Скачать 101.82 Kb.
Дата15.03.2019
Размер101.82 Kb.

Интеграция компетентностного и ситуативно-задачного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики



Е.А. ЕВСЕЦОВА
ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И СИТУАТИВНО-ЗАДАЧНОГО ПОДХОДОВ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Проблема интеграции компетентностного и ситуативно-задачного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики возникла не сегодня. Однако в связи с Болонской конвенцией и целями модернизации высшего педагогического образования актуальность и значимость этой проблемы существенно возрастает.

Разработка Государственных образовательных стандартов третьего поколения на основе компетентностного подхода, детерминирована вхождением России в Болонский процесс, суть которого состоит в формировании общеевропейской системы качества и повышения доступности высшего образования в целом, и педагогического в частности.

Что такое «качество» образования как понятие? Понятие «качество» образования применяется исследователями проблем его повышения в зависимости от доминирующей парадигмы качества в зарубежном и отечественном образовании. Так, в отечественном образовании доминирует целевая парадигма качества, рассматривающая понятие «качество» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

В.И. Андреев характеризует понятие «качество образования как интегральную характеристику показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их» [1, C.386].

По мнению Б.С. Гершунского, «качество образования, его результативность следует оценивать, как на индивидуально-личностном уровне с учетом реальных образовательных приобретений личности, так и на ментальном»[2, С.75].

Сегодня необходимо акцентировать внимание на мировоззренческих и ментальных параметрах качества образования. Оценить качество образования с точки зрения воспитания и развития личности можно лишь опосредованно, по достаточно отдаленным результатам, по поступкам человека, по его нравственной, мировоззренческой, ментальной позиции в жизни.

Следует отметить, что качество образования определяется именно его мировоззренческой и ментальной направленностью и усилением воспитывающей функции обучения.

А компетентностный подход усиливает прагматическую направленность профессионального образования и таким образом ориентирует его на повышение качества, и предполагает изменения в процессе оценивания уровня достижений или компетенций, где оцениваются компетенции студентов решать ситуативные учебные и профессиональные задачи, а также предполагает новые требования и к трактовке понятия «качества».

Проблема повышения качества образования в идеале выводит нас на проблему гарантированного качества образования. Достижение гарантированного качества образования достигается в том случае, как считает В.И. Андреев, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие в творческое саморазвитие личности. Следовательно, системообразующей парадигмой ХХI века должна стать следующая: гарантированное качество образования на основе творческого саморазвития личности и образовательно-воспитательных систем. В рамках статьи уместно привести характеристику понятия «творчески саморазвивающаяся личность».

«Творчески саморазвивающаяся личность - это личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации все более сложных задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение «самости», среди них системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация»[3, C.12].

В связи с этим, учебный курс «история педагогики» имеет большое мировоззренческое и профессионально – воспитательное значение в общей системе специальной подготовки будущего педагога. Без изучения опыта предшествующих поколений невозможно понять не только современную образовательную систему, и ее исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, творческого саморазвития личности.

Общеизвестно, что педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Следовательно, миссия современного педагога состоит в глобальной ответственности за все происходящее не только в социуме, но и цивилизации.

Поэтому учебный курс «история педагогики» целесообразнее ориентировать на развитие мировоззренческой и ментальной направленности, «Я-концепции» творческого саморазвития, включая развитие и внутрипредметных компетенций.

Главный вопрос компетентностного подхода как спроектировать содержание образовательных курсов с ориентацией на развитие компетенций.

Проектируя содержание авторской технологии изучения истории педагогики на основе интеграции концептуального и компетентностного подходов, ориентируем студентов на развитие следующих внутрипредметных компетенций:


  • умение выделять ведущую идею педагогической теории (концепции);

  • умение оперировать базовыми понятиями педагогической теории (концепции);

  • умение раскрывать базовые принципы построения педагогической теории (концепции);

  • умение выделять положения педагогической теории (концепции), которые сохраняют свое научно-практическое значение в настоящее время;

  • способность к широкому переносу историко-педагогических знаний в новые ситуации;

  • способность к творческому применению педагогической теории (концепции) в современных условиях;

  • умение прогнозировать перспективы развития теории и интегрировать в другие теории.

Таким образом, внутрипредметные компетенции – это интегральная характеристика синтеза знаний, умений, способностей, профессиональной мотивации направленной на решение учебных и профессиональных задач на базе освоения педагогических теорий (концепций) при изучении истории педагогики и их применения в реальных педагогических ситуациях.

Далее возникает вопрос: как диагностировать степень развития внутрипредметных компетенций студентов в процессе изучения истории педагогики?

Опытно-экспериментальная работа показала, что взаимодополнение ситуативного и задачного подходов, (т.е. диагностирование внутрипредметных компетенций студентов с помощью специально организованных ситуативных задач и заданий) оказалось более эффективным. В нашем исследовании ситуативно-задачный подход применяется как условие повышения эффективности оценки внутрипредметных компетенций студентов в изучении истории педагогики.

Как видим, совершенствуя качество обучения «истории педагогики» мы выходим на позиции полиметодологии, т.е. обогащения и интеграции различных теоретических подходов. Ученый-социолог, философ В.А. Ядов определяет и утверждает позицию полиметодологии в науке нашего времени как полипарадигмальный подход. Перечень исследовательских работ в этом направлении постоянно растет.

Наше исследование также выполнено в контексте интегративного подхода. В исследование понятие «интеграция» раскрываем как взаимосвязь вышеобозначенных подходов через цели и содержание учебной дисциплины «история педагогики».

Задачный подход представляет собой насыщение содержания обучения системой заданий и задач. Но задачный подход в контексте педагогического мониторинга требует отбора и конструирования именно учебных диагностических задач.

