Скачать 252.47 Kb.
Дата02.12.2019
Размер252.47 Kb.
ТипКурсовая

Курсовая работа место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе


МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного и начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе




Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Перевесьевская начальная общеобразовательная школа» Дёмина Г.Н.

Научный руководитель: Засоркина Н.В.

План



  1. Введение. Значимость курса «Окружающий мир» для сближения ребёнка с его естественным окружением.

  2. Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

  1. Основные цели и задачи курса.

  2. Отличительные особенности предмета

  3. Готовность младшего школьника к восприятию окружающего мира.

  4. Принципы отбора знаний об окружающем мире в начальной школе.

  5. Формы обучения в начальной школе.

III. Заключение

IY. Список использованной литературы.

Y. Приложение

«Быть человеком- это чувствовать свою ответственность…

Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир»

А.де.Сент - Экзюпери

I.Введение. Значимость курса «Окружающий мир» для сближения ребёнка

с его естественным окружением.


Окружающий мир- это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их осознать и принять. Действительно, является аксиомой тот факт, что человек не может существовать, расти и развиваться вне взаимодействия с природой прежде всего потому, что любой индивид - биологический механизм, причём правильность хода его «часов» во многом зависит от объективных воздействий окружающей среды. Чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит влияние природы на человека. Но человек ещё и социальное существо, и на его отношения с природой существенное влияние оказывает сформированность си- стемы ценностей, правил взаимоотношений со средой обитания. Формируя представления о природе, необходимо донести до сознания учащихся, что во многих случаях именно от человека зависит характер изменений, происходящих в природе. Воздействие человека может быть как положительным, так и отрицательным. Избежать отрицательных влияний люди могут только в том случае, если они будут хорошо знать и понимать природу. Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать красоту мира рождает в душе чувство причастности к окружающему, формирует личную ответственность за происходящее, воспитывает потребность в добром поступке.

Человек, как биосоциальное существо, является «продуктом» двух эволюций, адаптируясь к окружающей среде по меньшей мере дважды. Прогрессивные возможности социальной адаптации не только в значительной степени ослабели резервы биологической, но и отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате выросли поколения людей, полностью отчуждённых от природы. Отчуждение от природы ведёт к сенсорному дефициту, сенсорной депривации, сенсорному дисбалансу и является основной причиной широко распространившихся неврозов, психических заболеваний, депрессий, алкоголизма, наркомании. Человек теряет гармонию с окружающим миром и самим собой.

По словам В.И. Вернадского, люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой и человек есть часть природы.

Если ребёнок не испытывает восторга перед многообразием природного окружения, то позднее такого человека, как правило, не удивляет красота природы. Всё дело в том, что эстетическое чувство природы важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, т.е. младшем школьном и младшем подростковом возрасте, когда для него особенно важными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.

Природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировании у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале – раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность.

II. Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

1. Основные цели и задачи курса.

В XXI веке образование как часть человеческой деятельности стоит перед проблемой коренного совершенствования, обусловленной ускоряющимися темпами научно- технической и информационной революции, активизацией и новизной происходящих в мире социальных процессов, актуализацией проблемы выживания человечества и сохранения жизни на планете.

Отвечая на эти вопросы жизни, курс «Окружающий мир» ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитании гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Настоящий курс является интегративным естественно- научным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы.

Основные учебно- воспитательные задачи курса:

формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума;

продолжение разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся, их нравственное воспитание);

последовательное формирование у учащихся целостной естественно- научной картины мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и окружающего его мира; вооружение знаниями об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания- для дальнейшего изучения в средней школе естественно- научных курсов биологии, физики, астрономии, географии, экологии;

воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и быту.

Цель изучения курса в начальной школе:

- осмысление личного опыта общения ребёнка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально- ценностного отношения к нему, формирование общей культуры и эрудиции школьников;

- формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях её жизни, развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры, формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе;

- воспитание начал высших нравственных чувств (отношение к Родине, её культуре и истории), толерантности и др., воспитание культуры поведения и взаимоотношений, развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.

2. Отличительные особенности предмета.

Отличительная особенность курса- его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества в их единстве и взаимопроникновении. Диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Развитие научных знаний разного уровня обобщения: общеземлеведческих, страноведческих, краеведческих

Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

Существенно усилено внимание к объектам и явлениям, которые особенно важны для существования жизни на Земле: круговоротам и циклам в живой и неживой природе- с акцентом на их сбалансированность (естественную красоту и гармонию), характерным для условий России природным сообществам- с раскрытием экологической опасности последствий непродуманной деятельности человека.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивания, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.

3. Готовность младшего школьника к восприятию окружающего мира.

