Скачать 76.37 Kb.
Дата02.12.2019
Размер76.37 Kb.

Ковалевская Евгения Владимировна



Ковалевская Евгения Владимировна

Учитель географии

ГБОУ «Школы №166» г. Москвы

Экскурсия, как инновационная форма

практико-ориентированного обучения.

В российских развивающих образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации:



  • В обучении;

  • В воспитании;

  • В управлении;

  • В переподготовки кадра.

Каждый педагог в своей работе ориентируется на конечный результат своей деятельности, который материализует научные и практические запросы общества.

Экспериментируя с новыми методиками преподавания, с более совершенными способами организации процесса обучения, с новыми программно-методическими материалами каждому педагогу приходится синтезировать свой внутренний потенциал с внешними ресурсами. При этом задействуются самые разнообразные ресурсы: информационные, технические, художественные, природные, социо-культурные.

Как учитель географии, работающей в инновационной площадке, я выбрала экскурсионную деятельность, которая на мой взгляд, аккумулирует в себе все вышеперечисленные ресурсы города, необходимые для развития творческо- образовательной среды обучающихся.

Многочисленные работы по экскурсоведению определяют экскурсию как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. В современных условиях развития образования меняются методы оценивания образовательного результата. На первом плане оказывается личность, личностные качества и самое главное личностный рост учащихся. В этих условиях, такая форма работы как учебные экскурсии, становится незаменимой в процессе обучения, так как она предоставляет богатейшие возможности для всестороннего развития личности. Кроме того, она развивает у школьников наблюдательность, умение видеть, анализировать и комплексно воспринимать окружающую среду. Таким образом, она является отличной площадкой для реализации межпредметных связей, что тоже очень важно для развития ребенка.

Экскурсия, как любая форма обучения, должна быть четко организована , продумана и подготовлена. На первом подготовительном этапе учитель определяет тему и цель экскурсии, выбирает место ее проведения и прокладывает маршрут. До учащихся заранее доводится информация о цели этого мероприятия и его продолжительности. Проводится инструктаж по технике безопасности. Собирается необходимое оборудование и экскурсионное снаряжение.

Во время второго, непосредственно экскурсионного этапа, обязательной является вводная беседа учителя, в которой конкретизируется тема и задачи экскурсии. Учащимся выдается инструкция и тетрадь для записи наблюдений.

На третьем, заключительном этапе, уже после возвращения, учитель еще раз обращает внимание на проведенную работу во время экскурсии, проверяет наличие и заполнение тетрадей или экскурсионных карточек. Подводит итоги: «Справились ли с поставленными задачами, достигли ли цели?».

Можно предложить учащимся сделать компьютерную презентацию, в которую добавляются фотографии, а также впечатления школьников о данной экскурсии. Данная рефлексия очень важна и может быть использована, как на родительском собрании, так и в качестве архивного материала класса.

Учебная экскурсия – как форма организации учебно-воспитательного процесса, одна из самых трудоемких и сложных форм обучения. Однако в обучении географии, одновременно она несет очень важную эмоциональную нагрузку, воспитывая у ребенка, чувства прекрасного, ощущение радости, желание быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи и выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать величие природы и человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные, нравственно патриотические и экологические функции, обеспечивая подрастающему поколению многостороннее личностное развитие. На действенность экскурсий в обучении влияет ряд факторов:


  • Содержание;

  • Методика и техника введения;

  • Знание педагога;

  • Подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

  • Условия проведения экскурсии.

Кроме этого следует учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Тематика экскурсий должна соответствовать возможности детей, их интересам и образовательным потребностям общества в целом.

В зависимости от содержания, в своей работе я разделяю экскурсии на группы:



  1. Природоведческие экскурсии, которые хорошо проводить в одни и те же места, но в разное время года, с тем, чтобы показать учащимся сезонные изменения, которые происходят в природе.

  2. Краеведческие экскурсии, которые позволяют школьникам не только увидеть новые места родного края, оценить красоту и достопримечательности, но и выполнить поисковую, исследовательскую или проектную работу.

  3. Музейные экскурсии, которые являются необходимым социо-культурным компонентом процесса воспитания.

Для гармоничного развития личности необходимо комплексно использовать все виды экскурсий. Как учитель географии, я хочу представить разработки краеведческих экскурсий.

  1. Урок-экскурсия по географии на тему «Воды суши» для учащихся 5-6 классов.

Цель экскурсии: знакомство с водоемами своего родного края.

Задачи:

  1. Воспитание чувства любви к природе родного края, бережное отношение к водным источникам.

  2. Развитие умений наблюдения, формирование навыков исследовательской работы.

  3. Применение полученных знаний для решения практико-ориентированных задач.

Время проведения экскурсии: осень.

