Скачать 78.38 Kb.
Дата21.10.2018
Размер78.38 Kb.
ТипУрок

Использования технологии личностно-ориентированного подхода на основе обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры



ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Постникова Елена Николаевна, преподаватель физической культуры

ГАПОУ Тольяттинский социально-педагогический колледж

Россия, г. Тольятти
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.

Важнейшее требование современного урока– обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет.

В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров), а также представление об уровне физической подготовленности учащихся.

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учащегося по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на занятии, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой группе условно можно разделить учащихся ещё на несколько групп (категорий):

- совершенно здоровые, но “тучные”, не желающие трудиться;

- учащиеся, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

- плохо физически развитые учащиеся, которые боятся насмешек, замыкаются;

- хорошо физически развитые учащиеся, которые могут потерять желание заниматься на занятиях, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И здесь надо остановиться на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования, которая является основной в учебном процессе.

Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Обучение двигательным действиям проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп, внутри группы, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средние и слабые учащиеся.

Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям. Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда учащиеся делятся на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учащихся в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие проводится одновременно со всей группой , все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные преподавателем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала. Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.

Третий этап – совершенствование двигательного действия. Может получиться так, что для учащихся, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал, и будут продолжать работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся, работают в стандартных условиях.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Такие учащиеся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учащимися на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

Дифференцированное развитие физических качеств учащихся в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В более слабых группах учащиеся раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, используются карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяют соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые учащиеся распределяются по всем командам, и чаще проводится замена этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых. В эстафетах более подготовленные учащиеся начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах учащиеся подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения.

Особое внимание на уроке уделяется учащимся с избыточным весом и слабым, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь их помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти учащиеся приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. В заключительной части урока учащиеся объединяется в одну группу, все выполняют одинаковые упражнения.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяются методы поощрения, словесные одобрения. Одних учащихся надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся, также может оцениваться. При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.

Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил учащийся за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей.

Основная задача преподавателя физкультуры на уроке – научить правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Я очень часто в своей работе использую этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, элементов подвижных и спортивных игр. Сама составляю требования к технике выполнения упражнений и сама же являюсь экспертом в их оценке. Данный подход позволяет учащемуся почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом результате, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.

Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютизировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях. Практический опыт применения личностно-ориентированного и дифференцированного подхода дает положительные результаты в работе.

Это стабильный уровень успеваемости – 100% и качества знаний – 92%.



Список использованной литературы:

       1. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6.

2. Теория и методика физического воспитания // Учебное пособие под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1979.

3. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006.



4.Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Использования технологии личностно-ориентированного подхода на основе обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры

Скачать 78.38 Kb.