Многие столетия существовал взгляд на ребёнка как на недоразвитого взрослого. В древних культурах не существовало даже специальных форм обучения детей. Они обучались «путём наблюдения и подражания»- часами смотрели как трудятся взрослые, повторяли движения ритуальных обрядов, играли с орудиями труда, копируя трудовые процессы взрослых. Никакой системы не существует и сейчас в большинстве семей- детей специально не учат говорить, трудиться, играть. Взрослый время от времени что- то показывает, о чём- то рассказывает, привлекает к совместной деятельности…

Но вот ребёнок становится школьником. Проходят этап совершенствования все психические процессы. Существенные изменения происходят в знании детей об окружающей природе и обществе.

Эти новые качества личности ребёнка помогут ему взаимодействовать с миром и самим собой, станут элементами его готовности к такому взаимодействию. Выделяют следующие компоненты готовности младшего школьника к взаимодействию с окружающим миром:

1.Интеллектуальная готовность- способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи; владеть (на возрастном уровне) приёмами самостоятельного добывания новых знаний; необходимый уровень развитиях познавательных интересов, способность ученика работать в условиях поиска, умение выдвигать и обсуждать предложения, проводить небольшие исследования.

2.Личностная готовность- желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

3.Коммуникативная готовность- способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.

4.Рефлексивная готовность- способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

5.Деловая (деятельностная) готовность- способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.

6.Креативная готовность- способность решать учебную задачу творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.

7.Эмоциональная готовность- система учебно- познавательных мотивов (обоснованное желание учиться), адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.

4.Принципы отбора знаний об окружающем мире в начальной школе.

Основными принципами отбора знаний об окружающем мире являются следующие:

Педоцентризм- принцип максимального учёта потребностей ребёнка этого возраста, выбор сведений, наиболее актуальных для формирования умения адаптироваться в окружающей среде.

Другой важный принцип отбора содержания знаний- реальный учёт возрастных особенностей учащихся. Это находит своё отражение в спиралевидности построения учебного процесса ознакомления с окружающим миром, однако повторение предполагает изучение на новом уровне. Глубина изучаемого материала меняется от класса к классу, поэтому каждый этап изучения предмета «Окружающий мир» может рассматриваться как новый виток спирали, который использует уже имеющиеся знания и в то же время качественно изменяет их.

Важным принципом отбора знаний является культорологический принцип.В учебнике представлен не только материал для обязательного усвоения учащимися, но и дополнительный, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников, повышению их общей культуры. Это научно- популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возникновения нравственных норм, творчестве человека и др. наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.

Принцип теоретизации содержания обучения получает отчётливое проявление в программе предмета «Окружающий мир». Так, научные сведения, которые изучают дети, затрагивают принципиально важные общие законы существования природной среды. Несмотря на то что рассматриваются компоненты природы, с которыми дети постоянно взаимодействуют (вода, воздух, горные породы, почва, растения, животные), устанавливаются взаимосвязи, формирующие картину мира, отражающие единство системы «природа и человек в ней».

Исходя из указанных принципов основной целью изучения этого предмета остаётся формирование целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду и адекватное понимание места человека в ней, формирование социального опыта ребёнка. Конечно, каждый учебный предмет может внести лепту в реализацию этих задач обучения и воспитания, однако ни для одного учебного предмета эти задачи не являются приорететными.



  1. Формы обучения в начальной школе.

Одним из недостатков ознакомления с окружающим миром в началь-

ной школе является его вербальный (словесный)характер. Учитель много рассказывает, читает, демонстрирует наглядный материал, а учащиеся являются в то время пассивными участниками учебного процесса.

Традиционно в начальной школе преобладает фронтальная форма организации обучения, реже используются парная и групповая, а также индивидуальная.

Фронтальная форма обучения в наименьшей степени активизирует познавательную деятельность ученика на уроке. Для нее характерна инициативность и самостоятельность лишь отдельных учащихся, а от степени и качества участия в уроке каждого ученика общий результат работы не зависит. В условиях фронтального обучения учителю непросто бывает понять (если не использовать специальных приемов), насколько качественно идет усвоение материала, почему некоторые ученики не проявляют сегодня активности в обсуждении проблемы и т.д. Мнение, идея, план решения одного ученика или самого учителя становятся определяющими для действий остальных. Проявление самостоятельности другими учениками затрудняется (ведь проще наблюдать и следовать действиям того, кто решает, чем предлагать свое решение и следовать ему, рискуя допустить ошибку или не успеть получить ответ). В то же время в процессе обсуждения конкретной проблемы всем классом появляется возможность сформулировать и совместно обсудить различные точки зрения. При этом ученик понимает, что если у него нет собственного мнения по обсуждаемой теме, то он может выбрать и воспользоваться одним из предложенных. Таким образом, характерной особенностью этой формы обучения является ведущая роль учителя и полная зависимость ученика от инструкций и указаний учителя.

