Скачать 94.25 Kb.
Дата03.11.2018
Размер94.25 Kb.

Контрольные задания для самоподготовки



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

К аудиторнОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2

По дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ»

для студентов факультета по подготовке иностранных граждан

специальность: 8.110201 фм (5,5 з) ин, фармация
Модуль 2. Маркетинг в фармации


Тема 1. Основные положения маркетинга в фармации

Тема 2. Процесс управления фармацевтическим маркетингом.

Тема 3. Маркетинговые исследования и информация

Тема 4. Изучение рынка лекарственных средств

Тема 5. Товар в системе маркетинга. Ассортиментная политика фармацевтических и аптечных предприятий

Тема 6. Товарная и инновационная политика фармацевтических предприятий. Маркетинговая стратегия фармацевтических предприятий.

Тема 7. Цена, ценообразование, ценовая политика фармацевтических и аптечных предприятий

Тема 8. Формирование сбытовой политики фирм. Сбытовая деятельность фармацевтических предприятий


Тема 9. Маркетинговая политика коммуникаций в фармации.

Тема 10. Реклама в системе фармацевтического маркетинга. Реклама лекарственных средств


Тема 11. Стимулирование сбыта и другие средства маркетинговых коммуникаций.

Тема 12. «Паблик рилейшнз» как составляющая маркетинговых коммуникаций

Тема 13. Маркетинговый контроль

Тема 14. Международный маркетинг в фармации



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

  1. Значение и определение маркетинга. Особенности фармацевтического маркетинга.

  2. Основные элементы комплекса маркетинга: товар, цена, сбыт, продвижение.

  3. Принципы и функции маркетинга.

  4. Виды, субъекты и задачи фармацевтического маркетинга.

  5. Рынок как объект маркетинга: понятие, условия существования, критерии классификации, инфраструктура, конъюнктура. Основные элементы рынка.

  6. План маркетинга: сущность, варианты, разделы.

  7. Концепция социально-этического маркетинга в фармации.

  8. Модели и этапы организации служб маркетинга.

  9. Задачи и функции службы фармацевтического маркетинга.

  10. Цель, объекты и методы, основные направления маркетинговых исследований.

  11. Принципы формирования маркетинговой информации на фармацевтических предприятиях.

  12. Маркетинговая информационная система (МИС), структура и принципы функционирования.

  13. Содержание и направления комплексного исследования рынка.

  14. Количественные характеристики рынка: конъюнктура, емкость, доля рынка, динамика и среднедушевое потребления товара.

  15. Сегментация рынка. Требования к сегментам рынка. Особенность сегментации потребителей лекарственных средств.

  16. Целевой рынок, «рыночное окно» и «рыночная ниша».

  17. Методики определения потребности в лекарственных средствах.

  18. Изучение спроса и предложения товара. Спрос на лекарственные средства.

  19. Потребительская ценность товара. Потребительские свойства лекарственных средств.

  20. Жизненный цикл товара. Этапы жизненного цикла товара и их характеристика.

  21. Позиционирование товара. Критерии позиционирования лекарственных средств.

  22. Конкурентоспособность товара: понятие, основные составляющие, методы оценки.

  23. Составляющие и принципы ассортиментной политики фармацевтических и аптечных предприятий

  24. Товарный ассортимент, его основные характеристики. Товарная номенклатура. Особенности формирования ассортимента товаров аптечных предприятий.

  25. Направления реализации товарной политики фармацевтических предприятий.

  26. Маркетинговая стратегия и тактика предприятий.

  27. Основные модели принятия стратегических решений. Базовая стратегия охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный (целевой) маркетинг.

  28. Инновационная политика фармацевтических предприятий.

  29. Оригинальные (инновационные) лекарственные препараты. Препараты-генерики, их преимущества. Этапы разработки нового лекарственного препарата.

  30. Основные функции цены. Факторы, стратегии, методы ценообразования.

  31. Методы прямого и косвенного государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

  32. Понятие товародвижения (сбыта). Причины существования и развития сбытовой деятельности, ее задачи.

