Скачать 71.74 Kb.
Дата04.09.2019
Размер71.74 Kb.
ТипУрок

Использование Интернет-технологий на уроках математики


Использование Интернет-технологий на уроках математики


Л. А. Мишукова, учитель математики МОУ Красненская СОШ имени М. И. Светличной Красненского района Белгородской области

lmishikva@rambler.ru

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. А, значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от применения информационно коммуникационных технологий . Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно - образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

На сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования является Интернет, который широко внедрился в школьное образование и стал доступным для использования в образовательном пространстве. Используя ресурсы сети Интернет, учитель сможет внести в обучение новую актуальную информацию, повысить его наглядность и интерес школьников к учебе. Кроме всего прочего Интернет дает возможность разнообразить содержание и методику обучения ряда предметов, в том числе и математики. Использование Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти; позволяет использовать более обширную информацию; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями.

На уроках Интернет может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации.

Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Положительные и отрицательные числа»учащиеся готовили сообщения об истории возникновения отрицательных и положительных чисел с использованием ресурсов сети Интернет. Это помогло им взглянуть на изучаемую тему с другой позиции, с другого периода времени. Вследствие чего дети проявили больший интерес к изучаемому материалу.

Организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. При подготовке к уроку копирую необходимые для занятия Web-страницы в отдельную папку на школьном компьютере, а затем работаю с ними в автономном режиме. В обоих случаях использование Интернет-ресурсов повышает уровень занятий, качество знаний и их мотивацию к обучению.

Так, в 7 классе при изучении темы «Сумма углов треугольника» используем сеть Интернет. Теоретические сведения берем на портале естественных математических наук http://e-science.ru/ , который включает материал по всему школьному курсу математики. В целях экономии времени на уроке заранее вношу Web-страницу в папку «Избранное». Затем уже непосредственно на уроке дети открывают ее и работают с материалом. Здесь им представлены все определения, теоремы, доказательства и рисунки. Учащиеся самостоятельно изучают материал. Моя функция состоит в том, чтобы контролировать этот процесс, пояснять непонятные моменты. Для этого с головного компьютера весь материал проецируется на экран, что позволяет обратить внимание учащихся на ключевые понятия, а также, консультировать их, используя готовые рисунки. По завершении изучения провожу опрос учащихся, чтобы выяснить насколько успешно они овладели материалом. Если остались какие-либо вопросы – рассматриваем их.

Изучая в школьном курсе элементы стохастики, мы часто испытываем недостаток учебного материала. Приходится искать дополнительную информацию в газетах, журналах и другой методической литературе. Я эту проблему решила с помощью единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sсhool-collection.edu.ru., используя инновационный учебно-методический комплекс «Вероятность и статистика в школьном курсе математики» авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. Структура учебно-методического комплекса позволяет использовать его как в режиме on-linе, так и уроку в качестве методической литературы. Он содержит много примеров, задач, тестов, содержит ссылки на другие интернет-сайты. Учащиеся имеют доступ к достоверной информации, взятой из различных научных источников. Так, например, изучаем в 6 классе тему «Сбор и представление данных в виде таблиц и диаграмм» с помощью вышеуказанного учебника следующим образом. Сначала изучаем определения и соответствующие иллюстрации. Далее рассматриваем примеры:



Пример1 Железнодорожное расписание позволяет построить интересные диаграммы, показывающие количество отправляющихся и прибывающих поездов на Ярославском вокзале г. Москвы каждый час в течение суток. На первой диаграмме высота столбика равна количеству поездов, отправляющихся с вокзала в течение этого часа. На второй диаграмме – количеству прибывающих поездов. Если «склеить» столбики этих двух диаграмм вместе, то мы увидим, как меняется общая загруженность вокзала в течение суток. Это может оказаться весьма полезным при планировании работы различных привокзальных служб - диспетчеров, носильщиков и т.д.



? В какое время суток с Ярославского вокзала отправляется наибольшее количество поездов? А в какое прибывает? Попробуйте найти этому объяснение.

Пример 2 Поговорим об объеме информации, которая была собрана во время последней Всероссийской переписи населения. Ее итоги занимают 14 книжных томов. При таком обилии информации диаграммы становятся особенно удобным средством ее представления. Здесь представлены наиболее интересные диаграммы, взятые с сайта www.perepis2002.ru, и посвященные анализу итогов переписи. ! Зайдите на сайт Всероссийской переписи и самостоятельно найдите еще какую-нибудь диаграмму.

Такой способ изучения материала я использую с целью научить детей самостоятельно добывать информацию, анализировать, отбирать необходимую. Ведь ни для кого не секрет, что современный уровень образования требует от ученика владения материалом, значительно выходящим за рамки учебника. Обучаясь в среднем звене, дети это делают под руководством учителя, а в старшем – вполне успешно справляются самостоятельно.

Для учащихся 10-11 классов актуальна проблема Единого государственного экзамена. Для подготовки к нему издается масса различных пособий. Немало материла по ЕГЭ и в сети Интернет. Остановлюсь подробнее на интернет-сайте «ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию» http://www.uztest.ru. Здесь несколько информационных разделов, которые полезны как учителям, так и учащимся при подготовке к ЕГЭ: о экзамене; on-line тесты; варианты ЕГЭ 2004-2008; демонстрационный вариант 2009; тестирование по условиям ЕГЭ - 26 заданий, три уровня сложности A, B и C. Материалы данного сайта использую на уроках, элективных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Наиболее интересны on-line тесты, потому что ученик может проверить уровень своих знаний. Так как для выполнения работы требуется 4 часа, я поступаю следующим образом: на одном уроке выполняем часть А – проверяем результат; на другом уроке выполняем часть В. Слабые учащиеся, допустившие ошибки даже в части А, могут повторить работу на другом уроке и сравнить результат с предыдущим. Так же. учащиеся могут дополнительно готовиться либо во второй половине дня в школьном кабинете информатики , либо дома, так как у большинства есть личные компьютеры. Сайт включает «Тренажер», позволяющий проходить on-line тесты по разделам: « Алгебраические уравнения», «Делимость чисел», «Модуль», «Степень», «Корень», «Логарифм», «Тригонометрия», «Функции», «Прогрессии», « Производная и интеграл», «Планиметрия», « Стереометрия». Их использование на уроках позволяет быстро и качественно произвести контроль знаний учащихся по изучаемой теме, а так же, начиная уже с 5-6 класса готовить их к тестированию. Чтобы оно воспринималось как обычный рабочий момент и не вызывало у детей чувство страха и неопределенности.

Итак, какова же эффективность применения интернета на уроках математики?


  • Во-первых, использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти;

  • Во-вторых позволяет использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;

  • В-третьих, делает уроки интересным, насыщенными качественным, результативными. Повышает мотивацию к обучению.

Применение интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.

Литература:

1. Материалы XVII международной конференции « Применение новых технологий в образовании». Троицк 2006 год

2. А. Н. Тихонов «Образовательные ресурсы сети Интернет»

3. Интернет-сайты: Портал естественных математических наук http://e-science.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sсhool-collection.edu.ru.,



ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru.