Скачать 148.11 Kb.
Дата16.12.2017
Размер148.11 Kb.

«Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний обучающихся»



Выступление на педсовете по теме:

«Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний обучающихся»

учитель начальных классов

Короткова Н.В.

Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний обучающихся

В условиях быстро меняющейся образовательной среды, или возникшей Новой парадигмы (образец, модель) образования требует от начальной школы использования таких методов активизации познавательной деятельности, которые способствовали бы развитию у учащихся самостоятельности, диалектического (философского) мышления, воображения, памяти, быстроты реакции, широты кругозора (на доступном уровне) и других учебных, интеллектуальных умений.

Роль учителя меняется, постепенно меняются и условия образовательного процесса. В результате перед учителем стоит задача – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. (Другими словами, учителю необходимо подготовить каждого ученика к успешному движению по жизни.) В связи с этим в последние годы усилилось внимание ученых-педагогов к теории тестов, тестированию школьников. Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. (Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. )

Рассмотрим тестирование как один из приёмов активизации познавательной деятельности младшего школьника и как способ повышения качества ЗУН учащихся (как применяются тестовые задания на уроках в начальной школе)

Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний обучающихся

Цель: разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности.

Задачи


  • Изучить теоретические аспекты изучаемой темы в теории и практике.

  • Рассмотреть целесообразность использования тестов в разных областях ЗУН обучающихся.

  • Разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению обучающимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности.

Задача школы первой ступени

Главная задача школы первой ступени научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.

- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

- самостоятельно разбираться в учебной задаче;

- находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия.

Выполнение заданий по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению в тестовой форме является начальным этапом подготовки к ГИА в школе 2 ступени и ЕГЭ в школе 3 ступени.



Что такое тест?

  • В переводе с английского – испытание, проба, исследование.

  • Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

  • По мнению В.С.Аванесова, «тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов»

Назначение тестов

Не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять.



Достоинства и недостатки тестовой проверки

Достоинства

  • Быстрота проверки (позволяет провести проверку работы намного быстрее по сравнению с обычными формами)

  • Возможность проверки теоретического материала (измерить уровень усвоения ключевых понятий)

  • Проверка большого материала малыми порциями (позволяет проверить по сравнению с обычными формами проверки больший объем усвоенных знаний)

  • Объективность оценки результатов (применение тестовых заданий позволяет дать более объективную оценку знаниям учащихся, при этом оценить каждого ученика)

  • Даёт возможность определить «проблемную зону» и «даже болевую точку»

  • Развивает мыслительные операции

  • Формирует навыки самоконтроля

  • Могут служить объектом познания

  • Подготовка к ЕГЭ, к итоговой аттестации

Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:

  • Большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения

  • Невозможность проследить логику рассуждения ученика

  • Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся (невозможность оценить глубину знаний)

Достоинства и недостатки традиционной проверки

Достоинства Недостатки

- основательность - однообразность

- часто даёт возможность увидеть причину - необъективность

ошибки (н-р: в вычислении, при решении задач)



Достоинства тестовой проверки и традиционной

ПОЭТОМУ

Вывод: Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике. Формирование у учащихся умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы.

Использование тестирования на разных этапах урока

  • Вводное тестирование (получение сведений об исходном уровне знаний учащихся)

  • Текущее тестирование (для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний)

  • Итоговый тест (систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения)

Тестовые задания д.б. разноуровневыми по степени сложности (Задания части А – базового уровня, части В – повышенного, части С – высокого уровня сложности)

Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:

1.Инструкции.


2.Текста задания (вопроса).
3.Правильного ответа.

Язык теста, инструкции должны соответствовать языку, инструкциям учебника нач.школы (подчеркни, вставь, допиши, найди…)

Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Допускается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий. Возможно несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д. Наиболее универсальным, чётким и понятным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого типа. Нужно не забывать, что для младших школьников большое значение имеет психологический настрой. И это отражать в инструкции.

Подробнее остановлюсь на видах тестов по характеру деятельности испытуемого-учащегося и приведу примеры таких тестов

Виды тестов по характеру деятельности испытуемого


  • Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании

  • Комбинированный тест

  • Тест на установление истинности (ложности) утверждения (задание альтернативных ответов). В нем предлагается лишь два ответа для выбора «да», «нет», «правильно» - «неправильно»

  • Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение)

  • Тест со свободно конструируемым ответом.

