страница1/13
Дата27.09.2018
Размер0.78 Mb.

К экзамену по антикризисному управлению


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

К экзамену по антикризисному управлению.

1.Кризисы в развитии организации. Понятие, причины их возникновения.


Кризис в широком смысле слова - смена повышательной тенденции к понижательной. Кризис в развитии организации - финансово-экономическое состояние характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью предприятия.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

Кризисное состояние предприятия характеризуется:



  • дефицитом денежных средств и низкой платежеспособностью

  • недостаточное удовлетворение интересов собственников

  • снижение финансовой независимости предприятия

Фазы кризиса:

  1. снижение рентабельности и объема продаж (кризис в широком смысле) итог-снижение источников финансирования и резервирования решения- изменения в стратегии; изменение оперативного управления- сократить издержки;

  2. убыточность производства следствие- сокращение резервных фондов, если таковых нет, то переход в следующую фазу; решение- в обл. страт. упр. – через реструктуризацию управления.

  3. истощение или отсутствие резервов- режим сокращенного воспроизводства, оборотные средства покрывают убытки, меры- поиск средств для реструктуризации предприятия, если нет –след.фаза

  4. неплатежеспособность, нет денег финансировать даже сокращенное воспроизводство и возникает угроза банкротства, необходимы экстренные меры

Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования, а не только в качестве результата противоречия развития и функционирования. Например, это могут быть расхождения между технологиями и условиями их применения, между квалификацией персонала и уровнем техники.

Кризис может также предоставить новые возможности развития организации. Выразится это, прежде всего, в общем ослаблении всех участников делового оборота (при макрокризисе), что отразится в ослаблении конкурентной борьбы, в необходимости срочного введения инноваций в деятельность компании, которые позволят перейти на новый качественный уровень деятельности организации, в возникновении в следствие кризиса принципиально новых направлений деятельности в существующей области и т.д.


2.Причины возникновения кризиса в развитии организации: внутренние и внешние, объективные и субъективные.


Кризис в широком смысле слова - смена повышательной тенденции к понижательной. Кризис в развитии организации - финансово-экономическое состояние характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью предприятия.

Причины по отношению к субъекту хозяйствования:

Внутренние – плохой менеджмент (Ошибки в управлении), Нерациональное использование ресурсов, Нарушение сложившихся хозяйственных связей, Низкое качество продукции,

Внешние – внешние институты, которые регламентируют и регулируют производственно-хозяйственную деятельность предприятий, Политическая нестабильность, Попытки национализации приватизации собственности, Недостаточное антимонопольное регулирование, Неразвитость законодательной базы, Преступность и коррупция

Внешние имеют больший удельный вес, по сравнению с внутренними.

Субъективные – нежелание руководителей прекращать систему неплатежей. Это позволяет им избежать издержек реализации, смягчать ограничения ликвидности и частично нейтрализовать неблагоприятные изменения коньюнктуры рынка. Устойчивое негативное отношение к выполнению обяательств по сделкам купли-продажи, «жизнь в долг» - наиболее эфффективный способ выживания в условиях неопределенности переходной экономики.

Кроме того, причины кризиса можно представить как субъективные, которые отражают волюнтаризм и просчеты в управлении; объективные, связанные с циклической необходимостью реструктуризации и модернизации; а также естественные, в частности, климатические.

Экономическая классификация:



Экономические: (Высокая себестоимость продукции, Низкая рентабельность, Недостаток оборотных средств, Наличие неденежных составляющих (бартер), Оттоки ср-в на содержание объектов соц-бытовой сферы)

Управленческие: (Недостаточная мотивирован-ность персонала, Недостаточная финансовая ответственность подразделений за результат работы, Наличие теневых доходов у руководителей)

 Технологические(обл. пр-ва): (Неконкурентноспособная продукция, Высокая ресурсоемкость продукции, Низкая загрузка мощностей предприятия)


3.Признаки кризисов, их распознавание и преодоление.


Кризис в широком смысле слова - смена повышательной тенденции к понижательной.

Кризис в развитии организации - финансово-экономическое состояние характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью предприятия.

Признаки кризиса:



  1. изменение дебиторской задолженности

  2. увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам

  3. наличие накладных расходов

  4. снижение объема продаж

  5. снижение прибыльности

  6. снижение рентабельности

Мониторинг за дебиторской задолженностью предотвращает попадание предприятия в разряд кризисных.

Выделяют два этапа диагностики кризиса:

– установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов (этап качественной идентификации объекта). Подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой. Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной;

– выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми. Осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13