страница1/19
Дата09.04.2018
Размер4.56 Mb.
ТипКнига

Конституционное право государств Европы


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Конституционное право государств Европы
Предисловие
В подготовленном коллективом авторов учебном пособии рассматриваются конституционные институты, касающиеся экономического и государственного строя в странах Европейского континента. Книга позволяет узнать, как конституции этих стран в условиях рыночной экономики регулируют вопросы собственности, государственное планирование, финансы государства и экологическую охрану общества. Читатель, кроме того, составит себе ясное представление о конституционной регламентации политических прав граждан в странах Европы, об их правах в социокультурной сфере, о правовом статусе национальных меньшинств, о референдуме, о федерациях в Европе, об организации и деятельности таких государственных институтов, как монарх, президент, государственный совет, суд, а также о вооруженных силах.

Решения, содержащиеся в конституциях государств Европы, в целом ряде случаев представляют значительный теоретический и практический интерес. Например:

1. Большинство конституций этих государств устанавливает новую экономическую структуру общества, исходя из того, что демократическое развитие современного капиталистического общества может быть обеспечено лишь при признании и использовании разных форм собственности и при существенном ограничении права частной собственности. Эти конституции отвергают старую, отжившую свой век либеральную, "людоедскую" концепцию о безраздельном господстве в обществе частной собственности.

2. По конституциям некоторых государств Европы (например Беларуси, Болгарии, Исландии, Португалии, Румынии, Словении, Турции) в частной собственности не могут находиться недра, воды, растительный и животный мир. В этих странах, следовательно, конституции запрещают право частной собственности как полное, абсолютное право.

3. Конституции отдельных стран Европы (например Армении, Болгарии, Литвы, Румынии, Словении) лишают иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц права частной собственности на землю.

4. В конституциях многих европейских стран содержатся предписания, запрещающие создание монополий в каких бы то ни было формах.

5. Для регулирования рыночной экономики в ряде европейских государств наряду с рыночными механизмами конституция устанавливает систему государственного регулирования экономики, включающую централизованное прогнозирование, планирование и программирование экономических и социальных процессов.

6. В большинстве конституций зарубежных европейских государств осуществление принципа всеобщности и равенства налогообложения ставится в прямую зависимость от имущественного положения налогоплательщика.

7. Большинство конституций европейских государств закрепляет требование специализации бюджета, то есть целевого использования бюджетных средств. Причем государственные средства могут выделяться и расходоваться только на основании проектов, утвержденных парламентом.

8. Конституции ряда зарубежных европейских государств содержат требования обязательного облачения в форму закона любых кредитов и займов государства.

9. В некоторых европейских республиках президенты наделены такими полномочиями, которые превращают провозглашенный их конституциями принцип разделения властей в иллюзию, и, напротив, в отдельных европейских монархиях конституционное устройство государства зиждется реально на этом демократическом принципе. Данные обстоятельства дают основания говорить о республиканских монархиях и о монархических республиках.

10. Конституции ряда государств Европы содержат предписания, запрещающие создание военных и военизированных образований, не принадлежащих к вооруженным силам государства.

Необходимо отметить, что данное издание является продолжением двух других книг, также посвященных институтам конституционного права иностранных государств: "Очерки конституционного права иностранных государств" (М., 1999), "Институты конституционного права иностранных государств" (М., 2002).
Глава I. Экономическое устройство
§ 1. Конституционная регламентация института собственности
в государствах Европы

1. Предварительные замечания
В истории человечества все революции и контрреволюции совершались с целью утверждения той или иной формы собственности в качестве господствующей в обществе. Так, буржуазная революция во Франции 1789 г. отменила феодальную собственность, заменив ее на буржуазную частную собственность. Социалистическая революция в России 1917 г. отменила частную собственность, заменив ее на государственную социалистическую собственность. Политические перевороты в социалистических государствах Восточной Европы и Союзе Советских Социалистических Республик (1989-1991 гг.) привели к ликвидации государственной социалистической собственности и установили господство частной собственности.

