Скачать 66.13 Kb.
Дата13.11.2018
Размер66.13 Kb.
ТипЗадача

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных




Консультация

«Организация

оздоровительных мероприятий

на прогулке

в весенне-летний период»

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.

Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа врача и старшей медсестры. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. В качестве средств физического воспитания, как средства оздоровления ребенка, рассматриваются оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическая активность самих детей и даже художественные средства - литература, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Выделенные средства можно группировать следующим образом:



Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относятся режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т.п. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы. К ним относятся солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина Д и охраняют человека от заболеваний. Воздух садов и парков содержит особые вещества - фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.п. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и т.п.

Физические упражнения предназначены для развития двигательных действий. Осуществлять полноценное физическое воспитание помогают спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т.п. Работа по использованию этой группы средств может проходить в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно - развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.)

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.

Особое внимание в режиме дня детского дома уделяется закаливанию организма ребенка. Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряжённости. Он состоит из следующих разделов: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. В детском доме в весеннее – летний период проводятся следующие виды закаливания: воздушные ванны, регулярные прогулки, гимнастика в облегченной одежде, сон с доступом свежего воздуха, закаливание водой (контрастные обливания рук и ног в группах дошкольного возраста), полоскание полости рта, босохождение. Лечебно-профилактическая работа включает в себя: самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, психогимнастику. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: оздоровительный бег, ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, уроки здоровья, спортивные секции по интересам.

Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды.

При проведении закаливания должны строго соблюдаться следующие условия для ребёнка:

- он должен быть здоров в данный момент;

- находиться в комфортном состоянии (теплые руки и ступни, но не вспотевшие).

Воспитатель организует проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Используется щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, расположенным в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

В летний период босохождение используется во время прогулок на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. Кроме этого в весеннее – летний период проводится работа по закаливанию носоглотки: полоскание горла прохладной водой (только детям со здоровыми миндалинами), начиная от температуры +400С до комнатной. Для детей с заболеваниями носоглотки проводят полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период – точечный массаж.

Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка.

Сильный закаливающий эффект имеет кратковременное (не более 20 минут) нахождение детей на солнце без верхней одежды. У этого вида закаливания есть ряд ограничений:

- к хождению без верхней одежды не допускаются дети с аллергией;

- закаливание должно проводиться в определенное время (от 10,30 до 11 часов утра, и от 16,30 до 17 часов вечера);

- дети обязательно должны находиться в головных уборах.

Оздоровление часто болеющих детей осуществляется по индивидуальной план - программе. В связи с этим используются: дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, точечный массаж.

Кроме закаливающих мероприятий и занятий по физической культуре проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, музыкальное сопровождение занятий и др.), которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.



Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных

Скачать 66.13 Kb.