Скачать 70.09 Kb.
Дата22.11.2017
Размер70.09 Kb.

Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных



1 Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных.

Упражнения на восстановление общей координации движений.

Координация движений — тонкое и точное согласование работы всех мышц-синергистов и антагонистов нашего тела. Координационные движения выполняются пластично, размеренно, экономично. У постинсультных больных, в результате нарушения согласованности процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, страдает координация движений. В процессе восстановления нарушенных функций появляющиеся у больного активные движения длительно остаются неловкими, замедленными, неточными, несогласованными. Восстановление координации движений можно начинать в тот период, когда у больного почти отсутствуют мышечная гипертония и синкинезии и становится возможным выполнение активных, изолированных движений во всех суставах (при I—II степени нарушений двигательных функций).

Для восстановления и совершенствования координации движений рекомендуется выполнять упражнения из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя и при ходьбе), начиная с доступных для больного простейших движений.

Упражнения, улучшающие координацию движений, характеризуются более сложной согласованностью, которая для данных больных осуществляется выполнением движений одновременно, поочередно, последовательно, с включением большего количества мышечных групп:



  1. Одновременное движение в одном направлении в суставах верхних (нижних) конечностей, например сгибание рук в локтевых суставах.

  2. Одновременное движение в противоположных направлениях в одних и тех же суставах верхних или нижних конечностей, например сгибание правой верхней конечности в локтевом суставе с одновременным разгибанием левой руки (смена положения рук).

  3. Одновременное движение в суставах одноименных (правых или левых) конечностей, например сгибание правой руки в локтевом суставе и правой ноги в коленном суставе, затем их разгибание.

  4. Одновременное движение в суставах разноименных конечностей — правой верхней и левой нижней, например сгибание правой руки в локтевом суставе, левой ноги — в коленном и разгибание их.

  5. Поочередное движение в одинаковых суставах верхних и нижних конечностей в одном направлении, например сгибание и разгибание правой руки в локтевом суставе, то же — левой рукой.

  6. Последовательное выполнение различных движе­ний по команде, например правую руку в сторону, левую руку в сторону, правую руку вверх; левую руку вверх, правую руку в сторону, левую руку в сторону; правую руку вниз, левую руку вниз.

В дальнейшем упражнения усложняются за счет изменения исходных положений, с участием большего количества мышечных групп, изменения темпа, амплитуды, направлений движения, применения упражнений с дозированным мышечным напряжением и т. д.

Особое внимание следует уделить улучшению координации движений пальцев кисти паретичной конечности, применяя следующие упражнения: одновременное или поочередное выполнение различных движений пальцами обеих рук: щелчковые движения, разведение и сведение пальцев, отведение I пальцев, круговые движения I пальцев. Бытовые навыки (завязывание и развязывание узлов, застегивание пуговиц, повороты электрического выключателя и т.д.).

При достаточных координационных возможностях целесообразно включать броски и ловлю мячей на точность.

Координирующая функция центральной нервной системы обеспечивает сохранение тела в равновесии.

При нарушении вестибулярных функций применяются упражнения, связанные с изменением положения головы и туловища, например повороты и наклоны головы из и. п. лежа, а затем — сидя и стоя; повороты туловища в положении лежа, сидя, стоя с открытыми и закрытыми глазами; наклоны туловища (сидя, стоя); ходьба по кругу; ходьба с переменой направления, с ускорениями и замедлениями темпа; ходьба по уменьшенной площади опоры; ходьба по повышенной опоре (по гимнастической скамейке); ходьба по наклонной плоскости; ходьба с закрытыми глазами.

Регулярное применение специальных упражнений способствует наиболее полному восстановлению нарушенной координации.



Ликвидация апраксии – восстановление целенаправленных действий.

Человек рождается с простыми недифференцированными движениями. Сложные координированные действия вырабатываются опытом всей жизни.

Апраксия — нарушение целенаправленного действия, правильной последовательности сложных движе­ний при сохранении мышечной силы и координации движений.

Апраксия может возникать при обширных пораже­ниях левой теменной, левой височной и лобной областей. Она является результатом поражения двигательного анализатора без явлений паралича или нарушения координации движений.

Апраксия может быть односторонней и двусторонней. Больной, страдающий апраксией, теряет навыки правильного пользования предметами обихода (посудой, одеждой и др.), лишается представления о пространственных соотношениях, иногда не может из частей слагать целое, нуждается в постоянном уходе.

Различают три формы апраксии: идеаторную, моторную и конструктивную.

При идеаторной апраксии утрачивается замысел действия и нарушается последовательность отдельных движений. При этой форме апраксии невозможно про­изводить целенаправленные двигательные действия с реальными или воображаемыми предметами, а также с частями своего тела. Движения по подражанию сохранены. Идеаторная апраксия всегда двусторонняя.

