Скачать 248.35 Kb.
Дата07.11.2018
Размер248.35 Kb.
ТипЛитература

Литература Актуальность и перспективность опыта



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7



«Формирование

универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №7 г.Куса

Семеновой И.А.



2013 г.

Содержание

  1. Актуальность и перспективность опыта

  2. Новизна опыта

  3. Ведущая педагогическая идея.

  4. Теоретическая база опыта

  5. Результативность

  6. Адресная направленность

  7. Литература


Актуальность и перспективность опыта

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

В 2011 - 2012 учебном году в школахвведён ФГОС. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД). Поэтому с сентября 2011 года темой моего самообразования стала «Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе».

Уходит в прошлое практика, когда я работала фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в работе я отвожу деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях.

В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:



- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных способностей.
Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в формировании универсальных учебных действий, в основе которых лежит деятельностный подход, и в формировании способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

В данном опыте показано, как, формируя УУД на уроках, через различные формы учебного процесса, можно добиться повышения качества образования.

Новизна заключается в практическом преломлении идей использования деятельностного подхода на различных этапах урока в начальной школе, в понимании формирования и развития познавательной компетентности школьников с целью их более высокой адаптации и социальной реализации.

Новизна выражается и в том, что в процессе обучения у школьников формируется устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной деятельности, внедрение технологии критического мышления, интенсифицируется традиционный процесс обучения.
Ведущая педагогическая идея.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД (универсальных учебных действий) в целом является системно - деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.



Цель опыта:

развитие учебных универсальных действий младших школьников через различные формы, методы, приёмы учебного процесса, повышающие качество образования.



Основные задачи:

  • раскрыть понятие универсальных учебных действий, используя педагогическую и методическую литературу;

  • изучить и внедрить специфику применения УУД в начальной школе.


Теоретическая база опыта

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.



2. Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше

времени, чем при фронтальной работе;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных   и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать иоценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний. Поэтому перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.

А сейчас рассмотрим этапы современного урока, сравним его с традиционным и увидим какие УУД формируются на данных этапах урока. Как правило, мы в основном проводим уроки комбинированные. (Предлагается примерная структура комбинированного урока)

Вариант ответа 1

Вариант ответа 2

Этапы урока

Традиционный урок

Современный урок

Формируемые УУД

Целеполагание и мотивация

Учитель сообщает учащимся тему урока

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Коммуникативные (слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания.)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачи)

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Актуализация знаний

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные (учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке)



« Удивляй! » (целеполагание и мотивация, актуализация знаний)

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:

Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходит в декабре, когда уже лежит снег. Этот урок можно начать с загадки:

«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.

«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств»

Или: Окружающий мир 2 класс «Охрана природы зимой». Для того, чтобы сформулировать цель урока детям предлагалось прочитать письмо на электронный адрес класса.

«Открытие» нового знания детьми

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, донести свою позицию до других, оформить мысль в устной речи)

Регулятивные (принимать учебную задачу)

Познавательные (извлекать нужную информацию, наблюдать и делать выводы)

Личностные (самостоятельно определять и высказывать своё мнение)

«Открытие» нового знания детьми:

-Чтение с пометками;

Работая с текстом, детям предлагается по ходу чтения сделать пометки.

V – я это знал(а)

+ - новое для меня

- думал (а) иначе

?- непонятно нужно разобраться



-Приём «Чистая доска»(существительное )

Перед объяснением нового материала на доске записываются вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунками, схемой, ключевыми словами. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.



Прием «Дерево предсказаний»

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. (Конспект урока «Творчество И.А.Крылова)





БАСНЯ



Вариант ответа 4

Вариант ответа 3



Контроль усвоения

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Личностные (адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)

Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)

Оценка деятельности

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Личностные(адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)

Коммуникативные (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)

«Лови ошибку» (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка деятельности)

Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).

Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.



« Повторяем с контролем».

Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.



« Свои примеры ».

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу

Русский язык: Тема урока: «Разделительный твердый знак»

Накануне дети получают задание: «Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». Прием наиболее хороший в слабых классах.



«Пересечение тем»

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.

Например:  русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».

Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.



Игровая учебная деятельность.

Игры – тренинги. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы растормошить скуку, однообразие.

С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:

«Игровая цель».

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Например: Математика.

«Эстафета».

Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.



«Логическая цепочка».

Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.



«Да» и «нет » говорите».

Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.

Я могу загадывать нечто (число, предмет, героя), ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».

Может быть использовано на разных уроках.

Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

Игра «Ромашка»

На лепестках «ромашки» учитель заранее записывает вопросы по теме урока. Учащиеся по очереди выбирают лепестки и дают полный ответ.



Приём незаконченных предложений

Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают его.

Инструктаж д/з

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные (принимать учебную задачу)



Уровни и виды домашнего задания.

Для эффективной организации домашнего задания использую следующие приемы: Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.



1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику (прочитать параграф учебника, ответить на вопросы, выделить главное пересказать).

2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу (используя доп. литературу, ресурсы Интернета, написать собственный рассказ об одном из представителей Красной книги России)

3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Творческие задания включают в себя: разработка кроссвордов, тематические сборники интересных фактов, учебные комиксы, сказки, басни, плакаты – опорные сигналы и так далее.

