Скачать 492.12 Kb.
страница1/3
Дата18.03.2018
Размер492.12 Kb.

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи


  1   2   3

является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм - основа существования и развития государственности.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики.



Патриотическое воспитание - деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.



ІІ. Актуальность Концепции

Актуальность разработки Концепции обусловлена:



  • необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;

  • отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась основой системы патриотического воспитания детей и молодежи ДНР;

  • поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;

  • необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;

  • потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.

Концепция является методологической основой для разработки программ и проектов по патриотическому воспитанию молодежи.

Реализация Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи позволит дать новый импульс духовному оздоровлению народа, начать процесс формирования в Республике единого гражданского общества.
ІІІ. Цель и задачи патриотического воспитания

Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.



Основной целью Концепции является определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего поколения республики.

Данная концепция предлагает определение цели патриотического воспитания, отвечающей интересам учащейся молодежи и требованиям общества по отношению к ней.



Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:



  • информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;

  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;

  • утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;

  • формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;

  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  • развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

  • уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;

  • формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;

  • формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

  • повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

  • привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.

Все указанные цели и задачи подчинены главному – обеспечению на ближайший период жизни новых поколений Донецкой Народной Республики роста уровня значимости патриотизма у всех слоев населения, достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб республики, общества, народа от того, в какой мере они в своих практических делах руководствуются патриотическим началом, как решают задачи выполнения своего гражданского долга.

ІV. Содержание и структура патриотического воспитания

Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность, включающая целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты, обладающая высоким уровнем системности, охватывающая своим воздействием практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди основных его направлений можно выделить:



  • гражданско-патриотическое,

  • военно-патриотическое,

  • духовно-нравственное,

  • историко-патриотическое (краеведческое),

  • культурно-патриотическое,

  • спортивно-патриотическое.

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.

Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи направлена на:



  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения;

  • массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями;

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины, к традициям;

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;

  • воспитание уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных народностей;

  • воспитание активной гражданской позиции.

Военно-патриотическое воспитание

Основной целью военно-патриотического воспитания является формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите. Это воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил ДНР, других войск, воинских формирований и органов.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:


  • государственное - базируется на обеспечении государством системы военно-патриотического воспитания;

  • социальное - основывается на изучении норм морали, их соблюдении. Ориентировано на осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа;

  • военное - предусматривает изучение военной истории, битв славянского войска, основных образцов техники и вооружения Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных навыков использования их, повышение физической подготовки в интересах защиты Отечества;

  • психолого-педагогическое - основывается на изучении психологических особенностей молодежи, их учете в процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и направлений этой деятельности;

  • правовое - предполагает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой культуры.

Содержание военно-патриотического воспитания основывается на системе ценностей, сформировавшихся на протяжении многих веков, таких как: преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка и т.д.

Система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии. Всю систему можно разделить на подсистемы:



  • военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в учебных заведениях;

  • массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;

  • начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;

  • деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи.

Методами военно-патриотического воспитания молодежи являются:

  • убеждение - формирование уверенности в общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества;

  • стимулирование - реализуется в различных формах поощрения и соревнованиях;

  • личный пример - деятельность педагога, воспитателя, который должен быть образцом для молодежи, должно обеспечивать педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение;

  • самоподготовка - процесс активного формирования и самосовершенствования молодого человека, воспитания чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов, экскурсий в музеи воинских частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков военно-патриотического направления.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений молодежи к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям. Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, самобытной культуре, памяти своих предков, истории.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народа.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые общечеловеческие ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче готового нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства побуждают нас искать новые технологии в воспитании подрастающего поколения. Среди основных направлений духовно-нравственного воспитания можно выделить:



  • создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении;

  • стимулирование здорового образа жизни;

  • организация коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи;

  • корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося, стимулирование его самопознания и самовоспитания;

  • дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания,

  • воспитание духовности, трудолюбия;

  • организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности;

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся, организация профориентационной работы;

  • укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий.

Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание

Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; а также проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса, поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами, максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса, археологические экспедиции и исторический туризм, развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.



Культурно-патриотическое воспитание

Культурно-патриотическое воспитание - процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно-художественных ценностей.

Культурно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества.

В состав культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учетом социокультурных условий общества).

Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:


  • изучение истории и культуры Отечества;

  • деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР;

  • формирование гражданского мировоззрения.

В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и развиваются:

  • разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,

  • высокое патриотическое сознание и чувство верности своему Отечеству,

  • готовность к выполнению гражданского и служебного долга,

  • нравственные идеалы,

  • культура личности и эстетическое отношение к действительности,

  • гражданское мировоззрение,

  • высокие морально-патриотические качества.

Критерии культурно-патриотического воспитания:

  • уровень культурно-патриотического сознания - соответствие патриотического сознания учащегося требованиям современного понимания патриотизма;

  • широта культурно-патриотических чувств - степень развитости эмоциональной сферы личности с точки зрения современной трактовки отечественного патриотизма;

  • устойчивость культурно-патриотического поведения - результативность воспитательных воздействий, способность к активному проявлению патриотизма, сознательность и самостоятельность в оценке явлений действительности истории, культуры и традиций Отечества;

  • систематичность овладения художественными ценностями, как трудолюбие, активность, добросовестность воспитанников в учебно-воспитательном процессе;

  • любовь к отечественной культуре - ответственное созидание патриотической идеологии самосознания, духовного и культурного возрождения республики;

  • нравственно-эстетическая убеждённость - уверенность воспитанника в необходимости использования культурологических средств при воспитании культуры и патриотизма.

Спортивно-патриотическое воспитание

Спортивно-патриотическое воспитание предполагает расширение общественных представлений о роли физического воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых путей укрепления здоровья граждан ДНР.

В содержание спортивно-патриотического воспитания входит пропаганда национальных и исторических традиций физической культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направлений физической культуры, развивающих важные двигательные навыки, разработка программ и методик тренировки специальных физических качеств и обоснование их культурной, оздоровительной и спортивно-прикладной ценности, создание условий появления новых видов спортивной деятельности, ведение работы по гуманизации историко-спортивных единоборств, развитие личности через успехи и спортивные достижения, выступления на международных и региональных соревнованиях, как показатель возможностей успешного развития в Донецкой Республике, популяризация символики и идеологии Республики через спортивный инвентарь и символику спортивных команд. В соответствии с идеями гармоничного развития личности и высокими социальными требованиями современного общества к профессионализму трудовой и служебной деятельности, задачи направления относятся к совершенствованию физических качеств, воспитанию волевых качеств характера на основе спортивных достижений, формированию навыков поддержания стабильного здоровья и высокой работоспособности.

Военно-технические виды спорта - собирательное название видов спорта, сочетающих общефизическую и техническую подготовку спортсменов и имеющих конкретное военно-прикладное значение. К военно-техническим видам спорта относятся авиамодельный, автомобильный, автомодельный, вертолётный, водно-моторный, мотоциклетный, парашютный, планёрный, подводный спорт, радиоспорт, самолётный, стрелковый, судомодельный спорт, военно-прикладное и морское многоборья, мотобол.

  1   2   3