Скачать 67.02 Kb.
Дата15.03.2019
Размер67.02 Kb.

Кузьмина Лилия Петровна Щигровского филиала


Кузьмина Лилия Петровна

Щигровского филиала

ОБПОУ «КБМК»


Профессионально-нравственное воспитание студентов медицинского колледжа

В статье рассматриваются особенности профессионально-нравственного воспитания студентов медицинского колледжа с позиций современного общества. Новое поколение студентов отличается от предшественников и своими мировоззренческими позициями, и ценностными ориентациями, и способами самореализации в новых жизненных условиях. В связи с этим встаёт вопрос о формировании новой культуры профессионального воспитания. Практический характер профессионального воспитания будущего медицинского работника носит определяющий характер, поскольку позволяет преодолеть формализм в нравственном воспитании будущего специалиста.

Ключевые слова: общество, специалист, профессиональное воспитание, профессиональная компетентность, профессиональные ценности, личность, нравственность, ответственность, коммуникабельность, самообразование, мотивация, модель выпускника.

L. P. Kuzmina

Kursk Base Medical College

Shchigry branch
Professional and moral education of medical college students
The article discusses the features of professional and moral education of medical college students from the standpoint of modern society. The new generation of students is different from its predecessors, and its ideological positions, and values, and ways of self-realization in the new conditions of life. In this connection there is a question about the formation of a new culture of professional education. The practical nature of the vocational training of the future medical worker is determinative, since it enables to overcome formalism in moral education of future specialists.

Keywords: society , specialist , professional education, professional competence, professional values , personality , morality , responsibility , communication skills , self- motivation , a graduate of the model.


Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви.

Любить должен учитель, врач, священник.

Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют.

Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу.

Всему остальному учит любовь и её дети:

сострадание, внимание и жертвенность.

Протоирей Андрей Ткачев.
Ценности как основа нравственного воспитания будущего специалиста выражают целевые ориентации человека. Ключевым личностным смыслом в данном случае выступает понимание человеком смысла своей жизни.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности специалист должен владеть определенными ключевыми компетенциями и необходимыми личностными качествами, значимыми для будущей профессии. В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества помогают реализоваться в профессии. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились.

Считается, что образовательные организации СПО, в т.ч. и медицинского профиля, принимают в свои стены молодых людей, которые сделали свой выбор в пользу той или иной профессии. Однако, как показывают исследования, более половины первокурсников имеют весьма приблизительные представления о будущей профессии, мотивированы на изучение лишь определённого круга предметов, а некоторые заявляют о нежелании в будущем работать по специальности. Это обстоятельство ставит вопрос о необходимости профессионального воспитания как целенаправленного процесса управления развитием личности, приобщения к профессиональным ценностям. В связи с этим преподавательский состав испытывает определённые трудности в воспитательной работе со студентами, т.к. привычные, традиционные схемы организации воспитательного процесса в современных условиях не работают. Каждое новое поколение, имея сходные возрастные особенности, значительно отличается от предшественников - и своими мировоззренческими позициями, и ценностными ориентациями, и способами самореализации в новых жизненных условиях. В связи с этим встаёт вопрос о формировании новой культуры профессионального воспитания. Причем практический характер профессионального воспитания будущего медицинского работника носит определяющий характер, поскольку позволяет преодолеть формализм в нравственном воспитании будущего специалиста.

Воспитание в медицинском колледже имеет свои особенности, т.к. медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Поэтому формирование требуемой духовно-нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке специалистов в медицинском ССУЗе.

В процессе своей работы педагогический коллектив решает вопросы повышения эффективности обучения студентов медицинского колледжа, развития у них профессионально-нравственных качеств. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля обязательно включает в себя глубокое понимание будущим медицинским работником своего профессионального долга, профессиональной и нравственной ответственности за качество и результат своей работы. Среднему медицинскому работнику часто приходится осознавать моральную ответственность, свое отношение к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающимся в сфере профессиональных интересов.

В процессе воспитания и обучения в медицинском колледже каждый студент должен получить реальное представление о выбранной профессии, необходимые базовые знания, умения, позволяющие ему осознать себя в профессии, обществе.

Воспитание в рамках профессиональной подготовки средних медицинских работников должно обеспечить усвоение студентами нравственную составляющую профессиональной деятельности, сформировать такие личностные качества, как умение адекватно воспринимать действительность и способность к социально значимой деятельности, чувство ответственности и долга, высокую нравственную культуру.

Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского колледжа необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и внеучебную деятельность, максимально используя весь воспитательный потенциал образовательного учреждения, чтобы в будущем у части выпускников не возникло неудовлетворенности, разочарованности и желания уйти из профессии.

Все учебные программы, реализующиеся в медицинском колледже с первого курса до последнего, скорректированы с учётом содержания профессионального идеала определённой медицинской специальности, под которым понимается конечная цель медицинского профессионального образования и образ профессионала. Рабочие программы обязательно учитывают основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста данного медицинского профиля, делая акцент на тех темах, которые наиболее важны для формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний и умений. Кроме того, необходимо максимально использовать воспитательный потенциал каждой дисциплины для формирования профессионального идеала студентов. В учебном плане колледжа нет ни одного предмета, который не мог бы быть использован в целях профессионального воспитания. Педагоги стремятся актуализировать воспитательный потенциал преподаваемых дисциплин. А для этого нужно, чтобы модель выпускника медицинского колледжа была понятна и личностно значима для всех участников образовательного процесса.

Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов, является его личный пример поведения и отношения к окружающим. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в колледже, на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.

В колледже преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей осуществляют преподаватели, имеющие большой стаж практической работы. Это специалисты, которые помимо формирования профессиональных компетенций, способствуют развитию у студентов коммуникабельности, пониманию сути и значения выбранной специальности, ее важности для укрепления здоровья, желанию дальнейшего самообразования. Личным примером преподаватели мотивируют будущих специалистов на профессиональную карьеру.

В организации внеучебной воспитательной деятельности в колледже используется тот же принцип, что и в организации учебного процесса. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование профессиональной ориентации студентов, развитие и укрепление интереса к выбранной профессии, воспитание профессионально значимых, социальных и личностных качеств разнообразны: это и встречи со специалистами выбранного профиля, работодателями лечебных учреждений, студенческие научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, выпуски газет и т.д.

Следует отметить, что получив диплом, большинство выпускников колледжа готово самостоятельно работать в лечебно-профилактических учреждениях, что особенно важно при дефиците кадров среднего медицинского персонала.

Таким образом, сущность профессионального воспитания представляет собой организованный, целенаправленный педагогический процесс развития профессионального интереса студентов к получаемой профессии, формирования у них профессиональной техники, становления личности студента профессионала своей области, повышения уровня профессиональных компетенций студентов.


Список литературы

1. Байдашева Е.Н. Личностно – профессиональное воспитание студентов. //Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №1. - С. 35.

2. Жокина Н.А. Профессиональное воспитание студентов. // Высшее образование в России.- 2009. - №1. - С. 96-99.

3. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине / Н.В. Кудрявая. - А., 2006. - 320 с.



4. Лежнина Г.В. Педагогические проблемы и аспекты профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена. // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 53-54.