Ситуативный подход в обучении студентов истории педагогики – это проектирование ситуаций профессиональной деятельности, предполагающих практическое использование теоретической информации, внутрипредметных компетенций, в процессе их анализа и принятия соответствующих решений. Ситуация в психологии характеризуется как «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Реализация требований ситуации создает предпосылки её преобразования или преодоления» [4, С.433].

В ситуации принятия решения часто возникает когнитивный диссонанс, то есть состояние дискомфорта, возникающее всякий раз, когда у студентов имеются различные (идеи, ценности, мнения и др.), которые не всегда согласуются. Поэтому и студентам и преподавателям необходимо овладевать и теорией принятия решений и теорией когнитивного диссонанса, так как многие ситуации принятия решения заключаются в выборе более чем из двух возможных альтернатив, что и усложняет анализ ситуации принятия решения и соответственно дальнейшее адекватное профессиональной ситуации поведение в будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая ситуативная задача – это профессиональная педагогическая задача, предъявляемая в форме описания некоторой ситуации педагогического общения, обучения, воспитания, разрешение которой ориентировано на развитие педагогических знаний, компетенций, профессиональных и личностных качеств студентов, будущих педагогов. Ситуативные педагогические задачи – этот метод близок кейс методу, который активно применяется в зарубежной педагогике в процессе разборки и решения практико-ориентированных ситуаций. Применение педагогических ситуативных задач является основой оценивания внутрипредметных компетенций, развития системного педагогического мышления студентов.

Итак, используя ситуативно-задачный подход к оценке внутрипредметных компетенций студентов при изучении истории педагогики целесообразнее применять, разработанную В.И. Андреевым [3, С.41] матрицу содержательной 10-бальной оценки знаний, умений и творческих способностей, т.е. компетенций (см. таблицу 1).

От 1-5 баллов оцениваются историко-педагогические знания, от 6-8 оцениваются педагогические умения, применяемые в типовой педагогической ситуации, в 9-10 баллов оцениваются педагогические компетенции в решении профессионально-творческих, исследовательских задач.

В процессе изучения курса «История педагогики» студентам предлагается система ситуативных задач и заданий, требующих понимания, запоминания изученного материала; умений применять знания в типовых педагогических ситуациях; творческий внутрипредметный и межпредметный перенос знаний, умений, т.е. компетенций в новые ситуации.

Изучая, например, тему: «Современные тенденции развития мирового образовательного пространства» студентам предлагаем ситуативные задачи, оценивающие творческий внутрипредметный и межпредметный перенос знаний, умений, творческих способностей, т.е. компетенций в новые ситуации: «Какие в современных условиях существуют факторы и барьеры для творческой самореализации педагога на основе принципов гуманности и толерантности?».

Таблица 1



Уровни оценки

Объект

оценивания



Показатели и предмет оценки

Критерии

оценки


Типы учебных диагностических задач

1

2

3



4

5


Знания

Запоминание, понимание, воспроизведение, пересказ, интерпретация, обобщение

Полнота, осознанность, правильность, точность, ясность, глубина, обобщенность

Задачи на понимание, воспроизведение, объяснение, обобщение

6

7

8



Умения

Применение понятий, законов, принципов, теорий, решение алгоритмических и аналитических задач

Логичность, обоснованность, эффективность, доказательность, оперативность

Задачи алгоритмические, аналитические

9

10


Творческие способности (творческое применение знаний и умений)

Преобразование, творческий перенос, прогноз, создание новых структур, системная критическая оценка, решение творческих и исследовательских задач

Новизна, оригинальность, системность, гибкость, свернутость, критичность

Задачи творческие, исследовательские

Использование ситуативно-задачного подхода к оценке внутрипредметных компетенций студентов при изучении истории педагогики преследует следующие цели:

1) развитие навыков анализа, критического и прогностического мышления;

2) усиление взаимосвязи теории и практики;

3) расширение и углубление представлений примеров принимаемых управленческих и творческих решений;

4) представление о последствиях принимаемых педагогических решений;

5) представление различных точек зрения;

6) формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Наряду с достижением основных целей, студенты получают навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции; в ходе учебной дискуссии вырабатывается уверенность в себе, убежденность в том, что в реальной профессионально-педагогической ситуации они смогут справиться с любой проблемой.

Применяя ситуативно-задачный подход и содержательную 10-бальную оценку знаний, умений, творческих способностей, т.е. компетенций, для развития и оценивания компетенций получили, следующие результаты: способны воспроизвести имеющиеся знания – 55 % студентов; умеют применить знания в типовой ситуации – 34%, а творчески перенести компетенции в новые ситуации, способны лишь – 11% студентов [3, С.168].

Итак, содержание курса «История педагогики» целесообразнее насыщать диагностическими ситуативными задачами, это приоритетное психолого-педагогическое условие позволит студентам, будущим педагогам активно развивать педагогические компетенции, творческое педагогическое мышление, профессиональную «Я-концепцию».

Интеграция компетентностного и ситуативно-задачного подходов, применяемая как педагогическое условие в совершенствовании качества обучения истории педагогики служит основой гарантированности качества профессионально-педагогической подготовки педагога ХХI века.
_____________________

1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностичес-кий курс: Учебное пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

2. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие / Б.С. Гершунский. – М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Евсецова, Е.А. Ситуативно-задачный подход к оценке внутрипредметных компетенций студентов в изучении истории педагогики / Е.А. Евсецова // Образование и саморазвитие, 2007. – №4. – С. 163-168

4. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования: монография // Казанский гос. ун-т; под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань: ЦИТ, 2007. – 372 с.

5. Психологический словарь /авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.




Главная страница
Контакты

    Главная страница



Интеграция компетентностного и ситуативно-задачного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики

Скачать 101.82 Kb.