Скачать 163.37 Kb.
Дата25.09.2018
Размер163.37 Kb.
ТипСеминар

Кафедра истории южных и западных славян



Кафедра истории южных и западных славян.
Спецсеминар М.В. Дмитриева в 2015-2018 гг. :

(dmitrievm300@gmail.com; 8 903 782 45 89)


Сравнительная история религиозных культур Запада и Востока Европы (Польша, Франция, Русь, Россия), XIIIXIX века.
Предметное поле спецсеминара: в семинаре изучается и разрабатывается проблематика сравнительной истории религиозно-культурных традиций Запада и Востока Европы в XIII-XIX вв. на материалах культуры Франции, Польши (Речи Посполитой) и России.

Задачи спецсеминара:

  1. Ввести студентов, магистрантов и аспирантов в проблематику именно сравнительного изучения религиозно-культурной истории Запада и Востока Европы в Средние века и Новое время (на примере Франции, Польши и России).

  2. Проанализировать на материалах отдельных памятников этого времени, насколько схожи и насколько и в чем именно различны западнохристианские (преимущественно католические) и византийско-православные конфессионально-культурные традиции и как специфика этих традиций влияет на общества. Этот вопрос рассматривается в контексте истории европейского христианства в целом, включая Россию. Соответственно, задача семинара - понять, каково было влияние христианства на социальное, культурное и, отчасти, политическое, развитие Франции, Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и России в эпоху зрелого средневековья, Реформации, Контрреформации и Католической Реформы и в последующие периоды времени.

  3. Ближе познакомиться с современной методологией исторических исследований и принципами междисциплинарных и сравнительных подходов к изучению европейских культур - и закрепить тем самым навыки исторического анализа.

  4. Помочь участникам семинара написать бакалаврские работы и магистерские диссертации по сравнительной истории религиозной культуры Польши, Франции, России в X - XIX вв.; кандидатские диссертации по религиозно-культурной истории Польши и украинско-белорусских земель в XVI-XVII вв.

Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации. Каждый год она формируется в зависимости от того, каков состав участников спецсеминара.



Настолько, насколько это позволяют принятые на Историческом факультете МГУ правила, в семинаре могут учиться и (в случае получения соответствующего разрешения) подготавливать свои квалификационные учебно-научные работы студенты, магистранты, аспиранты любой кафедры Исторического факультета; студенты, магистранты, аспиранты других факультетов МГУ. Освоение программы семинара или ее части может быть засчитано как спецкурс в одну, две, три или четыре зачетные единицы (credits). Семинар проводится, как правило, один раз в неделю.
Семинар в 1985-2015 гг.:

Семинар стал складываться в 1985-1986 гг. В 1985 – 1993 гг. программа спецсеминара была сосредоточена на истории польского христианства (католицизм, кальвинизм, антитритритаризм) в 16-17 вв. и истории Реформации, Контрреформации и католической Реформы в Европе. В 1993-2003 гг. семинар переориентировался на сравнительное изучение православных и западнохристианских религиозно-культурных традиций. С одной стороны, изучались православные традиции русской и украинско-белорусской культуры, с другой – традиции польского и французского христианства в 16-17 вв. Начиная с 2003 года одним из главных направлений работы спецсеминара стало изучение связи между христианскими традициями и становлением протонациональных и национальных представлений в истории Польши, Франции, России и украинско-белорусских земель в Средние века и в Новое время.

Участники семинара подготавливают кандидатские диссертации, обращенные к различным проблемам программы ( М. А. Корзо: “Человек, грех, спасение в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI - XVII вв”[диссертация защищена в 1999 г.]; Л. А. Бережная: ”Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI - XVIII веках”[диссертация защищена в 2003 г.]; Лукашова С. Ю. “Православные и католические братства в Речи Посполитой в XVI - XVII вв.” [диссертация защищена в 2002 г.]; А.М. Шпирт «Отношения православного населения Речи Посполитой и евреев в середине XVII в.» [диссертация защищена в 2010 году]; Серов Б. Н. “Проблематика религиозной терпимости в православных и католических памятниках религиозной мысли в Речи Посполитой в XVI - XVII вв.”; О.Б. Неменский «Конфессионально-этническое самосознание элит украинско-белорусского общества в первой половине 17 в.»; С.А. Борисова «Православная проповедь в Речи Посполитой в конце 16-го – начале 17-го века (по материалам рукописных «Учительных Евангелий»); Д.Ю. Степанов «Национальное самосознание православного населения Речи Посполитой в середине 17-го века».

