Скачать 113.96 Kb.
Дата30.12.2017
Размер113.96 Kb.

Концепция формирования зож в стгма





КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СтГМА

Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность обучающихся, включая студенчество, сопряжена с высокими нагрузками, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Поступившие в вузы не отличаются высокими показателями здоровья. Согласно данным скрининговых исследований, проведенных Центром студенческого здоровья СтГМА, к началу обучения в академии более чем у 50% студентов-первокурсников отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь только не более 20% из них могут считаться практически здоровыми.

К вузовским факторам риска, которые негативно сказываются на здоровье студентов, относятся: интенсификация образовательного процесса, нередко присутствующая стрессовая среда и, подчас, нерациональная организация учебно-воспитательной деятельности, ее несоответствие возрастным и функциональным возможностям обучающихся, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т.д. Поэтому, создавая необходимые условия для обучения и воспитания, организуя здоровьесберегающее окружение, академия формирует свой особый тип жизнедеятельности, свою особую «территорию здоровья», которая способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и развитию приверженности принципам здорового образа жизни.

Немаловажную роль в формировании здоровьеориентированного мышления студента играет личность преподавателя, который должен быть не только убеждённым сторонником принципов ЗОЖ, но должен владеть технологией формирования у своих подопечных практических навыков профилактического толка. Необходимым условием для развития личности студента становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, как ценности. Учитывая профессиональные задачи будущих врачей, реализация такого подхода в СтГМА приобретает особую значимость, поскольку у студенческого контингента необходимо не только прививать чувство ответственности за своё собственное здоровье, но, что не менее важно, успешно формировать у него целый комплекс превентивных компетенций. Поэтому СтГМА, как и все медицинские вузы, особенно нуждается в создании комплексного, системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого будет способствовать воспитанию не только здоровых, но и профессионально и социально активных специалистов, способных к творческому и эффективному преобразованию окружающей среды в плане её оздоровления.


Таким образом, основная идея данной концепции – идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьесберегающей академической среды медицинского вуза, в соответствии не только с возрастными и индивидуальными особенностями студентов-медиков, но и с учётом целей и задач профессиональной подготовки будущего специалиста.

Цельформирование в СтГМА эффективной системы обеспечения физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующего воспитанию гармоничной и высокоинтеллектуальной личности врача, достижению высокого уровня сознательности и ответственности всех участников образовательного процесса в формировании ценностей здорового образа жизни.

Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:


- создание и развитие необходимой инфраструктуры для осуществления здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности академии;

- создание эффективной модели межсекторального и межведомственного взаимодействия, направленного на разработку и реализацию программ здоровьесбсбережения и формирования здорового образа жизни;

- разработка и внедрение образовательных программ (в том числе интегрированных в преподаваемые дисциплины), направленных на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни;

- обеспечение научного, методического, а также информационного сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни в академии;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни;

- разработка и реализация системы воспитательных, социальных, культурно-нравственных мероприятий, направленных на развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, стремлений к активному физическому и духовному самосовершенствованию, побуждающих к личному участию в пропаганде ценностей ЗОЖ;

-формирование через преподаваемые предметы бережного отношения к здоровью и стремление к здоровому образу жизни.
Основные принципы реализации поставленных задач:
- комплексность

- системность

- целостность

-принцип внутривузовской (межсекторальной) и межведомственной интеграции и координации взаимодействия

- долгосрочность

Базовая модель здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности СтГМА содержит взаимодействующие модули, каждый из которых реализует собственные задачи, а вместе они формируют целостную систему:


-административно-правовой модуль;

-модуль здоровьесберегающей инфраструктуры;

-медицинский модуль;

-образовательный;

-научно-методический;

-информационно-пропагандистский;

-социально-воспитательный;

-физкультурно-оздоровительный.