Место проведения: Малинский озерно-болотный комплекс (Московская область)

Оборудование: планшеты, бумага, карандаши, емкости для сбора ягод, альбомы для гербария, фотоаппараты.

Ход экскурсии:

Прибыв на место проведения экскурсии, учитель:



  1. Дает характеристику природного ландшафта: смешанного леса, озера, лесной поляны, заболоченных участков;

  2. Раздает учащимся экскурсионные карточки с заданиями;

  3. Регламентирует время на выполнения заданий и проводит инструктаж по технике безопасности;

  4. По окончанию экскурсии собирает экскурсионные карточки, заполненные учащимися, подводит итоги и организует обед для участников экскурсии.

Экскурсионная карточка учащегося.

Этапы экскурсии

Задачи этапа

  1. Наблюдательный

  1. Выполнить наблюдения за природой озерно-болотного комплекса и ответьте на вопросы:

А) какие растения характерны для данной местности?

Б) как происходит превращения озера в болото?

В) в чем ценность этого природного комплекса.


  1. Поисково-исследовательский

  1. Найдите на болоте съедобные растения (ягоды, грибы, травы).

  2. Зарисуйте их и дайте краткое описание.

  3. Сфотографируйте представителей животного мира, которые обитают в озерно-болотном комплексе.

  1. Практико-ориентированный

  1. Соберите гербарий влаголюбивой растительности озерно-болотного комплекса

2.Урок-экскурсия по географии по теме «Исследование и описание водного источника» для учащихся 7-8 классов

Цель экскурсии: формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы.

Задачи:

  • Воспитание патриотических чувств к природе родного края, бережного и уважительного отношения к водным источникам.

  • Формирования навыков определения свойств водного источника.

  • Развитие умений проводить эксперименты и рисовать схемы.

Время проведения экскурсии: осень или весна (желательно в ясный солнечный день).

Место проведения: родник на берегу реки Горетовки (Московская область)

Оборудование: банки стеклянные, термометр для воды, листы белой бумаги, тонкостенный стеклянный стакан, котелок, спички, раствор хозяйственного мыла, компас, планшеты, карандаши.

Ход экскурсии:

Прибыв на место проведения экскурсии, учитель:



  1. Конкретизирует учебные задачи экскурсии;

  2. Делит учащихся на группы;

  3. Раздает учащимся экскурсионные карточки с заданиями;

  4. Регламентирует время на выполнения заданий и проводит инструктаж по технике безопасности;

  5. По окончанию экскурсии собирает экскурсионные карточки, заполненные учащимися, подводит итоги и организует обед для участников экскурсии.

Задание для всех учащихся:

Запишите время начала и окончания экскурсии. Определите стороны горизонта и начертите план схему местности, обозначив на ней местонахождение родника.



Задание по группам.

  1. Группа.

1. Определить температуру воды с помощью термометра, который должен находиться в воде 10-15 минут.

2. Определить жесткость воды в источнике, с помощью раствора хозяйственного мыла (если мыло «сворачивается», образуя хлопья, то вода жесткая).



2.Группа.

1. Определить прозрачность воды: налить в тонкостенный стакан воду и посмотреть на свет (прозрачная, слегка мутная, сильно мутная)

2. Определить цвет воды. Стакан из тонкого стекла поставить на лист белой бумаги и посмотреть сверху вниз. Вода может быть: бесцветная, зеленоватая, бурая и т.д.

3.Группа.

1. Определить вкус воды. Нагреть воду до 25-30 градусов, набрать в рот и держать несколько секунд. Различают вкусы: горький, соленый, сладкий, кислый. Могут быть привкусы: металлический, землистый, хлорный и т.д.

2. Определить сколько воды дает источник за час, за сутки. Для этого необходимо подсчитать, сколько литровых банок нальется за одну минуту, умножить результат на 60, получим, сколько литров дает источник за час, умножив этот результат на 24, получим, сколько воды дает этот источник за сутки.

После выполнения заданий учащиеся обмениваются полученными результатами и составляется комплексное описание водного источника по плану (план заранее записывается в тетрадь):



  1. Название источника, если оно имеется;

  2. Свойства водного источника, выявленные экспериментальным путем;

  3. Сколько воды дает источник, какое значение в природе он имеет;

  4. Как оборудован источник;

  5. Рисунок источника.

В заключении хочется сделать следующие выводы:

  • Экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения служит средством повышения интеллектуального уровня подрастающего поколения.

  • Экскурсионная работа составляет основу для проектно-исследовательской деятельности школьников.

  • Эмоциональная составляющая экскурсионных мероприятий способствует позитивным межличностным отношениям, социализирует и воспитывает характер ребенка, а также создает условия для его личностного роста.