Приведу примеры

- Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании

Орфограммы корня 3 класс

Инструкция: отметь знаком + однокоренные слова, слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, слово с ошибкой , слова, в которых пишется буква д, все слова, в которых пропущена буква т (следует отметить положительные стороны такого тестирования – учащийся прежде чем найти слова по заданию должен вспомнить правило, сравнить одно слово с другим, проанализировать – задействованы мыслит. операции, как синтез, анализ, классификация ---вот это и есть активизация позн.деят. проявляется)



Я считаю, что тестирование по русскому языку нецелесообразно использовать для определения уровня орфографической подготовки ученика нач.школы, т.к. оно не даёт объективных показателей. При выполнении теста ученик запоминает ту часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. На уроках учащиеся пишут слова, предложения, тексты, поле запоминания шире. (Грамотность решается количеством упражнений)

Тест на установление истинности (ложности) утверждения (задание альтернативных ответов).

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. (Такой вид тест на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения)

Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов. Пример.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

2.Солнце имеет круглую форму.


Да. Нет.

3.Солнце- это раскалённое тело.


Да. Нет.

4.Солнце вращается вокруг Земли.


Да. Нет.

5.Солнце вращается вокруг оси.


Да. Нет.

6.Солнце- это звезда.


Да. Нет.

Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

- Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение) Этот тест по темам «Вода»

В заданиях такого вида учащиеся должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания. Инструкция для таких заданий: вставь пропущенные слова вместо каждого многоточия, а вписать нужно только одно слово, подходящее по смыслу и теме



Тест со свободно конструируемым ответом.

Задания свободного изложения (задания открытого типа)

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример.


Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .

Ответ. Времён года.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий открытого типа являются:


  • краткость и однозначность ответа;

  • необходимость воспроизведения ответа по памяти;

  • невозможность угадать ответ;

  • отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

  • простота проверки.

Задания на восстановление соответствия.


Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Способ использования стрелок имеет существенный недостаток: сложность проверки.

Пример.


Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. Солнце. Планета.

Луна. Спутник.

Земля. Звезда.

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Пример.

Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.



Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.

Земля. 1.

Луна. 2.

Солнце. 3.



Преимущества заданий закрытого типа:

– задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;


– оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
– неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
– задания легко обрабатываются;
– тестирование проводится быстро;
– простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. На выполнение тематических тестов рекомендуется выделять от 7 до 15 минут, на выполнение итоговых тестов – целый урок. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией.

Многие авторы тестовых заданий предлагают использовать гибкую систему оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку. Ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

Оценка “5” ставится за 80-100 % правильных ответов. 


Оценка “4” ставится за 60-80 % правильных ответов.
Оценка “3” ставится за 40-60 % правильных ответов.
Оценка “2” ставится за 0-40 % правильных ответов.

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. ( да, в тестах по окружающему миру есть ответы и мы обращаемся к ним при самопроверке, взаимопроверке . Ставим плюсы, оценки. Если я посчитаю нужным, я проверю и поставлю оценку в журнал. Некоторые тесты проверяем фронтально) Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:



  • выявление знаний и умений каждого ученика;

  • своевременное обнаружение пробелов в знаниях;

  • быстрота проведения;

  • простота проверки.

А для ученика следующие:

  • этот вид работы не утомляет детей;

  • не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;

  • обладает самопроверкой.

Но нельзя забывать, что для обучающихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе с беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:

1.Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

2.Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

4.Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.

5.Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.

6.Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; следует использовать короткие, простые предложения.

7.Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

9.Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположном случае на прочтение ответов уходит больше времени и тратится больше сил на анализ высказывания.

10.Дополнения лучше ставить в конце предложения.

Правила расположения заданий на листе.

1.Все задания должны быть на одной странице и под номерами.
2.У учеников должно быть достаточно места для записей (в заданиях открытого типа).
3.Размер шрифта должен соответствовать возрасту детей.
4.Варианты ответов располагать в один столбик.

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка.

Оценка “5” ставится за 95-100 % правильных ответов. 
Оценка “4” ставится за 80-95 % правильных ответов.
Оценка “3” ставится за 65-80 % правильных ответов.
Оценка “2” ставится за 50-65 % правильных ответов.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. На выполнение тематических тестов рекомендуется выделять от 7 до 15 минут, на выполнение итоговых тестов – целый урок. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 7 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время.



Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:

  • выявление знаний и умений каждого ученика;

  • своевременное обнаружение пробелов в знаниях;

  • быстрота проведения;

  • простота проверки.

А для ученика следующие:

  • этот вид работы не утомляет детей;

  • не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;

  • обладает самопроверкой.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний обучающихся»

Скачать 148.11 Kb.