Изменение в обществе господствующей формы собственности всегда приводило к коренному изменению конституционного строя, ибо отношения собственности являются определяющими в любой системе общественных отношений. Следовательно, от того, какая форма собственности становится господствующей, зависят виды и содержание всех конституционных институтов, регламентирующих экономический и государственный строй общества.

Например, реставрация института права частной собственности в Болгарии сказалась весьма неблагоприятно на конституционных правах болгарских граждан. Конституция Болгарии 1991 г. лишила граждан жизненно важных прав на труд, бесплатную медицинскую помощь, пенсию. Вместо права на труд Основной закон этой страны предусматривает право получать социальное обеспечение "при условиях и в порядке, определенных законом". Отнесение к обычному закону определения условий и порядка реализации данного права делает возможным, формально не нарушая Конституцию, превратить право безработных граждан на социальное обеспечение в фикцию. В действующей Конституции Болгарии говорится не о безусловном ранее праве на бесплатную медицинскую помощь, а о том, что граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, а также на бесплатное медицинское обслуживание, но опять-таки "при условиях и в порядке, определенных законом". Вместо прежде принадлежавшего всем права на пенсию в нынешней Конституции записано право на социальное страхование и социальное вспомоществование.

Как видим, реставрация института частной собственности в Болгарии привела к лишению граждан тех конституционных прав, от реального существования которых зависит в самом прямом смысле слова жизнь болгарских граждан.


2. Конституционная регламентация института собственности
в классических буржуазных государствах

Господствующей формой собственности, согласно конституциям классических буржуазных государств Европы, является частная собственность.

Частная собственность в этих государствах неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности, кроме тех случаев, когда того требует общественная необходимость. При этом изъятие собственности допускается только в порядке, установленном законом, при условии полной компенсации собственности*(1) .

Обращает на себя внимание тот факт, что наряду с этими предписаниями конституций классических буржуазных государств Европы содержатся предписания, ограничивающие право частной собственности или допускающие возможность его ограничения. Так, согласно ст. 132 Конституции Испании, прибрежная полоса, пляжи, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф являются только государственной собственностью. В силу этой же статьи Конституции законом можно установить статус государственной собственности и на другие виды объектов собственности.

Согласно Конституции Италии:

1) собственность может быть государственной, кооперативной и частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам (ч. 1 ст. 42, ст. 45);

2) закон определяет способы приобретения частной собственности и пользования ею, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех (ст. 42);

3) частная хозяйственная инициатива свободна. Она, однако, не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства (ч. 1 и 2 ст. 41);

4) в целях общественной пользы закон может первоначально закрепить или же посредством возмездного отчуждения передать государству, общественным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящихся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающих монопольным положением и составляющих предмет важных общественных интересов (ст. 43);

5) в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, содействует преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц, поддерживает мелкую и среднюю собственность (ст. 44);

6) признается социальная функция кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон поддерживает развитие кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля характер и цели кооперации (ст. 45);

7) закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях (ч. 3 ст. 41);

8) признается право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями в формах и границах, установленных законом (ст. 46).

Согласно Конституции Португальской Республики в общественном владении находятся:

a) территориальные воды и дно под ними и континентальный шельф, а также озера, иные естественные водоемы, проточные судоходные и сплавные воды и их дно;

б) слои атмосферы над территорией, находящиеся выше уровня, до которого воздушный столб признается за собственником или относится к поверхности участка;

в) залежи полезных ископаемых, источники минеральных лечебных вод, естественные полости в земле, существующие под поверхностью; исключение составляют природный камень и другие нерудные материалы, обычно используемые в строительстве;

г) дороги;

д) национальные железные дороги;

е) иное имущество, отнесенное к данной категории законом.

Закон определяет, какое имущество относится к общественному владению государства, к общественному владению автономных областей и к общественному владению местных органов власти, а также его режим, условия использования и пределы (ст. 84).

