследствие чего происходит «информационное перенасыщение» читателя, у которого возникает клиповое мышление.50Помимо этого следует отметить, что коммерциализация ТБ как разновидности ТМТ привела к тому, что трэвел-блог может содержать элементы рекламы и побуждать читателя к совершению каких-либо действий.

Некоторые исследователи выделяют фатическую составляющую как неотъемлемую и обязательную для ТМТ, а также связывают её с субъективной авторской интерпретацией и вымыслом. 51 Каждый факт действительности проходит через личный фильтр трэвел-блогера и наполняется новым содержанием, что может считаться основным преимуществом ТБ перед текстами традиционных трэвел-изданий: «Это мир через фильтр личного восприятия автора. Мир, каким его вижу я. Этого «я» порой не меньше, чем самого мира». 52 Отношение самих авторов к ТБ как к средству самореализации определяет вектор нашего исследования: при обнаружении личностного начала в тексте трэвел-блога акцент делается не на типовых, изначально заданных параметрах того или иного ТМТ, а на способах проявления в нем авторского компонента в каждом конкретном случае.

При этом нельзя не отметить особую роль путешественника в национальной самоидентификации людей, обращающихся к ТБ как к способу познания незнакомого мира. По мнению современного исследователя специфики трэвел-журналистики Н.В. Кривцова, важнейшей задачей автора является трансформация опыта «других», то есть соотнесение полученной новой информации о другой культуре с уже имеющимся багажом знаний у аудитории.53

В этом отношении Т.Ю. Редькина выделяет два типа читателей: одни расширяют свою картину мира посредством приобретения новых знаний и тем самым заполняют пустовавшие слоты, другие — углубляют свои знания и по мере необходимости корректируют их. 54Для последнего типа адресатов определяющей становится пресуппозиция как предварительное знание о каком-либо объекте или явлении, что подталкивает их к диалогическому восприятию текста. В результате такому читателю становится интересно сравнить индивидуальный опыт и собственные впечатления с авторскими, которые он находит в тексте. Помимо этого, распространённое непрофессиональное (обывательское) восприятие ТМТ приводит к формированию так называемого «символического зонтика», что подразумевает способность читателя воспринять связь между фактом действительности и авторским комментарием, который даёт собственную оценку увиденному и становится авторитетным источником информации для своей аудитории. 55

Изучение механизмов функционирования блогосферы в рамках трэвел-дискурса связано со спецификой коммуникативной среды, в первую очередь обусловленной желанием автора выделить собственное «я» и выразить себя как личность. В трэвел-блоге самопрезентация автора реализуется с помощью введения фрагмента текста, содержащего самохарактеризацию и выполняющего функцию знакомства с читателем.56 Так, например, в своём блоге «Жизнь в дороге» Григорий Кубатьян для знакомства с аудиторией актуализирует лишь ту часть информации, которая непосредственно касается его постов о путешествиях: «Дорогие друзья! Здесь находится архив моих заметок о путешествиях. Большинство из них было написано для GEO, Эха Планеты, АИФ, Всемирного Следопыта, Discovery и других изданий». 57 Однако самохарактеризацию, под которой мы понимаем презентацию социальных, профессиональных и личных качеств58, мы находим в отдельном посте «Моя трэвел-журналистика», представляющем череду событий, в результате которых автор сделал путешествия и создание текстов о них своей профессией. Ольга Салий в своем блоге, помимо приветствия, представляет также комментарий-характеристику своей страницы: «Блог о том, что вы можете гораздо больше, чем кажется».59

Профессионально-социальный статус автора может быть представлен эксплицитно, например с помощью гиперссылки «Обо мне» (трэвел-блог Ольги Салий). Поскольку такой информации нет на странице Кубатьяна, то определим его статус исходя из следующих соображений. Автор не является журналистом по образованию и в журналистику попал благодаря своим приключениям, которые начал впоследствии публиковать в журналах «Эхо Планеты», «Аэрофлот», «АиФ», «GEO» и др. За долгие годы путешествий объездил около 80 стран, посетил все континенты и является действительным членом Русского географического общества. Мы также обратились к альтернативным источникам информации («Клуб путешествий Михаила Кожухова»60), в котором автор позиционируется как путешественник, журналист и авантюрист. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Григорий Кубатьян попал в сферу трэвел-журналистики благодаря полученному опыту и желанию поделиться им с другими, поэтому трэвел-блог для него является платформой для самовыражения.

