Скачать 267.79 Kb.
Дата16.12.2017
Размер267.79 Kb.
ТипДоклад

Конференция «Система подготовки спортивного резерва: состояние и приоритетные направления развития», Международный спортивный форум





ДОКЛАД

заместителя Министра спорта Российской Федерации

Ю.Д. НАГОРНЫХ
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ»
Конференция «Система подготовки спортивного резерва:

состояние и приоритетные направления развития»,

Международный спортивный форум

«Россия – спортивная держава»

10 октября 2014 г.,

г. Чебоксары (Чувашская Республика)
Подготовка спортивного резерва в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в соответствии с законом «О физической культуре и спорте» и регламентируется федеральными стандартами спортивной подготовки, правилами приема для прохождения спортивной подготовки, порядком контроля за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки.

Образовательные организации спортивной направленности также дополнительно руководствуются «Законом об образовании» и приказами Минспорта России, изданными во исполнение статьи 84 данного Закона.

В системе подготовки спортивного резерва участвуют:

Слайд

Центр подготовки спортивных сборных команд России,

Федеральный центр подготовки спортивного резерва,

137 центров спортивной подготовки (ЦСП) в регионах,

56 училищ олимпийского резерва (УОР),

1047 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР).

Также в данном процессе участвуют:

детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивно-тренировочные центры (СТЦ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП) и др.

Слайд

Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет 3 355 226 человек, из них 3 193 294 спортсменов, 99 800 тренеров и 62 132 административных, обслуживающих работников.

Общее финансирование ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и ЦСП в 2013 году составило 94 млрд. 850 млн. руб.



Справочно: в том числе: ДЮСШ – 44 млрд. 742 млн. руб., СДЮСШОР – 33 млрд. 892 млн. руб. УОР – 5 млрд. 071 млн. руб., ЦСП – 11 млрд. 145 млн. руб.

Слайд

Следует отметить, что в структуре расходов СДЮСШОР, УОР, ЦСП, большую часть 53,3% занимает заработная плата.

По прежнему организациям для процесса спортивной подготовки приходится арендовать большую часть сооружений.


Справочно: Количество спортивных сооружений, находящихся на балансе или арендуемых организациями, осуществляющими подготовку спортивного резерва, в 2013 году составило:

- в ДЮСШ 35 465 (из них собственные – 14 532, арендуемые – 18 933);

- в СДЮСШОР 9 395 (из них собственные – 3 774, арендуемые – 5 621);

- в УОР 670 (из них собственные – 353, арендуемые – 317);

- в ЦСП 840 (из них собственные – 293, арендуемые – 547).
Специфика деятельности по подготовке спортивного резерва ставит сегодня детско-юношеские спортивные школы на стыке двух процессов – образовательного и процесса спортивной подготовки. Такова существующая реальность. Для главного движения в направлении отраслевой системы спортивной подготовки необходим переходный период, и с этой целью Минспортом России разработан и уже реализуется План по реформированию организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и созданию (формированию) организации нового типа - Спортивной подготовки.

План предусматривает 5 этапов переходного периода с 2013 по 2017 год.



Слайд 2013 год – стал годом начала реализации реформы

С целью обеспечения максимально «комфортного» перехода организаций дополнительного образования спортивной направленности в организации нового типа спортивной подготовки, Минспортом России был разработан следующий инструментарий, который при умелом и квалифицированном подходе со стороны руководителей организаций позволяет в переходный период не почувствовать серьезных изменений в работе как тренера, так и в деятельности спортсмена:


Это:

- общеразвивающие программы


Справочно: реализуются только на спортивно-оздоровительном этапе как в отношении детей, так и лиц, старше 17 лет (статья 75 Закона об образовании в Российской Федерации), при их разработке необходимо руководствоваться приказом Минспорта России № 1125 от 27.12.2013
«Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», а также Методическими рекомендациями от 12 мая 2014 года.

- предпрофессиональные программы
Справочно: реализуются только для детей (то есть лиц до 18 лет) на этапах, начиная с начальной подготовки и до совершенствования спортивного мастерства (с ограничением, что перевод возможен только обучающихся, прошедших обучение на тренировочном этапе данной организации; приема на данный этап не ведется!). К минимуму содержания, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ и к срокам обучения предъявляются федеральные государственные требования (приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730).
- программы спортивной подготовки
Справочно: реализуются на всех этапах спортивной подготовки за исключением спортивно-оздоровительного. Программы разрабатываются по каждому виду спорта на основании федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемых Минспортом России.
Кроме того, наиболее «ленивые» руководители организаций могут реализовывать программы дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта вплоть до 1 января 2016 года.

