Скачать 83.78 Kb.
Дата27.09.2018
Размер83.78 Kb.
ТипРешение

Комплекс тренажёров для практической подготовки береговых специалистов морских и речных портов. Описание проблемы и подход к ее решению



Комплекс тренажёров для практической подготовки береговых специалистов морских и речных портов. Описание проблемы и подход к ее решению.

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года одной из задач, решение которой направлено на инновационное развитие транспорта, названо «Обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы». Выполнение этой задачи возможно за счет гарантированной подготовки, привлечения и трудоустройства в отрасли необходимого числа специалистов, обладающих нужным уровнем квалификации и востребованных компетенций. Однако в последнее время отмечается тревожная тенденция постепенного снижения профессионализма среди специалистов морских и речных портов эксплуатационной направленности. Известно, что квалификация выпускников напрямую зависит от уровня практической подготовки, который может обеспечить учебное заведение в образовательном процессе. Однако, несмотря на высокую теоретическую подготовку всех специальностей учебных заведений водного транспорта, серьезная практическая подготовка выпускаемых специалистов предусмотрена в подавляющем большинстве только для плавсостава. Иная ситуация складывается с практической подготовкой студентов (курсантов) береговых специальностей. В современных условиях хозяйствования, когда за перегрузочные операции в портах отвечает множество частных компаний, учебным заведениям непросто обеспечить достаточный объем производственной практики для будущих организаторов производства погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) в порту.

Практическая подготовка тесно связана с процессом формирования у студентов (курсантов) видения связей и отношений между ключевыми объектами, на которые направлена его деятельность, и как следствие - способности оценивать общую ситуацию. Чем опытнее специалист, чем больше связей он отслеживает, тем эффективней принимаемые им решения в штатных и, что особенно важно, в нештатных ситуациях. Для организатора производства ПРР в порту требуется видение общей картины связей и отношений между очень большим количеством ключевых объектов порта. Это и пространственное размещение стационарных объектов ( причалов, складов, железнодорожных путей, автомобильных подходов), и изменение состояния динамических объектов ( судов на рейде и у причалов; вагонов на припортовой станции и на путях погрузки-выгрузки; груза на складе, в трюмах и в вагонах; перегрузочного оборудования по производственным объектам; расстановки оперативного и рабочего персонала и пр.). Недостаточный объем производственной практики образует разрыв между огромным количеством информации, получаемой на лекциях, и возможностями ее использования. В результате на производство приходят молодые специалисты, у которых не до конца сформированы навыки и умения для организации производства ПРР в порту. Квалифицированными специалистами выпускники станут в лучшем случае через 1-2 года работы на производстве.

Изменить ситуацию в лучшую сторону можно, внедрив в образовательный процесс дополнительный способ организации практической подготовки береговых специалистов, который уже давно используется в тех же учебных заведениях для плавсостава.

Практическая подготовка судоводителей и судомехаников в период обучения значительно приближена к условиям их будущей работы. Высокое качество подготовки плавсостава обеспечивается сочетанием теоретических занятий по современным методикам и практической отработкой полученных знаний, как на судах, так и на современных тренажерных комплексах. Широкое использование специализированных тренажеров позволяет студентам (курсантам) полностью погрузиться в имитируемую реальность, совершенствовать свои навыки работы на судах, доведя их до автоматизма действий в штатных и аварийных ситуациях. Эффективность тренажерной подготовки плавсостава очевидна, и она стала нормой обучения (морской учебно-тренажерный центр ГМА им. адмирала С. О. Макарова, учебно-тренажерный центр МГАВТ и др.).

На текущий момент существует несколько крупных компаний-производителей тренажерных систем для подготовки судоводителей и судомехаников. Спектр таких тренажеров позволяет говорить о наличии единого виртуального пространства для отработки взаимодействия будущих специалистов плавсостава. По сути, существует комплекс тренажеров «виртуальное судно», но пока пустует место «виртуального порта», в тренажерном комплексе которого будущие организаторы производства ПРР в порту так же могли бы получать или совершенствовать свои практические навыки, доводя действия до автоматизма в любых штатных и аварийных ситуациях. Таким образом, проблему практической подготовки в учебном заведении молодых специалистов береговых специальностей можно свести к получению навыков решения некоторой последовательности практических задач с помощью специальных тренажеров, имитирующих работу порта. Мы предлагаем создать комплекс программных тренажеров (условное название «Виртуальный порт»), который будет включать в себя тренажерные системы, имитирующие работу:

-морского грузового фронта;

-складского хозяйства;

-тылового грузового фронта.

В практической подготовке будущего работника порта предлагается реализовать принцип обучения «от простого к сложному». Для этого потребуются тренажеры с разной степенью сложности моделируемого объекта. Понятно, что терминал для перевалки навалочных грузов как «плацдарм», на котором разворачиваются действия диспетчера, менее сложен для использования при обучении чем, например, терминал для генеральных грузов, или грузовой район с несколькими терминалами. И, если начать практическую подготовку студента (курсанта) на тренажере, имитирующем работу универсального грузового района, то столкнемся с такими же сложными проблемами, что и в порту.