Конституция Турции устанавливает: природные богатства и ресурсы находятся во владении государства и контролируются им. Право разведки и разработки этих богатств принадлежит государству. Государство может на определенный срок предоставить это право физическим или юридическим лицам. Вопрос о том, какие природные богатства и ресурсы разведываются и разрабатываются государством совместно с физическими и юридическими лицами либо непосредственно физическими и юридическими лицами, зависит от определенно выраженного в законе разрешения. Условия, которым должны следовать при этом физические и юридические лица, а также методы и принципы осуществляемого государством наблюдения и контроля, равно как и санкции, определяются законом (ст. 168).

Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общественной пользы (ч. 3 ст. 169).

Предпринимательская деятельность в Турции осуществляется в соответствии с государственным планом (ч. 2 ст. 166).

Конституция Французской Республики постановляет: "Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества"*(2) .

Конституции некоторых классических буржуазных государств Европы содержат предписания, касающиеся вопроса о возможности приобретения собственности на их территории и владения ею иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами. Например, согласно Конституции Республики Исландия право иностранных юридических лиц иметь в собственности недвижимость или владеть акциями промышленных компаний, действующих на территории страны, может быть ограничено законом (ч. 2 ст. 72). В соответствии с Конституцией Княжества Лихтенштейн любой иностранец, находящийся на территории Великого Герцогства, пользуется защитой личности и имущества, за исключениями, устанавливаемыми законами (ст. 111). В Дании ограничения права иностранцев приобретать недвижимость устанавливаются законом (п. 44 разд. V). В Португалии также законом регламентируется экономическая деятельность и капиталовложения иностранных физических и юридических лиц с целью гарантировать их вклад в развитие страны и защитить национальную независимость и интересы трудящихся (ст. 87)*(3) .

Следует констатировать, что в этих странах ограничение права иностранцев и иностранных юридических лиц на частную собственность отнесено конституцией к текущему законодательству.

К конституционным предписаниям, ограничивающим право частной собственности, кроме тех, о которых шла речь выше, можно отнести и некоторые другие.

Например, Конституция Италии вменяет в обязанность государству: "Устранять препятствия экономического и социального порядка, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и реальному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны" (ч. 2 ст. 3). Согласно Конституции Турции государство устанавливает меры для обеспечения и поддержания нормального функционирования денег, кредита, капитала, рынка товаров и услуг; препятствует образованию монополий и картелей на рынках фактически или на основе соглашения.

В целях регулирования внешней торговли, в интересах развития экономики страны, Совет министров имеет право в соответствии с законом вводить или упразднять дополнительные финансовые обложения на импорт, экспорт и другие внешнеторговые операции в дополнение к налогам и подобным обязательствам (ст. 167).

В силу Конституции Португалии государство обязано обеспечить эффективное функционирование рынка, с тем чтобы гарантировать здоровую конкуренцию между предприятиями, препятствовать различным формам создания монополий и не допускать злоупотребления господствующим положением и любых действий, направленных против общих интересов (абз. "е" ст. 81).

Итак, очевидно, что во многих классических буржуазных государствах Европы право частной собственности как полное, абсолютное право не признается и не допускается их конституциями.
3. Конституционная регламентация института собственности
в постсоциалистических государствах

В конституциях постсоциалистических государств Восточной Европы содержатся предписания, определяющие их экономический строй. В них имеются статьи, касающиеся видов собственности. Так, в Конституции Болгарии говорится, что собственность является частной и публичной. Частная собственность объявляется неприкосновенной. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом. Режим объектов государственной и общинной собственности также определяется законом. Кроме того, сказано, что хозяйственное использование государственного имущества и управление им осуществляется в интересах граждан и общества, а сама экономика Болгарии основывается на свободной хозяйственной инициативе.

Закон создает и гарантирует для всех граждан и юридических лиц одинаковые правовые условия хозяйственной деятельности, предотвращая злоупотребления, связанные с монополизмом, недобросовестной конкуренцией, и защищая потребителя. Инвестиции и хозяйственная деятельность болгарских и иностранных граждан и юридических лиц охраняются законом. Обращает на себя внимание, что законом создаются условия для кооперирования и организации других форм объединения граждан и юридических лиц с целью достижения хозяйственного прогресса (ст. 17, 19).

Говоря об экономике Венгрии, следует отметить, что согласно Конституции она тоже является рыночной - общественная и частная собственность пользуются равными правами и одинаковой защитой.

