Скачать 152.26 Kb.
Дата16.12.2017
Размер152.26 Kb.

Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач




c:\users\user\pictures\биология\img103.jpg


  1. Общие положения

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:


  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.




  1. Основное содержание


Содержание тем учебного курса

по биологии 8 класс (70 часов)



Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.



Демонстрация. Скелеты позвоночных и человека, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.



Демонстрация модели «происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке, науки, изучающие организм человека. (1 ч)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.



Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиолого

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.



Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение микроскопического строения тканей.

  • Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.



Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая н.с. вегетативная и соматическая части н.с. рефлекс; проведение нервного импулься.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение и связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения, слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.



Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение головного мозга человека (по муляжам).

  • Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Возрастные изменения. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль н.с. в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы.


  • Изучение внешнего строения костей.

  • Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови. Плазма крови. Свертываемость крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа.


  • Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.



Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы.

  • Измерение кровяного давления.

  • Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.



Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа.

  • Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.



Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторная работа.

  • Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и жнергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.



Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.



Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи


Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.



Тема 16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.


  • Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



  1. Планируемые результаты

В результате изучения данного курса биологии ученик должен



знать/понимать:

  • фундаментальные понятия биологии;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;

  • систематическое положение человека и его происхождение;

  • основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • объяснять связь между строением и функциями органов;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;

  • владеть языком предмета;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




  1. Отличие от авторской программы

Содержание учебного материала полностью соответствует примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология 8 класс».



В авторской программе 70 часа, по календарному графику уроков 68, поэтому 2 резервных урока отводится на повторение изученного материала в конце года.


  1. Поурочно-тематическое планирование




№ урока в году

Тема урока

Кол-во часов

Тема 1:Место человека в системе органического мира (2ч)

1

Место человека в системе органического мира.

1

2

Особенности человека.

1

Тема 2: Происхождение человека (2ч)

3

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Тема 3: Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1ч)

5

Историческое развитие знаний о строении и функциях организма.

1

Тема 4: Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)

6-7

Клеточное строение организма.

2

8

Ткани и органы .

1

9

Органы. Системы органов. Организм.

1

Тема 5: Координация и регуляция (10ч)

10

Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции.

1

11

Гормоны и их роль в обменных процессах, нервно- гуморальная регуляция.

1

12

Нервная регуляция, значение нервной системы. Рефлекс.

1

13

Строение и функции спинного мозга

1

14

Строение и функции отделов головного мозга

1

15

Большие полушария головного мозга.

1

16

Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор.

1

17

Анализатор слуха и равновесия.

1

18

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. Чувствительный анализатор. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

1

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Координация и регуляция».

1

Тема 6: Опора и движение (8ч)

20

Скелет человека, его отделы.

1

21

Состав и строение костей.

1

22

Рост костей. Типы соединения костей.

1

23

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

24

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции

1

25

Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

1

26

Значение физкультуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

1

27

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности.

1

Тема 7:Внутренняя среда организма (3ч)

28

Внутренняя среда организма. Плазма крови, форменные элементы крови.

1

29

Иммунитет

1

30

Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

1

Тема 8: Транспорт веществ (4ч)

31

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

32

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

1

33

Движение крови и лимфы по сосудам

1

34

Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

1

Тема 9:Дыхание (5ч)

35

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

36-38

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

3

39

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

Тема 10:Пищеварение (5ч)

40

Пищевые продукты и питательные вещества.

1

41

Пищеварение в ротовой полости

1

42-43

Пищеварение в желудке и кишечнике

2

44

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1

Тема 11:Обмен веществ и энергии (2ч)

45

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

1

46

Витамины. Их роль в обмене веществ.

1

Тема 12:Выделение (2ч)

47

Органы выделения. Почки, их строение и функции.

1

48

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек.

1

Тема 13: Покровы тела (3ч)

49

Строение и функции кожи.

1

50

Роль кожи в теплорегуляции.

1

51

Закаливание. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

1

Тема 14:Размножение и развитие (3ч)

52

Система органов размножения, строение и гигиена.

1

53

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

1

54

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

1

Тема 15:Высшая нервная деятельность (5ч)

55

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

1

56

Торможение. Типы нервной системы.

1

57

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

1

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс.

1

59

Типы нервной деятельности.

1

Тема 16: Человек и его здоровье (4ч)

60

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ, факторы риска для здоровья человека

1

61

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

1

62

Оказание первой доврачебной помощи.

1

63

Человек и окружающая среда

1

Повторение (7ч)

64

Повторение и обобщение материала по темам «Клеточное строение.Ткани и органы»

1

65

Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека»

1

66

Зачет по темам

1

67

Повторение и обобщение материала по темам «Пищеварение. Дыхание. Выделение»

1

68

Повторение и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», «ВНД»

1

69

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

1

70

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»

1




Главная страница
Контакты

    Главная страница



Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач

Скачать 152.26 Kb.