Исходя из принципа постепенности в обучении, в качестве пилотного проекта выбран Тренажер для практической подготовки оперативного персонала смены по управлению перевалкой навалочных грузов, в основе которого лежит имитационная модель перегрузочного комплекса для навалочных грузов. Варьируя количеством причалов, типов судов, марок груза, складов и условиями эксплуатации, можно на одном этом тренажере получать различные по сложности ситуации, складывающиеся в порту. Следующим этапом создания тренажерного комплекса будет разработка тренажеров повышенной степени сложности. Таковыми являются, к примеру, тренажеры, имитирующие работу контейнерного терминала, терминала для генеральных грузов, а далее и комплексного грузового района.

Объем практической подготовки студентов (курсантов) в пилотном проекте предполагает освоение функций сменного диспетчера, старшего диспетчера, стивидора и заведующего складами. По завершению тренажерной подготовки обучающийся должен уметь решать на рабочих местах оперативно-распорядительского персонала следующие практические задачи:

-составление плана загрузки судна,

-составления плана-графика обработки судна,

-распределения технологических линий по объектам (судам и тыловым фронтам

выгрузки вагонов),

-определение очередности подачи вагонов под выгрузку,

-оценки ситуации при наступлении событий, прерывающих ход грузовых работ;

-принятия решений и доведение их до исполнителей;

-слежения за ходом грузовых работ и при необходимости внесения корректировок;

-составления актов стояночного времени и расчета экономии сталии;

-составления сменно-суточного плана работы грузового района;

-составления месячного плана завоза груза.

Каждая из перечисленных выше задач может укладываться в одну лабораторную работу, выполняемую на тренажере пускового проекта.

Для обеспечения студентов (курсантов) береговых специальностей водного транспорта полноценной тренажерной подготовкой необходима серьезная методическая работа специалистов из числа преподавательского состава ВУЗов по созданию комплекта лабораторных работ. Для этих лабораторных работ специалистами ОАО «Союзморниипроект» совместно с методистами ВУЗов будут созданы соответствующие программные тренажеры. Имеющийся в ОАО «Союзморниипроект» опыт разработки и использования динамических моделей, имитирующих работу производственных объектов порта, показал возможность и целесообразность создания программных тренажеров на их основе. Последовательное выполнение лабораторных работ курса позволит студентам (курсантам) получить навыки и умения, необходимые для будущего организатора производства ПРР в порту.

Пусковой состав работ по созданию тренажерного комплекса для подготовки береговых специалистов морских и речных портов включает в себя три основных этапа:



  1. Разработка концепции использования тренажеров для практической подготовки студентов (курсантов) береговых специальностей.

  2. Формулирование основных технико-эксплуатационных требований к тренажерам для практической подготовки студентов (курсантов) береговых специальностей.

  3. Формирование развернутой программы работ по созданию тренажерных комплексов для практической подготовки студентов (курсантов) береговых специальностей.

На первом этапе определяются:

область применения;

назначение;

основные задачи;

общие требования к моделированию;

структура тренажеров;

требования к преподавательскому составу.

На втором этапе определяются:

минимальный состав штатных и нештатных ситуаций по рабочим местам эксплуатационного персонала порта, обязательных для освоения в период тренажерной подготовки;

требования к нормативно-методическому обеспечению тренажерных систем, к структуре и параметрам используемых программно-технических средств, к условиям проведения обучения;

минимальная и максимальная конфигурация тренажеров;

минимум необходимых знаний и навыков выпускников, количество слушателей и

продолжительность обучения, ответственность за подготовку;

термины и определения.

На третьем этапе определяются:

состав и последовательность предпроектных, проектных и конструкторских работ

по созданию тренажерного комплекса;

состав участников и распределение работ между ними.

В результате реализации пускового комплекса работ будут созданы и внедрены в одном из ВУЗов водного транспорта опытные образцы тренажеров для практической подготовки оперативно-распорядительского персонала к действиям в штатных и нештатных ситуациях на перегрузочном комплексе для навалочных грузов.

В последние годы специалистами ОАО «Союзморниипроект» и МГАВТ проведен ряд поисковых работ и экспериментов по созданию тренажерного комплекса «Виртуальный порт». Поэтому реализацию пилотного проекта считаем целесообразным начать с создания пускового комплекса на базе ОАО «Союзморниипроект» и МГАВТ.

Для проверки предлагаемого подхода и возможных технологических решений в ходе предварительных поисковых работ нами был разработан макет тренажера, имитирующего процесс составления Плана-графика обработки судна (ПОС).

В настоящее время макет тренажера «Формирование Плана обработки судна» установлен на сервере ОАО «Союзморниипроект», настроен на многопользовательскую работу и доступен через Интернет с использованием браузеров Firefox_3 и выше. С действующей моделью тренажера по формированию Плана-графика обработки судна можно ознакомиться по адресу http://ez.xnoom.com/model .

Для гостей: login  - guest ,   password  - guest .

(Для гостей недоступны режим Администратора и Инструктора).

Исходя из фактической трудоемкости отдельных этапов работ создания макета тренажера «Формирование Плана обработки судна», выполненных совместно ОАО «Союзморниипроект» и МГАВТ:

- предполагаемые сроки разработки первой очереди пилотного проекта составит



12-14 месяцев;

- предполагаемый объем финансирования работ - порядка 20 -25 млн. рублей.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Комплекс тренажёров для практической подготовки береговых специалистов морских и речных портов. Описание проблемы и подход к ее решению

Скачать 83.78 Kb.