. Личностно ориентированные технологии базируются на принципах комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлечённой цели.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода для младших школьников наиболее приемлемыми являются обучение в сотрудничестве (групповые и коллективные методы обучения), технология проектной деятельности, «Портфель ученика».

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Главная идея обучение в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Как видно, основной организационной формой работы учащихся в гуманистической концепции является совместная деятельность в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности. При этом имеется в виду, что используются и другие педагогические технологии, организующие различные формы взаимодействия в зависимости от содержания обучения, обсуждаемой проблемы, этапа познавательной деятельности.

К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие:

- группа помогает избежать риска принятия неверного решения;

- при выполнении одного задания работают 3-4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;

- дети обучаются сотрудничать в малом коллективе;

- группа оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует её членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за своё задание, но и за всю группу;

- группа вырабатывает готовность подчиниться общим интересам, признать мнение других.

Трудности организации групповой работы:

- требует более продолжительного времени по сравнению с фронтальной и индивидуальной работой;

- если в группе нет согласия, она плохо управляется;

- группа может воспользоваться результатами деятельности более сильных партнёров

Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает младших школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Между тем групповая работа – это уникальная форма организации урока. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе группы) и делает руководство со стороны учителя косвенным. Он выступает только в роли организатора начала и окончания работы: формулирует задание (одинаковое или разные, но все они подчинены единой цели), общую инструкцию по его выполнению, вместе с учениками активно участвует в оценивании результатов. Это необходимо, поскольку самооценка и самоконтроль школьника как обязательные характеристики учебной деятельности формируются на основе эталонов контроля и оценки, предлагаемых педагогом. Отметим также, что оцениванию подлежит работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки и просчеты отдельных учеников не афишируются, а обсуждаются в группе.

Обычно учитель объединяет детей в группы с учетом их личных склонностей. Известно, что слабому ученику нужны не столько сильные, сколько терпеливые, доброжелательные партнеры. Школьнику с повышенной активностью нужен рядом человек, способный уследить за ходом рассуждений и зафиксировать идею или ход рассуждений. Объединение детей «по желанию» не всегда дает продуктивный результат, поскольку личные отношения становятся определяющими в распределении поручений и организации работы команды. В этом случае руководителем может оказаться ученик, недостаточно разбирающийся в проблеме; решение может быть подменено обсуждением посторонних, не связанных с учебным материалом проблем. То есть при организации группового обучения педагогу приходится учитывать личностные особенности и учебные возможности своих учеников.

Педагог, выбирающий групповую работу, может использовать один из трех вариантов взаимодействия участников команд, последовательно развивающих самостоятельность в совместном труде: лидерный, паритетный и демократический. В первом случае роли распределяет организатор группы (лидер). Он же раздает задания (поручения) в группе. Во втором все ученики договариваются о распределении ролей в группе, каждый отвечает за свою часть. Результатом работы является решение, сложенное из частей – достижений каждого участника команды. В третьем ученики договариваются о ролях (организатор, исполнитель, проверяющий), распределяют части задания между собой, координируют решение.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Следует выделить основные преимущества коллективного способа обучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- из позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика; усвоенные знания, после того как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными;

- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; растёт самоуважение и самодисциплина за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным.

В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы.

В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т.д.

Парная работа имеет эффект для развития познавательной деятельности школьника только в том случае, когда учитель специально учил детей работать в парах, ставить такие вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. В частности, все мы знаем, что младший школьник обычно испытывает трудности при оценке своих возможностей для выполнения конкретных заданий и упражнений. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Поэтому, например, при выполнении контрольных и проверочных работ многие дети не могут выбирать и выполнять задания в удобном для себя порядке, а решают их так, как записал учитель. Упражнения, предлагаемые для индивидуального выполнения, могут быть взяты из учебника, но чаще всего педагог составляет их сам в виде индивидуальных карточек. Дети очень любят получать такие карточки, это вызывает у них интерес и желание работать. Карточки являются либо одинаковыми для всех детей в классе, либо подбираются индивидуально.

III. Заключение

Работа по разным учебно-методическим комплектам ведется в тысячах российских школ уже в течение нескольких лет. Результаты обучения: предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты подготовки детей, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности. Опыт обучения в массовой школе по УМК показывает, что любые задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, наши дети выполняют легко и качественно.

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться?


Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества и познания окружающего мира на уроке являются правильно подобранные учебники. Где найти нужный и интересный материал? Конечно, я отвечу без сомнения это учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», который нравится не только мне как учителю, но и моим ученикам. Этот учебник помогает ученикам открывать удивительный и многообразный окружающей мир, находить ответы на многие «почему»? Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» нацелен на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей; с его помощью начинается формирование важнейших понятий в области окружающей среды. Красочные иллюстрации дополнены лаконичными текстами, что позволяет уже с первых уроков вовлекать в активную работу как учащихся, только осваивающих грамоту, так и читающих детей. Содержащаяся в учебнике система заданий, главным образом игрового характера, обеспечивает высокую активность учащихся во время работы на уроке. Особое внимание уделяется экологическому образованию учащихся. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс А.А. Плешакова «Окружающий мир» является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.


Список использованной литературы

1.Веселова Т.М.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа.-2003.-№2



2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.

3. Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2.

4. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.
5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие- М.: Педагогика, 1989
6.Дьяченко В.К. . Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников (Современное состояние и проблемы). // Начальная школа. 2006 №1

.

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. -М., 2005.
10.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2

.

11Степанова Н.А.Работа по эколдогии и краеведению. // Начальная школа- 2003- №2

12. Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Начальная школа. – 1999. – № 7.

.

Приложение


Урок по предмету " Окружающий мир " 1 класс (Плешаков А.А., программа «Школа России»)

Тип урока- конкретизация обнаруженного способа действия


Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?

Цели:


1)Выяснить с учащимися свойства снега и льда

2) Развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в парах

3)Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту во все времена года
Планируемые достижения учащихся на уроке:

- иметь представления о свойствах снега и льда

-развитие навыков экспериментирования

- воспитание интереса к предмету


Оборудование:

1)Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом

2)Карточки с таблицей «Свойства снега и льда» (на каждую парту)

3) Снеговик- рисунок; бумажные снежинки( для каждого ученика)

4) Лист цветной бумаги ( один лист на парту)

5) Молоток

6)Слайды для презентации к уроку
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.


  1. Постановка проблемного вопроса

- Отгадайте загадки (слайд 2 ). Подумайте, что общего в словах- отгадках? Обоснуй свой ответ.

2. Формулировка темы урока.

-А теперь подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.

III. Актуализация и обобщение знаний

1. Беседа о зиме

-Какое время года наступило? (слайд 3)

-А чем вы любите заниматься зимой на улице? (слайды 4- 9)

2. Вступительная беседа

- Кто сегодня пришел к нам на урок? Отгадайте:

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодный, большой –

Кто я такой?

- Снеговик принёс нам загадки (слайд 10).Отгадаем их.

- Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

IY. Новая тема.



  1. Практическая работа (учебник, с. 48)

Работа проводится в парах по заданиям учебника. Заполняется таблица «Свойства снега и льда»(слайд 11) . У учащихся она на карточках

  1. Проверка работы

- Поменяйтесь карточками с соседними партами. Сверьте свои работы.

Обсудите возникшие разногласия.

- А теперь давай проверим свои ответы по заполненной таблице на компьютере (слайд 12)

3.Работа в Рабочей тетради

№1 с.20

Y. Физкультминутка



Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у Снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

YI.Закрепление.



  1. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

а) Сообщение специально подготовленного учащегося «Что такое снег» (слайды 13-18, 21- 23)

б) Работа в Рабочей тетради.

№2 с. 20

- Отгадайте загадку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

- Какие красивые снежинки вам подарил Снеговик! Рассмотрите их. Сколько лучей имеет каждая снежинка?

- Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте

№3 с. 20

- Рассмотрите рисунок.

- Что построили ребята? А вы строили крепости из снега?

- Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её.

- А что ещё можно слепить из снега?

- Нарисуйте.

Учащиеся показывают свои рисунки и рассказывают, что изобразили.

в) Сообщение уч-ся о льде (слайды 19- 20, 24-25)

2. Графический диктант (слайды 26- 27)

3. Творческое задание

- Придумайте загадку или сказку о снежинке

4. Кроссворд (слайд 28)

- Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? Ответить на этот вопрос вам поможет кроссворд.

1) В голове - снег,

В животе - снег,

И в ногах – снег,

Что за чудо – человек?

2) Не в темницу, а в светлицу

Запирает он девицу.

До весны девицы

Не открыть светлицы.

3) Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

4) Пришла она с хлопушками,

С конфетами, игрушками,

И праздничными, колкими,

Наряженными ёлками.

О каком времени года здесь говорится?

5. Работа в парах

- Подумайте, обсудите и объясните смысл пословиц (слайд 29):

Много снега – много хлеба.

Много воды – много травы.

YII. Итог урока.

- Что нового мы для себя открыли?



- Где могут пригодиться нам наши знания?