страница1/6
Дата16.12.2017
Размер0.53 Mb.
ТипИсследование

Исследование должно быть комплексным и отражать сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечи­вающих работоспособность организма в определенном виде мышечной деятельности


  1   2   3   4   5   6




СОДЕРЖАНИЕ



Введение 4

1. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели и задачи 5

2. Формы организации врачебно-педагогических наблюдений 7

3. Методы исследования при врачебно-педагогических наблюдениях 11

3.1.Метод построения физиологических кривых 12

3.2. Функциональные пробы 19

4. Врачебно-педагогические наблюдения за различным контингентом занимающихся 28

4.1. Особенности врачебно-педагогических наблюдений за детьми дошкольного возраста 28

4.2. Особенности врачебно-педагогических наблюдений за детьми школьного возраста 38

4.3. Особенности врачебно-педагогических наблюдений за юными спортсменами 43

Список литературы 48




Введение

В системе медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом наряду с врачебным контролем важное место занимают врачебно-пе­дагогические наблюдения — совместные наблюдения врача и тренера непосред­ственно в условиях тренировки и сорев­нований, направленные на совершен­ствование тренировочного процесса.

В ходе исследования выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональ­ном состоянии, уточняется степень тре­нированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточ­ной эффективности тренировки.

Исследование должно быть комплексным и отражать сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечи­вающих работоспособность организма в определенном виде мышечной деятельности. Анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений дает возможность корректировать методические подходы в учебно-тренировочном процессе, прогнозировать результаты и управлять его ходом.

В пособии представлены формы и методы врачебно-педагогических наблюдений, отражена специфика контроля за различным контингентом занимающихся. Представлена технология наиболее информативноёмких функциональных проб, дающих возможность выявить все многообразие функциональных изменений, возникающих как в детском, так и в зрелом организме занимающихся.

Материалы, представленные в пособии, могут быть использованы студентами очной и заочной форм обучения для самостоятельного овладения основами теории и практики врачебно-педагогических наблюдений. Они отражают основные программные требования по предмету для факультетов физической культуры педагогических вузов и составлены с учетом доступности проведения необходимых исследований в условиях работы педагога по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях.


1. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели и задачи

Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН) пони­маются исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздей­ствия на организм физических нагрузок, установления уровня функ­циональной готовности и на основании этого совершенствования учебно-тренировочного процесса. В спорте ВПН являются состав­ной частью комплексного контроля, включающего в себя педагоги­ческие, медицинские и психологические исследования.

Задачами врачебно-педагогических наблюдений являются: ознакомление с условиями, организацией и методикой занятий; изучение воздействия тренировок и соревнований на организм занимающихся с целью уточнения состояния здоровья и функционального состояния для индивидуализации тренировки; уточнение вопросов планирования процесса тренировки; определение объема и интенсивности нагрузок, интервалов отдыха и т. д.; накопление данных для совершенствования организации и методики физического воспитания и, наконец, контакты врача с коллективом наблюдаемых лиц и с преподавателем и тренером.

Наибольшее значение данные ВПН имеют для совершенствова­ния управления тренировочным процессом. Примером частных за­дач при этом могут быть:



  • оценка правильности построения трени­ровки, выбора и распределения средств в одном занятии или микро­цикле;

  • определение оптимального числа повторений упражнений, интервалов отдыха между ними; определение величины нагрузки и ее соответствия возможностям занимающегося, длительности и пол­ноценности восстановления после одного (наиболее трудного) за­нятия, в течение одного или нескольких микроциклов;

  • оценка ре­зультатов тренировки за определенный этап (после тренировочного сбора, подготовительного периода, предсоревновательной подготов­ки и т.д.);

  • оценка эффективности применяемых средств восстанов­ления и др.

Врач может поставить задачу изучить условия и организацию занятий, чтобы выявить, например, недостатки, связанные с микро­климатом спортивного зала, его освещенностью, а также методикой проведения занятий. Вместе с тренером или преподавателем он дол­жен принять меры для их устранения.

Учитывая, что неблагоприятная обстановка может быть иногда причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, в частности причиной спортивного травматизма, врач должен стремиться выявить все недостатки, относящиеся к условиям, органи­зации и методике проведения занятий (скученность, неправильна смена снарядов и упражнений, отсутствие страховки или неправильная стра­ховка, недостаточная разминка и др.), и вместе с преподавателем и тренером способствовать их устранению.

При врачебно-педагогических наблюдениях уточняется состоя­ние здоровья, которое определяется при обследовании спортсмена во врачебном кабинете. Кроме того, во время выполнения тренировочной нагрузки могут проявиться скрытые отклонения в со­стоянии здоровья.

Исследования, проведенные в естественных условиях трениров­ки в динамике, позволяют более полно судить об изменениях уров­ня функционального состояния спортсменов на различных этапах подготовки.

Велико значение врачебно-педагогических наблюдений в инди­видуализации методики и режима тренировки с целью укрепления здоровья, предупреждения переутомления и перетренированности.

В процессе ВПН выявля­ются признаки неполного восстановления после физических нагру­зок и развития состояний переутомления или перенапряжения. Та­кого рода информация позволяет тренеру вовремя внести в учебно-тренировочный процесс соответствующие коррективы.

Эффективность тренировочного процесса зависит от того, на­сколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозиров­ка в одном занятии, микроцикле, мезоцикле и т. д. Тренер в значи­тельной степени работает вслепую, если он не знает, какое воздей­ствие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упраж­нений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап трениров­ки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

ВПН представляют собой важнейшую форму совместной работы врача и тренера (преподавателя), позволяющую выявлять благоприятные и неблагоприятные изменения в организме занимающихся и в необхо­димой степени индивидуализировать учебно-тренировочный процесс. Однако врач далеко не всегда имеет возможность участвовать в ВПН, поэтому тренер (преподаватель) должен владеть простыми медицинскими методами исследования, уметь со знанием дела ис­пользовать их в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других вопросов, связанных с правильной орга­низацией тренировочного процесса (занятий физической культу­рой).


  1   2   3   4   5   6

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Исследование должно быть комплексным и отражать сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечи­вающих работоспособность организма в определенном виде мышечной деятельности