Определение идеаторной апраксии осуществляется с помощью следующих тестов:



  1. Вручив больному пижаму, предложите ему одеться; при апраксии вместо того, чтобы руки вдевать в рукава пижамы, больной натягивает рукава на ноги, причем может попытаться в один рукав поместить обе ноги, надевает пижаму застежкой назад и т. п. Предложите больному побриться в то время, когда у него в руках не будет бритвы.

  2. Вручите больному стакан и ложку и попросите его размешать в стакане сахар (отсутствующий).

Начиная занятия по овладению утраченным в связи с апраксией навыком, следует учитывать, что выполне­ние сложного действия целиком усваивается с трудом. Чтобы облегчить больному задачу, такое действие необходимо расчленить. Например, сначала больному дается задание надеть рукав пижамы на одну руку. Если больной при этом испытывает затруднение, ему следует помочь. После усвоения этого действия он переходит к надеванию пижамы на другую руку, а затем к расправ­лению воротника и застегиванию пуговиц.

Моторная апраксия характеризуется нарушением движений, выполняемых по подражанию и по заданию. Для выявления этой формы апраксии можно воспользо­ваться следующими тестами:

1. Исследующий, сидя лицом к больному, поднимает вперед правую руку — ладонью вверх. Предложив больному точно повторить движение, проверяет его выполнение. Если больной не может повторить движение или исполняет его в зеркальном изображении, имеет место моторная апраксия.

2. Для определения действия по заданию больному могут быть предложены простые требования: взять со стола книгу и переложить ее на стул и т. п.

Если больной не может выполнять действия по подражанию, то обучение следует начинать с использования простых поз, например скрестить руки на груди, вытянуть прямые руки вперед и т. п. В дальнейшем позы усложняются: пациента просят вытянутые вперед руки скрестить, положить правую кисть на левую и т. п.

Если выявлена утрата возможности выполнения упражнений по заданию, больному могут быть предло­жены несложные бытовые действия: взять со стула полотенце и повесить его на спинку кровати и т. п. Когда больной научится выполнять такие движения уверенно, точно, без лишних движений, их можно будет усложнить, предложив, например, предварительно складывать полотенце по длине или по ширине и т. п.

При конструктивной апраксии больной не может из частей составить целое. Для выявления конструктивной апраксии больному предлагается:


  1. Из 4 спичек построить квадрат.

  2. Начертить прямоугольник и т. п.

При занятиях с больными, страдающими конструктивной апраксией, вначале даются простейшие задания — из частей составить целое, например из двух спичек построить острый, тупой или прямой угол; добавив еще одну спичку, построить треугольник; из разрезанной на части буквы составить целую букву.

Занятия должны проводиться строго индивидуально, с учетом общего состояния, уровня интеллекта, характера утраченного движения, наличия моторной и сенсорной афазии. Упражнения должны подбираться соответственно возможностям больного.

Больные, страдающие апраксией, быстро утомляются, поэтому первоначально длительность занятий не должна превышать 15—20 мин, а в дальнейшем — 35—40 мин. Упражнения должны чередоваться с отдыхом.

Восстановление утраченного движения или действия требует регулярных занятий на протяжении длительного времени (от 2—3 мес. до 2 и более лет). Основной принцип проведения занятий — постепенный переход от простого к сложному. Каждый новый приобретенный навык следует закреплять многократным повторением. Переходить к отработке более сложных действий можно только после усвоения предыдущего. Объяснение зада­ния должно быть точным и лаконичным.

Больные с апраксией, как правило, не сразу понима­ют, что от них требуется. По мере необходимости объяснения следует повторять. Исправление неправильно выполненных действий должно проводиться спокойно и, если нужно, многократно. Это требование имеет особенно важное значение для больных, страдающих моторной или сенсорной афазией.

В случаях, когда речь у больного сохранена, рекомендуется, чтобы собственные движения он сопровождал словесными объяснениями.

При восстановлении утраченных навыков повторение того или иного движения должно осуществляться многократно на протяжении всего дня. К занятиям поэтому следует привлекать медицинский персонал и родственников пациента.

2


1 ЛФК в реабилитации постинсультных больных/Добровольский В.К., Вишневская А.М., Коровицина В.А. и др. – Л.: Медицина, 1986. -- 144с.

Вёрстка: инструктор по ЛФК, массажист - Смирнов М.А МСЧ ЯЗДА 2004г.



2 Вёрстка: инструктор по ЛФК, массажист - Смирнов М.А МСЧ ЯЗДА 2004г.