На этом этапе возможны разные сочетания программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией.

Такой набор программ позволил решить накопившиеся в отрасли за долгий период проблемы. Это, как пример - вопрос определения минимального возраста для начала занятий по виду спорта – решен через общеразвивающие программы (позволяющие набирать детей практически с любого возраста). Для этого руководителю организации необходимо только получить образовательную лицензию.

- Верхняя планка, ограничивающая нахождение молодых людей в организации дополнительного образования 18 годами в настоящий момент снята полностью:

- федеральными стандартами спортивной подготовки;

- законом об образовании, предусматривающим дополнительное образование детей и взрослых.

Руководителю организации необходимо утвердить соответствующую программу и локальным актом закрепить порядок приема, перевода и отчисления занимающихся.

Организации дополнительного образования спортивной направленности до 2014 года реализовывали два вида программ: учебно-тренировочные программы и программы дополнительного образования детей.

Нужно отметить, что эти программы мало чем отличались друг от друга по содержанию, только на образовательные программы необходимо было получить лицензию.

Учитывая, что специалисты привыкли работать по данным программам, Минспортом России было принято решение на этом этапе не делать кардинальных изменений и при разработке федеральных стандартов спортивной подготовки взять за основу учебно-тренировочные программы, а основу федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам составили как программы дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта так и учебно-тренировочные программы. Отличие одних программ от других состоит в том, что в предпрофессиональных программах тренировочные нагрузки уменьшены на 20% в отличие от программ спортивной подготовки, и в образовательных программах отсутствует этап высшего спортивного мастерства.

Резюмируя – на сегодняшний момент организации дополнительного образования могут использовать весь арсенал программ для своей работы, позволяющий достичь целей, ради которых эти организации созданы.

Слайд 2014 год стал годом внедрения и апробации разработанных нормативных правовых актов (федеральных стандартов спортивной подготовки, федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам, особенностей реализации общеразвивающих программ) и их совместного сосуществования до 1 января 2016 г. с программами дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта.

Слайд В 2015 году мы будем активно вести разъяснительную и методическую работу с организациями (в особенности со спортивными школами в системе дополнительного образования) для их дальнейшего определения (остаться в системе образования или плавно перейти в отрасль физической культуры и спорта). Соответствующие методические рекомендации будут подготовлены Минспортом России.

В этот год необходимо завершить включение в федеральное законодательство мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта. К концу года организациям необходимо завершить процесс внесения изменений в Уставы и получение необходимых лицензий (для образовательных организаций).



Слайд В 2016 году – мы планируем внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта, из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку. Внесение изменений в федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства.

2017 год мы предлагаем годом завершения реформы. Это будет означать окончательное формирование в Российской Федерации отрасли физической культуры и спорта.

В рамках проводимой реформы законодательно закрепляется, что соревновательная деятельность является неотъемлемой частью тренировочного процесса.

Обязательное систематическое участие спортсменов в официальных спортивных мероприятиях является одним из основных элементов процесса спортивной подготовки.

Система организации и проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий имеет пирамидальную (вертикально интегрированную) структуру.

В ее основании – муниципальные и межмуниципальные спортивные соревнования, привлекающие наибольшее число участников. По результатам этого этапа осуществляется допуск к участию в региональных и межрегиональных спортивных соревнованиях. Их итоги определяют участников всероссийских спортивных соревнований. В настоящее время более 80% общего количества официальных физкультурных мероприятий являются в России многоэтапными.

Неравные возможности субъектов Российской Федерации (прежде всего финансовые) отражаются на показателях участия спортсменов, проходящих подготовку в официальных спортивных мероприятиях и как, следствие на количественных и качественных характеристиках спортивной работы субъектов и недополучении реально сильнейших спортсменов в сборные команды.

Для поддержки организаций спортивной подготовки по базовым видам спорта, Минспортом России начиная с 2011 года предоставляются субсидии регионам России. Слайд

Общий объем субсидий в 2014 году был увеличен с 360 миллионов рублей до 582 млн. рублей. Отдельно было выделено 27,0 млн. рублей на развитие базовых видов спорта в Республике Крым и г. Севастополе, таким образом, общая сумма составила 609 млн. рублей.

