Скачать 288.21 Kb.
Дата22.08.2019
Размер288.21 Kb.
ТипКурс лекций

Курс лекций (3 курс) дисциплины «Физическая культура»




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области «Астраханский колледж вычислительной техники»

КУРС ЛЕКЦИЙ (3 курс)

дисциплины

«Физическая культура»





Для всех специальностей








Астрахань

Содержание

1 Лекция 1

«Основы здорового образа и стиля жизни.»……………………………………………......3


2 Лекция 2

«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов»…….………………....9



Лекция 1
Основы здорового образа и стиля жизни.
Здоровье человека как ценность. Компоненты здоровья
Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия "здоровье": одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие - как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи - как гармоничное физическое развитие. В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.



Принято выделять несколько компонентов здоровья:

- соматический - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека;

- физический - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов;

- психический - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения;

- сексуальный - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

- нравственный - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

Совершенно очевидно, что понятие "здоровье" имеет комплексный характер. Каждый образованный человек должен если не досконально знать, то хотя бы иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, о своих индивидуально-психологических особенностях, способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности.


Факторы, определяющие здоровье
Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются образ жизни, биология и наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, здравоохранение. Факторы окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) влияют на здоровье человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды.

Исследования показали, что у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма к влиянию внешней среды значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Наследственность и возрастные изменения, происходящие в организме человека но мере его развития, во многом определяют качество здоровья. Способности, потребности, интересы, желания, а также проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании, предрасположенность или непредрасположенность к болезням имеют наследственную компоненту. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется наследственными особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Здоровье наследственно и социально обусловлено, но оно изменяется в зависимости от меры ответственности за него самого человека. Улучшить здоровье можно, прежде всего, посредством активного поведения, связанного с научно обоснованными рекомендациями здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Существующая система здравоохранения не может снизить рост заболеваемости населения, связанный с неблагоприятными изменениями условий жизни, трудовой деятельности, окружающей среды, так как не имеет реальных социальных и экономических возможностей влиять на причины возникновения болезней. Решение проблемы находится в области совершенствования механизмов саморегуляции, расширения физиологических резервов человека, достижения утерянной гармонии в структуре организма и личности.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. В настоящее время, как уже было отмечено, из суммы всех факторов, влияющих на здоровье человека, 51,2% приходится на образ жизни человека.

Каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей: возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей.

Качество жизни отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения.

Стиль жизни - это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие "здоровый образ жизни".

Здоровый образ жизни — термин, обобщающий элементы стиля жизни, которые способствуют хорошему здоровью и долголетию, поддержанию хорошего самочувствия Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов. Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Режим труда и отдыха
Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы
Регулярные физические нагрузки
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет ,,сидячий,, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание , появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая , что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание .Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Регулярные физические нагрузки связываются с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.
Психологические аспекты здорового образа жизни
Для нормального функционирования мозга нужна информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нер­возность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.

В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции - это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Итак, обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.

Лекция 2
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда, рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха, предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда.

Прикладные знания – приобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой.

Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.).

Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.
Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду
В настоящее время разрабатывается самостоятельное направление – специальная психофизическая подготовка человека к конкретному виду труда или ППФП, когда учитывается личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях. Это обусловлено:

- влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека;

- изменением места и функциональной роли в современном производственном процессе;

- влиянием необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста;

- обеспечением высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов;

- обеспечением психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.


Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека
«В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» (Н.И.Пономарев)

Медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность:

- Детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности;

- Напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда;

- Неблагоприятное влияние внешней среды.

Профилактикой негативных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности. Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду.


Изменение места и функциональной роли в современном производственном процессе
Современное производство изменило структуру труда:

- Уменьшило долю простого физического труда;

- Темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства;

- Объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы;

- Значительно повышена ответственность работника;

- Повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.);

- Специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего).

Все это требует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры. Спортивные игры, единоборства и др. виды спорта моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимодействия людей, здесь развиваются не только физические качества, но и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.


Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами:
Постоянным преобразованием производства и изменением ориентиров в экономике и политике нередко требующих изменения профессии. Такая смена требует как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП. Узкая специализация труда, при которой достигается значительная экономическая эффективность, как правило, делает труд монотонным, увеличивает число профессиональных заболеваний. ППФП в подобной ситуации способствует профилактике профессиональных заболеваний, снятию утомления и более быстрому освоению смежных специальностей. Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры. У занимающихся физической культурой и ведущих активный образ жизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.
Место ППФП в системе физического воспитания студентов
Задача учебного заведения - обеспечить психофизическую надежность будущих специалистов в избранном виде профессионального труда. Понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессии, но и психофизическую надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников суза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам.

Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в учебном заведении. Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии.

Цель и задачи ППФП состоят в формировании:

- Прикладных знаний;

- Прикладных умений и навыков;

- Прикладных физических качеств;

- Прикладных специальных качеств.
Основные факторы ППФП
Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности, а именно:

- Формы (виды) труда;

- Условия труда;

- Характер труда;

- Режим труда и отдыха;

- Динамика работоспособности.


Дополнительные факторы ППФП
Дополнительные факторы:

- Индивидуальные особенности будущих специалистов;

- Географо-климатические условия региона, где предстоит работать.

Успешность подготовки к профессии зависит от физиологической и психологической пригодности к профессии, т.е. от индивидуальных способностей, поэтому усилия и время для освоения ППФП у каждого свои. Важно ориентироваться и на возрастные изменения организма человека. Наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35лет. Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т.д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.


Средства ППФП студента
Средства ППФП студента можно подразделить:

- Прикладные физические упражнения и элементы видов спорта;

- Прикладные виды спорта (их целостное применение);

- Закаливание и гигиенические факторы;

- Вспомогательные средства (тренажеры).
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью упражнений развиваются мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитываются смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарным, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и многим другим.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики для того, чтобы научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у них накопившееся утомление. Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для реабилитации. Людям, занятым умственным трудом, гимнастика поможет избежать негативных последствий малоподвижной работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.