  33. 2. Каналы товародвижения (сбыта), их функции и структура. Эффективность каналов товародвижения.

  34. Принципы подбора торговых посредников. Преимущества сотрудничества производителей товара с посредниками. Причины использования посредников на фармацевтическом рынке.

  35. Методы и системы сбыта фармацевтической и парафармацевтической продукции в Украине и зарубежных странах.

  36. 7. Особенности оптовой торговли лекарственными средствами. Надлежащая практика дистрибьюции (GDP).

  37. Деятельность аптечных складов, их функции, организационная структура.

  38. Особенности розничной торговли лекарственными средствами. Требования к аптекам как учреждениям розничной торговли лекарственными средствами.

  39. Понятие, виды и правила логистики. Функции и принципы логистики. Особенности логистического подхода к управлению производственно-сбытовой деятельностью в фармации.

  40. Стратегия проталкивания и стратегия привлечения потребителя к товару.

  41. Комплекс маркетинговых коммуникаций и его формирования.

  42. Планирование маркетинговых коммуникаций.

  43. Реклама и ее роль в коммуникативной политике предприятий. Основные направления и роль рекламы. Задача товарной рекламы. Функции рекламы.

  44. Особенности рекламы лекарственных средств. Задачи рекламы в фармацевтической отрасли. Реклама безрецептурных лекарственных средств.

  45. Регулирование рекламы лекарственных средств. Основные этические критерии продвижения лекарственных средств ВОЗ. Требования ВОЗ к медицинским представителям фирмы. Реклама лекарственных средств для населения и медицинских работников в странах ЕС.

  46. Особенности регулирования рекламы лекарственных средств в Украине и зарубежных странах.

  47. Этапы планирования и организации рекламной кампании. Методы планирование рекламного бюджета. Оценка эффективности рекламных мероприятий.

  48. Стимулирование сбыта фармацевтического товара. Объекты стимулирования.

  49. Презентация: подходы к проведению, основные задачи и принципы.

  50. Роль торговых посредников и медицинских представителей в продвижении товара.

  51. 6. Понятие и сущность паблик рилейшнз.

  52. Цели, основные функции, принципы и мероприятия паблик рилейшнз.

  53. Мерчандайзинг в аптечных предприятиях.

  54. Система маркетингового контроля. Цель и основные объекты маркетингового контроля.

  55. Составляющие системы маркетингового контроля.

  56. 3. Направления и этапы маркетингового контроля на предприятии.

  57. 4. Стратегический контроль и ревизия маркетинга.

  58. 5. Маркетинговый аудит, его составляющие.

  59. Сущность и специфика международного маркетинга.

  60. Основные функции международного маркетинга. Задачи международного маркетинга в фармации.


Типовые задания

  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Специалистами отдела маркетинговых исследований и информации фармацевтического предприятия «Фармлайф» проанализировано, что по цене 38 у.е. размер спроса для препарата «Хилак» составляет 280 тыс. уп., а по цене 34 у.е. спрос повышается до 300 тыс. уп.

а) рассчитайте коэффициент эластичности спроса для препарата «Хилак», на основании полученного значения коэффициента определите вид эластичности спроса; назовите и охарактеризуйте факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса на лекарственные препараты.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Отделом сбыта и логистики фармацевтического предприятия «ФармЛайф» была проанализирована динамика объемов продаж лекарственного препарата "Фезам" за последние 7 лет.

а) объясните, в чем заключаются принципы формирования маркетинговой информации; какие структурные подразделения предприятия используют маркетинговую информацию; назовите подсистемы маркетинговой информационной системы и принципы их функционирования.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Оптовая фармацевтическая фирма покупает лекарственный препарат по цене 24,00 грн. за упаковку и реализует по цене 31,00 грн. Еженедельный объем продаж представляет 320 уп. Служба маркетинга рекомендует на одну неделю снизить цену на 10%.

