Скачать 92.74 Kb.
Дата06.04.2018
Размер92.74 Kb.

К рабочей программе дисциплины (модуля) спортивная метрология



Аннотация

к рабочей программе дисциплины (модуля)

_____спортивная метрология____

(наименование дисциплины (модуля))

Составитель (и):

Данилова А.И. доцент, к.п.н.

(Ф.И.О., должность, уч.степень, уч.звание)



Направление подготовки

034300 «Физическая культура»

Профиль подготовки

Спортивная тренировка избранного вида спорта

Физкультурное образование



Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр физической культуры

Цикл, раздел учебного плана

Б2.В.ОД.2

Семестр изучения

4

Количество зачетных единиц (кредитов)

72

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зачет

Количество часов всего, из них:

72

лекционные

12

практические

20

семинары

4

СРС

36

на экзамен/зачет

10

1. Цели освоения дисциплины

Целью курса является сформирование у студентов умения и навыки проведения метрологических исследований и обработки эмпирических данных для последующей ее научной интерпретации.

Спортивная метрология, как одно из современных научных направлений в образовательной области по физической культуре, отвечает на два основных вопроса: как измерить и выразить числом те явления и процессы, которые происходят в физической культуре и спорте, и как их математически обработать.



2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



а) общекультурными (ОК): ОК-1, ОК-15

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

б) профессиональными (ПК): ПК-1, ПК-27, ПК-28

образовательная деятельность:

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

организационно-управленческая деятельность:

  • владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);

  • способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: в области спортивной метрологии:

- понятие спортивной метрологии, информации, основные принципы её хранения, обработки и представления;

- историю развития информации, как мировую, так и Российскую;

Уметь:

- осуществлять поиск необходимой нормативной документации;


- квалифицированно применять метрологически обоснованные средства и методы измерения и контроля в физическом воспитании и спорте;
- метрологически грамотно использовать измерительную информацию для обработки и анализа показателей физической, технической, тактической, теоретической и других видов подготовленности спортсменов их соревновательных и тренировочных нагрузок.

Владеть:

  • основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления научной, деловой и педагогической информации;

  • инструментальными методиками и вычислительными ме­тодами;

  • навыками обработки текстовой, числовой и графической информации.

3. Краткое содержание дисциплины

1). Теоретические основы спортивной метрологии (содержание и методы исследования)

Предмет и задачи спортивной метрологии. Место спортивной метрологии среди других наук о физическом воспитании и спорте. Спортивная метрология как учебная дисциплина в области физического воспитания и спорта. Спортивная тренировка как процесс управления. Понятие об управлении. Управление в спортивной тренировке. Контроль в спортивной тренировке.

2). Основы теории измерений.

Понятие об измерении. Шкалы измерений (наименований, порядка, интервалов и отношений). Точность измерений. Абсолютные, относительные, систематические и случайные ошибки измерений.

3). Прикладные аспекты методов статистической обработки и анализа материалов комплексного контроля и область их применения.

Область применения и прикладные особенности использования методов математической статистики в системе комплексного контроля.

Корреляционные методы, их характеристика и применение в работе с тестами. Линейная и нелинейная корреляции. Параметрическая и непараметрическая корреляции. Использование коэффициентов корреляции Браве-Пирсона, Спирмена, корреляционного отношения, тетрахорического коэффициента корреляции.

Регрессионный анализ. Характеристика и область применения регрессионного анализа. Формы регрессии. Экстраполяция и интерполяция. Метод регрессионных остатков.

Дисперсионные методы. Характеристика дисперсионного анализа. Область применения дисперсионного анализа. Причина появления общей, факториальной, межгрупповой и индивидуальной дисперсий при проведении тестирования. Однофакторный и двухфакторный комплексы дисперсионного анализа.

Статистические показатели вариативности. Стандартное отклонение. Коэффициент вариации. Область использования стандартного отклонения и коэффициента вариации в разработке тестов и системе оценивания в физическом воспитании и спорте.

4). Основы теории тестов.

Общие понятия теории тестов. Тесты в практике и научных исследованиях физического воспитания, спорта. Информативность тестов. Эмпирическая информативность. Логическая информативность. Информативность по определению.

Разновидности информативности: различительная, диагностическая и прогностическая.

Эмпирическая информативность. Информативность при наличии единичного критерия. Конкурентная информативность. Факторная информативность.

Методы оценки информативности: коэффициент информативности.

Процедура проведения тестирования при оценке различных видов информативности: статистические методы оценки информативности; корреляционный метод оценки информативности; дисперсионный метод оценки информативности.

Информативность тестов в практической работе: контингент тестируемых и информативность; интервал времени между тестированиями и информативность. Пути повышения информативности тестов.

Надежность тестов. Основные понятия. Факторы, определяющие надежность. Разновидности надежности. Коэффициент надежности.

Оценка надежности по экспериментальным данным. Процедуры при оценке надежности. Корреляционные методы оценки надежности. Дисперсионные методы оценки надежности.

Воспроизводимость результатов теста. Понятие воспроизводимости. Факторы, определяющие воспроизводимость. Методы оценки воспроизводимости результатов тестирования.

Стабильность теста. Понятие стабильности. Факторы, определяющие стабильность. Оценка стабильности.

Согласованность теста. Понятие и разновидности согласованности. Факторы, определяющие согласованность: влияние внешних факторов, влияние на результат оценивания показателей тестирования.