На 2015 год для продолжения данной работы запланировано 582 млн. руб. и дополнительно 100 млн. руб. для Республики Крым и г. Севастополя, общая сумма – 682 млн. руб.

Слайд
Справочно: Критерии, по которым предоставляются субсидии, всем присутствующим известны. Субсидия предоставляется на проведение тренировочных мероприятий по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, обеспечение питанием и проживанием спортсменов при проведении первенств России, повышение квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Справочно: В соответствии с критериями, определенными Минспортом России (при участии в комиссии представителей Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи) утверждается перечень базовых олимпийских, паралимпийских, сурдлимпийских и неолимпийских видов спорта в субъектах Российской Федерации. Данные критерии достаточно просты для выполнения, если регион заинтересован и действительно развивает базовые виды спорта.

Слайд

Справка, например:

- увеличение количества занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

- наличие региональной программы по подготовке спортивного резерва;

- включение спортсменов субъекта Российской Федерации в состав кандидатов в сборную команду Российской Федерации;

- наличие квалифицированных тренерских кадров;

- результаты выступления спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях;

- наличие организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующей материальной базы по данному виду спорта.

Слайд
Результатом проводимой работы стало увеличение количества базовых видов спорта, развиваемых в регионах с 697 в 2011 году до 1082 в 2014 году. С этим показателем связано и увеличение численности занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Так, в 2013 году на этапах ССМ и ВСМ в СДЮСШОР, УОР и ЦСП занималось 65 081 человек (на 11,9% больше, чем в 2011 году).

Следует отметить, что основной рост произошел за счет численности занимающихся на этапе ВСМ. В 2013 году этот рост составил 13,3% по сравнению с 2011 годом (увеличение на 2016 человек).

Количество спортсменов высокого класса, имеющих спортивные звания (МС, МСМК, ЗМС), проходящих подготовку в организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва (СДЮСШОР, УОР и ЦСП), также увеличилось и в 2013 г. составило 18 226 человека (на 12,1% больше чем в 2012 году).

Слайд

Также хочу отметить, что на II летних юношеских Олимпийских играх 2014 года в г. Нанкин (Китай) сборная России принимала участие в 20 из 31 видах спорта и заняла в общекомандном зачете 2 место, завоевав 27 золотых, 19 серебряных и 11 бронзовых медалей, уступив сборной Китая (11 золотых медалей) и с большим отрывом обогнав сборную США (на 17 золотых, 14 серебряных и 4 бронзовых медалей).

Сборная России улучшила свой результат по сравнению с I-ми летними юношескими Олимпийскими играми 2010 года в г. Сингапуре (на 9 золотых и 5 серебряных медалей).

Считаем, что практика предоставления Минспортом субсидий на резерв по базовым видам спорта и вся работа, которая этому сопутствует крайне эффективна в масштабах страны и должна продолжаться.


Справочно: общекомандный зачет сборной России на I летних юношеских Олимпийских играх 2010 года в г. Сингапуре - 18 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых медалей.
В целях формирования и апробации новых подходов к организации подготовки спортивного резерва, внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки по инициативе Минспорта России, созданы и работают экспериментальные площадки в 12 субъектах Российской Федерации.

Важнейшим направлением на пути реформирования отрасли становится работа с кадрами. Минспортом совместно с Минтрудом разработаны Профессиональные стандарты Спортсмена и Тренера, зарегистрированные Минюстом России.

Внедрение профессиональных стандартов в сочетании с введением эффективного контракта и появлением новых должностей в штатных расписаниях организаций, осуществляющих спортивную подготовку, должно обеспечить эффективную деятельность всех участников процесса спортивной подготовки.

В субъектах Российской Федерации приняты программы или подпрограммы, направленные на развитие системы подготовки спортивного резерва на региональном уровне. Наиболее показательными являются примеры Москвы, Красноярского края, Республики Мордовии, Краснодарского края, Чувашской Республики, Тверской и Брянской областей.

Существует неразрывная связь процесса подготовки спортсменов в субъектах с результатами сборной команды России по виду спорта. Вот зачем Минспорт требует наличие субъектовых программ подготовки резерва.

По мнению экспертов Федерального научного центра ВНИИФК, основанному на многолетних наблюдениях, для стабильно-успешного выступления на крупнейших международных соревнованиях сборной команды по виду спорта - необходимо наличие в составе команды не менее 50% спортсменов уровня «Мастера спорта международного класса». Анализ статистических данных последних пяти лет показывает, что для подготовки одного МСМК требуется подготовить 10 МС и соответственно 50 КМС.

Исходя из проанализированной статистики, соотношение количества занимающихся сегодня на этапах ССМ и ВСМ в виде спорта к количеству кандидатов в спортивные сборные команды должно быть не менее 20 к 1. При этом во времена СССР это соотношение достигало значения 100 к 1. Тем не менее, успешные выступления современных российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях свидетельствуют о том, что в наше время эффективность работы тренеров стала гораздо выше. Это объясняется применением передовых тренировочных технологий и методических разработок, а также улучшением условий централизованной подготовки спортсменов, в первую очередь на федеральных базах, решения вопросов социальной поддержки и защищенности спортсменов и тренеров сборных команд.

Вместе с тем, анализ показывает, что из 36 летних видов спорта данным требованиям удовлетворяют 14 (около 40%). Остальные 22 вида спорта имеют явно недостаточную «скамейку запасных». Результаты выступления российской сборной на Олимпиаде в Лондоне и на других международных соревнованиях, в целом подтверждают полученные выводы. Наиболее ярко выявленная закономерность видна на примере художественной гимнастики и прыжках на батуте. Одновременно следует отметить, что большой задел по «скамейке запасных» также имеется в настольном теннисе и футболе.

Что касается зимних олимпийских видов спорта, то рассмотренное соотношение к сожалению во всех видах не достигает указанного оптимального показателя (20 к 1). В ряде видов спорта конкуренция просто отсутствует и имеет место не отбор, а «набор», а значит мы еще только в начале пути.

В результате проведенного анализа деятельности СДЮСШОР, УОР и ЦСП выявлен ряд системных проблем, связанных с реализацией задач по подготовке спортивного резерва на современном этапе, которые предстоит решить, в том числе:



  1. в сфере нормативного правового регулирования,

  2. проблемы организационно-управленческого характера,

  3. в сфере материально-технического и финансового обеспечения,

  4. научно-методического обеспечения,

  5. кадрового обеспечения и социальной защиты

В сгруппированном виде эти проблемы представлены на слайдах.

Слайды

Я остановлюсь только на основных.

Отсутствие единой нормативной и правовой базы, регулирующей подготовку спортивного резерва, четкого определения целей, задач организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как следствие не выстроена система взаимодействия и управления данных учреждений.

Не обеспечивается преемственность при подготовке спортивного резерва. Отсутствуют типовые программы спортивной подготовки, а методической части процесса в целом уделяется крайне мало внимания. Уровень профессиональной подготовки тренерского состава и специалистов в большинстве случаев не отвечает современным требованиям.

У организаций недостаточно средств непосредственно на саму спортивную подготовку, большая часть расходов идет на содержание организаций и выплату заработной платы.

Отсутствуют методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по спортивной подготовке.

Явно недостаточна обеспеченность организаций собственными спортивными сооружениями.

На законодательном уровне недостаточно обеспечена социальная защита лиц, проходящих спортивную подготовку, и тренерского состава.



Единый календарный план не в полной мере отвечает задачам выявления перспективных спортсменов, по причине недофинансирования участия спортсменов из субъектов во Всероссийских соревнованиях.

Слайды.


  1. Проблемы в сфере нормативного правового регулирования

- отсутствует единая, отвечающая современным требованиям, нормативная правовая база, регулирующая подготовку спортивного резерва; само понятие спортивного резерва требует более полной и детальной регламентации в законодательстве;

- отсутствует или недостаточно регламентировано в нормативных документах определение целей, задач, структуры и особенностей функционирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- на законодательном уровне отсутствуют необходимые полномочия Министерства спорта Российской Федерации для совершенствования системы спортивной подготовки; отсутствуют полномочия субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и полномочия муниципальных образований по подготовке спортивного резерва спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации; кроме того, подготовка спортивного резерва не предусмотрена ни в правах, ни в обязанностях общероссийских и региональных спортивных федераций;