Венгерская Республика обеспечивает право собственности и право наследования. При этом она признает и поддерживает право на предпринимательство и свободу экономической конкуренции. Предприятия и хозяйственные организации, составляющие собственность государства, ведут свою хозяйственную деятельность самостоятельно и несут ответственность за нее в рамках закона.

Государство поддерживает кооперативы, основывающиеся на добровольном обобществлении, признает самостоятельность кооперативов. Кроме того, Конституция Венгрии фиксирует существование муниципальной собственности.

Согласно Конституции Польской Республики основой экономического строя этого государства является социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров. Польская Республика охраняет собственность и право наследования.

Конституция Румынии определяет экономику этой страны также как рыночную. Собственность там государственная или частная. Частная собственность неприкосновенна.

Конституция Словакии устанавливает: экономика страны основывается на принципах социально и экологически ориентированного рыночного хозяйства. Словацкая Республика защищает и поддерживает экономическую конкуренцию. Каждый имеет право быть собственником имущества. Наследование гарантируется.

Рыночная экономика провозглашается конституциями Албании, Македонии, Хорватии и Чехии.

В конституциях постсоциалистических государств, образовавшихся после разрушения Союза Советских Социалистических Республик, также содержатся предписания, определяющие их экономический строй. Например, согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Литовской Республики хозяйство Литвы основывается на праве частной собственности, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе. В соответствии с Конституцией Республики Молдова собственность может быть публичной и частной. Право частной собственности гарантируется. Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики страны. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в нашей стране гарантируется свобода экономической деятельности, а также что право частной собственности охраняется законом.

Аналогичные по смыслу предписания содержатся и в конституциях Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Украины и Эстонии.

Необходимо отметить, что конституции постсоциалистических государств гарантируют право наследования частной собственности, а также допускают принудительное отчуждение частной собственности только как исключение, по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленном законом, при предварительном и равноценном возмещении.

Итак, следует констатировать: главное, что характеризует ныне конституционно установленный экономический строй постсоциалистических государств Европы, - это реставрация института частной собственности, то есть восстановление на обширной территории Европейского континента эксплуатации человека человеком.

Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что в конституциях большинства этих государств содержатся предписания, существенно ограничивающие право частной собственности. Так, в соответствии с Конституцией Болгарии подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки национального значения, природные и археологические заповедники, а также республиканские дороги являются исключительной государственной собственностью.

Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне по исследованию, разработке, использованию, охране и хозяйствованию в отношении биологических, минеральных и энергетических ресурсов этих морских пространств. Его суверенные права распространяются также на спектр радиочастот и расположение геостационарных орбит, закрепленных международным соглашением за Республикой Болгария.

Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телекоммуникационные сети, использование ядерной энергии, производство радиоактивных продуктов, оружия, взрывчатых и биологических сильнодействующих веществ. Условия и порядок предоставления государством концессии и разрешения на эти сферы деятельности регулируются законом.

Согласно Конституции Румынии все богатства недр, пути сообщения, воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом, как и те природные богатства, которые могут быть использованы и в общественных интересах, - пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны и континентального шельфа, а также другие установленные законом природные богатства составляют исключительно предмет государственной собственности. Государственная собственность в Румынии неотчуждаема. При установленных законом условиях она может передаваться в управление автономным государственным предприятиям или государственным учреждениям либо сдаваться в концессию или в наем.

В силу Конституции Словакии минеральные ресурсы, подземные воды, природные лечебные источники и водные потоки являются собственностью Словацкой Республики. Кроме того, Конституция этой страны предусматривает возможность устанавливать законом, какое другое имущество, необходимое для обеспечения потребностей общества, развития национальной экономики, может находиться только в собственности государства, общины либо определенных юридических лиц.

Конституция Венгрии относит решение вопроса об ограничении права частной собственности (с точки зрения объекта собственности) к текущему законодательству.