а) рассчитайте, какое количество препарата необходимо продать для сохранения дохода на предыдущем уровне; раскройте основные функции цены.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Производственное фармацевтическое предприятие занимается разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов, осуществляет маркетинговые мероприятия по продвижению продукции на рынке. В текущем году предприятием внедрен новый лекарственный препарат, цена которого составляет 18,0 грн., сумма постоянных расходов – 25 000 грн., сумма переменных расходов – 72 000 грн., запланирован объем производства – 9 000 упаковок.

а) назовите и раскройте сущность методов ценообразования в маркетинге; аналитическим и графическим способом определите критический объем реализации лекарственного препарата.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Заведующий отделом снабжения и сбыта фармацевтического предприятия ООО «Здоровая жизнь» должен принять рациональное решение о выборе фирмы-поставщика для закупки необходимых лекарственных средств в аптеки своей сети:

а) назовите факторы, влияющие на выбор поставщика для фармацевтического предприятия ООО «Здоровая жизнь»; назовите преимущества привлечения посредников на фармацевтическом рынке.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Оптовая фармацевтическая фирма покупает лекарственный препарат по цене 24,00 грн. за упаковку и реализует по цене 31,00 грн. Еженедельный объем продаж представляет 320 уп. Служба маркетинга рекомендует на одну неделю снизить цену на 10%.

а) рассчитайте, какое количество препарата необходимо продать для сохранения дохода на предыдущем уровне; раскройте основные функции цены.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Руководитель аптечного заведения с целью обеспечения наличия ассортимента лекарственных средств изучает предложения от разных оптовых фармацевтических фирм.

При принятии решения о выборе фирмы-поставщика для закупки лекарственных средств руководством аптеки учитывались такие основные критерии: полнота ассортимента; цены, скидки и условия оплаты; уровень сервиса; деловая репутация.

Среди многих предложений от оптовых фармацевтических фирм-поставщиков аптекой избрано для последующего детального анализа несколько поставщиков.

а) определите вид логистики, к которому принадлежит разрешимая задача; дайте определение понятия логистики, назовите и охарактеризуйте функции логистики.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Фармацевтическая оптово-розничная фирма «Медфармако» реализует 15 000 уп. лекарственного препарата по цене 73,00 грн. Служба маркетинга рекомендует предприятию с целью увеличения объема продаж снижения цены на 5,00 грн.; коэффициент эластичности спроса() составляет 1,2:

а) определите, выгодно ли предприятию с целью увеличения объема продаж лекарственного препарата, снижения цены? Назовите цели ценообразования фармацевтических предприятий.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

Фармацевтическое предприятие, которое занимается производством лекарственных средств, планирует увеличить круг потребителей своей продукции за счет выхода на международный рынок.

а) укажите возможные стратегии выхода фармацевтического предприятия на внешний рынок; опишите этапы процесса разработки международной маркетинговой стратегии.


  1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Ситуация

С целью формирования рационального ассортимента лекарственных средств для лечения ожогов специалистами отдела маркетинга фармацевтического предприятия «ФармЛайф» проведен опрос врачей центров неотложной помощи при ожогах.

а) объясните, в чем заключается значение и сущность маркетинговых исследований; назовите основные направления маркетинговых исследований в фармации; раскройте сущность методов маркетинговых исследований, которые были использованы в данной ситуации.
ТЕСТОВые ЗАДАНиЯ

Типовые тестовые задания приведены на сайте Центра тестирования - режим доступа: http://testcentr.org.ua/ в разделе «Информационный банк тестовых заданий», КРОК-2, «Фармация», ММФ.


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине ММФ, которые размещены на сайте Центра дистанционных технологий обучения НФАУ – режим доступа: http://www.pharmel.kharkiv.edu/.

  2. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студ. вузов / З.Н. Мнушко, Н.М Дихтярева; под ред. З.Н. Мнушко. – 2-е изд. – Х. : Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2008. – 536 с.

  3. Мнушко З. М. Менеджмент и маркетинг в фармации: учебное пособие для самостоятельной работы студентов (тестовые задания с пояснениями). /З.Н. Мнушко, Н.Н. Скрылева, М.Н. Кобец и др., под ред. З.Н. Мнушко. – Харьков : Изд-во НфаУ, 2012. – 238 с.