- недостаточно регламентированы в нормативных правовых актах вопросы передачи части полномочий Российской Федерации в сфере обеспечения спортивной подготовки органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Проблемы организационно-управленческого характера

- не обеспечивается преемственность при подготовке спортивного резерва между различными организациями, осуществляющими спортивную подготовку;

- в субъектах Российской Федерации отсутствует сбалансированная система перехода спортсменов с этапа на этап спортивной подготовки в различных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;

- в ряде субъектов Российской Федерации не выстроена полноценная система, состоящая из основных организаций (СДЮСШОР, УОР, ЦСП), что не позволяет осуществлять подготовку резерва на всех этапах;

- не выстроена государственная система оценки качества работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, взаимоувязанная с независимой системой оценки качества социальных услуг в сфере физической культуры и спорта.

  1. Проблемы в сфере материально-технического и финансового обеспечения

- в структуре расходов на содержание организаций спортивной подготовки большая часть расходов связана с выплатой заработной платы и содержанием спортивных сооружений; расходы непосредственно на саму спортивную подготовку недостаточны для выполнения поставленных задач;

- отсутствуют методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по спортивной подготовке с использованием механизма подушевого финансирования и не определены базовые нормативные затраты на оказание государственных услуг по спортивной подготовке;

- Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий не в полной мере отвечает задачам выявления перспективных спортсменов для формирования спортивного резерва по причине недофинансирования участия спортсменов из субъектов во всероссийских и международных соревнованиях;

- явно недостаточна обеспеченность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, собственными спортивными сооружениями.

  1. Проблемы в сфере научно-методического обеспечения

- отсутствуют единые требования к практической реализации программ спортивной подготовки на всех этапах спортивной подготовки и единые подходы к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации слабо ведется методическая работа с организациями, осуществляющими спортивную подготовку, а на муниципальном уровне такая работа не проводится.

  1. Проблемы кадрового обеспечения и социальной защиты

- уровень профессиональной подготовки тренерского состава и специалистов в большинстве случаев не отвечает современным требованиям, предъявляемым к реализации программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

- не выработаны единые требования к оценке качества работы тренерского состава и руководителей организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- затруднено проведение аттестации тренеров в связи с отсутствием ее обязательности для работников отрасли физической культуры и спорта, закрепленной законодательно;

- на законодательном уровне недостаточно обеспечена социальная защита лиц, проходящих спортивную подготовку, и тренерского состава;

- в связи с переходом от образовательной сферы в систему физической культуры и спорта тренеры утратили трудовые права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством для педагогических работников.
Для решения вышеперечисленных проблем нами были сформулированы следующие предложения по пяти основным блокам, которые и предлагаю рассмотреть более подробно, учитывая их значимость для отрасли. (Выведены на слайд, прошу обратить внимание).
Слайд

  1. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва.

  2. Предложения по совершенствованию соревновательной деятельности лиц, проходящих спортивную подготовку.

  3. Предложения по повышению эффективности материально-технического и финансового обеспечения подготовки спортивного резерва.

  4. Предложения по кадровому обеспечению и социальной защите специалистов сферы физической культуры и спорта в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

  5. Предложения по научно-методическому, медицинскому, медико-биологическому, антидопинговому и информационному обеспечению спортивной подготовки.


1. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва

Предлагается в 329-ФЗ дать четкое определение правового положения, целей, задач, структуры и особенностей деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, для исключения дублирования функций этих организаций и обеспечения их оптимального взаимодействия.

С целью становления отрасли и преданию ей самостоятельности в осуществлении отраслевой политики через спортивную подготовку оперативного реагирования на меняющуюся ситуацию предлагается законодательно закрепить новый тип организации спортивной подготовки – Спортивная школа (далее – СШ) и Спортивная школа олимпийского резерва (далее – СШОР).

Для взаимодействия с физкультурно-спортивными организациями субъектов Российской Федерации в целях осуществления отбора спортсменов в юношеские и юниорские составы спортивных сборных команд Российской Федерации в ФЦПСР должны быть предусмотрены штатные ставки старших тренеров по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине), стипендии для наиболее одаренных юных спортсменов.

Основными видами деятельности организаций должны являться:

Слайд.