Право частной собственности ограничено в ряде постсоциалистических государств Восточной Европы не только по его объекту, но и в зависимости от субъекта этого права. Так, Конституция Болгарии устанавливает, что иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю в Болгарии, кроме наследования по закону. Однако и в этом случае иностранные граждане должны произвести передачу собственности на землю, то есть продать или подарить ее лицу, которое в Болгарии обладает правом собственности на землю. При определенных законом условиях иностранцы и иностранные юридические лица могут приобретать право на пользование, застройку и другие вещные права.

В силу Конституции Румынии иностранцы и лица без гражданства не могут получить права собственности на землю.

Конституция Словакии устанавливает, что иностранцы не могут приобретать право собственности на землю, иначе как в порядке наследования при условии взаимности.

Такие предписания содержатся и в конституциях постсоциалистических государств Европы, образовавшихся после разрушения Союза Советских Социалистических Республик. Так, согласно Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Конституция устанавливает, что законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства. В ней закреплено также исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Кроме того, Конституция Республики Беларусь устанавливает, что государство обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях, а также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни (ст. 13).

Конституция Беларуси содержит и другие предписания, существенно ограничивающие право частной собственности. Так, лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения, исходя из экономических результатов труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42).

Для работающих по найму право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст. 43).

В соответствии с Конституцией Казахстана земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (п. 3 ст. 6)*(4)

Предписания, касающиеся ограничения круга субъектов права частной собственности, содержатся лишь в конституциях Армении и Литвы. Так, в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Армения, правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом. В силу ст. 47 Конституции Литовской Республики иностранным субъектам не могут принадлежать на праве собственности земля, внутренние воды, леса и парки.

В Конституции Эстонской Республики вопрос о том, кто может стать собственником того или иного имущества, отнесен к текущему законодательству. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции, в общих интересах законом могут быть установлены виды имущества, которые в Эстонии могут приобретать в собственность только граждане Эстонии, юридические лица некоторых категорий, местные самоуправления или Эстонское государство.

К конституционным предписаниям, ограничивающим право частной собственности, можно отнести и некоторые другие. Например, согласно ч. 4 ст. 46 Конституции Литовской Республики, запрещается монополизировать производство и рынок. В силу ст. 32 Конституции Эстонии собственность не должна использоваться во вред общественным интересам. Конституция Республики Казахстан устанавливает, что пользование собственностью должно служить общественному благу (п. 2 ст. 6). Государство, согласно ст. 47 Конституции Литовской Республики, обязано регулировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она служила благу народа.

Итак, конституционная регламентация института права частной собственности ряда постсоциалистических государств Европы наряду с целью реставрировать капиталистические общественные отношения решает также задачу защитить национальные богатства как от своих, так и от иноземных претендентов на собственность.
4. Некоторые выводы
1. После политических переворотов в социалистических государствах Восточной Европы и Союза Советских Социалистических Республик (1989-1991 гг.) частная собственность безраздельно господствует во всех государствах Европейского континента*(5)

2. Большинство конституций государств Европы устанавливает новую экономическую структуру общества, структуру, которая основывается на идее о том, что демократическое развитие современного капиталистического общества может быть обеспечено лишь при условии признания и использования разных форм собственности, а также существенном ограничении права частной собственности. Эти конституции отвергают старую, отжившую свой век либеральную, "людоедскую" концепцию о безраздельном господстве в обществе частной собственности.

3. Конституции ряда государств Европы ограничивают право частной собственности с точки зрения объекта собственности. В этих странах в частной собственности не могут находиться, как правило, недра, воды, растительный и животный мир. Следовательно, их конституции запрещают право частной собственности как полное, абсолютное право.

4. Конституции отдельных стран Европы лишают иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц права частной собственности на землю. Подобный запрет, несомненно, направлен на обеспечение национальной независимости и защиту права собственных граждан на земельную собственность.

5. В конституциях многих зарубежных европейских государств содержатся предписания, запрещающие создание монополий в каких бы то ни было формах. Подобные предписания направлены, во-первых, на защиту общества от экономического произвола монополистического капитала и, во-вторых, на обеспечение противодействия формированию монополистических объединений, являющихся, как свидетельствует история, экономическим фундаментом режимов фашистского толка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19