В 1985-2015 гг. в участники семинара подготовили более 20 дипломных исследований по религиозно-культурной истории Польши и украинско-белорусских земель в 16-17 вв.

В феврале - мае 1998 г. и в феврале-мае 1999 года аналогичный семинар (под руководством Н. Лёмэтр и М. В. Дмитриева) работал в университете Париж-1 Сорбонна-Пантеон;

В сентябре 1999 - апреле 2000 г. (под руководством М.В. Дмитриева и А. Гау) - в университете Альберты (Эдмонтон, Канада).

В январе – марте 2004 и 2005 - 2006 гг. аналогичный семинар под руководством М. В. Дмитриева работал в Центрально-Европейском университете (Будапешт).

В настоящее время:

а) семинар обращён к истории не только Польши и украинско-белорусских земель, но и к истории христианской культуры России и Франции;

б) предпринимается попытка сделать программу семинара последовательно и строго компаративистской;

в) темы, рассматриваемые и разрабатываемые в семинаре, выходят за пределы средневековья и раннего нового времени, доходя вплоть до 20-го века;

г) предпринимается попытка систематически применять междисциплинарные подходы в изучении и разработке проблем религиозной и религиозно-культурной истории Европы;

д) начиная с 2009 года семинар опирается на опыт осуществления научно-образовательного проекта «Христианство, ислам, иудаизм в истории Европы» (см. соответствующий раздел сайта Центра украинистики и белорусистики);

е) семинар опирается также на коллективный опыт широкой международной исследовательской программы «Православие и западное христианство в истории Европы. Сравнительный подход»

Долгосрочной задачей этой программы является систематическое изучение на междисциплинарной и компаративистской основе роли православия, католицизма и протестантизма в истории Европы, в том числе - в славянских странах Европы.

Работа началась в 1993 году по инициативе Дома наук о человеке (Франция) и Центра украинистики и белорусистики МГУ.

Программа осуществляется Центром украинистики и белорусистики МГУ при поддержке ряда российских и зарубежных научных центров. В 1993 - 2015 гг. партнерами, при помощи которых осуществлялась эта программы, выступали: Дом наук о человеке (Франция) (в 1993 - 2011 гг.); университеты Париж - I (в 1993-2014 гг.) и Париж - IV (в 1997-2007 гг.); Высшая школа практических исследований в общественных науках, Париж (в 1994 - 1996, 2000 - 2004 гг.) Институт российской истории РАН (в 1992-1995, 2000-2004 гг.); Институт всеобщей истории РАН (в 1994 и 2001-2007 гг.); Институт славяноведения РАН (в 1998-2011 гг.); Институт европейской истории, Майнц (в 1993-1994, 1998-2002 гг.); университет Альберты, Эдмонтон, Канада (в 1993-2000 гг.), Канадский институт украинских исследований (в 1993-1995 и 2000 гг.); Вроцлавский университет (в 1996-2003 гг.); Центральноевропейский университет (Будапешт) (в 2002-2011 гг.); Французско-российский Центр социальных и гуманитарных наук (в 2004 -2015 гг.); университет Монпелье III (2004-2015 гг.).

Координаторы программы: М.В. Дмитриев ( МГУ им. М.В. Ломоносова) и проф. Н. Лёмэтр (Университет Париж-1, Сорбонна-Пантеон)


Проблематика и подходы.

Основная проблема, которая лежит в основе программы может быть сформулирована следующим образом: "Какое воздействие конфессионально-культурная специфика двух христианских традиций (восточного и западного христианства) оказала на политические, социальные, экономические и культурные структуры соответствующих обществ Восточной, Юго-Восточной и Западной Европы? "

Своеобразие программы заключается в следующих двух моментах:

1. Речь идет о сравнительном изучении влияния христианских традиций на общества западного мира и византийско-православного цивилизационного круга.