СШ, СШОР – реализация программ спортивной подготовки;

ДЮСШ, СДЮСШОР – реализация программ спортивной подготовки и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта в качестве дополнительного вида деятельности;

ЦСП – осуществление подготовки кандидатов для включения в состав спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

УОР – реализация программ спортивной подготовки наиболее талантливыми спортсменами – кандидатами в состав сборных команд Российской Федерации и программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта;

ФЦПСР – осуществление координации деятельности ЦСП, УОР в части подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и взаимодействие с организациями, осуществляющими спортивную подготовку, выполнение работы по организации мероприятий по подготовке юношеского и юниорского составов спортивных сборных команд и работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва. Методическое обеспечение отрасли.

Предлагается закрепить в 329-ФЗ следующие полномочия, представленные на слайде:



Слайд

а) полномочия Министерства спорта Российской Федерации:

- по развитию системы спортивной подготовки;

- по обеспечению единых методических подходов по внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки;

б) полномочия субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта;

в) полномочия муниципальных образований по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

г) полномочия общероссийских и региональных спортивных федераций по координации подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и участия спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации в общероссийских соревнованиях.

Кроме того, в положение о Министерстве спорта Российской Федерации предлагаем внести следующие полномочия:

- согласование с Министерством спорта Российской Федерации назначения руководителей органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, получающих финансирование из федерального бюджета на развитие базовых видов спорта, а также установление порядка осуществления контроля за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- утверждение качественных показателей деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, с целью создания государственной системы рейтинга таких организаций;

- утверждение общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях для организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривающих особенности отдельных видов спорта;

- разработка и утверждение программы по созданию условий и обеспечения системы подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по видам спорта.



2. Предложения по совершенствованию соревновательной деятельности лиц, проходящих спортивную подготовку

Необходимо в перспективе увеличить количество межрегиональных и зональных соревнований для юниоров и юношей в рамках Единого календарного плана, особенно в каникулярный период, с целью обеспечения для юных спортсменов, необходимого уровня соревновательной практики.

Это позволит, гарантировать развитие видов спорта в регионе, повысить приток зрителей, и как следствие - увеличить доходность местных и региональных бюджетов за счет использования объектов народного хозяйства, задействованных в обеспечении спортивных мероприятий, тем самым обеспечивая развитие внутреннего туризма, межрегиональных связей и повышение эффективности использования инфраструктуры субъектов Российской Федерации (спортивных сооружений, гостиничного фонда, транспорта, организаций питания).

С целью повышения статуса, качества и уровня проведения Первенств России по олимпийским видам спорта необходимо предусматривать выделение дополнительных средств из федерального бюджета на питание и проживание их участников.

На сегодняшний день в федеральном бюджете не предусмотрено, а у субъектов Российской Федерации не хватает средств в полном объеме для командирования спортсменов на Первенства России.

Высвободившиеся таким образом средства субъектов Российской Федерации должны быть направлены на мероприятия по подготовке спортивного резерва.

Необходимо упорядочить систему обеспечения проведения межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных и спортивных мероприятий. Календарные планы официальных физкультурных и спортивных мероприятий для организаций, осуществляющих спортивную подготовку, должны разрабатываться и утверждаться с учетом международного и всероссийского календаря, и содержать многоступенчатую систему соревнования. Необходимо разработать единые требования к правилам проведения всероссийских и межрегиональных физкультурных и спортивных мероприятий, включая структуру правил.

3. Предложения по повышению эффективности материально-технического и финансового обеспечения подготовки спортивного резерва

В 329-ФЗ в качестве полномочий Министерства спорта Российской Федерации предлагает закрепить:

- определение критериев формирования государственного и муниципального задания на оказание государственных услуг по спортивной подготовке, разработке и утверждению методики расчета нормативных затрат и определение базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по спортивной подготовке с использованием механизма подушевого финансирования и формирование механизмов сбалансированного расходования средств при выполнении работ (услуг) в рамках государственного (муниципального) задания;

- разработке нормативов финансовых затрат на подготовку спортсменов, обеспечение деятельности тренерского состава и содержания организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» существенно улучшить материальную базу ведущих организаций спортивной подготовки путем строительства объектов по типовым проектам спортивных сооружений с учетом развиваемых базовых видов спорта и географических особенностей региона.

4. Предложения по кадровому обеспечению и социальной защите специалистов сферы физической культуры и спорта в организациях, осуществляющих спортивную подготовку

Нам необходима разработка единой системы оценки деятельности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и обеспечение перехода на эффективный контракт.