Эквивалентность тестов. Понятие эквивалентности. Коэффициент эквивалентности. Гомогенные и гетерогенные тесты. Статистические методы оценки эквивалентности: корреляционный анализ, факторный анализ.

Надежность тестов в практической работе. Доверительные границы коэффициента надежности. Определение количества попыток при тестировании, необходимого для удовлетворяющей надежности.

Пути повышения надежности: практические, математические (коррекция на уменьшение).

5). Основы теории оценок.

Оценивание и нормы. Системы оценивания и их разновидности. Область применения систем оценивания в физическом воспитании и спорте. Основные задачи оценивания.

Шкалы оценивания. Типы шкал оценивания: пропорциональные, прогрессирующие, регрессирующие и сигмовидная. Разновидности шкал: стандартные, перцентильные, параметрические шкалы выборных точек.

Методы расчетов, построения и область применения различных видов шкал. Выбор шкал оценивания в практической работе.

Нормы. Разновидности норм: сопоставительные, индивидуальные, должные, возрастные. Пригодность норм: релевантность, репрезентативность, современность, учет телосложения.

6). Количественная оценка качественных показателей.

Понятие о квалиметрии. Принципы квалиметрии. Модели качественных показателей в физическом воспитании и спорте.

Процедура комплексной оценки качественных показателей в физическом воспитании и спорте.

Понятие экспертизы. Организация экспертизы. Подбор экспертов. Постановка целей и задач экспертизы. Формы проведения экспертиз.

Методы обработки экспертизы. Оценка конкордантности. Абсолютная и относительная эффективность экспертов.

Примеры применения квалиметрических методов в спортивной практике.

7). Состояние спортсмена и разновидности контроля.

Типы состояния спортсмена и соответствующие им разновидности контроля.

Содержание и организация этапного контроля. Оценка надежности и информативности тестов для этапного контроля.

Содержание и организация текущего контроля. Метрологическая проверка тестов для текущего контроля.

Содержание и организация оперативного контроля. Особенности тестов для оценки оперативного состояния спортсменов и связанные с этим проблемы их метрологической проверки.

8). Метрологические основы контроля техники двигательных действий и технического мастерства спортсменов.

Метрологические основы контроля техники движений и технического мастерства спортсменов. Основные показатели.

Количественные характеристики объема и разносторонности техники. Измерение соревновательных и тренировочных объемов техники. Измерение соревновательной и тренировочной разносторонности техники.

Контроль технической подготовленности. Контроль объема техники. Контроль разносторонности техники. Контроль эффективности техники (абсолютная эффективность, сравнительная эффективность, реализационная эффективность). Разновидности оценок эффективности техники.

9). Метрологические основы контроля за физической подготовленностью спортсменов.

Контроль скоростно-силовых качеств. Метрологическая характеристика гомогенных и гетерогенных показателей скоростно-силовых качеств.

Условия измерения силовых качеств. Метрологическая характеристика структуры силовых качеств в разных видах спорта. Наиболее распространенные силовые тесты, их информативность и надежность.

Измерение основных показателей скоростных качеств. Дистанционная и стартовая скорость и методы оценки в движениях разной сложности.

Гетерогенные и гомогенные показатели быстроты. Метрологические требования к оценке времени реакции, длительности и темпу движений.

Наиболее распространенные тесты, их информативность и надежность.

Контроль выносливости в физической работоспособности. Методы измерения выносливости. Гетерогенные и гомогенные показатели выносливости. Влияние условий выполнения задания на уровень проявления выносливости.

Метрологическая характеристика различных видов выносливости. Соотношения между выносливостью, силой и быстротой.

Контроль точности двигательных действий. Методы оценки точности. Индивидуальные особенности проявления точности и сочетания быстроты и точности двигательных действий. Тесты для оценки и контроля точности и сочетания быстроты и точности.

10). Метрологические основы контроля за соревновательными и тренировочными нагрузками.

Метрологические требования к контролю за тренировочными и соревновательными нагрузками. Методы оценки основных характеристик нагрузок: специализированности, направленности, величины и сложности.

Надежность и информативность показателей нагрузки. Особенности измерений в процессе оперативного, текущего и этапного контроля нагрузок. Контроль за специализированностью нагрузки. Контроль направленности нагрузки. Контроль объема нагрузки. Контроль интенсивности нагрузки. Контроль соревновательных нагрузок.

11). Метрологические основы отбора в спорте.

Роль метрологии при моделировании и прогнозировании состояния спортсменов. Основные этапы создания и содержание математических, физических и электронных моделей. Выбор количественных модельных характеристик, их обоснование. Характеристики групповых и индивидуальных моделей подготовленности спортсменов.

Метрологические основы прогноза и отбора в спорте. Стабильность и наследуемость признаков как основа прогноза. Двухфакторная теория стабильности спортивных показателей. Примеры стабильных и нестабильных показателей.

Основные метрологические подходы в прогнозировании спортивных достижений и факторов, их определяющих. Темп прироста как прогностически ценный показатель.

Метрологические условия повышения эффективности спортивного отбора.

4. Аннотация разработана на основании:

1. ФГОС ВПО по направлению 034300 «Физическая культура»;

2. ООП ВПО по направлению 034300 «Физическая культура»;

3. Аннотация к РПД утверждена на заседании кафедры (протокол №___



от «___»________________20___г.)