Обратим внимание на исследование И.В. Показаньевой, которая проводит границу между трэвел-блогером и трэвел-журналистом. Одним из главных отличий она считает аффилиацию с каким-либо СМИ, чем обусловлено следование заданию редакции и фильтрация материала в соответствии с установленными нормами. Таким образом, трэвел-блогер более свободен в своих действиях и руководствуется только личными мотивами. Как нам кажется, «внутренняя политика» автора в блоге во многом определяется характером конкретного путешествия: самостоятельное путешествие для удовлетворения духовных потребностей, туризм, пресс-тур, путешествие в рамках научного исследования, бэкпэкерство (путешествие «с рюкзаком» с целью приобретения опыта инкультурации). Более того, один и тот же материал может быть по-разному представлен в трэвел-блоге и в печатных СМИ. Для сравнения рассмотрим один и тот же фрагмент текста Кубатьяна о Вьетнаме в трэвел-блоге и журнале «GEO».

1.Трэвел-блог «Жизнь в дороге»: Интересно, если бы моя жена была вьетнамкой, купила бы она меня? Раньше вьетнамские девушки сами покупали себе мужей. Точнее – меняли их на быков. У живших в горах племен бык был основной разменной единицей. Такой замечательный покладистый муж, как я, наверняка стоил бы не меньше двух-трех быков. Очевидно, что автор выступает как частное лицо и использует вопрос как контактоустанавливающие средство.

2. Журнал «GEO»: «Вьетнамцы — отличные торговцы. Раньше девушки сами покупали себе мужей. Точнее, меняли их на быков. У горных племен эти животные считались основной разменной единицей. Ценность быка определялась размахом его рогов».

Как мы видим, в первом случае автор позиционирует себя как свободного путешественника и пропускает информацию через фильтр личного восприятия, во втором же случае автор предстаёт в роли корреспондента, и авторский компонент редуцирован.

В наши задачи не входит классификация ТБ по характеру сочетания интенций, которые активно применяются для анализа трэвел-изданий (информационно-познавательный тип ТМТ, информационно-популяризирующий тип ТМТ, информационно-рекламный тип ТМТ ).

Хотя некоторые трэвел-блогеры по праву называются трэвел-журналистами и работают в массовых изданиях о путешествиях, мы исходим из положения о том, что материалы трэвел-блога намного «персональнее» журналистских, то есть не зависят от типа издания и норм редакции, а потому представляют собой материалы с явно выраженным личностным компонентом. Таким образом, автор в ТБ имеет возможность делиться с аудиторией своим путешествием, своим опытом, своим восприятием мира.

Резюмируя вышеизложенное, можно следующим образом сформулировать выводы об общей специфике целей и задач ТБ. Вне зависимости от доминирования той или иной интенции речевая специфика трэвел-текста в блоге состоит в интеграции новых знаний автора и уже имеющихся у него пресуппозиций при одновременном учете интересов адресата; иными словами, личная обработка материала автором направлена на отбор того, что может заинтересовать читателя, и использование отобранных элементов в создаваемом тексте. Сущность ТМТ остаётся неизменной: информировать, просвещать и развлекать. 61 В отличие от научного путешествия, для ТМТ характерна отчётливо выраженная обращённость к адресату, стремление воздействовать на него так, чтобы он принял образ создаваемого мира автора как истинный. 62 Также следует добавить, что это не мешает автору в качестве аргументов использовать личные ощущения, которые вписываются в объективную реальность как проявление собственного «я».

  1   2   3   4   5   6   7   8