Разработка системы нормирования труда в отрасли физической культуры и спорта.

Обеспечение поэтапного повышения оплаты труда работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, с разработкой системы базовых окладов для них.

Видится целесообразным установление единого порядка аттестации кадров в области физической культуры и спорта.

При этом к полномочиям Министерства спорта Российской Федерации должно быть отнесено утверждение порядка присвоения квалификационных категорий и аттестации тренерского состава. К полномочиям субъектов Российской Федерации - проведение аттестации тренеров с присвоением квалификационных категорий. К обязанностям общероссийских федераций по видам спорта – участие в разработке требований, условий, порядка присвоения квалификационных категорий и аттестации тренерского состава.

Для проведения аттестации тренеров в субъектах Российской Федерации должны создаваться аттестационные комиссии по присвоению квалификационных категорий. В порядке присвоения квалификационных категорий и аттестации тренерского состава следует учитывать результаты лицензирования (аттестации) тренеров, проводимого общероссийскими федерациями по видам спорта.

С участием общероссийских федераций по видам спорта необходимо разработать систему и механизмы мотивации тренерского состава к повышению квалификации и закреплении этой системы на законодательном уровне.

В целях обеспечения охраны здоровья и безопасности спортсменов и тренеров при подготовке и участии в спортивных соревнованиях необходимо утверждение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях. Данная работа уж ведется.

В целях обеспечения социальной защиты специалистов, повышения престижа профессии, в первую очередь тренеров, предлагается определить специальный статус работника отрасли, его права, социальные гарантии и компенсации, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Необходимо признать в обществе особый статус работников отрасли и создать условия для осуществления ими профессиональной деятельности, закрепить законодательно меры социальной поддержки, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня, улучшение условий труда для эффективного выполнения поставленных перед ними задач, а также повышения социальной значимости труда тренеров и престижа профессии.

5. Предложения по научно-методическому, медицинскому, медико-биологическому, антидопинговому и информационному обеспечению спортивной подготовки

Специалисты, проводившие анализ деятельности СДЮСШОР, УОР, ЦСП, предлагают закрепить научно-методическое, медицинское, медико-биологическое, антидопинговое обеспечение и реабилитационно-восстановительные мероприятия как неотъемлемые части процесса спортивной подготовки.

Медицинское и медико-биологическое обеспечение системы спортивной подготовки требует создания головного учреждения лечебной физкультуры и спортивной медицины, с наделением данного учреждения функциями по научно-методическому обеспечению и координации деятельности региональных врачебно-физкультурных диспансеров. Назрела необходимость и в разработке Федеральных стандартов медико-санитарного и медико-биологического обеспечения процесса спортивной подготовки.

С целью внедрения современных информационных технологий в систему спортивной подготовки необходимо закрепить создание единого информационного пространства для всех участников процесса спортивной подготовки.

Требуется определить, что центром информационного обмена будет являться информационная система Министерства спорта Российской Федерации, посредством которой участники информационного обмена могут получать всю необходимую информацию. В свою очередь сами участники процесса должны обеспечить своевременное и полное занесение информации в систему.

Суть проводимых реформ заключается в следующем:

При реализации новой нормативной правовой и методической базы, будут созданы единые подходы к организации спортивной подготовки, и четко определены роль и задачи каждого участника процесса, что, в свою очередь, позволит выстроить эффективную модель взаимодействия и систему управления для всех уровней.

Залогом успеха - станет признание особого статуса работников отрасли. Дальнейшая работа будет бесполезной, в случае если мы законодательно не закрепим права, обязанности, ответственность и социальные гарантии тренерам, спортсменам и другим специалистам. Это повысит престиж труда в нашей отрасли и придаст новый импульс работе по подготовке спортивного резерва в организациях спортивной подготовки.

Результатом нашей с Вами совместной работы станет подготовка достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, что позволит принять любые вызовы при усиливающейся глобальной конкуренции в современном спорте и на долгие годы обеспечит Российской Федерации статус ведущей спортивной державы, а нашей отрасли устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.




Главная страница
Контакты

    Главная страница



Конференция «Система подготовки спортивного резерва: состояние и приоритетные направления развития», Международный спортивный форум

Скачать 267.79 Kb.