овал 2овал 3овал 4овал 5овал 6овал 7овал 8овал 9скругленный прямоугольник 51прямая со стрелкой 54прямая со стрелкой 56прямая со стрелкой 57прямая со стрелкой 58прямая со стрелкой 59прямая со стрелкой 60прямая со стрелкой 61прямая со стрелкой 62

Административно-правовой модуль

Для развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности академии необходимо создание нормативно-правовой базы в сфере политики здоровья в вузе, включающей следующие документы:

- Положения структурных подразделений академии, участвующих в данной деятельности (Центра студенческого здоровья, санатория-профилактория «Искра», Физкультурно-оздоровительного комплекса, Центра психологической и социальной поддержки, спортивно-оздоровительного лагеря «Ставрополье», столовой академии и др.структур);

- коллективный договор, предусматривающий позиции здоровьесбережения сотрудников;

- приказы и распоряжения ректора академии по вопросам укрепления и охраны здоровья, отказу от вредных привычек и пр.;

- планы мероприятий по проведению медицинских осмотров студентов, диспансеризации сотрудников, вакцинации и др. видов медицинского обеспечения академии;

- планы физкультурно-оздоровительных, агитационно-массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

- совместные программы и планы мероприятий с учреждениями и ведомствами г.Ставрополя и Ставропольского края по формированию здорового образа жизни.

- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм для учебных корпусов, общежитий, столовой, клинических и др. структурных подразделений академии.
Модуль здоровьесберегающей инфраструктуры

Данное направление предполагает развитие материально-технической базы, обеспечивающей деятельность по охране здоровья и формированию здорового образа жизни, включая приобретение необходимого оборудования:




  1. Создание медицинского пункта академии, укомплектование необходимым лечебно-диагностическим оборудованием и кадрами;

2. Развитие Центра студенческого здоровья:

-дооснащение необходимым диагностическим и медицинским оборудованием;

-внедрение новых здоровьесберегающих технологий.


  1. Развитие санатория-профилактория «Искра»:

-проведение капитального ремонта, оснащение необходимым медицинским оборудованием,

-расширение спектра оказываемых медицинских услуг и внедрение новых методик физиотерапевтического и восстановительного лечения.



  1. Материально-техническое укрепление спортивной базы:

- проведение капитального ремонта помещений, бассейна и фитнес-зала Физкультурно-оздоровительного комплекса, создание на его территории новых спортивных площадок, оснащение необходимым оборудованием и инвентарем;

-реализация проекта «Студенческий стадион»;

-создание и оснащение физкультурно-оздоровительного центра в подвальных помещениях главного корпуса по ул. Мира.

5. Укрепление материально-технической базы спортивно-оздоровительного лагеря «Ставрополье», строительство и оснащение спортивных площадок на его территории.

6.Организация рационального и диетического питания в столовой академии.
Медицинский модуль
1. Организация и проведение медицинских мероприятий по диагностике заболеваний и выявлению факторов риска:

1) Ежегодные организованные медицинские осмотры студентов 1 курса:

Центром студенческого здоровья

студенческим отделением МУЗ «Городская поликлиника №1»

ГУЗ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины»;

2) Ежегодные профилактические медицинские осмотры студентов, интернов, ординаторов, аспирантов.

3) Ежегодные организованные медицинские обследования иностранных студентов;

4) Диспансеризация сотрудников академии и проведение осмотров выездными бригадами Центра здоровья;

5) Ежегодное флюорографическое обследование;

6) Систематическое анкетирование учащихся с целью выявления и оценки распространенности факторов риска заболеваний и вредных привычек.


2 Осуществление обработки и анализа результатов медицинских осмотров и распределение студентов по группам здоровья, в том числе по группам для занятий физической культурой

3. Разработка индивидуальных коррекционно-оздоровительных программ для групп с факторами риска развития заболеваний и выявленной патологией.

4. Осуществление комплексных оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными оздоровительными программами:

-диспансерное наблюдение в МУЗ «Городская поликлиника №1»;

-оздоровление, комплекс восстановительного лечения в санатории-профилактории «Искра»;

-занятия лечебной физкультурой;

-консультативно-диагностические и лечебные мероприятия в клинических подразделениях академии;

-консультирование по коррекции питания, режиму труда, учебы и отдыха, а также помощь по отказу от вредных привычек ведущими клиницистами академии и сотрудниками Центра студенческого здоровья;

-консультации специалистов на клинических кафедрах академии.
5. Проведение мониторинга показателей здоровья студентов в процессе их обучения в академии.
6. Создание и регулярное ведение электронной базы данных состояния здоровья участников образовательного процесса.
Структура внутривузовского и межведомственного взаимодействия по реализации основных направлений медицинского модуля.