Подведение итогов занятия

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Коммуникативные (строить монологическое высказывание)

Регулятивные (совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке)

Оценивание

Для формирования адекватной самооценки в нашей школе введено безотметочное обучение в 1-2-х классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучения оцениванию своих работ с помощью «сигналок». Выбор школ для оценивания произволен. На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника.



Приём “белых пятен”.

Учащимся предлагаю написать вопрос, ответ на который они сегодня не получили или термины, которые для него остались непонятны.



Результативность

Одновременно с переходом на ФГОС, я начала работать по программе «Перспектива».

УМК «Перспектива» соответствует современному социальному заказу, поскольку является развивающим на основе деятельностного подхода, личностно ориентированным, вариативным и здоровьесберегающим. Стабильно хорошие показатели качества обучения на фоне общей картины здоровья моих учеников свидетельствуют об эффективности выбранного мною пути. В моём классе нет неуспевающих, качество обученности стабильное.

Учебный год

Класс

Учатся на «5»

Учатся на «5» и «4»

Всего учащихся

% успеваемости

% качества

2011-2012

1 класс

безотметочное обучение

2012-2013

2 класс

5

15

27

100

74

2013-2014

3 класс

1 четверть



3

15 (из них 2- с одной четвёрткой)

27

100

76

Из таблицы видно, что количество учащихся, которые учатся на «4» и «5», остаётся стабильным.

Общеизвестно, что проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Очень важно, чтобы этот компонент соответствовал современным требованиям общества.

Результаты предметных отметок позволяют мне отслеживать динамику учебных достижений класса.

Учебный год

Кол-во уч-ся

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

2012-2013

27 человек

20 (74%)

24 (89%)

27 (100%)

25 (93%)

2013-2014

27 человек

20 (74%)

23 (85%)

22 (81%)

21 (78%)


Техника чтения

Учебный год

Кол-во уч-ся

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

2011-2012

29 человек

28 (97%)

1(3%)

-

2012-2013

27 человек

24 (89%)

3 (11%)

-

2013-2014

27 человек

25(93%)

2(7%)

-

Из таблицы видно, что количество учащихся, читающих выше нормы и норму, остаётся стабильным.

Итоги комплексных работ



Учебный год

Кол-во уч-ся

Высокий уровень

Повышенный уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

2011-2012

29 человек

13 (45%)

11 (38%)

5 (17%)

-

2012-2013

27 человек

13 (48%)

11 (41%)

3 (11%

-

2013-2014

27 человек

12(44,5%)

12(44,5%)

3 (11%)

-



С целью мониторинга развития ученика использую Портфолио, инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Для первоклассников изначально оно являлся своеобразным мониторингом в безотметочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки. Работа по созданию порфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и средство для поддержки высокой учебной мотивации учащихся, расширение возможности обучения и самообучения, поощрение активности и самостоятельности ребят, формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Благодаря созданию портфолио имею возможность проследить личностный рост каждого ученика.

Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеклассной работе уделяю большое внимание: стараюсь помочь учащимся в полной мере проявить свои творческие способности, развивать инициативу, самостоятельность.

Результатом внеурочной деятельности является то, что мои ученики становятся участниками и победителями классных, школьных, муниципальных творческих и интеллектуальных конкурсов.
Участие во Всероссийских конкурсах.

«Русский Медвежонок – языкознание для всех», 2010г. (участвовал 1 человек);

«Русский Медвежонок – языкознание для всех», 2012г. (участвовало 7 человек);

«Кенгуру»,2013г. В нём принимали участие 23 человека.

«ЭМУ – Эрудит», 2013г. Этот конкурс включал 2 раунда. В быстром раунде принимали участие 14 человек, в смелом-27 человек.

«IV Всероссийская дистанционная олимпиада», 2012-2013г. Принимал участие Андрашов Егор :окружающий мир, математика – диплом I степени

русский язык, литературное чтение – Диплом II степени.

«V Всероссийская дистанционная олимпиада», 2013-2014г. Принимал участие Андрашов Егор :окружающий мир, математика ,русский язык, литературное чтение – Диплом победителя.

В 2012-2013г. принимал участие Андрашов Егор во Всероссийских конкурсах: фотоконкурс «Ура, каникулы!», «Мистер лето 2013», прикладное творчество «Летняя пора».
Адресная направленность

Главная цель работы – оказать помощь учителям начальных классов в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

В опыте предпринята попытка рассмотреть вопросы, связанные с формированием УУД младших школьников на основе деятельностного подхода через различные формы учебного процесса.

Работа по формированию УУД описывается в данном опыте как средство, развивающее устойчивый интерес к учебному процессу в начальной школе. Опыт поможет учителю повысить эффективность учебного процесса.



Универсальные учебные действия – это термин новый. Работа по данной теме будет мною продолжена и в дальнейшем. Надеюсь, после плодотворной работы я сумею достичь высоких результатов.
Литература

  1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». / под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. 2008 -151с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

  3. «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы: методические рекомендации / под ред. М.И.Солодковой, Л.Н.Чипышевой – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2011 -39с.