Легкая атлетика. В основе легкой атлетики лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма, особенно нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной, т. е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают быстроту, выносливость, ловкость и силу, а также волевые качества - упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление). Наиболее полезны эти упражнения для геологов, агрономов-землеустроителей, зоотехников и др.

Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и другие раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику. Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: водителям разных транспортных средств, операторам АСУ и др.
Специально-прикладные виды спорта.
Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.
Профессии тонких и точных ручных работ (радиомонтажники, сборщики изделий из мелких деталей)

Требования: развитие и совершенствование общей выносливости, тонкой координации дви­жений пальцев рук, точности движений, совершенствование профессионально важных функ­ций - быстроты зрительных различий, тактильной чувствительности пальцев рук, концентра­ции внимания; развитие быстроты реакции; профилактика неблагоприятного воздействия условий труда: кифотическая деформация позвоночника и сколиотическая болезнь, одностороннее разви­тие групп мышц, занятых в профессиональной деятельности.

Средства ПФП: бег 3000м, 1000м, прыжки через скакалку, упражнения на гимнастиче­ской скамейке; подъем туловища из положения сед на полу, на скамейке; прогибы из положения лежа на животе, ведение мяча пальцами рук; броски в цель на точность, верхняя передача (волейбол); поочередное отталкивание пальцами левой и правой руки от стены и др.

Рекомендуемые виды спорта: легкая атлетика, волейбол, настольный теннис.
Профессии монтажа, наладки и ремонта оборудования (слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ и др.).

Требования: развитие ручной ловкости, способности выполнять ударные дозированные дви­жения, развитие статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук и стати­ческой выносливости позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра); развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствование равновесия в вертикальном положении; развитие выносливости; совершенствование координации движений рук; закали­вание.

Средства ПФП: гимнастика (упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической скамейке и стенке); упражнения с отягощениями (штангой, гирей, поднимание и переноска тяжелых предметов); разновидности метания (мяча, гранаты); элементы спортивных игр (на точность и ловкость движений рук, игры на внима­ние и др.); занятия на открытом воздухе; закаливающие общие и местные процедуры.

Рекомендуемые виды спорта: легкая атлетика, гимнастика.
Профессии операторов пультов управления (оператор, оператор счетных машин, оператор пульта управления и др.).

Требования: совершенствование быстроты отдельных движений и быстроты реакции; развитие координации и точности движений; повышение статической выносливости мышц туловища; совер­шенствование техники двигательных действий в условиях эмоционального напряжения; воспитание игровой ловкости.

Средства ПФП: гимнастические упражнения без предметов и с предметами: гимнастиче­скими палками, теннисными мячами; упражнения на гимна­стической скамейке, стенке; элементы волейбола, баскетбола, ручного мяча; эстафеты, игры на воспитание выносливости, точности и ловкости.

Рекомендуемые виды спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис.
Профессии экономического блока

Требования: уравновешенность нервных процессов при их нормальной подвижности; увеличение объема кратковременной памяти; повышение скорости зрительного различения, наличие волевых качеств, повышение уровня статической выносливости кисти и спины, си­ловая и тактильная чувствительность двигательного анализатора.

Средства ПФП: упражнения на тренажерах, упражнения на тренировку зрения, упражнения на развитие оперативного мышления.

Рекомендуемые виды спорта: спортивные игры (баскетбол, настольный теннис), атле­тизм, шахматы.
Организация и формы ППФП в учебном заведении
Организация ППФП:

- Специальная подготовка в учебное время;

- Специальная подготовка в свободное время.

Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Организация ППФП на учебных занятиях определяется программой по «Физической культуре», программа отражает особенности будущей профессии студентов. ППФП проводится в форме теоретических, практических и контрольных занятий. Цель теоретических занятий – дать будущим специалистам необходимые прикладные знания, позволяющие сознательно и методически правильно использовать средства физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии, практических – совершенствовать профессионально необходимые физические умения и навыки, психофизические и специальные качества.

Формы ППФП в свободное время:

- Секционные занятия в сузе по прикладным видам спорта;

- Самостоятельные занятия в свободное время.


Физическая культура в будущей профессиональной деятельности специалиста
Основные понятия.

Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Производственная гимнастика – комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повышать и восстанавливать общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики возможных заболеваний.

Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом связано с профессиональной деятельностью.

Профессиональное заболевание – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.

Профессиональный травматизм – производственные повреждения, травмы, статистически достоверно фиксирующиеся у представителей определенной профессии вне зависимости от причин.
Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи
Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Форма и содержание ПФК определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Задачи ПФК:

- Подготовить организм к оптимальному включению в работу;

- Поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

- Проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов работ;

- Профилактика возможного влияния на человека неблагоприятных факторов профессионального труда.
Методические основы ПФК.
Основа ПФК – теория активного отдыха.

И.М.Сеченов доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее во время активного отдыха, когда движения выполняются другими, неутомленными частями тела. Методика ПФК находится в зависимости не только от характера и содержания труда, но имеет «контрастный» характер:

- Чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

- Чем меньше в процесс труда включены большие мышечные группы, тем больше они подключаются в процесс ПФК;

- Чем больше эмоциональное и умственное напряжение в процессе труда, тем меньше оно должно быть в разнообразных средствах ПФК.

ПФК путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ).

Современными исследованиями доказано, что внедрение средств ПФК способствует:

- Снижению общей заболеваемости;

- Уменьшению травматизма и профессиональных заболеваний;

- Повышению эффективности производства;

- Улучшению общего самочувствия работников и т.д.
Заключение
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.  При этом  применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.



Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.