2. Речь идет об изучении воздействия религиозных факторов и христианских традиций на развитие обществ и их культур в православном и западнохристианском регионах Европы с тем, чтобы в дальнейшем объяснить, в чем же именно христианские традиции предопределили различия и сходства в историческом развитии и нынешнем состоянии обществ Запада, Востока и Юго-Востока Европы.

В той области исследований, к которой обращена программа сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных отдельным аспектам конфессиональной специфики религиозных традиций европейского ареала (западное и восточное христианство, иудаизм, ислам), влиянию этих традиций на формирование культурной идентичности европейских народов. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике строго сравнительно (а крупных собственно научных работ, посвященных сравнению западнохристианских и восточнохристианских культур, вообще нет); почти никогда историки православных обществ не берут во внимание специфику восточного христианства по сравнению с западным, и vice versa; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль конфессиональных традиций не только сравнительно, но и с точки зрения «структур большой длительности».



Методологически программа ориентируется на традиции веберовской методологии изучения связи между религией и общественным развитием. Междисциплинарный характер программы предполагает применение методов и использование данных социальной и экономической истории, культурной антропологии, социологии и истории ментальностей.
Работа над программой в 1994 - 2015 гг.

Первый субпроект программы был посвящен сравнительному изучению социальной и экономической роли монастырей в православных и западнохристианских обществах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, Высшей школы прикладных исследований в общественных и гуманитарных науках. В сентябре 1995 г. в Париже состоялась международная конференция, посвященная этой теме, с участием ученых Франции, России, Германии, Италии, Польши. Материалы коллоквиума опубликованы в 1996 г. (Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin. Etudes publiées par J.-L. Lemaitre, M. Dmitriev et P. Gonneau. Genève: DROZ, 1996).

Второй субпроект программы был посвящен сравнительному изучению представлений о святости и культа святых в православных и католических культурах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна. В мае 1997 г. во Вроцлавском университете (Польша) была организована международная конференция “Социальные и политические функции культа святых в православных и западнохристианских обществах в Средние века и раннее Новое время” с участием ученых из Польши, Франции, России, Чехии, Германии, Голландии, США, Канады. Материалы были опубликованы в 1999 г. (Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les sociétés de rite grec et latin au Moyen Age et à l’époque moderne. Approche comparative. Ed. par M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999).

Третий субпроект посвящен проблематике иудео-христианских отношений в западных и православных обществах и формированию в связи с этим традиций веротерпимости и этнической толерантности. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, университета Париж-IV Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведена и продолжается серия международных коллоквиумов по общей теме: “Антииудаизм, антисемитизм и религиозно-этническая терпимость в обществах греко-византийской и западнохристианской традиций” (Москва, май 1997 г.; Париж, июнь 1999 г. [материалы опубликованы в 2003 г.: Les Chrétiens et les Juifs dans les sociétés de rites grec et latin. Appr*oche comparative. Actes du colloque organisé les 14-15 juin 1999 à la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes réunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honoré Champion Éditeur, 2003]; Эдмонтон, апрель 2000 г.; Майнц, июнь 2002 года; Москва, октябрь 2004 года). Подготовлен к печати два тома исследований на эту тему. Первый том вышел в издательстве «Индрик» в 2011 году (Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2011).

Четвертый субпроект предполагал публикацию книги, отразившей результаты работы исследовательских семинаров в Москве, Париже и Эдмонтоне ( Être catholique, être orthodoxe, être protestant dans l’Europe médiévale et moderne. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2003) и специального выпуска французского журнала «XVII-й век», который посвящен этнорелигиозным отношениям в Восточной Европе в 17 веке (XVIIème siècle. 2003. N 3. [Juillet-Septembre 2003, 55ème année]. Numéro spécial: «La frontière entre les chrétientés grecque et latine au XVIIème siècle. De la Lithuanie а l’Ukraine subcarpathique); часть подготовленных в рамках программы статей опубликована в книге «Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб. статей. Отв. ред. М.Ю. Парамонова. Москва, 2003 (статьи Д. Беднарского, М.В. Дмитриева, П.А. Ролланда) и в ряде других изданий.