Образовательный и научно-методический модули.
1. Разработка и внедрение образовательных программ (в том числе интегрированных в преподаваемые дисциплины), направленных на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни;

2. Создание элективных циклов профилактической направленности, формирование перечня профессиональных компетенций превентологического типа по каждой кафедре (факультету);

3. Разработка и издание учебно-методических пособий по ЗОЖ и профилактической медицине с учетом специфики кафедр для использования в учебном процессе;

4. Создание тематического ресурса по профилактической медицине в рамках электронной академической библиотеки, а также страницы на сайте СтГМА с учебными материалами для студентов и курсантов ИПДО по профилактической тематике;

5. Проведение заседаний студенческого научного общества, конференций, олимпиад по тематике здорового образа жизни;

6. Разработка и проведение совместно с учреждениями здравоохранения циклов лекций, семинаров и тематических занятий в «Школах здоровья» при ЛПУ.

7. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни.

Социально-воспитательный и информационно-пропагандистский модули.
1. Организация внеучебной деятельности в академии, направленной на формирование у студентов мотивации здоровьесбережения, стремления к активному физическому и нравственному самосовершенствованию, побуждающей к личному участию в пропаганде ЗОЖ и профессиональной компетентности в этой области:

- организация волонтерской работы по приобщению к ценностям здорового образа жизни и навыкам социально-ответственного поведения;

- организация и проведение студенческих акций и мероприятий по формированию негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлкениям;

- организация и проведение конкурсов на звание «Самый здоровый факультет», «Самая здоровая группа», а также выставок фоторабот, плакатов, и других конкурсных мероприятий, связанных с пропагандой ЗОЖ;

- участие в городских фестивалях и конкурсах по тематике ЗОЖ;

- организация тематических семинаров для студентов, а также кураторов групп по вопросам профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и других форм зависимости с привлечением специалистов наркоконтроля, правоохранительных органов и психологических служб.


2. Разработка и реализация системы социально-психологической поддержки и помощи студентам и сотрудникам СтГМА в развитии мотивации ЗОЖ с привлечением профильных специалистов.
3. Организация работы студенческого видеолектория по формированию здорового образа жизни и вопросам профилактической медицины; привлечение студенческого видеолектория к работе в других образовательных учреждениях города и края.
4. Разработка и реализация информационно-пропагандистского обеспечения здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности академии:

- организация постоянно действующего Интернет-ресурса «Вуз – территория здоровья»;

- ведение онлайн-рубрики по проблемам укрепления здоровья и здорового образа жизни;

- размещение информационных материалов на сайте академии и в СМИ;

- информационное сопровождение деятельности волонтерских отрядов, акций, конкурсов и других мероприятий по тематике здорового образа жизни; разработка и издание раздаточных материалов для данных мероприятий.

Физкультурно-оздоровительный модуль.
1. Обеспечение формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на физическое самосовершенствование и самовоспитание;

2. Организация работы спортивных секций академии и развитие студенческого спорта;

3. Привлечение максимально возможного числа сотрудников академии к занятиям физической культурой и спортом в спортивных секциях академии;

4. Организация и регулярное проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: спартакиад, соревнований, дней спорта и пр.;

5. Участие сборных команд академии в соревнованиях различного уровня; материальная поддержка студентов - членов сборных команд академии; приобретение спортивной формы и инвентаря для членов сборных команд академии;

6. Введение формы поощрения «Спортивный стипендиат»;

7. Организация работы специальных медицинских оздоровительных групп; разработка и внедрение новых методик и технологий для занятий физической культурой среди данного контингента обучающихся, а также учебно-методических пособий и материалов;

8. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых коррекционных программ по лечебной физкультуре для студентов оздоровительных групп;

9. Разработка и внедрение функциональных и нагрузочных тестов для выявления адаптивности организма к физическим нагрузкам;

10. Организация и проведение мониторинга физического здоровья и физической активности студентов в процессе их обучения в академии;



11. Создание на базе ФОКа восстановительно-реабилитационного центра для активизации работы специальной медицинской группы и реализации программ адаптивной физической культуры.