Скачать 59.49 Kb.
Дата03.06.2018
Размер59.49 Kb.
ТипЛекция

Лекции Адаптационные процессы. Методы адаптивного управления физической подготовкой



Лекция

МЕТОДЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

К.п.н., доцент Федорова А.В.

План лекции

1. Адаптационные процессы.

2. Методы адаптивного управления физической подготовкой.

Адаптационные процессы. Адаптация организма.



Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения и осуществляется ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров (Верещагин В.Ю., 1984). Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация - также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда (Меерсон Ф.З., 1986; Никитюк Б.А., Коган Б.И., 1989; Давиденко Д.Н., 1996).

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

Ключевым звеном механизма, обеспечивающего этот процесс, является существующая в клетках взаимосвязь функции и генетического аппарата. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием среды, приводит к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и как следствие к формированию так называемого структурного следа в системах, ответственных за адаптацию организма к конкретному фактору среды. Структурный след представляет собой комплекс, структурных изменений, обеспечивающий расширение звена, лимитирующего функцию клеток, и тем самым увеличивающий физиологическую мощность соответствующих систем организма. Необходимым условием образования структурного следа является наличие стресс-реакции, возникающей при любом существенном изменении среды. Эта реакция - важное звено в целостном механизме адаптации, так как структурный след, с одной стороны, инициирует образование нового структурного следа путем мобилизации резервов организма, повышает устойчивость систем, ответственных за адаптацию, с другой - способствует стиранию старых следов, утративших биологическое значение, т.е. участвует в перепрограммировании адаптационных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой (Меерсон Ф.З., 1986).

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется, прежде всего, в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. Так, установлено, что адаптация к гипоксии формирует разветвленный структурный след, охватывающий как высшие регуляторные инстанции, так и исполнительные органы, и сопровождается выгодным для организма поведением в конфликтных ситуациях, предотвращает острую сердечную недостаточность при эмоционально-болевом синдроме, уменьшает судороги при эпилепсии, тормозит развитие гипертонической болезни (Газенко О.Г., Меерсон Ф.З., 1986). В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям (Пшенникова М.Г., 1986).

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

Для того, чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма (Меерсон Ф.З., 1981). При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях. По мнению В.Н. Платонова (1988), устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский (1978), В.М. Волков, А.А. Семкин (1993) характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию (Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г., 1988).

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

Методы адаптивного управления физической подготовкой

В педагогике метод (от греч. слова metodos – путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на решение задач обучения, воспитания и развития.

В физической культуре метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовывать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им знаний, двигательных действий, развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В адаптивной физической культуре выделяют три группы методов: обучения; воспитания; развития физических качеств и способностей.

Более детально остановимся на методах развития физических качеств и способностей. Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силу, скорость, координацию, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение.



Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям: этапности, неравномерности, гетерохронности – независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья (Курамшин Ю.Ф., 2003).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев В.И., Курамшин Ю.Ф. Методические принципы занятий физическими упражнениями / Теория и методика физич. культуры: Учебное пособие. – СПб., 1999.

  2. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос. – СПб., 1996.

  3. Меерсон Ф.З., Птенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физической нагрузке. – М., 1988.

  4. Платонов В. Н. Адаптация в спорте. – Киев, 1988.

  5. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам: Физиология адаптационных процессов. 1986.