Пятый субпроект посвящен проблематике религиозно-культурной терпимости и нетерпимости в христианских культурах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московскогого университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, университета Париж-IV Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведены международные коллоквиумы в Москве (сентябрь 2002 и сентябрь 2005 годов) и Будапеште (сентябрь 2005 года). Осуществлена серия публикаций по этой проблематике.

Шестой субпроект («Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы») имеет своим предметом взаимодействие конфессионального и «этнического» в формировании и эволюции протонациональных и национальных дискурсов в европейских обществах. Хронологически проект охватывает период от зрелого средневековья до начала XX века.

Главная задача программы «Confessiones et nationes» в том, чтобы понять, как в Средние века и раннее Новое время конфессиональные факторы и, особенно, специфика конфессиональных традиций влияли на формирование «протонациональных» и «национальных» дискурсов и представлений о «протонациональной» и национальной идентичности. Во-вторых, нас интересует, насколько и как именно знание средневековых христианских конфессионально-культурных традиций и анализ истоков протонациональных дискурсов могут помочь адекватному осмыслению национализма нового и новейшего времени. В-третьих, мы надеемся, что наши исследования поспособствуют развитию университетских учебных программ, касающихся конфессионально-культурных традиций, этнических конфликтов и генезиса национализма в истории Европы.

Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе программы, состоит в том, что в восточном и западном христианстве представления об «этносе», «нации», «расе» формировались и осмысливались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что модальности религиозно-этнической нетерпимости или терпимости в обществах запада, востока и юго-востока Европы в новое и новейшее время отражали особенности сложившихся здесь ещё в Средние века традиций.

Разумеется, за двумя сторонами этой гипотезы стоит и ещё один, много более «современный» вопрос: насколько развертывание этно-национальных конфликтов и обеспечение мирного сосуществования этносов, наций и религиозных общин в Европе и вне Европы в настоящее время предопределено унаследованными от прежних эпох традициями?

Эта проблематика разрабатывалась в 2003-2010 гг. в исследовательских семинарах Московскогого университета, Российской академии наук, университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведены международные коллоквиумы в Москве (октябрь 2003 и сентябрь 2004 годов), Париже (май 2004 г.), Будапеште (февраль 2004 г., сентябрь 2005 г.), Монпелье (апрель 2005 г.). Опубликованы материалы московского коллоквиума 2004 года (Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. / Religion et ethnicité dans la formation des identités nationales en Europe. Moyen Âge – époque moderne. Sous la dir. de Mikhaïl V. Dmitriev. М.: Индрик, 2008). В 2006 - 2007 гг. проведен ряд коллоквиумов, семинаров и круглых столов. В сентябре 2008 г. состоялась большая международная конференция. Книга «Confessiones et nationes. Дискурсы национальной идентичности в христианских культурах. Средние века – XX столетия» вышла в Париже в 2014 г. на французском языке (Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge – XXe siècle. Textes réunis par Mikhaïl-V. DMITRIEV et Daniel TOLLET. Paris : Honoré Champion éditeur, 2014).

Начиная с 2012 г. осуществление программы тесно переплетается с проектами, над которыми ведёт работу Лаборатория медиевистических исследований НИУ ВШЭ (www.medieval.hse.ru).

В 2015-2018 годах основные усилия будут посвящены разработке, в первую очередь, проблем проекта посвященного религиозной терпимости и нетерпимости в истории христианских культур Европы; во-вторых, проекта «Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы».


Предварительная программа спецсеминара

на 2015-2016 учебный год.

В 2015-2016 гг. программа спецсеминара будет строиться вокруг нескольких исследовательских проблем сравнительного изучения религиозно-культурной истории Западной, Центральной и Восточной Европы в X-XIX вв. (Польши, Украины, Франции и России).

Предмет спецсеминара в 2015-2016 гг. – корреляции между конститутивными особенностями «латинских» и византийско-православных христианских традиций и различиями в типологии исторической эволюции трёх регионов Европы: запада (на примере Франции); центра (на примере Польши и, отчасти, Украины); востока (на примере России). Период – от средневековья до XIX века. Соответственно, одна из важнейших задач семинара - увидеть, как сравнительно-исторический подход к истории трёх регионов Европы позволяет разобраться в том, какова были истинные (не мнимые и мифологизированные) функции христианских традиций в формировании различий в историческом пути России, Украины, Польши и Франции, в том числе в заявивших о себе в их прошлом structures de longue durée (знаменитое понятие, введенное в оборот Фернаном Броделем).

Большой хронологический и пространственный масштаб так увиденного предмета предполагает, разумеется, выделение лишь небольшого числа релевантных сюжетов.

Главная особенность программы семинара на 2015-2016 гг.: это спецсеминар сопряженный со спецкурсом (seminar course). Это значит, что работа в семинаре есть одновременно освоение программы спецкурса. Это подразумевает также, что студенты должны будут внимательно прочитывать каждую неделю весьма значительный объем текстов (главы из книг; статьи; отрывки из источников); во время занятий прочитанное будет обсуждаться, то есть студенты должны будут всякий раз готовить краткое сообщение по тому или иному из поставленных вопросов и устные комментарии по прочитанному, ориентируясь и на вопросы, и на контекст, в который вписывается очередная изучаемая проблема. Предполагается, что студенты или уже прочитали или прочитают в ходе осеннего семестра достаточно широкий круг книг и статей, которые в программу курса формально не входят. В конце курса студенты должны будут сдать устный экзамен/зачет в форме собеседования. Программа экзамена/зачета будет включать все сюжеты, составившие предмет курса. Кроме того, к концу курса (или после его завершения) студенты должны будут подготовить небольшую письменную работу по одной из тем курса (20 000 знаков, то есть 10-12 стр.).

Программа спецсеминара в 2015-2016 гг. адресована прежде всего студентам магистерской программы Исторического факультета МГУ (любой кафедры); однако он открыт и для мотивированных студентов бакалавриата, и для аспирантов Исторического факультета МГУ; и для студентов, магистрантов, аспирантов других факультетов МГУ. Возможно участие в курсе вольнослушателей.

Все записавшиеся в спецсеминар студенты, магистранты и аспиранты должны непременно сдать экзамен/зачет и написать требуемое эссе, получив соответствующие оценку. Программа семинара трудоемка; она ориентирована на тех, кто готов сравнительно много читать и много работать над прочитанным.

При подготовке выступлений в семинаре и письменной работы приветствуется использование источников и литературы на иностранных языках (английском, французском, немецком, итальянском, польском и других славянских).

Тематика семинара может быть (в некоторых случаях) модифицирована так, чтобы приблизить её к задачам индивидуальных магистерских исследовательских проектов студентов. По ходу курса будут ставиться и рассматриваться те или вопросы прикладной методологии исторических исследований.


Основные темы семинара в 2015-2016 гг.:

  1. А существует ли Европа? Споры о европейской идентичности, европейских регионах и «Центрально-Восточной» Европе. Религиозные традиции и «европейская» специфика развития.

  2. Глобальная история, региональная история, «национальные» истории и «три Европы». Религия и «структуры большой длительности» в истории Европы.

  3. Bellatores, laboratores, oratores: духовенство среди других сословий и социальных групп в истории Польши, Франции, Руси.

  4. «Религиозный фактор» истории Европы: (обще-) христианские традиции? или - конфессиональные традиции?

  5. Христианство, «восточный деспотизм» и monarchia mixta в истории Европы: религиозные факторы в политической культуре Польши, Франции, России в XV – XVII вв.

  6. Христианство и accommodating cultural differences на Востоке и Западе Европы в новое время. Три Европы перед лицом ислама.

  7. Реформация, гуманизм, Konfessionalisierung und Sozialdisziplinierung: пропасть между «Востоком» и «Западом»?

  8. Compelle intrare… Российский раскол, французские религиозные войны и восстание Богдана Хмельницкого.

  9. Христианство, Polizeistaat и Просвещение в истории Польши, России и Франция в эпоху Петра I, Екатерины Великой и Французской революции.

  10. Религия, модернизация и проблема «отсталости» в истории Польши, России и Франции в XVII –XIX вв.

  11. Христианство и “национальное» в истории Польши, Франции и России, XVI – XX века.

  12. Христианство и социалистические традиции в истории Польши, Франции, России в XVI – XIX вв.

проф. Михаил Владимирович Дмитриев



(пишите и звоните: dmitrievm300@gmail.com; 8 903 782 45 89)