Скачать 36.37 Kb.
Дата14.05.2019
Размер36.37 Kb.
ТипУрок

К вопросу о фитнес-технологиях, применяемых на уроках физической культуры



К вопросу о фитнес-технологиях, применяемых на уроках физической культуры

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна, РТ, Елабуга, Елабужский институт КФУ, старший преподаватель, radlana@mail.ru


Современная система образования требует от учителей физической культуры не только передачи знаний, освоении умений и навыков в области физкультурно-спортивной направленности, но и формировании у них потребности в регулярном осуществлении физических упражнений для поддержания здорового образа жизни. Гиподинамия среди молодого поколения не является на сегодняшний день редкостью. Для формирования потребности у детей в реализации чего-либо необходимо, чтобы у них проявился интерес к осуществляемому делу. Интерес к урокам физической культуры в младших классах чаще всего определяется стремлением детей к двигательной активности, которое снижается с взрослением [1, 4]. Чтобы поддержать заинтересованность учеников старших классов к урокам физической культуры, необходимо разнообразить учебно-воспитательный процесс. На сегодняшний день рынок физкультурно-спортивных услуг весьма многообразен, что позволяет учителю применять на уроках отдельные элементы различных фитнес-программ.

Фитнес-программы С.В. Савин и О.Н. Степанова классифицируют следующим образом:

по целевой ориентации – оздоровительные или коррекционные, кондиционные, спортивно-ориентированные программы;

по виду двигательной активности – атлетические, циклические, гимнастические, танцевальные, водные, с элементами боевых искусств, игровые;

по преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств – силовые фитнес-программы, программы развития гибкости, программы развития выносливости, программы развития координационных способностей;

по преимущественному воздействию на различные системы и функции организма – программы тренировки кардиореспираторной системы, программы тренировки мышечной системы, программы тренировки опорно-двигательной системы, программы тренировки центральной нервной системы;

по преимущественному режиму работы мышц – динамические, статические, комбинированные;

по доминирующиму типу движений – циклические программы и ациклические программы;

по использованию тренажерных устройств и приспособлений – с использованием тренажерных устройств, с использованием технических приспособлений, без использования тренажерных устройств и приспособлений;

по доминирующему механизму энергообеспечения мышечной деятельности – аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные;

по уровню локализации – для всех мышечных групп, для отдельных участков тела;

по комплексности содержания – комплексные и комбинированные, однопредметные;

по степени прикладности – общие и прикладные;

по ориентации на определенный контингент занимающихся;

по уровню сложности – программа начального уровня сложности, программа среднего уровня сложности, программа высокого уровня сложности;

по степени индивидуализации – групповые занятия, индивидуальный тренинг [3, С.49-52].

Е.Г. Сайкина предлагает классификацию фитнес-технологий по таким признакам, как:

по признаку новизны - традиционные и инновационные фитнес-технологии;

по признаку потребности – фитнес-технологии в образовании, фитнес-технологии в спорте, фитнес-технологии в рекреации, фитнес-технологии в реабилитации [2, С.69-70];

по признаку историчности – фитнес-технологии, имеющие корни в древневосточной культуре (карате, ушу, айкидо и так далее), фитнес-технологии по авторским методикам и с авторскими именами (пилатес, калланетика, дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой), фитнес-технологии, основанные на научных достижениях (шейпинг, аэро-фитнес, изотон и другие), фитнес-технологии на базе новых форм двигательной активности (аэробика, стретчинг, фитбол и так далее), фитнес-технологии инновационной формы («Са-ФиДансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и другие), фитнес-технологии на основе циклических видов спорта (оздоровительная ходьба, оздоровительное плавание, сайклинг и так далее), фитнес-технологии на основе спортивных и подвижных игр [2, С.88-89].



Утрировано структура урока физической культуры выглядит следующим образом: разминка, основная часть и заминка. Основная часть урока продиктована учебными программами, поэтому, на наш взгляд, вносить разнообразие средствами фитнес-технологий следует либо на разминке, чтобы повысить заинтересованность детей к предстоящему уроку, либо на последнем этапе занятий, чтобы снизить физическое и психическое возбуждение детей. При внедрении отдельных элементов фитнес-программ следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и избегать движений, которые могут быть неправильно истолкованы детьми.
Список использованной литературы

  1. Жесткова Ю.К. Некоторые аспекты отношения студентов к формированию здорового образа жизни // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. - №3. – С.27-31.

  2. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / Е.Г. Сайкина. – СПб., 2008. – 128 с.

  3. Степанова О.Н., Савин С.В. Критерии классификации и типология фитнес-программ // Вестник спортивной науки. – 2015. - №3. – С.49-53.

  4. Martynova V.A., Kapustin A.G. Techniques of play activity at physical education classes at specialized secondary educational establishments // International journal of environmental and science education. - Т.11. - №.13. – 2016. – P.6041-6055.