Использование Интернет-технологий на уроках математики
Использование Интернет-технологий на уроках математикиЛ. А. Мишукова, учитель математики МОУ Красненская СОШ имени М. И. Светличной Красненского района Белгородской области lmishikva@rambler.ru Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. А, значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от применения информационно коммуникационных технологий . Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся. Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно - образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам). На сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования является Интернет, который широко внедрился в школьное образование и стал доступным для использования в образовательном пространстве. Используя ресурсы сети Интернет, учитель сможет внести в обучение новую актуальную информацию, повысить его наглядность и интерес школьников к учебе. Кроме всего прочего Интернет дает возможность разнообразить содержание и методику обучения ряда предметов, в том числе и математики. Использование Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти; позволяет использовать более обширную информацию; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями. На уроках Интернет может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации. Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Положительные и отрицательные числа»учащиеся готовили сообщения об истории возникновения отрицательных и положительных чисел с использованием ресурсов сети Интернет. Это помогло им взглянуть на изучаемую тему с другой позиции, с другого периода времени. Вследствие чего дети проявили больший интерес к изучаемому материалу. Организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. При подготовке к уроку копирую необходимые для занятия Web-страницы в отдельную папку на школьном компьютере, а затем работаю с ними в автономном режиме. В обоих случаях использование Интернет-ресурсов повышает уровень занятий, качество знаний и их мотивацию к обучению. Так, в 7 классе при изучении темы «Сумма углов треугольника» используем сеть Интернет. Теоретические сведения берем на портале естественных математических наук http://e-science.ru/ , который включает материал по всему школьному курсу математики. В целях экономии времени на уроке заранее вношу Web-страницу в папку «Избранное». Затем уже непосредственно на уроке дети открывают ее и работают с материалом. Здесь им представлены все определения, теоремы, доказательства и рисунки. Учащиеся самостоятельно изучают материал. Моя функция состоит в том, чтобы контролировать этот процесс, пояснять непонятные моменты. Для этого с головного компьютера весь материал проецируется на экран, что позволяет обратить внимание учащихся на ключевые понятия, а также, консультировать их, используя готовые рисунки. По завершении изучения провожу опрос учащихся, чтобы выяснить насколько успешно они овладели материалом. Если остались какие-либо вопросы – рассматриваем их. Изучая в школьном курсе элементы стохастики, мы часто испытываем недостаток учебного материала. Приходится искать дополнительную информацию в газетах, журналах и другой методической литературе. Я эту проблему решила с помощью единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sсhool-collection.edu.ru., используя инновационный учебно-методический комплекс «Вероятность и статистика в школьном курсе математики» авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. Структура учебно-методического комплекса позволяет использовать его как в режиме on-linе, так и уроку в качестве методической литературы. Он содержит много примеров, задач, тестов, содержит ссылки на другие интернет-сайты. Учащиеся имеют доступ к достоверной информации, взятой из различных научных источников. Так, например, изучаем в 6 классе тему «Сбор и представление данных в виде таблиц и диаграмм» с помощью вышеуказанного учебника следующим образом. Сначала изучаем определения и соответствующие иллюстрации. Далее рассматриваем примеры:
Такой способ изучения материала я использую с целью научить детей самостоятельно добывать информацию, анализировать, отбирать необходимую. Ведь ни для кого не секрет, что современный уровень образования требует от ученика владения материалом, значительно выходящим за рамки учебника. Обучаясь в среднем звене, дети это делают под руководством учителя, а в старшем – вполне успешно справляются самостоятельно. Для учащихся 10-11 классов актуальна проблема Единого государственного экзамена. Для подготовки к нему издается масса различных пособий. Немало материла по ЕГЭ и в сети Интернет. Остановлюсь подробнее на интернет-сайте «ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию» http://www.uztest.ru. Здесь несколько информационных разделов, которые полезны как учителям, так и учащимся при подготовке к ЕГЭ: о экзамене; on-line тесты; варианты ЕГЭ 2004-2008; демонстрационный вариант 2009; тестирование по условиям ЕГЭ - 26 заданий, три уровня сложности A, B и C. Материалы данного сайта использую на уроках, элективных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Наиболее интересны on-line тесты, потому что ученик может проверить уровень своих знаний. Так как для выполнения работы требуется 4 часа, я поступаю следующим образом: на одном уроке выполняем часть А – проверяем результат; на другом уроке выполняем часть В. Слабые учащиеся, допустившие ошибки даже в части А, могут повторить работу на другом уроке и сравнить результат с предыдущим. Так же. учащиеся могут дополнительно готовиться либо во второй половине дня в школьном кабинете информатики , либо дома, так как у большинства есть личные компьютеры. Сайт включает «Тренажер», позволяющий проходить on-line тесты по разделам: « Алгебраические уравнения», «Делимость чисел», «Модуль», «Степень», «Корень», «Логарифм», «Тригонометрия», «Функции», «Прогрессии», « Производная и интеграл», «Планиметрия», « Стереометрия». Их использование на уроках позволяет быстро и качественно произвести контроль знаний учащихся по изучаемой теме, а так же, начиная уже с 5-6 класса готовить их к тестированию. Чтобы оно воспринималось как обычный рабочий момент и не вызывало у детей чувство страха и неопределенности. Итак, какова же эффективность применения интернета на уроках математики?
Применение интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет. Литература: 1. Материалы XVII международной конференции « Применение новых технологий в образовании». Троицк 2006 год 2. А. Н. Тихонов «Образовательные ресурсы сети Интернет» 3. Интернет-сайты: Портал естественных математических наук http://e-science.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sсhool-collection.edu.ru., ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru. |